-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в миникукла

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 79) Креативные_идеи Психологи_и_помощь Изучение_английского УРОКИ_ФОТОШОПА Мудрая_Мысля Магия-путь_по_которому_я_иду Фрекен_Бокъ Народные_советы Средневековые_замки Вопросы_Батюшке Дизайн_комнаты Разговоры_на_улицах Педагогическая_копилка про_искусство Ваш_дизайн Рецепты_домохозяек Простые_рисунки Ответ_на_вопрос Особенные_Аватарки Моя_косметика Наши_рецептики Live_Memory Необычные_памятники Gallery_Modern_Art Дом_Кукол Клуб_Чайников Вкусная_кухня_интернета -KRASOTKA_RU Путешествуем Блошиный_РынокЪ мир_красивых_поделок_и_изделий Я-Женщина ВЯЗАНИЕ_СПИЦАМИ_И_КРЮЧКОМ _В_И_Н_Т_А_Ж_ магазинчик_Рукоделочек БУДЬ_ЗДОРОВ Лучшие_рецепты_интернета УспешнаяДомохозяйка Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Мир_леса Радуга_женственности ГЛЯДЕЛКИ_НА_ОГОНЬ Секреты_здоровья Аватары_для_всех Вокруг_Света Путешествия_и_туризм Рукодельница СДВ Вегетарианство Книжный_БУМ Художники_ЛиРу НАШ_САД Стихи_любимых_поэтов Вкуснотища_и_только ЭТО_ВСЁ_ЛЮБОВЬ культ_кино Клуб_для_девушек Decor_Rospis DrawWell Frozen_Amigo Прогулки_по_планете Школа_кулинара Make_up Питер Point-to-Point pro_Chtenie Сама_овца Суши_для_всех Лучшее_Для_Цитатника МОЙ_ЛИЧНЫЙ_ПОВАР ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Арт_Калейдоскоп Мировая_Кулинария Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Только_для_женщин Frondam
Читатель сообществ (Всего в списке: 13) ParadizeArt Темы_и_схемы_для_Вас Книжная_полка Куклы_и_Модели Как_похудеть_лентяйке ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ Frozen_Amigo Кино-Видео-На-Лиру novate solnechnolunnaya WiseAdvice О_Самом_Интересном Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.04.2012
Записей: 13026
Комментариев: 4303
Написано: 18261


Русское придворное платье

Пятница, 12 Декабря 2014 г. 18:56 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Русское придворное платье.

Русское придворное платье

4723908_82228996_28 (385x20, 2Kb)

oie_23174314F3R7EiOf.jpg

oie_23173449bOz3fQCi.jpg

Уже в самом начале прошлого века высокая мода обратилась к традиционному русскому костюму. Увлечение сарафаном пришло в русские столицы под влиянием Парижа. Что же представлял собой сарафан? Сарафан — основной элемент русского национального женского костюма многих областей. Сохранились европейские гравюры XVI века, изображающие москвитянок в сарафанах и душегреях. Хотя название «сарафан» по своему происхождению восходит к персидскому «serаapa» — почетная одежда, возникновение самой конструкции исследователи связывают с развитием прежде существовавших на Руси форм национальной одежды.
 
oie_23174043xdoFsKo8.jpg
 
Княгиня Барятинская 
 
Распространение в России европейской моды способствовало вытеснению национального костюма в сельскую местность. Рост текстильной промышленности, появление новых красителей не могло не сказаться на судьбе русского традиционного костюма. В крупных городах его сохраняли лишь те крестьянки, для которых он служил своеобразным знаком их занятий в барском доме, например кормилицы. «Кормилица обыкновенно по будням носит толстую рубашку, ситцевый сарафан и ситцевую шапочку на голове, а по воскресеньям и праздникам — непременно камлотовый сарафан, обшитый галуном, кисейную рубашку и бархатный кокошник».
 
 
Однако интерес к национальной одежде не ослабевал, и многочисленные романсы на тему сарафана были очень популярны — «Сарафанчик» на стихи А.И.Полежаева, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» на стихи Н.Г.Цыганова и др.
oie_23174015Emx0cubP.jpg
 
 
Посетившая в начале XIX столетия Россию Марта Вильмот записала в своем дневнике: «Служанки-рукодельницы могут точно скопировать любой новый фасон для своих господ; что же касается одежды простого народа, то она настолько традиционна, что в каждой деревне по покрою платья можно пришлых людей отличить от коренных обитателей. Костюм тверских крестьян, например, так же отличен от московских или петербургских, как одежда индейца от европейского платья».
Во время Отечественной войны 1812 года ношение национального костюма было формой выражения патриотизма: «Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались». Еще раньше, в 1800-х годах, это было связано с интересом Запада к России вследствие исторических событий, укрепивших авторитет Российского государства в Европе.
oie_23174110qL6T0AQp.jpg
 
В царствование Николая I элементы национального костюма входили в парадную женскую одежду для приемов при дворе: «В дни больших праздников и особых торжеств богослужение отправлялось в большой церкви Зимнего дворца: в таких случаях мужчины были в парадной форме, при орденах, а дамы в придворных костюмах, то есть в повойниках и сарафанах с треном, расшитым золотом, производивших очень величественное впечатление».
 
oie_23173757IoxfsXBu.jpg
 
Фрейлина М. Кикина
 
oie_23173917zpIzKI9K.jpg
Николай I ввел в обычай «балы с мужиками», описанные многими мемуаристами. Начиная с 1826 года придворные дамы носили особый русский костюм, а указ о женском придворном платье в национальном стиле был окончательно принят в 1834 году, и подобный наряд при дворе существовал до 1917 года. Однако уже в 30-е годы XIX века современники справедливо называли его «офранцуженным сарафаном».
Ничего общего с подлинным интересом к традиционной культуре русского народа использование национальных мотивов в нарядах светских дам не имело. Только усилиями художников, литераторов, ученых в 80-х годах прошлого столетия стали систематически собирать старинные костюмы и возрождать древние ремесла, связанные с традицией национальной одежды.
oie_231736434fCoOYWL.jpg
oie_2317354602jLYYwY.jpg
 
Однако публика в России ограничивала сферу применения стилизованного русского костюма в быту. Сначала газета «Северная пчела», которую трудно заподозрить в отсутствии официального патриотизма, а затем и журнал «Мода» поместили статью Н.Греча под названием «Ура здравому смыслу»: «Если быть у нас национальному русскому костюму, то он должен быть официальным, как мундир у служащих мужчин: при дворе, в торжественных собраниях — тогда это будет нечто исключительное, редкое, оригинальное, торжественное, а прыгать польку или кружиться в вальсе в наряде царицы Натальи Кирилловны — нелепо и оскорбительно».
oie_231738225nuG3yDd.jpg
 
 
 
Величавая монументальность русского традиционного костюма определяла характер движения, особенности бытовой пластики. Образ жизни, ориентированный на общеевропейский стиль, исключал традиционные формы костюма, делал их неприемлемыми в повседневном городском быту.
В этом смысле интересны воспоминания П.А.Вяземского о князе Козловском: «Был маскарад в Аничковом дворце. В числе приглашенных и участников находился и Козловский... Главным впечатлением из него вынес он, что преобразования Петра Великого, даже в отношении к одежде, были благотворны и необходимы. И вот на чем он свое заключение основывал: двое из лиц высокопоставленных были наряжены русскими боярами. Они так плотно вошли в свою роль и в свое платье, что бессознательно и невольно клали земные поклоны. При появлении государя они для соблюдения верности в местных и современных красках повалились в ноги императору. Государю, казалось, это было неприятно, а Козловского, воспитанного в новейших западных обычаях, это поразило прискорбно и глубоко... "Платья, — говорил он, — не без влияния на нравы. Этим двум господам, — продолжал он, — получившим хорошее воспитание, образованным, никогда не могла бы прийти в голову эта азиатская выходка, если бы они были иначе одеты"».
 
oie_23173712sx2nm2Qe.jpg
 
Зинаида Юсупова
 
Сарафаны, обязательные для придворных дам, шили из бархата, шелка или парчи в зависимости от ранга дамы. Настоящая народная одежда, разумеется, была совсем иной. Праздничная украшалась вышивкой, галунами, самодельными кружевами, обшивалась пуговицами. А вот повседневные сарафаны шили из кумача или китайки, поскони или пестряди.
 
Придворный дамский штат имеет два отдела: придворные дамы свиты и городские придворные дамы.
 
К первым принадлежат: статсдамы, гофмейстерины и свитные фрейлины ее Величества и их Высочеств; у них русские платья форменные, т. е. бархатные, различных цветов шлейфы, вышитые золотом или серебром по форменному рисунку, смотря по двору, к которому принадлежат.
 
Статсдамы ее Величества имеют темнозеленые бархатные шлейфы, вышитые золотом; фрейлины ее величества - пунцовые бархатные шлейфы, вышитые золотом; дворы их Высочеств имеют синие, лиловые шлейфы и пр.
 
 
 
Императрица Александра Федоровна
 
 
 
 
Кирсанова Р. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века
 
4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Серия сообщений "***Дом Романовых (общая)":
Часть 1 - Романовы и Киев
Часть 2 - Русское придворное платье.
Часть 3 - Балы XVIII века
Часть 4 - "Крым в жизни семьи Романовых"
...
Часть 13 - К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых
Часть 14 - Костюмированный бал 1903 года
Часть 15 - Вюртемберг и династия Романовых.
Рубрики:  КУКЛЫ/история костюма и моды
ИСТОРИЯ
СТАРИННЫЕ ЭПОХИ.ВЕЩИ.МОДА.АКСЕССУАРЫ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку