-Метки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46156
Комментариев: 3269
Написано: 56727


Гений эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти(3)Зрелость (1500-1540)

Понедельник, 19 Февраля 2024 г. 19:34 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Гений эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти(3)Зрелость (1500-1540)
 

Твое упорство вечное в работе,
Твой гнев, создатель Страшного Суда,
Твой беспощадный дух, Буонарроти.

И скукою бесцельного труда,
И глупостью людскою возмущенный,
Ты не вкушал покоя никогда.

Дмитрий Мережковский

Джулиано Медичи 1521

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию.

Флоренция 

Мастеру сразу посыпались заказы.,это и скульптуры для «Алтаря Пикколомини» и "Давида"

Мрамор. Кафедральный собор, Сиена.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку Пикколомини (Сиена), создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо в 1483 г. Алтарь венчает скульптура Мадонны с Младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча. Четыре скульптуры в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг.Во время первого пребывания в Риме, при содействии и поручительстве Якопо Галли, Микеланджело получил крупный заказ от Франческо Пикколомини, кардинала Сиены, племянника папы Пия II, на 15 статуй, в том числе Христа, апостолов и святых. Эти изваяния предназначались для семейной капеллы Пикколомини в Сиенском соборе.

«Святой Пий I»  — одна из четырёх мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1501 −1504 гг для алтаря Пикколомини Сиенского собора. Первоначально эта скульптура должна была называться «Святой Августин».Статуя изображает святого Пия. На голове святого — митра. Правая рука поднята для благословения, а левая рука придерживает книгу и длинную одежду, чтобы сделать шаг. На плечах у него плащ, скрепленный фибулой.Скульптура расположена на нижнем ярусе алтаря, слева.

Согласно договору, срок исполнения статуй — три года, оплата — пятьсот золотых дукатов, причем Буанаротти обязуется в это время не брать никаких других заказов. Также договор содержал некоторые условия, противоречащие характеру Микеланджело. Например, Микеланджело должен был завершить фигуру Св. Франциска, начатую Пьетро Торриджани, тем самым вспыльчивым товарищем, который изуродовал ему лицо в юности. Также мастер должен был согласовывать свои наброски с заказчиком, а окончательное суждение о скульптуре должно выносить комиссия из двух художников, одного из которых назначает заказчик, другого — автор. Странно, что Микеланджело все же заключал такой договор. Возможно, его убедил Галли, или же причиной стало получение задатка в сто дукатов, крайне необходимого его семье.

«Святой Пётр» — одна из четырех мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1501−1504 гг для алтаря Пикколомини Сиенского собора.Эта скульптура, как и «Святой Павел», изображена в движении, что станет характерной чертой для произведений художникаСтатуя изображает апостола Петра, который держит книгу в левой руке, а правой рукой поддерживает тяжелые складки плаща. Правая нога чуть согнута, будто он собирается делать шаг. Это ощущение усиливается тем, что голова Петра обращена вправо, а взгляд вниз, словно он смотрит, куда ему пойти. У апостола короткие вьющиеся волосы и борода.Скульптура расположена на нижнем ярусе алтаря, слева.

Вернувшись в Флоренцию и ожидая решения попечителей Санта Мариа дель Фьоре относительно глыбы мрамора для грандиозной статуи Давида, Микеланджело начал работу над статуями святых в 1501-1504 годы. Он начал обрабатывать четыре куска мрамора, чтобы изваять из них первые фигуры: Св. Петра, Св. Павла, Св. Григория и Св. Пия I. Однако он остановился на пятой фигуре. Но чем дальше подвигалась его работа, тем меньше она его удовлетворяла. Вскоре работа над колоссальной статуей Давида целиком захватила молодого скульптора.

В правой части алтаря Пикколомини расположены:


- Св. Пий I,


- Св. Апостол Петр,

«Святой Григорий I» — одна из четырех мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1501−1504 гг, для алтаря Пикколомини Сиенского собора.Статуя изображает святого Григория I, шестьдесят четвёртого папу Римского. На голове святого — папская тиара. Он держит перед собой книгу, а голова слегка наклонена направо, что усиливает ощущение торжества. Левая нога чуть выставлена вперед, но это движение почти полностью скрывают тяжелые складки одежды.Скульптура расположена на верхнем ярусе алтаря, справа, над «Святым Павлом».

Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Верх узких ниш для статуй украшен ребристыми куполами, похожими на ракушку, которые еще больше усложняли работу молодого скульптора. Будучи ограничен в своих возможностях чуждой ему стилистикой общего замысла алтаря, еще очень тесно связанного с духом кватроченто, Микеланджело создал четыре статуи, однообразные по типам, далекие от характерной для него самого пластической манеры. В какой-то мере исключением среди них может считаться более живая и энергичная по мотиву движения фигура Апостола Павла.

«Святой Павел» — одна из четырех мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1501 −1504 гг для алтаря Пикколомини Сиенского собора По мнению Герберта фон Айнема, эта статуя — возможный автопортрет самого скульптора в молодости, тогда как Павел на фреске «Обращение Павла» — его портрет в старости.Статуя изображает апостола Павла, правая рука которого лежит свободно вдоль тела, а левая согнута в локте и придерживает намотанную на неё одежду. Правое плечо святого чуть опущено, а левая нога выставлена вперед. Брови Павла нахмурены, будто он смотрит на солнце. У апостола вьющиеся волосы и длинная кудрявая борода.Уильям Уоллес писал, что «экспрессионистические поза и драпировка» статуи «Святого Павла» нашли своё дальнейшее продолжение в скульптуре «Святой Матфей»Скульптура расположена на нижнем ярусе алтаря, справа.

"Давид"

В результате вторжения французов в 1494 г. Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 г. в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре.

Состояние города было тревожно. Со всех сторон городу угрожали враги, Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов. И жаждала освободителя. В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления), и возможность создать идеальный образ Давида - юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римскихримских...

Видевшему ее не к чему искать другого скульптурного произведения какого бы то ни было художника, наших ли времен или прошедших». Этот Давид, этот величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, спокойный, но тут же готовый развернуть эту силу для победы над злом, уверенный в своей правоте и в своем торжестве, — подлинный монумент героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее увенчание природы.

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.


Взор «Давида»
К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

 

Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. За «Давидом»(1501-1504) последовали:
- теперь утраченный картон «Битва при Кашине», или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела,

- незаконченная статуя Св. Апостола Матфея для Флорентийского собора (1503-1506),

- мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504)

«Мадонна Брюгге» — мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом, высотой 128 см, выполненная Микеланджело Буонарроти в 1501-04 гг. вскоре после завершения работы над ватиканской «Пьетой». Это единственная статуя Микеланджело, которая еще при его жизни была вывезена из Италии, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге.Статуя, вероятно, изначально предназначавшаяся для церковного алтаря, по многим параметрам отступает от церковных канонов. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как если бы ей открылась предначертанная ему судьба. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей.Статуя дважды покидала Брюгге — по приказу оккупантов в годы Революционной и Второй мировой войн. В 1944 году отступавшие из города немцы вывезли «Мадонну» под матрацами в грузовике «Красного креста». После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году власти Брюгге в превентивных целях заключили статую под пуленепробиваемое стекло.


- два рельефных тондо, изображающие также Богородицу - «Мадонна Таддеи»,

«Мадонна Таддеи»  — круглый мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1504 −1506 гг. для Таддео Таддеи. В 1821 году его приобрел Джордж Бомон , а с 1830 года произведение входит в коллекцию Королевской академии художеств.Скульптура изображает сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем. Иисус вытянулся на коленях матери через всю плоскость тондо, и оглядывается через правое плечо на Иоанна, который стоит над ним и протягивает ему птичку. Иисус кажется испуганным, а его мать задумчиво, с легкой улыбкой наблюдает за их игрой. Здесь центральной фигурой является сам ребёнок, а не Мадонна. По мнению Виктора Лазарева в этом тондо прослеживается влияние Леонардо на Микеланджело, ведь в этом произведении «более живое расположение фигур, гибче композиционный ритм, более мягкие формы и богаче игра светотени, что невольно заставляет вспомнить леонардово „сфумато“»

«Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа,

Тондо Питти — мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1503−1505 гг. для Бартоломео Питти
Мраморное тондо изображает Марию и маленьких Иисуса и Иоанна Крестителя. Фигуры выполнены проще, чем на тондо Таддеи, и более четко. Мария сидит на низкой каменной скамье и придерживает правой рукой книгу на колене, а левой — обнимает сына. Она заполняет собой всю композицию, но поскольку тондо является не идеально круглым, а овальным, а голова Марии несколько выходит за его пределы, вся группа не кажется перегруженной. У Мадонны острый подбородок и глубокие ямки. Головной убор подчеркивает её сосредоточенность. Иисус, наоборот, очень расслаблен. Он опёрся правым локтем на книгу, которая символизирует мудрость. В чертах Иисуса и Марии на тондо чётко прослеживается сходство с фигурами скульптуры Мадонны Брюгге — зрелость, печаль и обреченность.Иоанн Креститель едва виднеется за правым плечом Матери. Кажется, что ему удалось обратить на себя внимание мадонны, и она изображена в процессе оглядки на него.Уильям Уоллес заметил, что барельеф планировался для осмотра снизу вверх — именно при этом условии Мария предстаёт «королевой небес, сидящей на троне из идеального куба и вписанной в круг тондо, которое заменяет её отсутствующий нимб». По монументальной трактовке образа с ней перекликается картина Рафаэля «Мадонна в кресле» (Палаццо Питти, Флоренция).

 

 В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». 

В 1504 году Флорентийская синьория заказала две фрески прославленным художникам – Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал картон с изображением «Битвы при Ангиари», а Микеланджело – «Битвы при Кашине».


  

В отличие от Леонардо Микеланджело хотел изобразить на картине не битву, а купающихся солдат, которые, услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Восемнадцать фигур написал художник, все они в движении.


   В 1506 году оба картона были выставлены для обозрения. Однако фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по разным рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Вазари, видевший некоторые его части, говорит, что «то было скорее творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, имевший возможность изучать оба картона – и Микеланджело и Леонардо, – свидетельствует, что они были «школою для всего мира».


   Вазари отмечает, что в своем картоне Микеланджело применял разную технику, стремясь блеснуть своим совершенным владением рисунка: «Было там еще много фигур, объединенных в группы и набросанных на разный манер: контуры одних были очерчены углем, другие нарисованы штрихами, третьи исполнены тушевкой и цвета на них положены мелом, так как он (то есть Микеланджело) хотел показать все свое умение в этом деле».

   В 1505 году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил еще при жизни создать себе достойную гробницу. В течение более чем тридцати лет бесчисленные осложнения, связанные с этой гробницей, составляли трагедию жизни Микеланджело. Проект неоднократно менялся и полностью перерабатывался, пока вконец измученный художник, занятый на склоне лет другими заказами, не согласился на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви Сан-Пьетро ин Винколи.

Гробница папы Юлия II — усыпальница папы римского Юлия II в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, спроектированная и созданная Микеланджело. Договор был заключён в 1505 году, работа была завершена в 1545 году. Всего известно шесть проектов гробницы, разработанных скульптором.

Первоначальный план не сохранился, но, как можно предполагать, папа Юлий II желал соорудить новый храм со своей гробницей по образцу усыпальницы французских королей в Сен-Дени. Эта гробница, как пишет Р. Роллан: «(…) должна превзойти все мавзолеи Древнего Рима».Согласно проекту, усыпальница должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Помещение внутри должно было быть овальным, а снаружи гробницу окружали бы около 40 статуй.

Реконструкция первоначальных проектов гробницы 

21 февраля 1513 года папа Юлий II умер. 6 мая 1513 года Микеланджело подписал с его наследниками договор на второй, значительно более скромный, проект гробницы. С 1513 по 1516 гг. Микеланджело создавал фигуры двух рабов для гробницы Юлия II — Восставший раб и Умирающий раб, и скульптурой Моисея. Рабы не вошли в окончательный вариант гробницы, и скульптор подарил их Роберто Строцци.

 Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

Восставший раб

«Умирающий раб»

В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).20 августа 1545 года был заключен последний договор относительно шестого проекта гробницы Юлия II. В своем нынешнем виде она была завершена в 1545 году.

Микеланджело успел сделать только три статуи — Моисея, Рахили и Лии.

«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Над этой скульптурой с 1513 по 1515 год работал Микеланджело. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.

«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.


Историки искусства видят в статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.

Пророк изображён с рожками вследствие неверного переводаВульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן עור פניו (ки каран ор пнав). Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «потому что излучала  кожа его лица». А не «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».

Рахиль — мраморная скульптура Рахили, второй жены Иакова, младшей сестры Лии, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Рахиль» размещена в нише справа от «Моисея».

Лия  — мраморная скульптура Лии, первой жены Иакова, старшей сестры Рахили, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Лия» размещена в нише слева от «Моисея».

 Чтоб всякий ведал, как я названа,
                      Я - Лия, и, прекрасными руками
                      Плетя венок, я здесь брожу одна.

                      Для зеркала я уберусь цветами;
                      Сестра моя Рахиль с его стекла
                      Не сводит глаз и недвижима днями.

                      Ей красота её очей мила,
                      Как мне - сплетенный мной убор цветочный;
                      Ей любо созерцанье, мне - дела

Данте Алигьери, «Божественная Комедия»,
Чистилище, песня XXVII :100-108

Надгробие установили в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, где папа служил при жизни, а не в соборе Святого Петра, как планировалось ранее Центральной статуей проекта стал Моисей, которого Либман называет «в определённом смысле портретом, физическим и духовным, Юлия II». Существуют и более многозначные трактовки этой статуи.

Мадонна Медичи 1521

УтроОк. 1521—1534Капелла Медичи

Вечер 1521-34Капела Медичи

Ночь

День

 
Дух победы
Над Моисеем, в верхнем ряду, поставлен мраморный саркофаг, а на нем — фигура папы Юлия II. По Вазари, эта статуя, как и саркофаг, была работой Томмазо Босколи , ученика Микеланджело. Однако, после проведенной реставрации, у исследователей появились сомнения относительно авторства Босколи. По мнению Кристофа Луитпольда Фроммеля, профессора Института истории искусств Общества имени Макса Планка, тогдашнего директора библиотеки Герциана, значительная часть статуи Юлия II, если не вся, принадлежит руке Микеланджело.

Кондиви утверждал, что гробница была «трагедией» всей жизни Микеланджело, поскольку ему так и не удалось завершить её такой, какой она виделась сначала. По мнению В. Н. Лазарева,« То, что мы видим в римской церкви Сан Пьетро ин Винколи, бесконечно далеко от первоначального замысла (…) архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой»

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — М.: Альфа-книга, 2008. — 1278 с. 
Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с
Роллан Р. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла. — М.: Известия, 1992 . — С. 71 —197 .:ил. 
Eric Scigliano. Michelangelo's Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893. (англ.)
William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010.

продолжение следует...

Рубрики:  Искусство.Живопись.Скульптура
Вокруг света - Италия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку