-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в лили-марлен

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

немного пишу фанфики и оригинальную прозу

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 15172


К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900-«Джоконда современности» и символ эпохи Серебряного века

Суббота, 05 Сентября 2020 г. 15:03 + в цитатник
Цитата сообщения ЛЮБА-ЛЮБУШКА К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900-«Джоконда современности» и символ эпохи Серебряного века

Трагическая судьба Дамы в голубом, или загадка символа эпохи Серебряного века

К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

«Даму в голубом» называют лучшей картиной художника К. Сомова

, «Джокондой современности» и символом эпохи Серебряного века. Для этой работы Сомову позировала Елизавета Мартынова – едва ли не единственная женщина, к которой художник испытывал чувства. Ее судьба сложилась трагически: она умерла вскоре после того, как ее портрет был выставлен в Третьяковской галерее.

К. Сомов. Автопортрет, 1895 | Фото: artsait.ru

К. Сомов. Автопортрет, 1895 | Фото: artsait.ru

С Елизаветой Мартыновой Сомов познакомился во время учебы в Академии художеств. На тот момент она была одной из первых женщин, допущенных к обучению на живописном отделении Академии. Она поступила туда в 1890 г., но вскоре вынуждена была прервать учебу из-за болезни – девушка была больна туберкулезом, и врачи рекомендовали ей лечение за границей. Мартынова мечтала стать настоящей художницей, но ее планам так и не суждено было осуществиться – она умерла от туберкулеза в 1904 году в 36-летнем возрасте.

 

К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900 | Фото: gallerix.ru

К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900 | Фото: gallerix.ru

 

По-видимому, Елизавета Мартынова была одной из немногочисленных женщин, которыми Сомов увлекался. Еще в студенческие годы он написал несколько портретных этюдов, а в 1897 г.

приступил к созданию «Дамы в голубом платье» (так назывался портрет на персональной выставке произведений художника). Работа длилась около трех лет с перерывами из-за поездки Сомова в Париж и лечения Мартыновой в Тироле. Ее портреты писали и другие художники: И. Браз, Л. Бакст, Ф. Малявин.

И. Браз. Портрет Е. М. Мартыновой, 1896. Фрагмент | Фото: artsait.ru

И. Браз. Портрет Е. М. Мартыновой, 1896. Фрагмент | Фото: artsait.ru

 

«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусства» в 1900 г. Еще тогда портрет обратил на себя внимание членов Совета Третьяковской галереи, В. Серов рекомендовал приобрести эту картину для галереи. В начале ХХ в. собрание Третьяковки состояло преимущественно из работ художников-передвижников, и картина Сомова казалась на их фоне слишком декадентской. По этой причине многие члены Совета Третьяковки высказывались против ее приобретения. Но Серову удалось их переубедить, и «Дама в голубом» пополнила знаменитую коллекцию.

 

К. Сомов. Фото, 1910 | Фото: liveinternet.ru

К. Сомов. Фото, 1910 | Фото: liveinternet.ru

 

Сама Елизавета Мартынова была категорически против продажи картины. Сохранилось ее письмо, в котором она и умоляла, и требовала не продавать работу в Третьяковскую галерею: «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею...». Однако художник нуждался в деньгах, и картина все же была продана.

 

Ф. Малявин. Портрет художника К. А. Сомова, 1895 | Фото: artscroll.ru

Ф. Малявин. Портрет художника К. А. Сомова, 1895 | Фото: artscroll.ru

К. Сомов. Автопортрет, 1898 | Фото: gallerix.ru

К. Сомов. Автопортрет, 1898 | Фото: gallerix.ru

«Дама в голубом» – это одновременно и портрет Мартыновой, и обобщенный символ эпохи: художник не только запечатлевает настоящие черты позирующей, но и поэтизирует ее болезненность и одиночество, что было так характерно для искусства Серебряного века. Сомову удалось создать образ почти трагический, хотя многие удивлялись такой интерпретации реальности – в жизни девушка была довольно энергичной и жизнерадостной. Подруга Мартыновой М. Ямщикова писала об этой картине: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?».

 

К. Сомов. Автопортрет, 1909 | Фото: gallerix.ru

К. Сомов. Автопортрет, 1909 | Фото: gallerix.ru

 

Возможно, именно этим и объясняется популярность «Дамы в голубом», которую И. Грабарь назвал «Джокондой современности». Сомов отразил не только трагические обстоятельства жизни конкретной личности, но и характер целой эпохи. «Изящная грусть его картин и придает им особое, несравненное очарование и какую-то странную загадочность», – писал Грабарь. «Все его произведения проникнуты духом нашего времени: безумной любовью к жизни, и в то же время каким-то грустным скептицизмом, глубочайшей меланхолией от «недоверия к жизни», – утверждал А. Бенуа.

 

Ф. Малявин. Больная, 1897 (Портрет Е. М. Мартыновой) | Фото: heroesoforderandchaos.ru

Ф. Малявин. Больная, 1897 (Портрет Е. М. Мартыновой) | Фото: heroesoforderandchaos.ru

 

«Дама в голубом» Сомова – не единственная картина с таким названием. Не меньше споров вызывает и одно из самых загадочных полотен Эрмитажа.

Ссылка на первоисточник

Серия сообщений "разное ч.9":
Мои личные посты
Часть 1 - Стильные образы в блестящем
Часть 2 - Царские обеды Критические замечания Крылова
...
Часть 10 - Афалина: Обратная чёрная сторона дельфинов, о которой не принято говорить
Часть 11 - Лето тихо сказало: "Прощай"...
Часть 12 - К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900-«Джоконда современности» и символ эпохи Серебряного века
Часть 13 - Абсент-«Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»?
Часть 14 - Украшения Древней Греции
Часть 15 - Пабло Пикассо

Серия сообщений "музы живописи и их судьба":
Часть 1 - Портрет М.И.Лопухиной
Часть 2 - "Камеристка".Жизнь после смерти.
...
Часть 9 - "Неизвестная" И.Крамского. Самая загадочная из всех незнакомок
Часть 10 - Микеланджело Буанаротти и его Муза Виттория Колонна
Часть 11 - К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900-«Джоконда современности» и символ эпохи Серебряного века
Часть 12 - Поэт Торквадо Тассо и две Леоноры
Часть 13 - «Портрет миссис Мэри Грэм»
Часть 14 - Загадка портрета Хьюго Баскервиля из фильмов о Холмсе. И при чем здесь кошки

Рубрики:  живопись
женский образ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку