Долго думал, писать этот пост или нет. В конце концов, решил написать. Даже если он не представляет интереса для моих читателей, пусть остается дневниковой записью «для внутреннего пользования», напоминанием о моем сегодняшнем взгляде на проблему.
Речь идет о подписании Синодом РПЦЗ «Акта о каноническом общении с РПЦ МП», которое состоялось 6 сентября сего года.
Как мне кажется, особого внимания заслуживают несколько аспектов.
Прежде всего, подписание этого Акта явно и недвусмысленно противоречит решениям IV Всезарубежного собора, состоявшегося в мае, и прошедшего вслед за ним Архиерейского собора РПЦЗ (об этом подробнее см. тут:
http://www.liveinternet.ru/users/684695/post15578230/ ). Очевидно, что за четыре месяца, прошедших после этих соборов, никаких принципиальных изменений в церковной ситуации в России не произошло и, соответственно «устранения соблазнов», о котором говорят соборные документы, как об условии для восстановления евхаристического общения, не имеется. Действительно, в силу различных исторических пертурбаций, высшей инстанцией в принятии решений в РПЦЗ является Синод, а не собор. Но такое явное игнорирование соборного голоса Церкви говорит не в его пользу.
На мой взгляд, очевидно, что объединение частей Русской Церкви В ИСТИНЕ Христовой требует официального, публичного и однозначного отказа МП от лжеучений, участие в которых является следствием давления со стороны богоборческой большевицкой власти. Это сергианство и экуменизм. Принятие Синодом (а лучше собором) МП постановлений в которых говорится:
– о том, что политика М. Сергия (Страгородского) в отношении советской власти, вынужденная террором и насилием, не соответствует учению Православия о взаимоотношениях Церкви и государства (при этом «кидать камни» в самого М. Сергия совсем не нужно, памятуя о сложнейшей ситуации, в которую он попал);
– о том, что участие в экуменическом движении, в том виде, в котором оно сегодня существует, а также участие в совместных молитвах с еретиками (на политкорректной «фене» – инославными), несовместимо с именем православного (с приведением соответствующих канонических и догматических обоснований), в связи с чем МП покидает Всемирный совет церквей, Европейскую конференцию церквей и прочие экуменические организации.
Разумеется, два эти документа радикальным образом не изменят положения внутри МП, и не решат всех проблем, которые существуют. Но будет сделано главное: на официальном общецерковном уровне будут отвергнуты лжеучения, проникшие в ограду Церкви. Ради этого важнейшего достижениям нужно и «зарубежникам» смирить гордость «чистых», пойти на компромиссы и уступки, объединиться в евхаристическом общении, и работать над врачеванием имеющихся язв прошлого уже в рамках единой Русской Церкви.
До принятия этих принципиальных положений, без недвусмысленного публичного отказа от политики М. Сергия и выхода из экуменического движения, любое соглашение не достигнет наиглавнейшей цели – обличения лжеучений. А без объединения В ИСТИНЕ, произойдет объединение ВО ЛЖИ! Фактически, подпись М. Лавра, Арх. Марка Германского и др. под документом о немедленном и «безусловном» объединении с МП, означают их подпись под «Декларацией-27» и решением о вступлении в ВСЦ.
И едва ли это может пойти на пользу Русскому Православию.