-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12618
Комментариев: 25318
Написано: 49427





КЛОД МОНЕ и ЭДУАРД МАНЕ

Суббота, 07 Ноября 2015 г. 08:48 + в цитатник

Camille Monet on a Garden Bench, 1873.jpeg
Camille Monet on a Garden Bench, 1873


0
Эдуард Мане «В оранжерее» 1879



Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Репин Илья Ефимович "Дуэль" 1897

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 21:40 + в цитатник

Илья Ефимович Репин: Дуэль. 1897
Дуэль. 1897


Жанровая картина изображает участников дуэли после свершившегося события.
Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку с просьбой о прощении и примирении.
Выразительна и фигура второго участника дуэли, изображенного на переднем плане справа. Снимая перчатки, он повернулся спиной к раненому, давая понять, что дуэль окончена и победитель – он. Нежеланием примирения и гордыней полна его поза. Тогда как в позе умирающего – беспомощность и надежда.
Репин вдохновился толстовской идеей всепрощения и хотел выразить ее важность для общества. Лев Толстой резко отрицал практику дуэлей и настаивал на человеческом гуманизме. В основу темы и сюжета картины был положен действительный факт, который рассказал художнику один военный судебный деятель о деле, разбиравшемся в суде города Тулы. Смертельная обида встала стеной между двумя мужчинами, и нанесший ее был ранен на дуэли, умирая, осознал все и просил прощения.
Особое значение в картине имеет пейзаж. Кроме яркой зелени травы и точной передачи лесной поляны, в нем раскрылась типично репинская черта. Стволы деревьев на заднем плане озарены лучом солнца. Это было сделано мастерски и вызвало большое восхищение в Италии на Всемирной выставке.
Появился устойчивый термин «свет Репина». В результате в тот момент картина осталась в Италии, в частном собрании.

link


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Боголюбов Алексей Петрович "Этрет. Отлив (Франция)" 1887

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 17:53 + в цитатник

Алексей Петрович Боголюбов Этрет. Отлив (Франция)  [1887]
Этрет. Отлив (Франция), 1887
Дерево, масло. 16 x 24.
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Живописное дарование Алексея Петровича Боголюбова развернулось во всем блеске в 80-90-е годы XIX века. Замечание Крамского, что у Боголюбова «огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа», относится к творчеству художника 60-70-х годов. Но уже и тогда (в 1877 году) Крамской отметил, «что больше всего доказывает в нем присутствие таланта, это его этюды. В них он бывает даже положительно оригинален».

Этюд у Боголюбова перерастает в картину, собственно, он является создателем такого этюда-картины. Этот особый вид этюда, сохранивший всю прелесть живой, реальной природы и несущий в себе завершенность картины, можно назвать «боголюбовским». Кто видел много работ Боголюбова именно периода 80-90-х годов, тот знает эту особенность его творчества, которая отчетливо выделяет Боголюбова из общей среды русских художников-пейзажистов.

В этих этюдах-картинах Боголюбов выступает как своеобразный художник-маринист и пейзажист. Боголюбов в совершенстве знает море во всех его проявлениях. Именно это позволило ему создать столь правдивые образы бурного моря, показать его так реально, так ощутимо, как удалось немногим. Море Боголюбова то бурное, неугомонное, пенясь и клубясь, набегает на берег, то величественное и безбрежное, покрывается барашками волн, оно всегда в движении, насыщает воздух влагой и слепящим блеском брызг.

Именно в этюдах, и особенно последнего периода, развернулось полностью правдивое, реалистическое искусство Боголюбова. Все лучшее, что долгие годы собиралось Алексеем Петровичем у себя, было передано после его смерти в Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. Среди них было несколько десятков таких этюдов, что если бы Боголюбов за всю свою жизнь не создал больше ничего, то и тогда он мог бы заслуженно считаться гордостью русского реалистического искусства.

link

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Клод Моне «Скала в Этрете» 1883

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 17:48 + в цитатник



La Porte d`Amount, Etretat, 1873.jpg
La Porte d`Amount, Etretat, 1873

Уже давно многими художниками было замечено, что самые необыкновенные утесы расположились в небольшом городке Этрета в Нормандии. Его маленькие пансионы собирали множество любителей плаванья в океане и созерцания живой и яркой природы.

The Manneport, 1882.jpg
The Manneport, 1882

Скалу, которую Моне изобразил на своей картине немного ранее описал один французский писатель. Небо в это месте сливается с водой в единое целое, а угрюмый и большой утес откидывает на песочный берег огромную тень. Верхушки склонов солнце залило ярким вечерним светом. В глаза бросается скала удивительной формы, напоминающей чем-то большого слона, опустившего хобот в воду.

Клод Моне часто посещал морское побережье, чтобы перенести на бумагу удивительные морские пейзажи. Он несколько раз посещал пляж возле Ла-Манша, где скалы, разбитые ветрами и волнами возвышались над океаном будто фантастические аркады.

The Manneport, Etretat, Rough Sea, 1883.jpg
The Manneport, Etretat, Rough Sea, 1883

*****

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

КЛОД МОНЕ Из коллекции Эрмитажа.

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 16:53 + в цитатник


часть 8 Эрмитаж: Моне, Клод - Уголок сада в Монжероне
Эрмитаж: Моне, Клод - Уголок сада в Монжероне


часть 8 Эрмитаж: Моне, Клод - Мост Ватерлоо. Эффект тумана
Эрмитаж: Моне, Клод - Мост Ватерлоо. Эффект тумана

*****
Рубрики:  живопись/Импрессионизм

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Корзухин Алексей Иванович. «Птичьи враги» 1887

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 14:37 + в цитатник

«Птичьи враги»1887
«Птичьи враги» 1887 г. Масло, холст.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия

Картина «Птичьи враги» была написана А.И. Корзухиным в 1887 году. Только взошло солнце, а ребята уже отправились ловить птиц на продажу, взяв с собой клетки для добычи и длинный шест. Одеты в простые рубахи, штаны и босиком.
Автор подобрал удивительную цветовую гамму. Светло-зеленый оттенок привлекает внимание. В верхнем левом углу виден небольшой кусочек пурпурного неба, освещенного восходящим солнцем.

link

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Фрагонар Жан-Оноре "Поцелуй украдкой" 1785

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 10:41 + в цитатник


Жан-Оноре Фрагонар
Поцелуй украдкой, 1785
Холст, масло. 45 x 55 см.

Любимец богатых заказчиков, вынужденный подчиняться их вкусам, Фрагонар создавал «бездумные» и нарядные картины, но, оставаясь сыном своего времени, современником просветителей, он сознательно или интуитивно откликался на их требования демократизации искусства, на требование приблизить его к жизни.

«Поцелуй украдкой»— одно из наиболее характерных произведений художника, демонстрирующих, как уживались в его творчестве эти противоречия.

Перед нами сцена, сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи— он блестящ и весел. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно подсмотрена художником. Девушка на минуту вышла из гостиной, чтобы взять забытый шарф, и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. Все изображение полно движения и непосредственного чувства. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов, их фактуры. Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально, пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 1780-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние. Ощущая необходимость обновления своего творчества, художник обратился к еще ранее интересовавшим его голландским мастерам. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт».

Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве, из собрания Станислава Августа Понятовского.

link

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Корзухин Алексей Иванович. «Разлука» 1872

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 10:31 + в цитатник

Корзухин А.И. «Разлука».
«Разлука»
1872
Холст, масло 59 х 77
Государственная Третьяковская галерея

На своей картине «Разлука» А.И. Корзухин изображает помещичью семью. На переднем плане произведения мать с сыном на руках. Он уже довольно взрослый, чтоб сидеть у матери на коленях, но она его так посадила, потому что им предстоит долгая разлука, и она очень за ним будет скучать.
Мать смотрит на своего сына, и в её взгляде читается волнение и тревога, она не хочет его отпускать, но при этом понимает необходимость этого действия. Правой рукой она сжимает платок, очевидно, чтобы вытирать накатывающиеся слёзы. Указательный палец руки поднят вверх, можно предположить, что в этот момент она даёт последние наставления сыну.
Женщина облачена в розовый полосатый костюм, подол юбки которого легко скрывает её ноги. Мальчик прислушивается к маминым советам, но взгляд его устремлён мимо неё. Похоже, он не сильно переживает из-за того, что им придётся расстаться. Он одет в длинное чёрное пальто, тёмные брюки, и лакированные туфли. В руках мальчик держит свою фуражку. За спиной у него виден походный ранец. Стол, за которым они сидят, покрыт белоснежной скатертью. На столе стоит чайный набор и самовар с заварником.
По другую сторону стола на красном резном диване сидит офицер – папа мальчика. Он внимательно следит за сценой прощания, словно желая тоже что-нибудь добавить сыну от себя. Он не единственный наблюдатель, сзади матери стоит бабушка, которая, судя по тому, что она тоже одета и держит в руках свою сумку, едет вместе с внуком. На стене висят два портрета в фигурных рамках. Рядом с офицером находится стул, на котором лежит недочитанная им газета и трость.
Автор выполнил свою картину в довольно спокойных тонах, что соответствует изображённому сюжету.

link

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет художника К.А.Коровина» 1891

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 10:30 + в цитатник


Серов был талантливейшим портретистом. Его первыми моделями становились знакомые и близкие ему люди: писатели, артисты, художники. Он часто писал портреты своих друзей: Римского-Корсакова, Коровина, Репина, Левитана и Лескова.

Для каждой новой работы художник выбирал особый стиль, подчеркивающий индивидуальность его героев. Например, создавая картину «Портрет Константина Коровина» (1891 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), мастер изобразил своего друга в совершенно «коровинской» манере, используя крупные свободные мазки и присущие Коровину цвета, обогащая, таким образом, личностные характеристики художника. Домашняя одежда, свободная поза и весь окружающий антураж очень точно передают темперамент и облик Константина.

Портрет художника К.А.Коровина. 1891.jpg
«Портрет художника К.А.Коровина»
1891
Холст, масло 111,2 x 89
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Лицо Коровина прописано мастерски точно. Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии.
Работа создана во время неформального дружеского общения, общения двух талантливых художников.

*****

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет М.Н.Ермоловой» 1905

Пятница, 06 Ноября 2015 г. 10:29 + в цитатник


Часто художник писал символичные работы. Как, например, картина «Портрет актрисы М. Н. Ермоловой» (1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Архитектор Федор Шехтель, увидев работу, сказал, что: «Это памятник Ермоловой!». И, действительно, полотно монументально, а сама великая актриса напоминает античную скульптуру или даже колонну, устремленную вверх. Голова Ермоловой прописана на фоне зеркала, отражающего потолок, что создает иллюзию вознесения фигуры актрисы, подобно кариатиде. Монохромность и камерность портрета как будто возносит героиню на пьедестал, одновременно подчеркивая печать исключительности и одиночества творческой личности.

Портрет артистки М.Н.Ермоловой. 1905.jpg
«Портрет М.Н.Ермоловой»
1905
Холст, масло 224 x 120
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Живописец любил изображать артистов в их театральных амплуа. Серов создал замечательный «Портрет Франческо Таманьо» (1903 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), где великолепный певец запечатлен в театральном берете, а на его горле виден символический отблеск золота. Вторым примером служит «Портрет Шаляпина» (1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), который славился тем, что и в жизни почти никогда не выходил из ставшего привычным сценического образа.


*****

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет великого князя Павла Александровича»1897

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 22:36 + в цитатник

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897.jpg
«Портрет великого князя Павла Александровича»
1897
Холст, масло 168 x 151
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Художник был уверен, что присутствие животных добавляет натуральности напряженным и вычурным позам людей.

Ярчайший пример выше сказанному являет собой «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). На нём сам князь изображен в неестественной напряженной, как будто застывшей позе, в то время, как его лошадь – чуткая, живая, с умными глазами – придает полотну динамику и естественность. За это парадный портрет, бывший одним из первых портретов такого рода, в карьере художника, Серов получил золотую медаль «Гран-при» на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

link

Метки:  

Понравилось: 6 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии княза Юсупова» 1903

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 22:35 + в цитатник

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой. 1903.jpg
«Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии княза Юсупова»
1903г.
Холст, масло 89 x 71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Изображение на портретах животных стало своего рода отдушиной для художника. Так, в «Портрете графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой» (1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) живописец сам настоял на присутствии на полотне любимого пса молодого графа, который, в итоге, выглядит едва ли не значительней своего знатного хозяина. Та же история и с великолепным белым конем на «Портрете князя Ф. Ф. Юсупова» (1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).


Портрет князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон. 1903.jpg
«Портрет княза Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон»
1903г.
Холст, масло 89 x 71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

link

Метки:  

Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Петр I на псовой охоте» 1903

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 19:52 + в цитатник


В начале XX века, а именно с 1900 по 1904 год, художник был членом объединения «Мир Искусства». В этот период Серов увлекся образом царя-реформатора Петра I, которому посвятил несколько своих прекрасных полотен. В это время живописец начинает живо интересоваться политическими процессами, происходящими на его родине. Возможно, именно этим и вызван интерес к фигуре Петра, жившего, как и сам Серов в эпоху перемен.

Петр I на псовой охоте. 1902.jpg
«Петр I на псовой охоте»
1903г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Очень показательно произведение художника «Петр I на псовой охоте» (1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). По сюжету картины, молодой царь решает проучить дворян, похвалявшихся своими успехами в псовых охотах. Петр решает доказать гордецам, что их удачи целиком зависят от мастерства холопов-псарей. Царь устраивает охоту, на которой нет ни одного псаря, заставив таким образом бояр самих управляться со сворой. Естественно, возникает полный бедлам, как раз на потеху Петру. Многие «маститые охотники» падают со своих коней, будучи не в состоянии управлять собаками. В этой работе Серову необычайно достоверно удалось передать и колорит русской зимы, и настроение всех участников сцены.

Великому русскому реформатору посвящена и другая картина художника, написанная немного позже, в 1907 году - «Петр I» (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Здесь мы видим одновременно очень пафосную и очень динамичную, наполненную духом стремительных преобразований той героической эпохи, сцену. Петр I стремительно шагает на встречу ветру, практически сдувающему его свиту. Картина призвана подчеркнуть величие, силу и решительность государя.

Петр I. 1907.jpg
«Петр I»
1907
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

*****

Метки:  

Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет императора Николая II» 1900

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 19:46 + в цитатник


Портрет императора Николая II. 1900.jpg
«Портрет императора Николая II»
1900
Холст, масло 71 x 58,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

По признанию современников Серова, именно его кисти принадлежит лучший портрет последнего русского царя. Картина «Портрет императора Николая II» (1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) далась нелегко художнику, менее всего подходящему на роль придворного живописца, по своим творческим устремлениям и душевному складу. Живописец был уже знаменит, имел огромное количество заказов, которые часто отклонял из-за физической невозможности все успеть.

Писать портрет властителя державы Серов, конечно же, не хотел, но и отказать самому императору, разумеется, не мог. Портрет долго не получался. Более всего живописцу досаждала императрица, которая постоянно вмешивалась в творческий процесс со своими советами. В итоге, Серов не выдержал и отдал кисть с палитрой ей в руки, предложив самой закончить портрет, раз уж она так хорошо разбирается в живописи. Никогда не бывший заносчивым Николай, извинился перед художником за бестактность супруги. Но портрет по-прежнему ускользал от острого глаза мастера, передаваемый им образ императора разваливался. Серов был крайне недоволен собой, он не мог закончить неудавшуюся картину, это слишком сильно уязвило бы его самолюбие лучшего портретиста России. В конце концов, художнику пришлось признаться государю, что он не может продолжать, так как портрет не удается. Император Николаи II, облаченный в невзрачную куртку офицера Преображенского полка, смирившись с ситуацией, присел за стол, сложил руки перед собой и с неподдельной грустью посмотрел на портретиста. Именно этот взгляд, раскрывающий внутреннюю суть личности императора, прекрасно характеризующий его деликатность и уязвимость, и был нужен Серову.

Через много лет Константин Коровин так отзовется о полотне: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...». По своему исполнению портрет практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, законченно лиричен и прост. Удивительное сходство государя отмечали все современники. Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия.

link

Метки:  

Понравилось: 5 пользователям

Айвазовский Иван Константинович "Рыбаки на берегу моря" 1852

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 13:44 + в цитатник

Рыбаки на берегу моря  [1852]
Рыбаки на берегу моря, 1852
Холст, масло. 93,5 x 143,0.
Национальная галерея Армении,
Ереван

"Море – это моя жизнь", – сказал художник. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря.

Айвазовский с детства любил море и сумел создать правдивый и поэтичный образ беспредельной стихии, романтическому восприятию которой оставался верен всегда.
Мастер отличался необычным живописным мышлением. На полотне художник создаёт яркие, поражающие своим великолепным декоративным звучанием сочетания. Подобные работы воспринимаешь как симфонию красок, как песню красоте. "Проживи я ещё триста лет, – говорил художник, – всегда нашёл бы в море нечто новое".
Зачастую на картинах Айвазовского можно видеть людей, любующихся величественной красотой природы. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу мироздания. Его "вымышленные" романтические герои по-своему автопортреты.

Художник открыл свой метод изображения по памяти, даже без этюдов, ограничиваясь лишь беглыми набросками карандашом. Обосновывая этот метод, художник говорил: "Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры".
Самые яркие впечатления были связаны с морем; наверное потому и посвятил он изображению моря всё своё творчество. С одинаковой силой мог передать блеск сверкающих на воде солнечных лучей, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн.

*****

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман» 1907

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 10:16 + в цитатник


Портрет Г.Л.Гиршман. 1907.jpg
«Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман»
1907
Холст, темпера 140 x 140
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Каждый раз, готовясь к созданию нового портрета, живописец стремился избежать любых повторении ракурса, позы, антуража или жеста. Он долго присматривался к новой модели, делал эскизы, искал наиболее выразительную позу для героя и самый подходящий к нему интерьер.

Серов очень долго подбирал подходящий антураж для портрета супруги влиятельного антиквара Владимира Гиршмана. Художник хотел, чтобы интерьер подчеркнул лоск и изящество этой светской львицы, одновременно не упростив и не умалив её блистательной красоты. Мастер с большой симпатией и теплотой относился к Генриетте Леопольдовне, считая её «умной, образованной, культурной, скромной и простой, без замашек богатых выскочек и, к тому же очень симпатичной». Картина «Портрет Г Л. Гиршман» (1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой изысканный смысловой и живописный шедевр изобразительного искусства.

*****

Метки:  

Понравилось: 6 пользователям

Васильев Федор Александрович "Лето. Речка в Красном Селе" 1870

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 09:18 + в цитатник

Лето. Речка в Красном Селе. 1870.jpg
Лето. Речка в Красном Селе 1870
Холст, масло. 31,5 x 44,5.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Казань

Такого необыкновенного видения природы, такой мощи в ее изображении не было ни у кого. Федор Александрович Васильев умел передать не только прозрачность и теплоту воздуха, трепет листвы, но самую душу и настроение каждого кусочка природы, чувствуя, вероятно, "гения места", который есть у каждого пейзажа. Каждая его новая картина становилась своеобразной живописной поэмой со своей эмоциональной атмосферой.

*****

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет Иды Рубинштейн» 1910

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 07:37 + в цитатник

Живописец любил изображать артистов в их театральных амплуа. Серов создал замечательный «Портрет Франческо Таманьо» (1903 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), где великолепный певец запечатлен в театральном берете, а на его горле виден символический отблеск золота. Вторым примером служит «Портрет Шаляпина» (1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), который славился тем, что и в жизни почти никогда не выходил из ставшего привычным сценического образа.

Валентин Александрович Серов: Портрет Иды Рубинштейн
«Портрет Иды Рубинштейн»
1910г.
Холст, темпера, уголь 147 x 233
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Но вершиной мастерства художника стал «Портрет Иды Рубинштейн» (1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), изображенной в образе Клеопатры. Не даром хореограф Михаил Фокин считал внешность балерины незаменимой для модных в то время балетов «Шехерезада» и «Клеопатра» в знаменитых Дягилевских сезонах. В Идее была харизматическая утонченность модерна, а-ля Бердслей, и идеальное соответствие вкусам той эпохи. Рубеинштейн появлялась в «Клеопатре», едва прикрытая почти прозрачным покрывалом, которое специально для нее придумал Лев Бакст.

Художник гениально совместил в этой картине искусство и жизнь, собрав воедино театральные образы героини с её стильным, восточно-экзотическим обликом. Клеопатра и Зобеида навеки соединились в силуэте балерины, Восток сплавился с Египтом на тонкой грани вымысла и реальности.

Но живой человек в этом парадоксальном слиянии «театром жизни» и «правды искусства» оказывается беззащитным в своей обнаженности. Мифологическая «прекрасная нагота» выдуманной героини неожиданно трансформируется в бесстыдную «раздетость» конкретного реального человека, именно это и стало самой пронзительной нотой портрета.

Естественно, когда портрет был представлен публике, разгорелся жуткий скандал. «Бедная Ида моя Рубинштейн... бедная, голая...»,- прокомментирует сам Серов, описывая скандал, когда, вопреки поднявшейся волне негодования, портрет был приобретен Музеем Александра III.

*****

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской» 1911

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 07:36 + в цитатник


Портрет княгини О.К.Орловой. 1911.jpg
«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской»
1911г.
Холст, масло 237 x 160
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Мастер всегда признавал, что его интересует не внешность позирующего человека, а его характеристика, которую можно выразить на холсте. Выявленные художников в своих героях черты часто бывали столь неожиданным для их обладателей, что его много раз упрекали в шаржировании. Сам мастер так комментировал это: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».

Примером такого тонко продуманного и исполненного шаржа может служить «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Игорь Грабарь так писал об Ольге Орловой: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а... первейшая дама при дворе». Согласно сохранившимся отзывам современников, княгиня не отличалась высоким интеллектом, практически не интересовалась искусством, зато была самой элегантной модницей Петербурга, она тратила целые состояния на самые шикарные парижские туалеты. Многочисленные Орловой сочли Серова, бывшего как раз на пике популярности, достойным чести на века сохранить облик этой светской львицы начала XX века. Что художник и сделал, правда, в своей манере.

*****

Метки:  

Понравилось: 5 пользователям

Серов Валентин Александрович. «Портрет С.М.Боткиной» 1899

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 07:35 + в цитатник

Портрет С.М.Боткиной. 1899.jpg
«Портрет С.М.Боткиной»
1899г.
Холст, масло 189 x 139,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

О ярко-выраженном таланте Серова, как художника-психолога говорит «Портрет С. М. Боткиной» (1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Живописец не мог удержаться от внесения в светские портреты небольшого количества иронии. Изящная Софья Боткина в роскошном золотом платье, расшитом искусственными цветами, расположилась на диване, обитом синим шелком, богато затканным цветочным орнаментом. Художника раздражала эта вычурная роскошь интерьера, чрезмерное обилие золота и сама дама, названная им «скучающей барынькой». Наполненную тонкой иронией работу, сразу после выхода в свет, окрестили «дама на диване в пустыне».

Действительно, художник так размыл задний фон картины, что он кажется простирающимся далеко вглубь, будто за горизонт. Но это не самое интересное в портрете, против всех законов композиции, Серов сместил позирующую «барыньку» из центра вправо, а строго по центру полотна посадил крохотную левретку, выписанную чуть ли не с большей тщательностью и любовью, чем её нарядная и роскошная хозяйка. Художник был уверен, что присутствие животных добавляет натуральности напряженным и вычурным позам людей.
Журавлева Татьяна

link

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Поиск сообщений в Ела2012
Страницы: 259 ... 81 80 [79] 78 77 ..
.. 1 Календарь