-Метки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46128
Комментариев: 3268
Написано: 56685


Церковь Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная). Санкт - Петербург

Четверг, 28 Марта 2024 г. 19:41 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Церковь Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная). Санкт - Петербург


scale_1200 (1)6KcmJbQg_xc

undefined

Архитектор
Стасов В. П.; Садовников П.
Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора, является композиционным центром его южного фасада, выходящего на Конюшенную площадь.
undefined
Конюшенный двор. Фрагмент северного главного фасада. Арх. Н. Ф. Гербель. Фиксационный чертёж из коллекции Ф. В. Берхгольца. 1740-е гг, НМС.
Конюшенный двор был построен в 1720-1724 годах по проекту Н. Гербеля. В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Её автор, предположительно, Доменико Трезини. Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны сюда из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.
undefined
Часовня для служащих Конюшенного двора. Архитектор Николай Гербель. Фиксационный чертёж из коллекции Ф. В. Берхгольца. 1740-е годы, Национальный музей Швеции
По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица "по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье" [Цит. по: 3, с. 14].
e989a9c7317da36bcb030883afb2fc8d0dbaf6ed_3000_2137
 
К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика столицы. Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась архитектором Василием Петровичем Стасовым за казённый счёт.
undefined
«Вид реки Мойки со стороны Императорских конюшен», Андрей Мартынов, 1809
 
Церковь Спаса Нерукотворного образа до перестройки Конюшенного двора располагалась в двухэтажном служебном помещении. Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, целесообразность чего подтвердила экспертная техническая комиссия в составе архитекторов К. Росси и А. Модюи. Для оборудования церкви в старых стенах пришлось новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. Капитальные строительные работы были завершены 2 мая 1822 года, после чего началась внутренняя отделка помещения храма. Его освящение состоялось 1 апреля 1823 года [3, с. 22].
6adf566c5abbe87fa181f8fda4b4b2af
Фасад здания украсили барельефы "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста" выполненные В. И. Демут-Малиновским. Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Безсонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Резной иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном. Образа для него написали художники А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло.
photo_365-374045
Главными святынями здесь стали привезённые из Константинополя икона Нерукотворного Спаса и Знамения, шитая шёлком и жемчугом плащаница. Передача храма церковному старосте Пьянкову произошла в октябре 1824 года. Писатель и художник П. П. Свиньин так описал церковь:
photo_403-413041
"Внутренность храма освещается 17 большими окнами, сверх того верхними окнами особо, а алтарь одним, в котором вставлено жёлтое стекло, изливающее свет наподобие солнечного сияния.
Широкая правильная колоннада составляет вход и как бы преддверие сего великолепного храма. Выйдя из сей первой части его, взор поражается богатством и красотою иконостаса, образующего полуциркульную выпуклость. И если изящество его резьбы привлекает прежде всего внимание зрителя, то серьёзное и продолжительное удивление обратит на себя живопись иконостаса" [Цит. по: 2, с. 445].
Главный церковный зал украшают десять дорических колонн, которые поддерживают хоры по его сторонам. Восемь из них кирпичные, а две деревянные, облицованные жёлтым мрамором. Зал был оборудован люстрой на 108 свечей, созданной англичанином Джоном Банистером. Высота люстры составляла четыре метра, ширина - два с половиной метра. Её стоимость составила 18 000 рублей.
photo_384-393490
На первом этаже Конюшенной церкви в 1826 году была установлена траурная колесница, на которой в Санкт-Петербург привезли тело Александра I из Таганрога. В дальнейшем её поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году произошла дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви. Особое разрешение на это дал Николай I, который опасался большого скопления людей и общественных волнений. Из-за этого прощание со знаменитым поэтом прошло в столь небольшой церкви.
 
С. Н. Карамзина сообщала брату:
 
"Конюшенная церковь не велика, и туда впускали только тех, у кого были билеты, то есть почти исключительно высшее общество и дипломатический корпус, явившийся в полном составе. (Один из дипломатов сказал даже: «Лишь здесь мы впервые узнали, что значил Пушкин для России. До этого мы встречали его, были с ним знакомы, но никто из вас, обращался он к даме, не сказал нам, что он - ваша народная гордость».) Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, едва только кончилось богослужение и открыли двери; и ссорились, давили друг друга, чтобы нести гроб в подвал, где он должен был оставаться, пока его не повезут в деревню. Один очень хорошо одетый молодой человек умолял Пьера (Мещерского) позволить ему хотя бы прикоснуться рукой к гробу, тогда Пьер уступил ему своё место, и тот со слезами его благодарил" [Цит. по: 3, с. 23].
После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В это время священником Конюшенной церкви был протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий.
В 1849 году Конюшенная церковь стала приходской.
photo_536-549527
6KcmJbQg_xc
photo_536-549529
22 февраля 1857 года здесь осуществляли панихиду по композитору М. И. Глинке. Существует версия, что композитора здесь отпевали. Но это не так, в Конюшенной церкви прошла лишь панихида в память о Глинке. Композитор скончался 3 февраля 1857 года в Берлине. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры [2, с. 447].
photo_536-549528
photo_536-549549
В 1857-1862 годах здание Конюшенной церкви перестраивалось архитектором П. Садовниковым, служившим в это время в Конюшенном ведомстве. Архитектор расширил храм, добавил окон на главном фасаде, превратил портал в псевдопортал. Колонны были сделаны полуколоннами, их соединила стена. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским. В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.
-n-yOxOzUbM
etcf7pKjBeA
photo_536-549544
 
Последним настоятелем храма был протоиерей Феодор Иоаннович Знаменский. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, в мае 1923 года - закрыта [3, с. 25]. Иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, а архив сожжён. Вскоре здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде Конюшенной церкви напоминает о том, что "В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект". Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены.
CijMZlO8Kmk
photo_536-549555
Известно, что паникадило (люстра) из храма Спаса Нерукотворного образа в 1900-х годах находилась в главном вестибюле Адмиралтейства.
Новая община Конюшенной церкви возникла в 1989 году. Летом 1990 года было принято решение о возвращении храма верующим, 6 июня (в день рождения Пушкина) здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 года состоялась первая литургия [3, с. 25]. К 1999 году проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Новое торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года митрополитом Владимиром [там же]. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину.

YaqGCmtMAMU

photo_536-549552

https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/kon-ts?ysclid=lu9jv79nup949989361

https://www.citywalls.ru/house1540.html?ysclid=lu9jprd2es245595385

**********


 

Рубрики:  Искусство.Пушкин А.С.
Вокруг света - Россия.Питер и пригороды
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку