ЯНВАРЬ – как чистый лист тетради, где записей пока что нет. С надеждой шепчешь: "Христа ради, пу...
Молитва благодарности... - (0)Мне есть, за что Тебя благодарить. И я благодарю молитвой слова. За то, что подарил мне эту жиз...
Царство Нерея - (0)Настроение сейчас - не в этом мире тому, что больше всего на свете люблю - морской стихии ...
Салаты на Новый 2019 год – 7 простых и вкусных рецептов салатов, которые сметут со стола первыми - (8)Новогодняя ночь – ночь, которую мы ждем весь год. Уж так повелось. Не знаю почему, но именно этот п...
Новогодний салат Свинка 2019 - (1)ингредиенты на 6 порций: Куриное филе 300 гр., Яйца 5 шт., Твёрдый сыр 150 гр., Чернослив 150гр.,...
"Красная Москва": как придуманные до революции духи стали символом СССР |
В год столетия русской революции парфюмерный эксперт Галина Анни, культуролог
"
Галина Анни: Фабрика Брокар, основанная парфюмером Анри Брокаром в 1864 году, действительно работала очень успешно. И именно на фабрике Брокар в 1913 году были созданы духи "Любимый букет императрицы", которые считаются прародителями "
Би-би-си: Изменилась ли композиция?
Галина Анни: Химически безусловно да, как минимум, потому что всех ингредиентов, душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокар в 1913 году, в 1924 в Советском Союзе просто не было. Что-то заменили, что-то вышло из оборота вообще, но основной характер композиции, синтетический фиалково-ирисовый аккорд, подчеркнутый бергамотом, флердоранжем, гвоздикой и илангом, сохранился.
Это был очень актуальный аромат по той причине, что он не был совсем уж оригинальным и в 1913 году тоже. Прародитель его - "L'Origan"
Мы даже не можем сказать, что это был лучший букет, выпущенный "
Кроме того, я доверяю авторитету Галины и книге знатока русской парфюмерии Вениамина Кожаринова, где говорится, что действительно "Красная Москва" является переработанным запахом "Любимый букет императрицы", но, честно скажу, я никогда не видела документов, которые бы доказывали идентичность обоих запахов.
Галина Анни: Вы совершенно правы, документальных свидетельств о том, что "Любимый букет императрицы" - это "Красная Москва", нет. Но есть свидетельства очевидцев. У меня есть [знакомые] коллекционеры, которые держали в своих коллекциях этот самый "Букет".
Екатерина Жирицкая: Прямо 1913 года?
Галина Анни: Да, и неудивительно - и более старые флаконы бывают в коллекциях. И эти люди подтверждают, что с некоторыми приближениями и с учетом изменений, да, букет тот же.
Екатерина Жирицкая: Почему я косвенно тоже верю, что Август-Мишель в 1924 году все-таки воссоздал дореволюционный запах, потому что ему, честно говоря, ничего другого не оставалось. Если мы почитаем, что происходило с парфюмерной и жировой промышленностью и, в частности, с фабрикой Брокара после революции, то это детектив и слезы. Когда читаешь протоколы заседаний, сквозь сухие строки рвутся невероятные человеческие истории. Ясно, что легло все. Фабрики были национализированы, и люди пишут: "У нас вследствие гражданской войны некому работать. Пришлите жира". Выпускалось мыло, которое распределялось по карточкам, два куска в месяц на человека. И руководители фабрики Брокара, когда пришли к Ленину с просьбой сохранить им здание, в качестве аргумента говорили: "Мы сохранили в наших подвалах запасы эфирных масел, сырье".
Галина Анни: Евдокия Уварова, возглавившая "Новую зарю", была революционеркой и идейной вдохновительницей сохранения наследия Брокара. Собственно, Август-Мишель как работал на фабрике, так там и остался работать. Его уговорили подготовить поколение советских парфюмеров, он был привязан к России, у него была русская жена и какие-то проблемы с паспортом, он не мог выехать. Он действительно подготовил Павла Иванова и Алексея Погудкина, которые основали советскую школу парфюмерии. Другое дело, что при советской власти это не рекламировалось, а когда в 1991 году Антонина Витковская пришла руководить "Новой Зарей", она достала из закромов эту идею.
Екатерина Жирицкая: Как удобный и красивый миф, прекрасно заработавший в новых условиях.
Первый текст, связанный с "Красной Москвой", который я нашел - это кино. Фильм называется "
Екатерина Жирицкая: Они были довольно дорогие.
Олег Лекманов: Да, 6 рублей - это были приличные деньги. Следующий фильм - 1961 года "
Екатерина Жирицкая: Где же там "Красная Москва"?
Олег Лекманов: Она там прямо не упоминается, но есть эпизод, где одна девушка приходит к другой в общежитие, а та не очень хорошая, и на ее тумбочке стоит несколько флаконов духов. Гостья начинает их смотреть и изучать, и один из них - маркированная красной крышечкой "Красная Москва". Дальше фильм 1972 года "
И это интересная смена отношения: в "
И наконец, "
Галина Анни: Там герой идет знакомиться с родителями невесты, и она вручает ему флакон: "А эти духи ты подаришь моей маме, она о-бо-жает "Красную Москву".
Олег Лекманов: И интересно, что это не прямая констатация эпохи, а проекция из более позднего времени [1982 года], "что было тогда". Перечисляются разные приметы времени: каток, куплетист и "Красная Москва". И еще есть текст поздних 1960-х - поэма
Дождь, -
не затихая
час,
а может, два, -
будет лить
духами
"Красная Москва".
И над магазинами
все прочтут легко:
"Пейте стрекозиное
мо-
ло-
ко!.."
Я в ужасе представил себе, как несколько часов будет лить "Красная Москва"! И все советские женщины будут бегать с флакончиками.
Екатерина Жирицкая: Те, кто не задохнется.
Олег Лекманов: Понятно, что
Пахнет дело мое керосином,
Пахнет "Шипром", как бритый мужчина,
И как женщина, — "Красной Москвой"
(Той, на крышечке с кисточкой)...
Галина Анни: Вообще, эти духи прекрасно ложились на весь сталинский гламур, на сталинский ампир. Они были действительно популярны у поколения, которое было молодым до 1970-х годов. Потом они морально устарели. Несколько поколений женщин просто не могут носить одни и те же духи, они выходят из моды. Это случилось и на Западе: "L'Origan" продолжал выпускаться до 1960-х годов в США. А затем наступает 1968 год, эпоха хиппи, и востребованы совершенно другие ароматы. Тяжелые цветочно-ориентальные ароматы ушли в прошлое.
Выпуск 2004 года четырех разных аромата к юбилею дома Коти. "L'Origan" - второй справа
Би-би-си: А какое отношение к парфюмерии было в разные годы СССР?
Галина Анни: В целом, духи стали доступны практически всем слоям населения при советской власти, и это правда.
Олег Лекманов: С точки зрения культуры было несколько этапов. Во время гражданской войны это был признак буржуйского происхождения. Вот у
Ну а потом, понятно, духи стали частью и советского быта. А когда начался сталинский ампир в начале 1930-х, это уже полностью допустимо. В войну всем, понятно, было не до того, а после нее все возрождается вновь в раннюю оттепель, становится знаком, что "мы тоже можем". Сталин умер 5 марта 1953 года, а уже 1 июня в честь наступления лета в "
И позволю себе поделиться личным воспоминанием: еще важным является фактор, что в какой-то момент в СССР стали проникать настоящие французские духи потихонечку.
Екатерина Жирицкая: "Березка" и фарцовка.
Олег Лекманов: И тогда "Красная Москва" стала уже не совсем "то". И здесь название, и внешний вид играли роль. Появились молодые женщины, для которых даже уже из-за названия наносить на себя духи "Красная Москва" считалось немножко зазорным. "А она пусть "Красной Москвой" душится", - могли про кого-то сказать.
Галина Анни: Да, в 1970-е началось пренебрежение, как к бабушкиной культуре. Хотелось чего-то нового и интересного, свежих, фантазийных духов, не тяжелых цветочно-восточных, как "Красная Москва".
Би-би-си: Если говорить о современной России, какие обонятельные ассоциации она вызывает?
Галина Анни: У всех разные, конечно. Россия большая, в южных регионах - одни запахи, в северных - совершенно другие, в центральной полосе - третьи. Сложно выбрать что-то одно, но современные парфюмерные художники, которые пытаются передать образ России, работают с черной смородиной - это очень русский запах. Лес с черной смородиной. Конечно, всевозможные травы, мед. Березовая смола, которая традиционно была русским ингредиентом и входила в состав духов под названием "Русская кожа" - это родовое название духов, которые выпускали и выпускают все.
Екатерина Жирицкая: Дегтярная нота.
Галина Анни: Да, ноту кожи передавали березовым дегтем.
В коллекции Галины Анни есть шесть флаконов "Красной Москвы" разных лет. Эти два - 60-70-х годов
Екатерина Жирицкая: Я бы разделила реальные запахи и символический обонятельный образ вокруг России. И кроме того, в реальных запахах я бы еще отделила то, что слышит в России иностранец. Это известный феномен, что для того, чтобы почувствовать запах, надо быть немного чужим. Свой запах люди не слышат ни физиологически, ни в культуре - ассоциируют себя с приятным запахом или с запаховой нейтральностью. А чужое и чужого через запах определяют в самых разных контекстах.
К тому же, запахи, которые люди слышат, часто зависят не только от реальности, но и от того, что они хотят выделить. Например, запах щей - это как "Красная Москва", реальный запах, выросший до мифа. В романе
Если выбирать реальные запахи с точки зрения жителей страны, то Галина права, что особенность нашей страны - ее невероятная протяженность и культурное разнообразие. Мы можем говорить о локальных сильных обонятельных нотах, например, о запахе лиственницы. Меня в свое время потряс рассказ
Олег Лекманов: У меня есть короткая история про советские запахи и иностранцев. У меня в начале 90-х годов приятель уехал в Штаты. Как часто бывает, у него взыграла ностальгия по всему советскому, и он попросил своего отца привезти дегтярного мыла - знаете такое, черное. И когда отец через границу это все повез, американские таможенники открыли сумку, как раз из-за запаха. Это что, говорят? - Мыло. - Что?! И в конце концов изрубили его на мелкие кусочки и выдали ему в ужасе.
Галина Анни: Вот это как раз к рассказу о березовом дегте. Это все родное: и дегтярное мыло, и лыжная мазь, и мазь Вишневского, и когда мы чай
Екатерина Жирицкая: Если говорить о реальных запахах, можно выделить группу эфирных масел, традиционных для России: кориандр, фенхель, анис и мята. Если мы захотим составить символический образ обонятельной России, как я попробую сделать, мы должны выделить три основные уровня: базу, сердцевину и верхнюю ноту. Мне кажется, наша базовая нота - это запах земли. Все, кто бы ни писал о национальных особенностях характера, будь то Шмелев или
Галина Анни: Я сейчас пробовала построить духи по предложенной Екатериной пирамиде. Что мы можем сказать про землю? Земля - это, конечно, запах дубового мха. Это основа шипра. По этой ли причине, не по этой, шипр - самый популярный аромат у нас в России, и он тоже стоит на плечах "
Олег Лекманов: Все это отлично, но все это очень русские запахи, не советские. А я предложил бы советские духи, и я два запаха придумал: запах хлорки - он, мне кажется, важный: ты идешь, тебе в нос шибает запах хлорки, и ты сразу вспоминаешь целый набор всего, связанного с советской жизнью, от туалетов пристанционных до палат в пионерских лагерях. И второй запах, чтобы это не было совсем уж грустно - запах шашлыка.
Екатерина Жирицкая: Отлично.
Олег Лекманов: Это запах праздника, советского придорожного застолья. Причем не просто шашлыка, а на
Галина Анни: И мы опять возвращаемся к тому, что это ведь тоже дым, тоже березовый деготь.
20.09.2017
Серия сообщений "Эксклюзив":
Часть 1 - Удивительные книги Средневековья: 6 примеров нестандартных старинных экземпляров
Часть 2 - Прыжок с парашютом. Как звучит небесная тишина?
...
Часть 32 - Самые необычные ингредиенты в косметике
Часть 33 - Перегородчатая эмаль и Антикварная посуда | Искусство русских мастеров,18-19 вв.
Часть 34 - "Красная Москва": как придуманные до революции духи стали символом СССР
Часть 35 - Наиболее дорогостоящие чаи мира
Часть 36 - Кабаре-шоу «Альказар» - визитная карточка Паттайи. Таиланд.
Часть 37 - Вам могут платить за чтение книг на Мальдивах. Вот подробности вакансии мечты
Рубрики: | Тайны Красоты Шахерезады /Парфюмерия Искусство История Культура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |