Лейденская коллекция – одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века. В настоящее время она насчитывает более 250 картин и рисунков, 177 из которых опубликованы онлайн. Среди них произведения Рембрандта, Брейгеля, Рубенса и Вермеера. Золотым веком называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи, пришедшуюся на 17-е столетие, когда жили и творили такие выдающиеся мастера, как Рембрандт ван Рейн, Герард Дау, Герард Терборх, Ян Вермеер, Франц ван Мирис, Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс и другие художники. Картины этих и других художников вошли в Лейденскую коллекцию, которую с 2003 года собирают американский предприниматель Томас Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан. Коллекция находится в Нью- Йорке.
Willem_de_Poorter-Solomon_and_Queen_of_Sheba ca. 1630 oil on panel 35.3 x 44.4
Rembrandt_van_Rijn-Unconscious Patient (Allegory_of_Smell)ca. 1624–25 oil on panel
Rembrandt_van_Rijn-Self-Portrait_with_Shaded_Eyes 1634 oil on panel 71.1 x 56
«В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви»
Марк Шагал «Моя жизнь».
Есть художники — наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий. Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов, по любому поводу, придавая свои черты и лирическим героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам, и даже просто животным. И это вовсе не какая-то маниакальность, а просто использование своих собственных средств, как символико-схематической формулы.
Автопортрет. 1914
Судьба одарила М Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью. А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар. Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.
С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки. Перечень посвященных художнику статей и работ поистине необозрим. До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.
Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Г. Аполлинеру (патрону всех новых художественных сил) пришлось даже изобрести специальный термин — сюрнатурализм, в котором уже предощущался сюрреализм. Сюрреалисты с их культом интуитивных откровений, действительно, впоследствии считали М Шагала своим предшественником. Русского парижанина М. Шагала считали своим предтечей и экспрессионисты — детище обожженных войной немецких художников-фронтовиков.
В 1892 году на выставке в Берлине было показано 55 полотен норвежского живописца Эдварда Мунка, и среди них первые картины его большого цикла «Фриз жизни». Эта экспозиция вызвала большие споры, в которых столкнулись мнения приверженцев кайзеровского режима, а с другой стороны — прогрессивных художников. Не успела выставка открыться, как некоторые тут же потребовали ее закрытия: «Из уважения к искусству и честному имени художника». Первым потребовал закрытия выставки живописец кайзеровского режима Антон фон Вернер, против чего решительного выступили Макс Либерман и некоторые другие художники. Первому трудно было согласиться с самостоятельностью Мунка, который смело перешагнул рамки натурализма, и немецкая пресса писала о норвежском художнике, как о сумасшедшем. Его ругали в большом городе и пока было мало тех, кому нравилось его искусство. Но вскоре число друзей стало быстро увеличиваться, а особенно хорошо писали о Мунке молодые поэты. Разыгравшаяся вокруг его имени буря подняла Мунка на ступеньку выше на лестнице славы, а последовавшее вскоре закрытие выставки только способствовало широкой известности Мунка за рубежом.
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877, Киев — 11августа 1932, Коктебель) — русский художник и поэт-символист, литературный критик и искусствовед, мистик, философ и журналист.
Волошин Максимилиан Александрович (1872-1933).
Особенности творчества художника Максимилиана Волошина: Волошин-художник связан с землей Крыма и Коктебеля, ее древним сложным рельефом, с мощными стихиями. Акварели с крымскими пейзажами он писал по памяти — в них нет географической точности, эта точность — геологическая, философская, пантеистическая.
Известные картины Максимилиана Волошина: «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь», «Холмы из мрамора и горы из стекла», «Настороженная земля».
Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь. 1929
Бумага, акварель. 17 x 31 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
Холмы из мрамора и горы из стекла. 1929
Бумага, акварель. 25 x 34 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
Настороженная земля, 1928
Максимилиан Волошин — поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт.
Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.
И. Е. Репин. Портрет Н. Д. Кузнецова, 1884
Х., м., Национальный музей в Белграде. Сербия
Сын крупного землевладельца Херсонской губернии. Под влиянием увлечения передвижными художественными выставками, стал упражняться в живописи и скоро поступил в Императорскую академию художеств, обучаясь в которой получил три серебряных медали.
«В праздник»
1879
Холст, масло 55 х 98
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Объезд владений», (1879), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея
Начал выставлять свои произведения с 1881 на выставках товарищества передвижных художественных выставок, активным участником и членом, которых был продолжительное время. В 1897 назначен профессором-руководителем мастерской баталической живописи ИАХ, но занимал эту должность только два года.
«В отпуску»
1882
Холст, масло 66 х 94
Часто ездил за границу, знакомясь с современными ему иностранными художниками и приобретал их произведения, из которых у него образовалась галерея, одна из лучших на юге России. Был одним из организаторов-учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ)
«Пруд»
Холст, масло. 121 x 156
Челябинская областная картинная галерея
Джон Питер Расселл (англ. John Peter Russell; 16 июля 1858, Сидней — 22 апреля 1930, Сидней) — австралийский художник-импрессионист.
Джон Питер Расселл
Первоначально художник занимался преимущественно портретной живописью. Затем писал пейзажи и морские ландшафты, а также семейные полотна. После возвращения в Австралию создаёт в основном акварели на темы портовой жизни. Творчество Дж. П. Расселла высоко оценивалось такими мастерами, как Винсент ван Гог, Клод Моне и Анри Матисс, среди друзей художника были крупнейшие скульпторы Франции — Огюст Роден и Эмманюэль Фремье.
В то же время работы Расселла не были широко известны, в первую очередь потому, что он, являясь весьма состоятельным человеком, не выставлял свои картины для продажи и не участвовал в выставках. Расселл относится к числу так называемых «потерянных импрессионистов». Тем не менее, в последнее время проявляется всё больше интереса ко вновь открываемому художнику. Его дочь передала Лувру 21 полотно отца, и сейчас их можно видеть в музее Родена. Часть его произведений имеют австралийские музеи. В 2002 году Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее организовала выставку: Бель-Иль: Моне, Расселл и Матисс в Бретани.
Джон Питер Рассел известен потомкам благодаря другому художнику – Винсенту ван Гогу, а точнее - портрету, на котором он изобразил великого голландца. Сейчас эта картина (Vincent van Gogh. Paris, 1886 г.) находится в Амстердаме. Но она настолько популярна, что большинство людей могли видеть ее на страницах школьных учебников. Винсент очень высоко ценил это полотно и настолько трепетно относился к нему, что впоследствии отправил своему брату Тео с комментарием: «Храните мой портрет Рассела, к которому я так привязан». Кроме того, талант Рассела высоко ценили и другие великие деятели искусства. Матисс, например, считал его своим учителем и говорил, что именно Джон Питер объяснил ему теорию цвета. А Моне не раз упоминал о том, как он любил работать вместе с ним.
Дж. П. Расселл. Портрет Ван Гога, 1886 год
Амстердамский Музей Ван Гога.
“В Саратове есть тополя высокие, стройные. К небу устремлены их ветви. Сильный ветер. Сумерки. Тополя раскачиваются, стонут и шелестят, гнутся все сильней, почти ложатся на землю. Пожелтевшие листья испуганно кружатся в воздухе, подскакивая на панели.
Петр Саввич, в клетчатых брюках, обтягивающих тонкие ноги, в коротеньком чесучевом пиджаке, насвистывая, подняв тонкую бородку, слушает осень. Почему-то этот образ всегда встает передо мной, когда я вспоминаю Саратов и Петра Саввича” — так отозвался на смерть старшего своего товарища художник Д. Е. Загоскин.
Петр Саввич Уткин умер в ночь с 17 на 18 октября 1934 года в Ленинграде, где он работал в последние годы своей жизни в качестве профессора живописного факультета Всероссийской Академии художеств. Он был в эту пору активным участником современного художественного процесса, и не возникало никакого сомнения в большой значимости его творческих достижений.
“В лице Петра Саввича Уткина советское изобразительное искусство потеряло одного из величайших мастеров живописи. Потеряло глубокого тонкого мастера пейзажа”, — писал возглавлявший тогда академию И.И. Бродский.
«Затон. Волга»
1896
Холст, масло 19 х 28,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Группа студентов Академии художеств, уроженцев Саратова, хорошо знающих роль Уткина как педагога и организатора художественной жизни родного города, заявила, что “лучшим памятником ему будет служить присвоение Саратовскому художественному техникуму его имени”. Была организована посмертная выставка художника, отразившая практически все этапы его творческой эволюции. В предисловии к каталогу этой выставки говорилось о том, что уткинское наследие “по тонкости мастерства, в нем заключенного, обязывает к самому внимательному и пристальному его изучению”. Минуло полвека, и, увы, эта своевременная и дельная рекомендация нисколько не потеряла своей актуальности.
«Вечер на Волге»
1900
Бумага, акварель 9,4 х 23,3
Государственный Русский музей
Санкт-Петербургусская живопись
И при жизни об Уткине писали не много. Специальных статей или книг о себе он не дождался. Но редкий обзор выставок с его участием обходился без более или менее развернутой характеристики его работ. Он удостоился суждения ведущих художественных критиков эпохи: Александра Бенуа, Сергея Маковского, Павла Муратова, Максимилиана Волошина, Якова Тугендхольда, Всеволода Воинова, Абрама Эфроса, Алексея Федорова-Давыдова и других.
«Затон. Разлив на Волге»
1900
Холст, масло 43 х 61,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Передо мной картины Судейкина: вот — чудесный полный поэзии, радости и юмора,
мир старинных пейзажей, дворянских усадеб, хороводов под зеленой сенью рощи,
жеманных молодых людей, влюбленных в сельских красавиц: оживший мир беспечной
прелести и любви, над которым купидон, выхоленный в бабушкиных перинах,
натягивает свой лук. Вот — ярмарки, балаганы, петрушка, катанье под Новинским,
где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый
чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед. Вот — жарко натопленные
мещанские горницы, кабинеты в трактирах, с окошком на церковный двор, непомерные
бабищи, рассолодевшие девки, половые с каторжными лицами, и тот же курносый
чиновник утоляет вожделение за полбутылочкой рябиновой. Вот — сказочный мир
глиняных вятских игрушек. Вот — упившийся сладострастием и ленью восток —
Грузия, Персия, Армения. Вот, наконец, портреты современных нам лиц, взятые в
какой-то особой, таинственной, жуткой их сущности.
Стоишь, очарованный этим несравненным поэтом, насмешником, мистиком, могучим и
яростным колористом, и спрашиваешь — из каких глубин выросло это искусство?
Алексей Толстой
Судейкин, Сергей Юрьевич (Георгиевич) (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) — русский живописец, график, художник театра.
Родился в Санкт-Петербурге в семье подполковника Отдельного корпуса жандармов Георгия Порфирьевича Судейкина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1909). Учился у А. Е. Архипова, А. С. Степанова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака (однако за демонстрацию на студенческой выставке весьма фривольного содержания рисунков, в манере, «не входившей в учебную программу», был отчислен сроком на один год вместе с М. Ф. Ларионовым и А. В. Фонвизиным).
Северный поэт . 1908
Металлическая пластина, масло. 22 x 36 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Натюрморт. Цветы и статуэтка. Конец 1900-х
Холст, масло. 58 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
C 1903 — продолжает обучение в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.
Начало карьеры Сергея Судейкина, как театрального художника связано с московским театром «Эрмитаж» в Каретном Ряду, так в 1902 году совместно с Н. Н. Сапуновым он работает здесь над оформлением целого ряда оперных постановок в их числе «Орфей» К. В. Глюка и «Валькирия» Р. Вагнера.
В 1903 году он (также вместе с Н. Сапуновым) иллюстрирует драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля».
В дальнейшем Судейкин оформляет постановки для Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого, как художник он сотрудничает с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
В 1904 г. — участвует в выставке «Алая роза».
В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906; В парке, 1907; Балет, 1910; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х).
Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией.
1905 — участник выставок «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907—1909).
«Пастораль»
1906
Картон, масло 39 х 47 (овал)
Частное собрание
На мой взгляд,я часто,хотя и не каждый день,бываю сказочно богат - не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое,чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
French Peasant Woman Suckling Her Baby (after Dalou), 1881
"Фигуры - единственное в живописи, что волнует меня до глубины души: они сильнее, чем все остальное, дают мне почувствовать бесконечность... Нa прошлой неделе я сделал не один, а целых два портрета моего почтальона - поясные, включая руки, и голову в натуральную величину. Чудак отказался взять с меня деньги, но обошелся мне дороже остальных моделей, так как ел и пил у меня, и я вдобавок дал ему «Лантерн» Рошфора. Впрочем, эти ничтожные убытки - не велика беда: позировал он превосходно, а я к тому же собираюсь написать малыша, которым на днях разрешилась его жена." (Винсент Ван Гог)
Interior at Arcachon 1871 Sterling and Francine Clark Art Institute Painting oil on canvas
Интерьер в Аркашоне 1871 г.
Живопись маслом на холсте
Художественный институт им. Стерлинга и Франсин Кларк
1865 1873 Edouard Mamet La Lecture
Young Woman with Book 1875 Private collection Painting oil on canvas
Молодая женщина с книгой 1875
Живопись маслом на холсте
Частная коллекция
"Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы, ведь в глазах есть нечто, чего нет в соборах, при всей их торжественности и величественности. Человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего, на мой взгляд, гораздо интереснее." (Винсент Ван Гог)
A Workman's Meal Break, 1882
Head of a Fisherman with a Fringe of Beard and a Souwester, 1883