Цитата сообщения Ada_Peters
Венская галерея Альбертина чествует пуантилистов, Ван Гога, Матисса и Пикассо
Венская галерея Альбертина чествует пуантилистов,
Ван Гога, Матисса и Пикассо
Художник Жорж Сёра всего лишь несколькими картинами основал стиль, который сыграл ведущую роль в современном искусстве — пуантилизм. Ныне это пленительное направление находится в центре многогранной выставки «Сёра, Синьяк, Ван Гог: пути пуантилизма» в венской галерее Альбертина.
Сто избранных шедевров главных его представителей, а также впечатляющие работы Ван Гога, Матисса и Пикассо, которые были очарованы точечной техникой, иллюстрируют пуантилизм во всём его блеске и значимости.
Поль Синьяк, «Венеция, розовое облако» (1909)
Жорж Сёра внезапно скончался в возрасте 31 года в 1891-м, но уже тогда Камиль Писсарро представлял, что «изобретение» этого мастера «позже будет иметь весьма существенное значение" для живописи.
Воскресенье в Пор-ан-Бессен
Жорж Сёра
1888, 66×82 см
Экспозиция, организованная совместно с музеем Крёллер-Мюллер, рассказывает историю пуантилизма с момента его создания в 1886 году.
Тео ван Рейссельберге, «Сидящая обнажённая» (1905).
Коллекция галереи Альбертина
Выставка начинается с ранних новаторских работ Жоржа Сёра, Поля Синьяка и Тео ван Рейссельберге, проводит дугу к Анри Эдмону Кроссу, который трансформировал точки в крошечные квадраты и мозаики.
Затем повествование переходит к шедеврам Винсента Ван Гога, ярким краскам фовистов, пятнам в кубистических работах Пабло Пикассо и абстрактным произведениям Пита Мондриана.
Это комплексное представление проливает свет на уникальную метаморфозу точки и на достижения самих пуантилистов.
Поль Синьяк, «Завтрак, или Столовая» (1887)
Живописцы, которых мы теперь называем «пуантилистами», в 1886 году своей необычной техникой бросили вызов авангардным импрессионистам, уже вошедшим в моду к тому времени. Последующее развитие живописи в Париже в конце XIX века показало, насколько пророческим было суждение Писсарро.
Хэмптон Корт Грин
Камиль Писсарро
1891, 54.3×73 см
Художественный почерк Сёра, Синьяка и Рейссельберге свёлся к наименьшему возможному — точкам. Накладывая их как можно ближе друг к другу в соответствии с оптическим принципом смешения цветов, художники добивались невиданных до тех пор свечения и хроматических импульсов.
Именно так реалистический взгляд на мир сменился изображением синтетической реальности, что в момент распахнуло двери для модернизма.
Ашиль Ложе, «Портрет мадам Астр» (1892).
Музей изящных искусств, Каркасон
Тео ван Рейссельберге, «Портрет мадемуазель Алисы Сет» (1888).
Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле
Андре Дерен
Мост Ватерлоо Предложить название
1906
Синьяк после смерти Сёра начал вместе с Анри Кроссом усиливать световые контрасты и яркость, ввёл термин «дивизионизм». Его маленькие, системно расположенные точки вскоре превратились в линии.
Тем самым Синьяк освободил художников от обязательных точек и молодое поколение, в том числе Анри Матисс и его окружение, а также Пит Мондриан вырвались из жёсткой системы Сёра.
Интерьер ресторана
Винсент Ван Гог
Некоторое время приверженцем пуантилизма был Винсент Ван Гог. Поначалу он воспринял идеи Сёра с энтузиазмом: его палитра стала ярче, а пейзажи изобиловали точками. Но эта техника никогда не играла важную роль в его творчестве.
Вскоре художник перенял более свободную форму выражения, которая лучше соответствовала его природе. В 1888 году он противопоставил холодному и рациональному пуантилизму индивидуальный эмоциональный стиль.
Сеятель и закат
Винсент Ван Гог
Нечто подобное случилось и с дивизионизмом в творчестве Анри Матисса.
Анри Матисс, «Попугайные тюльпаны» (1905).
Галерея Альбертина, Вена
Основатель фовизма обращался к этой технике дважды — в 1897-м и в 1898 годах. Но вскоре, как и Ван Гог, Матисс и примкнувший к его движению Пит Мондриан отошли от пуантилизма.
Последний под влиянием люминиста Яна Торопа начал экспериментировать прежде всего со световыми эффектами, опираясь на выразительные работы Ван Гога и анархическое искусство фовистов.
Июль, семья в саду
Тео ван Рейссельберге
1890
Пабло Пикассо также привлекли новаторские идеи пуантилизма. В общей сложности трижды — в 1901-м, 1914-м и 1917 годах — испанский художник заигрывал с идеями Сёра и вводил точки в свои работы.
Пабло Пикассо, «Испанская танцовщица» (1901).
Коллекция Нахмада, Монако
В первый раз его мотивом было желание соответствовать времени. Позже он использовал свободно расположенные точки в так называемом «рококо кубизме». В последний раз Пикассо обратился к этой технике в своём шедевре «Возвращение с крещения» (1917).
Обнажённые с ибисами
Робер Делоне
1907, 55×45 см
Выставка «Сёра, Синьяк, Ван Гог: пути пуантилизма» в венской галерее Альбертина продлится до 8 января 2017 года.
По материалам официального сайта галереи Альбертина.
Автор: Влад Маслов
.