-Метки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46156
Комментариев: 3269
Написано: 56727


Большой Гатчинский дворец. Часть 9.

Вторник, 04 Июля 2017 г. 22:27 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Большой Гатчинский дворец. Часть 9.

127956572_0 (84x100, 6Kb)
Один из главных символов Гатчины — Большой дворец, — в прошлом любимое место отдыха представителей императорской фамилии. Загородная резиденция, напоминающая средневековый замок, начала возводиться в пригороде Санкт-Петербурга в 1766 году еще при графе Орлове. Выполненное в стиле классицизма здание — проект Антонио Ринальди — было закончено только в 1781 году. Огромный дворец еще дважды перестраивали — в 1790-е и 1840-е, — а в Великую Отечественную войну замок был частично разрушен.




Третий этаж


Эвакуация


Зал рассказывает о героическом труде музейных работников в годы Великой Отечественной Войны. В трагические военные годы Серафима Николаевна Балаева стала организатором и вдохновителем огромной работы музейщиков Ленинграда. До сентября 1941 года она руководила эвакуацией коллекций из Гатчинского дворца, затем возглавила работу по хранению экспонатов в Исаакиевском соборе.





Записи, которые делала С.Н. Балаева даже в самые тяжёлые годы, стали для работников музея и историков настоящим сокровищем, ценнейшим источником по изучению военной истории дворца, помогли понять, что происходило с сотрудниками и коллекциями музея в годы войны.

Зал западноевропейской живописи


Со времени императора Петра I коллекционирование произведений живописи и декоративно-прикладного искусства вошло в моду в среде русской аристократии. Огромной популярностью пользовалась западноевропейская живопись. Картины европейских мастеров XVII – XVIII веков составляли основу дворцовых собраний России в течение всего XVIII столетия.



Начало живописной коллекции Гатчинского дворца было положено графом Григорием Орловым. Каждый последующий владелец дворца пополнял это собрание. Таким образом, к 1917 году коллекция живописи Гатчины была одной из самых обширных в России и насчитывала около 3000 картин.


Изгнание из рая. Лука Джордано


В зале западноевропейской живописи представлены произведения европейских мастеров XVII – XVIII веков, в том числе и из коллекции первых владельцев Гатчины: «Изгнание из рая» Луки Джордано происходит из собрания графа Г. Г. Орлова, а «Натюрморты» Луки Форте принадлежали императору Павлу I и императрице Марии Федоровне. Здесь можно увидеть картины тех жанров, которые были наиболее характерны для европейского искусства Нового времени: батальные сюжеты, сцены из Священного Писания, натюрморты, изображения событий античной истории, аллегорические сцены.

Портрет первой половины XVIII века


Огромное влияние на становление национальной живописной школы оказали европейские мастера, работавшие в России. Это были представители разных школ: французской, итальянской, немецкой. Они дали сильный толчок развитию светского искусства, начали обучение русских художников. В зале представлены интересные образцы первых самостоятельных шагов русских художников начала XVIII века: портреты цариц Натальи Кирилловны и Марфы Матвеевны.


Портрет царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной



Марфа Матвеевна Апраксина (1664, Москва — 31 декабря 1715 (11 января 1716))


Европейские мастера положили начало традиции создания парадных портретов в России. Одним из наиболее прославленных мастеров был известный немецкий портретист Георг Христофор Гроот.


Гроот Г.Х. Портрет генерала Левендаля с женой


Яркими образцами его творчества являются портреты императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Петра Федоровича.


Гроот Г.Х. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.



Георг Христофор Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича


Наряду с парадным портретом возникает камерный интимный портрет, где, напротив, художник стремится показать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир. Именно таков портрет кисти французского художника Луи Каравакка великой княгини Екатерины Алексеевны, супруги великого князя Петра Федоровича – наследника императрицы Елизаветы Петровны. К елизаветинской эпохе относятся также портреты государственных и военных деятелей: И.И. Шувалова, С.Ф. Апраксина и В.В. Фермора и барона фон Лёвена, одного из командиров голштинских Ораниенбаумских войск великого князя Петра Фёдоровича.

Портрет второй половины XVIII века


Расцвет дворянской империи в России в правление Екатерины II (1762-1796) вызвал активное развитие портретного искусства. К сожалению, исторические перипетии как XVIII века, так и последующих эпох, не всегда способствовали сохранению имен художников. Поэтому часто даже у картин, которые отличает высокий уровень живописного мастерства, неизвестен автор.

В зале можно проследить всю историю Екатерининского царствования через портреты близких императрице людей. Это и свергнутый с престола император Петр III, внебрачный сын императрицы Екатерины II граф А.Г. Бобринский, фавориты и соратники Екатерины: братья Г.Г. и А.Г. Орловы, Г.А. Потемкин, государственные и военные деятели: фельдмаршал А.В. Суворов и граф И.Е. Ферзен.


Портрет Петра III. ГМЗ Гатчина



К.Б. Вениг. Портрет графа А.Г. Бобринского 1882. Копия с портрета К.Л. Христинека



Неизвестный художник. Портрет Г. Г. Орлова. 1760-1770-е



Лампи Старший, Иоганн Баптист. Потемкин незадолго до смерти, апрель 1791 года


О связях России с Европой, династических и политических, рассказывают портреты представителей европейских правящих домов: короля Пруссии Фридриха II, сыгравшего огромную роль в судьбе самой Екатерины II, его младшего брата принца Генриха, неоднократно приезжавшего в Россию, и представителя дома Габстбургов, эрцгерцога Австрийского Иосифа, ставшего мужем великой княжны Александры Павловны, дочери Павла I.

Зал Пьетро Антонио Ротари



Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Комната Ротари, 1880


Знаменитый итальянский художник Пьетро Антонио Ротари (1707 – 1762) вошел в историю искусства, прежде всего как создатель целого сонма изящных «женских головок», ставших характерным элементом декора стиля рококо. Он работал во многих европейских городах, в Венеции за успехи в живописи был удостоен графского титула. Пьетро Ротари создал сотни камерных, почти одного формата, портретов; множество их было помещено в пригородных дворцах: Петергофе, Ораниенбауме, Гатчине.

















Коллекция работ Ротари была подарена графу Орлову Екатериной II. В дальнейшем работы этого художника поступали в гатчинское собрание вплоть до 1920-х годов.







При перестройке дворца при Николае I в Гатчинском дворце появилась «Комната Ротари», главным украшением которой явились работы знаменитого итальянца.

В зале можно увидеть и знаменитые «головки», и портреты саксонских принцев, сыновей Августа III.

Камерный портрет второй половины XVIII века


Женский и детский портрет занимал особое место в творчестве художников второй половины XVIII в. Целую галерею образов представительниц прекрасной половины семьи Романовых создали австрийский художник И.Б. Лампи-старший и русский портретист В.Л. Боровиковский.

В зале можно увидеть изображения супруги Павла I, его дочерей и невестки. В судьбе каждой из героинь портретов можно проследить тесные династические связи России и Европы.


Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) Портрет императрицы Марии Фёдоровны


В.Л. Боровиковский. Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны в детстве. 1797



Великая княжна Александра Павловна в русском народном костюме 1790-е годы. Неизвестный художник



Портрет великой княжны Александры Павловны. Боровиковский В.Л. 1757-1825


Принцессы из германских княжеств часто становились супругами русских великих князей: урожденная Вюртембергская принцесса София-Доротея-Августа-Луиза известна в России как великая княгиня и императрица Мария Фёдоровна, а принцессу Юлианну-Генриетту-Ульрику Саксен-Кобургскую, которая вышла замуж за сына Павла I – великого князя Константина Павловича, нарекли великой княгиней Анной Фёдоровной.


Портрет великой княжны Елены Павловны. Боровиковский В.Л. 1757-1825



В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны 1797



Боровиковский Владимир - Портрет великой княжны Марии Павловны


В свою очередь великие княжны дома Романовых находили новую родину в Европе. В церкви Гатчинского дворца обвенчались со своими сужеными дочери Павла: Александра Павловна с эрцгерцогом Австрийским Иосифом, Елена Павловна – с принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом-Людвигом. Мария Павловна стала женой Карла-Фридриха, наследного принца, а затем Великого герцога Саксен-Веймарского. После брака с принцем Виллемом, Анна Павловна вошла в знаменитый Нассау-Оранский дом, а позже с мужем заняла престол Нидерландов.

Великосветский портрет XIX века


В зале представлены характерные для эпохи творения Джорджа Доу, Франсуа Ксавье Винтергальтера, Герарда Кюгельхена, Франца Крюгера. Эти художники снискали славу при жизни, были воистину «модными» живописцами.




О.А. Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1814



Gerhard von Kügelgen - Porträt der Prinzessin Charlotte von Preußen



Музыкальный салон. Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет императрицы Марии Александровны 1857



Франц Ксавер Винтерхальтер (1805–1873) Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II





Gerhard von Kügelgen - Prinzessin Luise und ihr Bruder Prinz Albrecht von Preußen


Английский живописец Джордж Доу известен, в первую очередь, как автор серии портретов русских генералов, героев войны 1812 года. Вместе с тем его кисти принадлежат и семейные, и детские изображения. Например, портрет детей императора Николая I - великого князя Александра и великой княжны Марии.


Дж. Доу. Портрет великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны. 1820-е


Одним из лучших полотен исторической коллекции Гатчинского дворца можно назвать портрет великой княжны Анны Павловны, будущей королевы Нидерландов, кисти ревельского художника К.З. Вальтера.


К.З. Вальтер. Портрет великой княжны Анны Павловны



Нижняя Тронная Павла I



Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Нижняя тронная императора Павла I, 1877




В Гатчинском дворце находилось четыре Тронных зала. В данном зале представлена инсталляция Нижней Тронной Павла I, которая находилась на первом этаже, в числе других личных покоев. Помещение отличалось относительно скромным убранством: потолок был украшен легкой росписью, на стенах висели произведения живописи итальянской и венецианской школ, портреты А.Д. Меншикова и Б.Х. Миниха. На резных консольных столиках располагались предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1797 году, гипсовый бюст одного из кумиров Павла I – короля Франции Генриха IV.




Ф. Жувене Петр I


Рядом с кафельной печью, на фоне монументального портрета Петра I работы Ф. Жувене (1717), было установлено на невысоком постаменте в одну ступень вызолоченное тронное кресло под оранжевым балдахином. Вплоть до 1941 года облик Нижней Тронной поддерживался в том же самом виде, каким он был осенью 1800 года, когда Павел I был во дворце в последний раз.


И.Г. Таннауэр. Портрет генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина. Между 1710-1728


Во время Великой Отечественной войны удалось спасти ценнейшую часть убранства Нижней Тронной Павла I – живопись XVII – XVIII веков (утрачено только две картины).

Зал памяти победы в войне 1812 года



Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Желтый зал на третьем этаже Центрального корпуса, 1879


Память о победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года была увековечена в целом ряде памятников, среди которых первое место принадлежит знаменитой военной галерее Зимнего дворца в Петербурге. Но портреты генералов, созданные английским портретистом Джорджем Доу, находились не только в царском дворце, но и в частных коллекциях членов императорской семьи, например Великих князей Николая и Михаила Павловичей, братьев императора Александра I.

Когда Николай I взошёл на престол, значительная часть картин его личного собрания попала в Гатчинский дворец. После перестройки дворца 1845-1856 годов, портреты кисти Дж. Доу были размещены в жёлтом зале на третьем этаже Центрального корпуса. Таким образом, в Гатчине появился собственный зал памяти победы в Отечественной войне 1812 года.

В довоенной экспозиции Гатчинского дворца-музея работы английского портретиста так же заняли достойное место. На выставке портретов, расположенной на третьем этаже Центрального корпуса дворца, они были представлены в двух залах наряду с работами других известных художников первой половины XIX века таких как, Томас Лоуренс, Орас Верне, Адольф Ладюрнер.




Портрет Дмитрия Владимировича Голицына (1771-1844) Не позднее 1825 г. Доу, Джордж. 1781-1829



Портрет Михаила Андреевича Милорадовича (1771-1825) Не позднее 1825 г. Доу, Джордж. 1781-1829г



Джон Доу, портрет генерал-майора Карла Ивановича Бистрома, 1819-1829



Портрет Павла Васильевича Голенищева-Кутузова (1772-1843) Не позднее 1825 г. Доу, Джордж. 1781-1829г



Роман Максимович Волков, Портрет светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского, первая половина 19-го века





Джон Доу, портрет генерал-адъютанта Федора Петровича Уварова, 1820



Портрет Петра Михайловича Волконского (1776-1852) (повторение портрета 1823 г.) Не позднее 1825 г. Доу, Джордж. 1781-1829



Джон Доу, портрет генерал-лейтенанта Иллариона Васильевича Васильчикова, 1828



Джон Доу, портрет генерал-адъютанта Матвея Евграфовича Храповицкого, 1821


Большой Военный кабинет Николая I



Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Большой военный кабинет императора Николая I, 1862


После перестройки дворца личные комнаты Николая I располагались на первом этаже Арсенального каре. Обстановка покоев соответствовала вкусам августейшего владельца. Государь любил военное дело и прекрасно его знал. В данном зале представлена попытка воссоздания Большого Военного кабинета Николая I. Здесь вы сможете увидеть уникальные мемориальные вещи, находившиеся в комнатах императора.

Стены кабинетов украшали акварельные изображения воинских форм работы художников Г. Ланга и К. Пиратского, начиная от Петра I и до николаевского времени. Здесь находились также работы широко известного берлинского мастера батального жанра Карла Шульца, посвященные времени Фридриха Великого.





В Большом военном кабинете государя наиболее значительным живописным произведением являлось полотно И.-Б. Лампи Младшего «Павел I со свитой» (1802), поступившее в Гатчину в 1840 году.


И.-Б. Лампи Младший «Павел I со свитой» 1802


Меблировкой апартаментов Николая I занимался известный петербургский мастер Генрих Гамбс. Для кабинета императора был выполнен комплект стульев и кресел, также туда предназначалось и бюро, на задней стенке которого сохранилась надпись «Государев кабинет», которое можно увидеть на экспозиции.


Рубрики:  Вокруг света - Россия.Питер и пригороды
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку