-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аля_Солнцева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2011
Записей: 9827
Комментариев: 127
Написано: 9975


Без заголовка

Суббота, 27 Июля 2013 г. 18:55 + в цитатник
Цитата сообщения Лазурная_волна Уроки рисования.Основы композиции Петриковской росписи

Чтобы самому создавать произведения петриковской росписи, необходимо знать некоторые закономерности и правила построения этих композиций.

Композиция - это размещения, соотношение изобразительных элементов (в данном случае растительных) в определенном порядке.
 

Упражнение 11. Ленточный орнамент, "бегунок"

"Бегунок" есть простейшей орнаментальной композицией петриковской росписи. Это - ленточная композиция, которая строится на основе равномерного, ритмического повторения основного элемента. В любом из приведенных на иллюстрации вариантов ленточного орнамента.
 

 

можно выделить основной элемент, который представляет собой основу этих рисунков: цветок, широкий и многозубчатый, и перистая листва, листва с ягодками. Вместе с тем в этих, так называемых, "бегунках" ритм заложен и в повторении поворотов этих элементов и их цвето решении. Таким образом, "бегунок" - довольно интересный и динамический орнамент, который дает очень большие творческие возможности при выполнении декоративных панно и обрамлении вещей быта.

Роспись "бегунка" начинают с последовательного выполнения основных элементов композиции, например, маленьких красных ягодок, располагая их на одинаковом расстоянии одна от одной, разворачивая каждый раз в противоположную сторону. После этого соединяют ягодки волнистой линией и дополняют композицию легкими непринужденными мазками-"изогнутыми зернышками", образовывая ими перистые листки, былинки.

Постепенно выполняют другие варианты "бегунков". При этом надо помнить, что основой таких орнаментов есть ритм, то есть периодическое повторение однотипных элементов

Упражнение 12. Доститжение равновесия в ассимметричной композиции.

Асимметрическая уравновешенная композиция является также типичным примером петриковской росписи. В основе петриковской росписи лежат приемы свободного живописного рисования кистью. Сначала рисуют главные пятна, а уже потом выполняют весь рисунок в мелких деталях. Присматриваясь к форме поля, на котором надо нарисовать узор, определяют основные элементы композиции, например, наибольший цветок или гроздь ягод. Нарисовав их, нужно отдельными мазками выполнить лепестки будущих цветов. Краску надо наносить на поверхность рисунка так, чтобы интенсивный сильнонасыщенный цвет на кончиках лепестков цветка постепенно становился все более прозрачным и более светлым в середине. От этого изображения будет казаться объемным, а цветок будет выглядеть будто пронизанной солнечным лучом.

На приведенном примере

основным элементом композиции является большой красный цветок. Если провести вертикальную ось, то почти две трети этого изображения будет помещаться по правую сторону от нее. Вместе с тем с помощью таких элементов как гроздь калины, широкая листва и маленькие синие цветки, композиция уравновешивается.

На основе композиции приветственной открытки следует попробовать создать свои варианты, изменяя формы растительных элементов, их цветное решение. Необходимо обращать внимание на размер всех составных частей композиции, их соотношение, а также уравновешенность цветов.

Упражнение 13. Построение орнаментальной композиции на основе геометрических форм.

Рассмотрим примеры композиций, построенных на основе разнообразных геометрических форм:

прямоугольник
 

круг

овал




Такой тип композиций можно применить для оформления книжек, заставок в альбом, приветственных открыток и декоративного обрамления предметов быта.

Объединяя в одной работе ленточный орнамент, который строится на основе ритма, и симметрично уравновешенную композицию


можно создать чрезвычайно интересные художественные произведения. Удачным, гармоническим объединением цветов достигается органическая взаимосвязь общего яркого колорита, ажурной техники выполнения с основой-бумагой: белый фон брезжит, мерцает, создает расположение духа праздничности и радости.

Упражнение 14. Декоративные композиции на плоскостях разного цвета.

Такой тип композиций можно применить для оформления приветственных открыток, книжек, заставок в альбом.

Пример композиции на плоскости черного цвета Пример композиции на плоскости желтого цвета
Вся растительная композиция должна вмещаться в какую-то геометрическую форму, кроме того она может располагаться по кругу, оставляя середину письма свободной .

Удачным, гармоническим объединением цветов достигается органическая взаимосвязь общего яркого колорита с цветистой основой, это создает праздничное и радостное расположение духа рисунка.

Упражнение 15. Рисование птиц и животных средствами петриковской росписи.

Часто в петриковськой росписи в цветочную композицию вплетают изображения как фантастических, так и совсем реальных птиц (петуха, кукушки),
 
иногда появляются изображение других животных.

В композиции, при этом, всегда должна быть уравновешенность. Птиц размещают так, чтобы цветы вокруг них уравновешивали рисунок, но между ними должен оставаться свободное пространство, а над председателями птиц цветы должны быть меньшие и будто более легкие. Это придаст композиции динамичность и подвижность.

Подбор цветной гаммы в петриковськой росписи имеет одно из ведущих значений. Цвета подбирают в теплой, холодной или смешанной гамме. Центр обязательно выделяют основным цветом, главные элементы делают больше, чем другие и более пышными. Чтобы подчеркнуть основу композиции, акценты можно выделить контрастным цветом. Так, например: в композиции холодного синего цвета.



акценты можно подчеркнуть красным и желтым цветом, и наоборот - в композиции теплой гаммы общую канву подчеркивают голубым или синим цветом .
 

Упражнение 16. Жанровые и пейзажные рисунки средствами петриковской росписи.

Жанровые картинки начали использовать в своих композициях еще легендарная Татьяна Пата и прочие мастера петриковськой росписи. Наиболее часто на них были изображены между цветами, будто в венчике, герои украинских песен. Знаменитый мастер Петриковки, Федор Саввич Панко, первый начал изображать пейзаж, выполненный в петриковськой росписи. При этом техника выполнения и элементы (цветы, деревья, небо, земля) выполняются в чисто петриковськой манере.
     
Одной из особенностей петриковськой росписи является использование ее не только для рисования на бумаге, а и для обрамления бытовых вещей. Владея техникой петриковской росписи, можно разрисовать стены своей квартиры или дачи. Традиционнуя петриковскуя роспись используют также для обрамления разных бытовых вещей из дерева. Для рисования по дереву используют такие же самые краски, которые и для работ на бумаге, кроме того, можно использовать масляные краски. Прежде, чем приступить к рисованию по дереву, поверхность изделия необходимо подготовить. Для этого сначала мелкозернистой наждачной бумагой зачищают древесину, потом проклеивают ее 8%-м раствором пищевого желатина или клеем ПВА. После высыхания клея изделие расписывают. Когда краски высохнут (время высыхания зависит от избранных красок), работу можно покрыть лаком.


 http://www.ukrfolkart.narod.ru/petr_rosp/petr_rosp26.htm

Рубрики:  ОДНИМ МАЗКОМ/Петрикиевская роспись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку