-Цитатник

От слога к слову 4-6лет - (0)

От слога к слову 4-6лет 1. 2. 3. 4. 5. 6. ...

Составляем рассказ по картинке - (0)

Составляем рассказ по картинке 1. 2. 3. 4. 5. ...

Пиши грамотно 2класс - (9)

Пиши грамотно 2класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. ...

Игровые диалоги 5-7 лет - (0)

Игровые диалоги 5-7 лет 1. 2. 3. 4. 5. 6. ...

Рассказы с картинками. - (0)

Рассказы с картинками. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светлана_Горячева

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

двуязычие в дошкольном возрасте для дома для семьи развитие речи дошкольников

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 731


Сказка «Гуси-лебеди» - это «сон, приснившийся русской нации».

Суббота, 02 Февраля 2013 г. 16:21 + в цитатник

 

 

 
Русский философ Ильин сказал: «Сказка – это сон, приснившийся нации.»
 
Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы.
 
Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок в реальной жизни много – много лет назад имели отношение к древнейшим обрядам и ритуалам.
Сказки,  как и сновидения, обращаются к механизмам бессознательного. И в этом их самая большая сила. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания.
 


Например, как девочка из сказки «Хаврошечка» могла пролезть через коровье ушко? И таких примеров можно привести множество.
 
Но, давайте рассмотрим русскую народную сказку « Гуси-лебеди» с точки зрения отношения к древнейшим обрядам и ритуалам.
 
Вот как об этом пишет в своей книге «Золотая нить» С. В. Жарникова – кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф.
 
 
«Гуси-лебеди уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги.
Баба-Яга обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва, яг – жертвующий, пожертвователь.
 
 Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определённые испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
 
Сестра мальчика отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути, - печка – символ человеческого социального бытия.
 
 
Действительно, только человек поддерживает и получает огонь искусственно, термически обрабатывает свою пищу.
 
В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно полученного продукта питания. Печь и Хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки нужно выйти за пределы человеческого социума, и она не ест ритуальный хлеб.
 
 
 Далее на её пути встречается яблоня. И снова символ, на этот раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки из разных сказок). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать её в мире живых.
 
И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье  двух миров.
 
 
Именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причём последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселём и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни.
 
Не совершив поминального обряда, и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-лебеди» вступила в пространство «межмирья», во владения Бабы-Яги.
 
Поведение девочки и мальчика при возвращении в мир людей  - иное. Они пьют молоко, и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и кроме того, забираются в печь.
 
 
Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой.
 
 Почему?
 
Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере. Считается, что если грудной ребёнок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь.
 
Обряд перепечения должны проводит два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребёнок. Собственно, ребёнок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в тёплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребёнок считается доведённым до необходимого состояния и как бы родившимся заново.
 
На санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом), а «paripacya» - быть сваренным, поджаренным, созревать.
 
 
Именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
 
В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печи уже качественно новыми людьми.»
 
 
Следите за публикациями в новом проекте "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам -  урок."
 

Серия сообщений "Это интересно.":
Часть 1 - 5 простых правил для выбора имени новорожденному.
Часть 2 - Международный детский творческий конкурс «Сказки красивого сердца»
...
Часть 9 - Новогодняя анимация.4.( с кодами)
Часть 10 - Прикольные "Аткрытки"
Часть 11 - Сказка «Гуси-лебеди» - это «сон, приснившийся русской нации».
Часть 12 - Немножко юмора. Фразы
Часть 13 - Двойняшки и шестерняшки.
...
Часть 40 - 10 причин, чтобы подписаться на обновления страницы «Развитие речи. Двуязычие»
Часть 41 - Для моих друзей.
Часть 42 - Баба - Яга в сказках.



Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку