Лучшее быстрое тесто для заливных пирогов и 5 вариантов с ягодами и фруктами Зн...
Свитер с круглой кокеткой и жаккардовым узором "Самоцветы" - (0)Лопапейса: "Самоцветы" Свитер вяжется единым полотном сверху вниз без швов, с ...
Аргентина: Палермский розовый сад (Rosedal de Palermo) - (0)Аргентина: Палермский розовый сад (Rosedal de Palermo) Палермский розовый сад,также ...
Кофточка с коротким рукавом спицами - (0)...
Узор для ажурной кофточки - (0)https://t.me/c/1574924944/23115.
Светлый ангел Боттичелли - Симонетта Виспуччи |
Три самые красивые истории платонической любви подарил нам Проторенессанс. "Любовь, что движет солнце и светила" - это Данте, написавший "Божественную комедию" только для того, чтобы воспеть Беатриче.
"Уходят злые звезды с небосклона, узнав Ее прекрасный лик вдали..." - Петрарка, поклоняющийся своему "златокудрому ангелу" - Лауре.
Сандро Ботиччели. Симонетта, 1475
А о третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. Больше того, "объект стpасти" - Симонетта Веспуччи - так и не узнала, кто пpославил ее в веках, а ее нежный одухотворенный лик сделал одним из пленительнейших женских образов. Эту Симонетту - волшебную, как мечта, загадочную и невыносимо прекрасную - запечатлел на своих картинах самый своеобразный художник Возрождения - Сандро Боттичелли.
Вообще-то его звали Алессандро да Мариано ди Ванни ди Амедео Филиппели. Но длинное имя вовсе не означало, что Сандро был благородного происхождения. Напротив, Филиппели были выходцами из мелкой буржуазии. Отец Алессандро был кожевником, и умер, когда будущий художник был еще совсем маленьким. Сандро вырастил старший брат Антонио - веселый, добродушный, толстый человек, большой любитель выпить. Друзья прозвали его Боттичелло - "бочонок", а его младшего брата - худощавого и стройного, как тополь, Сандро - Боттичелли, "из рода бочек". Шутливое прозвище, забавное уже в силу того, что ничуть не подходило ни к фигуре, ни к нраву Алессандро, быстро запомнилось, и к тому времени, когда Сандро начал учиться живописи, стало почти что его фамилией.
Филиппино Липпи. Портрет С. Боттичелли
О молодости Боттичелли известно очень мало. Он был замкнутым и мечтательным юношей и почти все время проводил в мастерской у своего учителя Филиппо Липпи, совершенствуя технику письма. Пока другие предавались земным радостям, Боттичелли писал Мадонн - похожих на творения Липпи, но куда более хрупких и печальных. Уже в ранних работах отчетливо проявилась меланхоличность нрава будущего гения - Боттичелли никогда не изображал счастливые, улыбающиеся лица. Уделом его героинь была светлая, пленительная грусть, придающая им особое очарование.
Мадонна Евхаристии
Это было даже странно, поскольку юность Сандро пришлась на время расцвета и могущества Флоренции. В ту пору Медичи, фактические правители города, превратили его в "царство муз и искусств", королевство праздности и развлечений. Во Флоренции не прекращались пиры, скачки, охоты и карнавалы, "золотая молодежь" состязалась в "джоттах" - конкурсах на самое pоскошное оружие и одежду, а также - в острословии и умении сочинять сонеты. Лоренцо Великолепный, двадцатилетний "отец города", сам писал стихи, отлично разбирался в античной и современной литературе, покровительствовал науке, философии и искусствам: живописи, поэзии, скульптуре. Именно он пригласил во Флоренцию Леонардо да Винчи, он же первым оценил талант молодого Микеланджело.
Аньоло Бронзино. Портрет Джулиано Медичи
Но Лоренцо был только распорядителем "нескончаемого праздника жизни". Сам он - некрасивый, худой, маленький - никогда не принимал участия в состязаниях. "Принцем юности", Марсом города был его младший брат Джулиано, силой, ловкостью и красотой которого гордилась вся Флоренция. О Джулиано слагали стихи и поэмы, его - в виде античных героев - рисовали придворные художники. Младшим Медичи были очарованы все флорентийские дамы - от знатных девушек до горожанок. Впрочем, и те и другие знали, что у них нет шансов завоевать благосклонность принца: сердце Джулиано в то время было отдано Прекрасной Симонетте.
В Симонетту во Флоренции были влюблены все. С тех пор как муж - Джорджио Веспуччи - привез эту хрупкую блондинку откуда-то с севера, она стала царицей всех праздников в городе, общепризнанной "богиней любви и весны", Венерой и Мадонной Флоренции. Мягкая, нежная красота Симонетты буквально завораживала. Ее роскошные волосы жидким золотом струились вдоль тела, а когда она убирала их в прическу - образовывали нимб вокруг головы. .
Ее тонкие руки, длинная шея, маленькая грудь были признаны во Флоренции эталоном, тем более, что Симонетта любила очень открытые платья, а некоторым художникам позировала даже полуобнаженной. Ее рисовали часто, но портреты, как правило, не передавали всей чарующей прелести "флорентийской Венеры". Никому из живописцев не удавалось запечатлеть ее улыбку - чуть удивленную, грустную, полную нежности и печали.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи
Симонетта знала власть своей красоты. У ее ног были оба Медичи - всемогущий Лоренцо и красавец Джулиано, ей посвящали стихи и поэмы и поклонялись почти как богине.
Например, флорентийский придворный поэт Полициано, прославляя влюбленных, сочинил в их честь поэму. Вот как он воспел красоту и грацию Симонетты:
Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса — добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
В ней кротость величавая царицы,
Но гром затихнет, вскинь она ресницы.
Однако Симонетта знала и то, что ее слава долго не продлится. Даже безупречная внешность выдавала в ней "цветок, который вот-вот сломают" - кожа была такой белой, что казалась прозрачной, а печаль в глазах все чаще сменялась приступами бурлящей, отчаянной веселости. "Флорентийская Венера" болела чахоткой, и с каждым днем ей становилось все хуже.
Сандро Боттичелли. Венера и Марс. 1483
Единственным утешением Симонетты была ее романтическая привязанность к Джулиано - естественно, платоническая, поскольку оба Медичи дружили с Джорджио Веспуччи. "Прекрасный принц" блистал ради нее в "джоттах" и турнирах, а придворные поэты его брата сочиняли гимны "романтической любви Марса и Венеры". "Они будут всегда вместе, всегда рука об руку..."
Пророчество оказалось недобрым. Симонетта умерла 23 апреля 1473 года, не дожив и до 24 лет. А через три года, в тот же самый день, смерть забрала Джулиано Медичи - 25-летний принц погиб от рук заговорщиков, пытавшихся захватить власть во Флоренции.
Венера и Марс. Фрагмент картины
Обе эти трагедии, как громом, поразили Флоренцию, и Симонетта с Джулиано стали героями легенды. Но больше других был потрясен Боттичелли. Симонетта, даже не замечавшая скромного художника, была для него идеалом красоты, а ее смерть только добавила недостающие штpихи в образ, уже давно сложившийся в голове Алессандро..
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1485
Отныне из его картин навсегда исчезли невыразительные, круглые женские лица. Теперь с них грустно, чуть удивленно смотрела Симонетта. Она стала Венерой в "Рождении Венеры" - хрупкой, нежной, грациозной, только что созданной из солнечного света, пены волн, дыхания ветра и аромата цветов.
Рождение Венеры. Фрагмент картины
Она была Флорой - печальной, задумчивой, как будто пришедшей оттуда, откуда не возвращаются. Мадонны, Святые, Грации глядели с картин Сандро ее глазами, улыбались ее мягкой чарующей улыбкой. Ее золотистые волосы рассыпались по их плечам, а ее кроткая покорность судьбе делала их трогательными и беззащитными.
Сандро Боттичелли. Весна (Primavera), 1482
Симонетта стала музой Боттичелли на долгих пятнадцать лет. За эти годы он создал все самые лучшие, самые знаменитые свои картины, теплые и лиричные, проникнутые светлой грустью. Но в середине 90-х годов все изменилось....
Во Флоренции появился безумный монах Джироламо Савонарола, проповедовавший смирение, отказ от мирских соблазнов, считавший, что светское искусство - "от дьявола" и подлежит уничтожению. И самое страшное, во Флоренции - "царстве муз и праздности" - Савонарола нашел множество сторонников, среди которых были даже просвещенные люди - философы, художники, скульпторы. Учением Савонаролы на какое-то время увлекся юный Микеланджело, оно же - стало Откровением для Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа, около 1490 г.
Именно тогда Симонетта исчезла из его картин, уступив место постным лицам и почти средневековой "плоской" изобразительной манере. "Женщины - зло, - проповедовал фра Джироламо, - и они искушают одним своим видом". Боттичелли во многом был согласен с идеями Учителя, но кое-что его все же коробило. Уже в старости он с содроганием вспоминал костер, который "неистовый монах" устроил из "искушающих" произведений искусства. В огонь летели великолепные картины и редкие книги, погибла античная библиотека Лоренцо Великолепного, были разбиты многие статуи, изображавшие обнаженные тела.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов
(Живописец написал это полотно для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы, на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя (фото выше). Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется»).
Но "разгулу святости" во Флоренции быстро положили конец. Сеньория испугалась, что в городе начнется террор, и призвала на помощь Папу, которого Савонарола неоднократно поносил в своих проповедях. Папа прислал войска, чтобы остудить пыл сторонников безумного монаха, а самого фра Джироламо схватили, и через некоторое время сожгли как еретика.
Сандро. Боттичелли. Мадонна с гранатом.1487
Мученическая смерть Савонаролы окончательно убедила Боттичелли, что монах был святым и пострадал за это. Со смертью Учителя из картин Сандро исчезла пленительная грусть, уступив место суровой печали и безысходности. Он стал реже браться за кисть, интересовался только религиозной тематикой, а вскоре и вообще забросил живопись. Купив виллу, он вместе с братом переселился в пригород и провел там остаток жизни.
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. 1491-1493 гг.
Боттичелли умер в 65 лет, и был забыт на долгих три века. Только в XIX столетии прерафаэлиты открыли миру волнующее очарование его картин, их тонкий лиризм и гармонию. "Поэт с кистью", "первый художник впечатления" был наконец-то оценен по достоинству и даже вошел в моду.
Сандро Боттичелли. Благовещение. 1489
Человечество просто влюбилось в его творчество - в плавность линий, мягкость тонов, в нежность, человечность и одухотворенность его искусства. Но еще больше почитателей живописи завоpожило невыразимо прекрасное и печальное женское лицо - лицо Симонетты Веспуччи.
Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой. 1483
Источник основного текста
Рубрики: | Художники/Старые мастера живописи Он и Она |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |