-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка крестом гатчина грибы дворцы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки история россии история руси италия кабачки как носить и завязывать картофель кекс кексы кефир клубника книги и журналы кремль крым куриное филе курица лаваш легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск первые блюда петергоф печенье пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты секреты вязания спицами соусы творог флоренция хлеб храмы россии цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46302
Комментариев: 3271
Написано: 56885


ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА ЧАСТЬ 17: Легендарные петербургские кони

Пятница, 03 Мая 2024 г. 20:01 + в цитатник
Цитата сообщения MOLODA_I ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА ЧАСТЬ 17: Легендарные петербургские кони

Есть в Петербурге кони особенные! Без них «Лошадиная история» была бы неполной! Думаю, их знают и узнают все! Ну, конечно! Это знаменитые Кони Клодта! Есть что-то особенно волнительное в этих мощных фигурах! Это – ожившее и остановленное движение. Это – единство и борьба двух сил. И это, наконец, гимн человека лошади, музыка, застывшая в бронзе. Но Кони Клодта – это что-то ещё гораздо более глубокое и значимое.

1 (700x503, 454Kb)
Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских, худ. И. И. Шарлемань, 1850-е /Фото с сайта Википедия/

Самое удивительное, что эти кони живут в центре города. Поселившись на одном из городских мостов в середине 19 века, они навсегда остались с нами. Они всегда с человеком, который рядом! Они откровенно стремительные, откровенно дерзкие и откровенно покорные! Разные. Непрерывный людской поток ежедневно двигается по Невскому проспекту, и каждый прохожий в какой-то момент остаётся наедине с лошадью.

Лично меня эти кони всегда останавливают! И даже если я бегу мимо, я замедляю темп. Копыто, повисшее в небе, жилистый круп, раздутые ноздри, навострённые уши, напряжённые ноги, непокорный конский хвост! Вы всё это видели? Не сомневаюсь! И это бесконечно волнительно! А всем ли знакома история появления этих бронзовых лошадок в Петербурге? Удивительно увлекательная, обросшая городскими легендами, она заслуживает отдельного рассказа. Но для начала, давайте познакомимся поближе с лошадиным мастером.

Лошадиный мастер

Любовь человека к лошади, к своему верному помощнику в ратных делах, в былые времена не была удивительной. Любовь к лошади у русских дворян иногда перерастала в страсть. Они становились коннозаводчиками и мечтали создать идеальную лошадь. Барон Пётр Карлович Клодт (1805-1867) тоже мечтал об идеальной лошади, только его мечта была иного рода. И он её сумел воплотить в жизнь, создав бессмертных бронзовых коней.

1 (539x700, 463Kb)
Портрет барона П. К. Клодта., худ. Ф. А. Горецкий, 1850 /фото с сайта my.tretyakov.ru/

Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург родился в небогатой дворянской семье, по происхождению был немец. Его прапрадед в Северной войне состоял на службе в шведской армии, а отец уже был русским боевым генералом Отечественной войны 1812 года. Как истинный русский дворянин, Пётр с детства готовился к военной карьере, а потому в 17 лет сознательно и добровольно поступил в Михайловское артиллерийское училище и был довольно прилежным учеником. Но было у юноши увлечение, которое постепенно полностью им завладело. Имея художественные наклонности, он с детских лет каждую свободную минутку вырезал из дерева фигурки лошадей. Он изучал анатомию лошади и её повадки, и, чем больше погружался в мир лошади, тем более ясно понимал, что должен стать скульптором. И уже в 23 года принял судьбоносное смелое решение. Он оставил военную службу и решил посвятить себя искусству.

Не имея художественного образования, он поступил вольным слушателем в Академию Художеств. Его талант оценили известные мастера, его учителем стал сам ректор Академии, скульптор Иван Петрович Мартос, сыгравший немаловажную роль в его судьбе. Он не только был наставником, но и ввёл талантливого ученика в свой дом, где его всегда радушно принимали и всегда поддерживали в его бедственном положении. Дело в том, что начинающий скульптор был тогда почти нищим и жил на доход, который получал от продажи своих милых лошадиных статуэток. А Пётр, едва переступив порог, безнадёжно влюбился в дочь Мартоса, красавицу Екатерину Ивановну, которая как раз готовилась к свадьбе. Это была выгодная партия, но брак был коротким. Екатерина Ивановна вскоре овдовела, а Пётр набрался храбрости и сделал ей дерзкое предложение руки и сердца. А дальше, как говорится, немая сцена.

Это был неравный брак, который уважаемые в свете родители никак не могли приветствовать! Благотворительность и добросердечие – одно дело, а положение дочери – совсем другое! И скульптору вежливо отказали, тактично предложив в жёны бедную родственницу Ульку, племянницу Мартоса, что прислуживала в доме. А обиженный отказом Клодт от досады неожиданно взял и согласился! И не ошибся в своём решении.

2 (590x700, 322Kb)
Портрет И.И. Клодт фон Юргенсбург, худ. П.Соколов, 1845 /Фото с сайта my.tretyakov.ru/

Иулиания Ивановна была давно влюблена в этого удивительного юношу. Сохранилось много романтических историй о том, как складывались их отношения. Ульяна стала настоящей музой скульптора. Возможно, благодаря именно ей вскоре Пётр получил свой первый и самый главный заказ. Заказчиком стал сам Николай 1. Лошадиная статуэтка, изготовленная скульптором, случайно попалась на глаза императору. Ульяна незаметно подсунула её в ящик с лучшими работами учащихся Академии, которые Мартос регулярно доставлял в императорский дворец на «досмотр талантов».

Увидев лошадку Клодта, Николай 1 был так восхищён, что, не раздумывая, включил начинающего скульптора в творческую группу по созданию триумфальной колесницы для Нарвских ворот. Изготовленные Клодтом фигуры коней так восхитили императора, что с тех пор он стал покровительствовать скульптору. А Клодт стал непревзойдённым лошадиным мастером Российской империи.

История создания Коней Клодта на Аничковом мосту

Карлу Росси, привлечённому к благоустройству местности вокруг императорского дворца, было поручено создание Адмиралтейской пристани напротив восточного павильона главного здания Адмиралтейства (который ближе ко дворцу). К этому времени начался вывод производства кораблей из центра города. Крепостной Адмиралтейский ров, по которому новенькие корабли выходили из боковых павильонов и спускались на воду, был засыпан. Росси задумал поставить у восточного павильона Адмиралтейства пару вздыбленных коней, управляемых человеком, а на спуске к Неве – парочку сторожевых львов. Вот над этими лошадиными статуями и начал работу Клодт.

Он изготовил модели двух скульптурных пар: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Они были утверждены, но потом работа над проектом замедлилась. Нужно было срочно завершать создание колесницы для Нарвских ворот. Когда, наконец, Клодт был готов к изготовлению статуй в натуральную величину, на набережной Невы у Адмиралтейства уже стояли Львы. Император поразмыслил и передумал. Соседство Коней со Львами показалось ему неэстетичным. Так что пришлось колдовским Коням искать новое место.

3 (700x466, 423Kb)
Пристань на Адмиралтейской набережной, где планировалась установка Коней Клодта /фото с сайта kuda-spb.ru/

Была идея установить их на набережной напротив Академии художеств. Но тут купленные ранее египетские Сфинксы прибыли, и место для коней на Неве опять заняли! Как раз в это время старый Аничков мост, названный так по фамилии подполковника, руководившего строительством в этом месте первой переправы через Фонтанку, готовился к реконструкции. И было решено установить клодтовских Коней на опорах моста на гранитных пьедесталах. В итоге нужно было подготовить 2 пары статуй для двух сторон моста.

Клодт активно начал работу, но так случилось, что мастер Литейного двора, который должен был заняться отливкой бронзовых фигур, скончался. И Клодту пришлось самому освоить профессию литейщика. К открытию нового моста в октябре 1841 года была изготовлена только одна пара статуй. Из положения вышли просто. Фигуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» заняли место на западной стороне моста и остались здесь навсегда (со стороны Адмиралтейства). На восточной же стороне к моменту открытия были установлены точно такие же симметричные скульптуры, только изготовленные из гипса и окрашенные под бронзу. Вскоре их должны были заменить бронзовыми копиями первой скульптурной пары. Но оказалось, что им так и не удалось занять своё место.

На открытии моста присутствовали европейские монархи. Они так пленились лошадиными статуями, что пожелали иметь таких же. И Николай 1 широким жестом решил им сделать подарок. Может и правильно решил –пусть не завидуют, а восхищаются! И следующие отлитые Клодтом из бронзы кони отправились к королевским дворам в Неаполь и Берлин. А Клодт получил мировую славу!

4 (700x525, 365Kb)
Статуи Коней Клодта у королевского дворца в Неаполе /фото с сайта Википедия/

Но и следующим лошадкам не довелось встать на мост – разбежались по России. Сам Николай решил парочку Коней себе оставить, и установил их у дворца Бельведер в Петергофе. Ещё две пары получили его приближённые: шеф жандармов Орлов для его усадьбы в Стрельне, да князь Голицын для подмосковной усадьбы Кузьминки. 10 лет штамповал лошадок Клодт! Уж прям на поток поставил. И, видимо, так они поднадоели, что решил Клодт новую парочку создать с теми же персонажами, но с новыми сюжетами. Так завершилась история создания легендарных коней Клодта на Аничковом мосту.

Театр бронзовых коней

Когда новая скульптурная пара «Конь с Человеком» заняла своё место, Аничков мост обрёл современный вид. И с тех пор на нём развернулась настоящая драма! Её называют «4 стадии укрощения Коня человеком». Это – настоящий театр бронзовых коней! О чём нам уже более полутора столетий рассказывают бронзовые актёры?

5 (450x450, 170Kb)
"Юноша, поверженный конём" /фото с сайта Википедия, Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465506/

6 (636x450, 239Kb)
"Юноша, осаживающий коня /фото с сайта Википедия Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465480/

7 (700x700, 546Kb)
«Юноша, берущий коня под уздцы» /фото с сайта Википедия, Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465506/

8 (500x450, 197Kb)
«Конь с идущим юношей» /фото с сайта Википедия, Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465506/

За кадром осталась уверенность Человека в своём превосходстве в мире природы. Но, ворвавшийся на мост строптивый Конь сбросил своего седока и встал на дыбы. Однако уже в следующий момент Человек приподнялся на колено, ухватил поводья и натянул их. Ещё немного, и он перехватил инициативу. Конь ещё строптив, но уже оба знают, кто победил в схватке. И в следующий момент Конь смиренно следует за человеком, который совершенно спокоен. Он обуздал непокорного Коня!

9 (650x639, 276Kb)
10 (550x663, 203Kb)
11 (501x670, 167Kb)
12 (481x680, 221Kb)
Кони Клодта на Аничковом мосту. Остановленные мгновения /фото из личного архива/

А, может быть, всё было иначе? Может быть! Ведь это театр, а мы зрители! Каждый увидит свой сюжет! Почему бы не попробовать поразмышлять аллегориями? Вот только, стоя на мосту невозможно охватить взглядом всех персонажей. Они будут возникать поочерёдно и следовать друг за другом по вашему желанию! Но каждый раз, когда я стою на мосту, я вижу только Коней. Человек присутствует рядом. Я это знаю! Но он – словно тень! Кони уверенно доминируют на мосту! А потому так ли уж очевидно название этой бронзовой пьесы? И я снова и снова замедляю шаг и пытаюсь разгадать загадку Коней Клодта.

Пожалуй, этой загадкой я и завершу «Лошадиную историю Петербурга», о которой мне поведали городские памятники и здания. Они незримо протягивают нить в прошлое. Сколько таких историй рассказывает Петербург! И сколько ещё таит загадок! Стоит только остановиться, присмотреться, прислушаться и найти ту невидимую нить, которое уведёт в историю….

Источник

Рубрики:  Вокруг света - Россия.Питер и пригороды
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку