-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка крестом галета гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки история россии история руси италия кабачки как носить и завязывать картофель кекс кексы кефир клубника книги и журналы кремль крым куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пироги пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соусы творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46446
Комментариев: 3276
Написано: 57038


Никита Кирсанов. "Декабрист Иван Анненков" (часть 2).

Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:20 + в цитатник
Цитата сообщения AWL-PANTERA Никита Кирсанов. "Декабрист Иван Анненков" (часть 2).

IMG_0342 (516x700, 223Kb)

И.А. Анненков вместе с Никитой и Александром Муравьёвыми и Торсоном был отправлен в Сибирь ночью 10 декабря 1826 года. А.М. Муравьёв так описывал вывоз из крепости: "...в 11 часов вечера, когда тюремные крепостные ворота были уже закрыты, плац-майор и крепостные адъютанты собрали в одной из комнат комендантского дома четырёх осуждённых политических: Н. Муравьёва, его брата, Анненкова и Торсона. Мы с восторгом бросились друг другу в объятия... Через несколько минут появился старый комендант, который злобным голосом объявил нам, что по приказанию императора нас закуют в цепи для отправления в Сибирь. Плац-майор с насмешливым видом принёс мешок с цепями... С непривычным для нас шумом спустились мы по лестнице комендантского дома, сопровождаемые фельдъегерем и жандармами. Каждый из нас сел с жандармом в отдельную почтовую повозку. Быстро проехали мы город, где все мы оставляли убитые горем семьи... Мы не чувствовали ни холода, ни тряски ужасной повозки. Цепи мы несли с гордостью".

Полина Гёбль, узнав об отправлении Анненкова в Сибирь, приехала на первую станцию, чтобы встретить его, но это ей не удалось, так как к этому времени декабристов уже провезли. На другой день она выехала в Москву.

Группу ссыльных, в которой находился Анненков, сопровождал фельдъегерь Желдыбин, человек известный своей жестокостью в отношении многих декабристов, которых он перевозил в Сибирь. "Этот зверь", по словам П. Гёбль, заставлял беспощадно гнать лошадей, не давал покоя ссыльным, мучил их. Особенно страдал в пути Анненков. Он был в одной шинели, а между тем стояли жестокие морозы, и у него руки и особенно ноги, закованные в кандалы, сильно распухли. Желдыбин до самого Омска мчался, не обращая внимания на то, что его просили остановиться где-нибудь, чтобы купить тёплое платье. Только в Омске удалось им это сделать. А.М. Муравьёв вспоминал: "Наш товарищ Анненков сильно страдал, так как он был без шубы. В Омске ему купили шубу".

Путь его лежал дальше, в Читу, куда в 1827 году доставили всех декабристов, приговорённых к каторге. Так как тюрьма для них была ещё не достроена, всех их поместили в здании бывшего пересыльного пункта.

Чита в то время представляла собой небольшое поселение в два десятка жилых домов горнозаводских крестьян. При селе имелась ветхая церковь, хлебные амбары и дом начальника острога.

Здесь И.А. Анненков наряду с другими декабристами переносил все тяготы жизни ссыльных. Их принудительный труд состоял в разных земляных работах. Они рыли ров для фундамента под новый острог и канаву для ограды вокруг него, засыпали глубокий овраг вдоль почтовой дороги, прозванный ими "Чёртовой могилой", уравнивали дорогу землёй, камнями и щепками. Кроме того, их заставляли мести улицы, чистить казённые конюшни, а в зимнее время - колоть лёд и молоть зерно на ручных мельницах.

Питание заключённых было крайне скудным. По словам декабриста Н.И. Лорера, обед, состоявший из щей и каши, доставлялся в тюрьму на "очень грязных носилках, на которых, вероятно, навоз выносили когда-то".

К осени 1828 года строительство нового острога было закончено, и декабристов перевели туда. Здесь положение заключённых нисколько не улучшилось. До 70 человек должны были разместиться в четырёх камерах. Спать приходилось на нарах, где каждому отводилось очень мало места. В казематах было темно, "пороги брали ощупью". Тюрьма была окружена высоким тыном и находилась под постоянной охраной стражи. Часовые сопровождали заключённых и на работы, проводившиеся вне острога.

В короткое время каторжный режим изменил внешний вид Анненкова до неузнаваемости. Е.И. Трубецкая рассказывала после Полине Гёбль, что она была поражена, когда увидела на работе Ивана Александровича. Он в это время мёл улицу и складывал мусор в телегу. На нём был старенький тулуп, подвязанный верёвкой, и он весь оброс бородой. Трубецкая не узнала его и очень удивилась, когда муж сказал ей, что это был тот самый Анненков - блестящий молодой человек, с которым она танцевала на балах.

Угнетала морально и физически ссыльных не только изнурительная работа, но и страшная оторванность от близких и родных. Ведь ни одному из них не разрешалось иметь переписку как с друзьями, так и с родителями. Они не получали газет, не имели книг. Их ожидала в конечном счёте духовная смерть, если бы не пришли на помощь жёны некоторых декабристов, которые добровольно отправились в далёкую Сибирь.

Эти женщины не входили в тайные политические общества и не были участниками событий 14 декабря 1825 года. Однако есть основания считать, что некоторые из них знали о готовящемся восстании. Об этом свидетельствуют сами жёны декабристов. Так, П. Анненкова в своих воспоминаниях пишет: "К нему собиралось много молодых людей, они обыкновенно просиживали далеко за полночь. Из разговоров их я узнала, наконец, что они участвовали в каком-то заговоре. Это меня так сильно встревожило, что я решила сказать о моих подозрениях мужу и умоляла его ничего не скрывать от меня. Тогда он сознался, что участвует в тайном обществе и что... его, наверное, ожидает крепость или Сибирь. Я поклялась ему, что последую за ним всюду".

М.Н. Волконская указывает в своих записках, что ещё до восстания в Петербурге узнала от мужа о существовании тайного общества и, когда был арестован Пестель, сама помогала мужу сжигать в камине бумаги.

Не привлечённые к ответственности вместе с мужьями, они разделили с ними их суровую судьбу, пошли на каторгу и на поселение, пошли рядом с ними на всём протяжении их тернистого жизненного пути. Передовая общественность России расценила их поведение как великий подвиг русских женщин.

Подвиг этот состоял не только в акте самопожертвования для облегчения участи любимого человека. Добровольное следование в Сибирь за политическими врагами царя вырастало в крупное общественное событие, было своего рода демонстрацией протеста против мер расправы царя с декабристами. А за спиною этих женщин невидимо стояли родные, близкие и друзья других декабристов, к ним протягивались нити сочувствия и симпатии передовых общественных слоёв.

Но царь вовсе не был заинтересован в возбуждении общественного внимания к осуждённым "преступникам". Их должны были забыть. Между тем отъезд жён к лишённым прав и состояния каторжникам вновь напоминал о деле декабристов, воскрешал в памяти кровавые события на Сенатской площади. Поэтому царь, правительство создавали разные препятствия для выезда жён к мужьям-декабристам.

Всё пускалось в ход, чтобы помешать намерению рвавшихся в Сибирь женщин: в пути их обыскивали, на станциях им не давали лошадей, с них брали подписки, в силу которых они лишались дворянских привилегий и переходили на положение жён ссыльных-каторжан, стеснённых в правах передвижения, переписки, распоряжения своими деньгами и имуществом. У них отнималось право возврата на родину в случае смерти их мужей, а дети, родившиеся в Сибири, должны были зачисляться в "казённые крестьяне". И всё это лицемерно прикрывалось якобы "заботами" об интересах жён и их детей. Женщины не читая подписывали эти требования.

Была разработана и "высочайше утверждена" секретная инструкция иркутскому губернатору Цейдлеру об использовании всевозможных средств для возвращения из Иркутска тех жён декабристов, которым удастся добраться туда.

Всего на каторгу к мужьям отправилось одиннадцать женщин. Преодолевая многочисленные препятствия, чинимые правительством, первыми в 1827 году приехали в рудники Забайкалья Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская и Александра Григорьевна Муравьёва. В 1828-1831 годах в Читу и в Петровский завод прибыли невеста Анненкова - Полина Гёбль, невеста Ивашева - Камилла Ледантю, жёны декабристов Елизавета Петровна Нарышкина, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Александра Ивановна Давыдова, Анна Васильевна Розен, Мария Казимировна Юшневская и Александра Васильевна Ентальцева.

Большая часть перечисленных женщин принадлежала к титулованной знати, светилам верхов общества. Княгиня М.Н. Волконская была дочерью знаменитого генерала Раевского; княгиня Е.И. Трубецкая - дочь миллионерши Козицкой и графа Лаваль. Отцом А.Г. Муравьёвой был граф Чернышёв, а Е.П. Нарышкиной - граф Коновницын. Юшневская была замужем за генерал-интендантом; А.В. Розен носила титул баронессы. А.И. Давыдова была невесткой владелицы большого имения Каменки Киевской губернии, где шла широкая барская жизнь и собирался цвет культурного общества.

Но были в этом ряду женщины из низов. К ним относились много бедствовавшие в детстве А.В. Ентальцева, П. Гёбль, дочь гувернантки К.П. Ледантю.

После выхода декабристов на поселение приехали в Забайкалье мать и сестра К.П. Торсона и сёстры Михаила и Николая Бестужевых.

Упорно добивались разрешения на выезд в Сибирь и другие жёны, матери и сёстры осуждённых, но получили отказ.

Далёк и труден был путь жён декабристов в Сибирь. Надо было преодолеть расстояние в семь тысяч вёрст и притом в зимнюю стужу, при плохом состоянии в то время средств передвижения. А они мчались туда, нигде не останавливались ни днём ни ночью вплоть до Иркутска, где их ждала принудительная остановка. М.Н. Волконская рассказывает, что она всю дорогу не вылезала из кибитки, не обедая нигде, питаясь тем, что подавали ей в кибитку - кусок хлеба или что попало. П. Анненкова, описывая тяготы своего путешествия, вспоминает, что зимой, в жестокие морозы, она доехала от Москвы до Иркутска за 18 дней. По её словам, иркутский генерал-губернатор не хотел верить этому. "Он спросил меня, - не ошиблись ли мы в Москве числом на подорожной, так как я приехала даже скорее, чем ездят обыкновенно фельдъегеря".

Из всех одиннадцати женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь, Полине Гёбль оказалось намного труднее получить разрешение ехать к Анненкову, так как она находилась в менее выгодных условиях: она была официально лишь невестой, а разрешение на поездку в Сибирь давалось только жёнам и никому другому. Все попытки её получить паспорт, чтобы немедленно выехать, ни к чему не привели.

После многих хлопот и других проволочек в ноябре 1827 года она получила наконец разрешение следовать за Анненковым в Сибирь. Московским обер-полицмейстером Шульгиным ей были предъявлены "Правила, касающиеся жён преступников, ссылаемых на катржные работы", которые она должна была подписать. Вот некоторые пункты из них:

"1. Жёны этих преступников, следуя за своими мужьями и оставаясь с ними в брачном союзе, естественно, должны разделить их участь и лишиться своих прежних прав, т.е. они будут считаться впредь лишь жёнами ссыльно-каторжан, и дети их, рождённые в Сибири, будут приписаны к числу государственных крестьян.

2. С момента отправления в Нерчинск им будет воспрещено иметь при себе значительные суммы денег и особенно ценные вещи...

4. Если жёны этих преступников прибудут к ним из России с намерением разделить участь своих мужей и пожелают жить с ними в остроге, то это не возбраняется им...

5. Жёнам, которые пожелают жить вне острога, разрешается видеться с их мужьями в остроге, однажды, через каждые два дня на третий...

8. Жёны преступников, живущие в остроге или вне его стен, не могут посылать писем иначе, как вручая их открытыми коменданту. Точно так же самим преступникам и их жёнам дозволяется получать письма не иначе, как через посредство коменданта. Всякое письменное сообщение иным способом строго воспрещается".

Прочитав эти правила, Полина Гёбль ответила Шульгину: "Я согласна на всё в них изложенное и отправляюсь в Нерчинск, чтобы вступить в брак с преступником Анненковым и поселиться там навсегда". Получив паспорт и нужные бумаги, она выехала в Сибирь. "Было одиннадцать часов ночи, когда я оставила Москву 23 декабря 1827 года", - писала она.

Итак, все препятствия были преодолены и часть пути пройдена. Но будущее сулило ей ещё много горя, и требовалось немало усилий, чтобы справиться со всей тяжестью его.

Подорожную Полине Гёбль выдали в Москве только до Иркутска, и она не знала, куда далее должна будет ехать. Ехала через Казань, Пермь, Екатеринбург, Томск, Красноярск. Через 18 дней после отъезда из Москвы, 10 января 1828 года, она приехала в Иркутск. Проезжая через многие города и селения, иностранка Полина Гёбль не могла не заметить такую черту характера русских людей, как радушие и гостеприимство, которые она встречала повсюду. "Гостеприимство было сильно развито в Сибири, - впоминала она. - Везде нас принимали... везде кормили отлично, и когда я спрашивала, сколько должна заплатить, ничего не брали... Такое бескорыстие изумляло меня". Далее она указывала, что "Сибирь - чрезвычайно богатая страна, земля здесь необыкновенно плодородна, и немного надо приложить труда, чтобы получить обильный урожай".

Французский писатель Александр Дюма в своём романе "Учитель фехтования" уверяет, что Полину Гёбль всю дорогу сопровождала целая стая волков, так что она даже не могла нигде остановиться. Но этого не было. "Я видела во всё время моего пути в Сибирь только одного волка, и тот удалился, поджавши хвост, когда ямщики начали кричать и хлопать кнутами", - говорила она, возражая романисту.

В Иркутске Гёбль продержали более полутора месяцев. Это было связано с тем, что местный губернатор Цейдлер, выполняя специальную инструкцию, присланную из Петербурга, старался всеми способами задержать её и убедить вернуться в Европейскую Россию. Однако, несмотря на все старания начальства, Полина Гёбль не отступила от исполнения своего долга. 28 февраля она получила разрешение следовать дальше и тут только узнала, что должна ехать в Читу. На следующий день Полина оставила Иркутск и 5 марта была уже в назначенном месте.

Здесь Полину Гёбль снова заставили подписать "Правила", которые касались жён ссыльных каторжан. В них указывалось, какие обстоятельства должны были принять на себя жёны декабристов, находясь вместе с мужьями на каторге. Приведём отдельные пункты этих правил:

"1. Желая разделить участь моего мужа, государственного преступника (фамилия), и жить в том селении, где он будет содержаться, не должна отнюдь искать свидания с ним никакими происками и никакими посторонними способами, но единственно по сделанному на то г. коменданта дозволению и токмо в назначенные для того дни и не чаще через два дня на третий.

2. Не должна я ни под каким видом ни к кому писать и отправлять куда бы то ни было моих писем и других бумаг иначе, как токмо через г. коменданта. Равно если от кого мне или мужу моему через родных или посторонних людей будут присланы письма и прочее, должна я их ему же, г. коменданту, при получении объявить, если оные не через него мне будут доставлены...

5. Обязуюсь иметь свидание с мужем моим не иначе как в арестантской палате, где указано будет, в назначенное для того время и в присутствии дежурного офицера...

10. Наконец, давши такое обязательство, не должна я сама никуда отлучаться от места того, где пребывание моё будет назначено... без ведома г-на коменданта...

В выполнении сего вышеизложенного в точности под сим подписуюсь. Читинский острог. 1828 года".

Только на третий день приезда в Читу Полине Гёбль разрешили свидание с Анненковым. Он был закован в тяжёлые ножные кандалы и с трудом переставлял ноги. Сопровождали его дежурный офицер и часовой. "Невозможно описать, - вспоминала позже Полина Анненкова, - той безумной радости, которой мы предались после долгой разлуки, забыв всё горе и то ужасное положение, в котором находились в эти минуты. Я бросилась на колени и целовала его оковы".

Через месяц им разрешено было обвенчаться. Церемония бракосочетания состоялась 4 апреля в читинской церквушке в присутствии коменданта острога Лепарского. Жениха и двух его товарищей П.Н. Свистунова и А.М. Муравьёва (они были шаферами) привели в оковах и сняли их только на церковной паперти (у крыльца). После вечания их снова заковали и отвели в острог. Лишь на другой день "свадьбы" молодым разрешили двухчасовое свидание. После вступления в брак с Иваном Александровичем Полину Гёбль стали звать Прасковьей Егоровной Анненковой.

Во всё время пребывания в Чите заключённых не выпускали из острога. Жёны же их, приехавшие в Сибирь, имели право ходить к ним на свидание не более двух раз в неделю. Анненкова рассказывала, что в те дни, когда нельзя было идти в острог, "дамы" ходили к тыну, брали с собой ножи и выскабливали в тыне скважины, сквозь которые можно было говорить с заключёнными.

Эти замечательные и смелые женщины оказывали узникам большую помощь. Они заботились об их питании и улучшении санитарного состояния камер. Так как самим каторжанам было строго запрещено писать даже близким родственникам, то данные обязанности взяли на себя жёны декабристов, которые стали вести постоянную переписку с родными и друзьями, оставшимися в России. Письма эти проходили через руки коменданта и отдавались ему незапечатанными, так же как и письма из России проходили через его руки и должны были им читаться.

Пребывание в Чите содействовало ещё более тесному содружеству декабристов. Оно не распалось и впоследствии - в Петровском заводе, и тогда, когда их отправили на поселение в разные места Сибири.

Вместе они боролись за право на улучшение условий их заключения. Благодаря настоятельным совместным требованиям декабристы добились разрешения на строительство в тюремном дворе двух небольших домиков. В одном из них ссыльные разместили столярную и переплётную мастерские, а в другом - различные музыкальные инструменты, на которых по очереди играли. Некоторые из декабристов увлеклись рисованием.

В 1828 году было разрешено получение русских и иностранных книг, журналов, газет. Вся эта литература и периодика выписывалась через жён декабристов или присылалась родными. Например, мать Никиты Муравьёва отправила в Читу его большую библиотеку, которой пользовались все заключённые. Книги оживили умственную деятельность декабристов, среди которых было много талантливых учёных, изобретателей, поэтов, писателей.

Основное место в культурной жизни ссыльных отводилось самообразованию. Одним из видов его были лекции, которые проводились систематически. Так, доктор Ф.Б. Вольф читал курсы анатомии, физики, химии. П.С. Бобрищев-Пушкин преподавал высшую и прикладную математику, А.О. Корнилович и П.А. Муханов - историю России, А.И. Одоевский - русскую словесность, а Никита Муравьёв - стратегию и тактику. Кроме всего этого изучались иностранные языки.

По приезде в Читу Полина Анненкова, как и её подруги, с головой окунулась в бесчисленные домашние заботы, которые оказались не легки в условиях сибирской каторги. Всё её внимание было поглощено заботами о том, как скрасить жизнь мужа. Она начала с того, что тайно от охраны заменила казённые кандалы Анненкова другими, более удобными. Казённые оковы очень стесняли узников. Они были тяжелы , а главное - коротки, отчего особенно страдал Иван Александрович, так как он был для того времени высокого роста (согласно примет "государственного преступника" Анненкова, его рост составлял 2 аршина 7 7/8 вершка - 173 см.). С помощью подкупленного кузнеца были сделаны другие оковы, легче и цепи длиннее. Их надели на Анненкова также с помощью кузнеца, а казённые Полина спрятала у себя и возвратила их, когда оковы были сняты с узников в сентябре 1828 года. Свои же кандалы она сохранила, впоследствии их них было сделано "на память" много колец и несколько браслетов.

Затем надо было снабжать Ивана Александровича бельём и одеждой, доставлять ему в острог кушанья домашнего приготовления, позаботиться о постройке дома и о многом другом. В своих воспоминаниях Полина Анненкова подробно рассказывает о том, какие овощи выращивала она на своём огороде, чем кормила мужа, как боролась за смягчение условий каторжной жизни. Всё это требовало большой энергии, повседневного труда, к которому с ранних лет приучила её нужда.

Полина Анненкова сознавала своё превосходство в этом отношении над остальными жёнами декабристов, с трудом приспосаблявшимися к тяжёлой и непривычной жизни. Не без некоторой гордости она говорила: "Дамы наши часто приходили посмотреть, как я приготовляю обед, и просили научить их то сварить суп, то состряпать пирог. Но когда доходило до того, что надо было взять в руки сырую говядину или вычистить курицу, то не могли преодолеть отвращение к такой работе, несмотря на все усилия, какие делали над собой. Тогда наши дамы со слезами сознавали, что завидуют моему умению всё делать, и горько жаловались на самих себя за то, что они не умели ни за что взяться..."

Труд, лишения, общее горе соединили этих женщин в одну дружную семью. У них всё было общее: печали и радости, любовь к близким и ненависть к их угнетателям. Всех связывала тесная дружба, которая помогала переносить неприятности и заставляла забывать многое.

По приезде в Читу жёны декабристов, в том числе и Полина Анненкова, жили на квартирах, которые они снимали у местных жителей. Позднее были построены свои небольшие домики, наподобие крестьянских изб, и заведено своё "хозяйство". Но заключённые и их жёны жили главным образом на деньги, которые им присылали из России родственники.

Положение Анненковых было особенно тяжёлым. Мать Ивана Александровича за всё время ссылки сына ему ничем не помогла. Эта бездушная женщина не сделала ни шагу, чтобы утешить его или облегчить его участь. Она не любила сына, и особенно не могла простить ему участия в декабристском движении. Родственники И.А. Анненкова ещё при жизни Анны Ивановны проявили весьма откровенное поползновение завладеть наследством "государственного преступника", а после её смерти все имения перешли в их руки. Двоюродный брат декабриста Н.Н. Анненков заполучил даже 60 тысяч рублей, которые принадлежали лично Ивану Александровичу и были отобраны у него при аресте. Только впоследствии эти деньги были переданы на имя Полины Анненковой, которые она положила в банк и на проценты от них жила всё время в период пребывания в Сибири. Разумеется, такие средства не обеспечивали полностью существование семьи Анненковых, и она подчас нуждалась даже в самом необходимом. "Отцу иногда приходилось очень трудно, и вообще он был очень стеснён материально", - вспоминала дочь декабриста Ольга Ивановна.
Рубрики:  История России - Декабристы и их жёны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку