-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка крестом галета гатчина грибы дворцы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника книги и журналы кремль крым куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пироги пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соусы творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46444
Комментариев: 3276
Написано: 57036


Никита Кирсанов: "Случай Якубовича". Часть 2.

Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:01 + в цитатник
Цитата сообщения AWL-PANTERA Никита Кирсанов: "Случай Якубовича". Часть 2.

Когда "высочайше" разжалованный лейб-гвардии корнет прибыл к месту назначения, чтобы в звании прапорщика начать службу в армейской части, он убедился, что далёкая обочина страны вовсе не была окраиной общественной жизни. В Грузии первых десятилетий XIX в. сложилась близко связанная с русской культурой, хотя и немногочисленная ещё, среда местной передовой интеллигенции, пламенной душой и выдающимся умом которой был А.Г. Чавчавадзе. 1819-м годом датируют начало первого периодического издания в Грузии - "Газета Грузии". В офицерских кругах расквартированной в Грузии русской армии многие лица отличались широтой интересов, вниманием ко всему живому, что было характерно для русской общественной мысли в Петербурге и Москве. Складывались в традицию и общение с местной прогрессивной интеллигенцией, и не стеснённое формальностями общение друг с другом офицеров, находившихся на разных степенях военной иерархии, наконец, уважительное отношение к личному достоинству и житейским необходимостям рядового состава. В Тифлисе, Кара-Агаче, Цинандали (имении Чавчавадзе) сложились и действовали культурные и политические очаги, в которых "легко дышалось" и русским опальным людям.

Якубович провёл в Кавказском корпусе семь с половиной лет. Здесь выявились и развернулись недюжинные силы его личности, нашёл выход опыт гражданский и военный, жаждавший применения и грубо оборванный в Петербурге. Опыт "бурных дней Кавказа" однозначным не был, конечно, способствовал обогащающей работе Якубовича над самим собой, но выход его мятежному духу указан был положением военного, находившегося в составе действующей армии. Здесь, на военном поприще, Якубовичу и предстояло показать поистине чудеса личного бесстрашия и отваги, изобретательность и новаторство тактических решений, умение находить общий язык с офицерами и, что особенно примечательно, с рядовым составом. Кавказский отрезок жизни Якубовича, очень насыщенный как военными событиями, так и связями и общениями на почве преддекабристских идей по напряжённости, полноте общественных интересов ничуть не уступал всему, что стало достоянием и жило в нём благодаря заграничным походам и последующим годам, проведённым в столице. Знакомясь с источниками, служащими реконструкцией кавказского периода жизни и деятельности Якубовича, мы убеждаемся, как и следовало ожидать, в односторонности их: об его участии в кавказских войнах мы узнаём много больше, чем об участии в общественно-политической жизни передовых русско-грузинских кругов этого времени. Но при отличии этих сфер жизнедеятельности Якубовича "герой" их оставался один - отличались лишь точки приложения, применения его сил.

Боевые соединения, в которых участвовал Якубович, действовали в Дагестане (1820 г.), Кабарде (1821-1822 гг.), Закубанье (1823-1824 гг.). Военная экспедиция 1820 г., особенно летом принесла первые лавры Якубовичу. Он командовал "мусульманской конницей" и, как писал о нём А.П. Ермолов, "в бою, при овладении высотами, отличил себя поистине блистательной храбростью", за что и был произведён из прапорщиков в штабс-капитаны. На Кабардинском театре военных действий Якубович выступал во всеоружии боевого опыта и знаний: "...имел вполне самостоятельный круг действий и подчинялся непосредственно только начальнику войск в Кабарде". По словам военного историка В. Потто, "для Якубовича этот период времени был временем неустанной военной деятельности, в котором с блеском выразилась вся его предприимчивая и страстная натура". И, наконец, Закубанье. Первая военная экспедиция имела место летом 1823 г., вторая - с осени 1823 г. и по осень 1824 г. И опять Якубович отличился и доблестью, и воинским искусством. За участие в первой экспедиции он был награждён орденом Владимира 4-й степени с бантом, а за участие во второй, 14 июня 1824 г. произведён в капитаны.

В.А. Потто в своих военно-исторических трудах, основанных на широкой базе источников, красочно передающих самый колорит событий, конкретные черты лиц - участников их, пишет: "Было что-то легендарное в этих набегах Якубовича... Рассказы о нём тогда ходили по целому Кавказу. Отважнейшие черкесские князья, и даже самый знаменитый в то время Джембулат Болотоков искали его дружбы и гордились быть его кунаками. Они ценили в нём великодушие, верность данному слову и рыцарское обращение с пленными, особенно с женщинами. Последних Якубович отпускал всегда без выкупа. Одну красавицу-княгиню он даже отвёз в горы сам и лично передал мужу. Признательный князь отпустил тогда с Якубовичем всех бывших у него русских пленных".

И ещё: в 1823 г. горец "выстрелил в упор, и пуля, ударив в лоб, прошла над правым глазом через весь череп... В лагере Якубовича считали раненым смертельно; лучшие доктора давали ему несколько часов жизни. Но железная натура его всё превозмогла, и через сутки, бледный, с повязанной головой, он уже ехал верхом перед своими линейцами. Горцы считали его заколдованным.

Забытый в снежных пустынях азиатского севера, он оставался долго в памяти тех, с кем вместе на южной окраине дорогой родины боролся за будущий мир и гражданское процветание плодоносного края, которому только воинственные предания старины и мешали выступить из периода умственного застоя и вековой неподвижности бытия и понятия. И не только в памяти товарищей по окружению - Якубович жил и в памяти самих врагов, уважавших в нём его рыцарственные качества, представлявшие редкое сочетание безумной отваги с полным хладнокровием в бою и с умением побеждать - умение уважать и ценить доблести побеждённого".

Как рыцарь, устремлённый к цели, Якубович действовал без оглядки, пренебрегая трудностями, опираясь прежде всего на решимость, пыл, знание приёмов и психологии противника, не отказывая и ему в "рыцарственных качествах". И побеждал - как в согласии с логикой, так и, казалось бы, логике вопреки. Всегда и во всём - лишь бы привлекало поле деятельности - он первенствовал. "... Командуя всегда авангардом отрядов, довёл себя до полного изнурения..." - показывал о себе Якубович на следствии. "Полное изнурение" - следствие полной самоотдачи. Много лет спустя, уже будучи на поселении, Якубович сам взглянет на себя со стороны и поиронизирует: "Несмотря на мой Дон-Кихотский дух..." и т.д.

Это был герой, чья судьба, внутренний образ и внешний облик, поведение, действия удивляли и увлекали тех, кто встречался с ним или слышал о нём не менее, чем романтические герои "восточных поэм" Байрона и "южных поэм" Пушкина. Героям Байрона Якубович был ближе своей монодраматичностью. Ареной деятельности его, как и у героев литературного романтизма, были земли с необычайным ландшафтом, особенно Дагестан и Кабарда, быт их населения отличался экзотичностью - всё здесь дышало поэзией не одомашненной, не прирученной. "Якубович так сроднился с обычаями горцев и образом войны их, - писал Потто, - что не отличался от них ни одеждой, ни вооружением, ни искусством в наездничестве". Герой исключительный, что выражалось и в самой внешности его: рослый, широкоплечий, стройный, черноволосый, длинноусый, большеглазый, быстрый в движениях - таким его описали современники. Но, выступая в качестве героя романтического, Якубович пристально вглядывался в современность. Он и действовал в годы кавказского изгнанничества не только на полях сражений, но и на поле общественно-идейной жизни.

Не подлежит сомнению влияние на Якубовича А.П. Ермолова и его начальника штаба А.А. Вельяминова, людей замечательных, наделённых силой ума и воли, одарённых, свободомыслящих. Не подлежат сомнению нити взаимных симпатий, протянувшиеся между Ермоловым, Вельяминовым и Якубовичем. Ермолов считал его отличным офицером, ходатайствовал о его награждении и неоднократно о переводе из армии в гвардию. Едва ли это были только отношения между высокопоставленным генералом и признанным за храбрость и умение офицером. Ермолов, как и Вельяминов, испытывал презрение к деспотизму и отвращение к крепостничеству, следуя, однако, аксиоме из Екклезиаста: "время глаголати, и время молчати". Трудно представить, что они не знали в одном из любимых офицеров ничего, кроме его воинских достоинств. Вельяминов был с Якубовичем "накоротке", несмотря на разницу занимаемых положений. Свидетельство - дошедшее до нас письмо Вельяминова к Якубовичу из Закубанья на кавказские воды 18 августа 1823 г.: товарищеская свобода обращения и уважительный тон! "Всегда преданный А. Вельяминов" - не дежурная любезность в конце письма, а выражение чувства от души испытываемого.

Якубович навсегда запечатлел образ Ермолова. Находясь на каторге и поселении, он следил за его судьбой. Он знал об опале, которой подвергся Ермолов уже в первые годы царствования Николая I, о его вынужденной отставке.

Якубовичу выпал случай отдать дань благодарности и уважения Ермолову. В письме к О.А. Лепарскому из каземата в Петровском заводе Якубович (в марте 1838 г.) обращался с просьбой: "Вы увидите моего благодетеля - Алексея Петровича Ермолова - скажите ему, что в шахтах и штольнях Благодатска его имя было прославляемо (очевидно, не одним Якубовичем, но и другими декабристами). Отдайте ему при сем прилагаемый крест. 20 лет тому назад, умирая, рядовой его мне завещал, а я, ссыльно-каторжный, посылаю его бывшему моему генералу".

Общение с Ермоловым и Вельяминовым, с передовой русской и грузинской молодёжью, группировавшейся в нескольких очагах политической и культурной жизни Грузии, и не на последнем месте закалявшая и воспитывавшая характер боевая практика в составе действующей армии - всё это образовало Якубовича таким, каким мы его знаем в качестве одного из видных и ярких деятелей декабристского движения. В.К. Кюхельбекер в письме из Тифлиса (куда он попал не по доброй воле) к поэту В.И. Туманскому 18 ноября 1821 г. писал: "Письмо моё будет к тебе доставлено Александром Ивановичем Якубовичем, - ты его, верно, знаешь по слуху; советую тебе с ним познакомиться, - он человек, исполненный чувства и благородства и пламенный любовник свободы". Характеристика знаменательная. О существовании "тайного общества" Кюхельбекер знал уже в 1817-1818 гг. Немалый интерес вызывает и то, что Якубович взял письмо Кюхельбекера, чтобы вручить его Туманскому лично. Следовательно, в конце 1821 г. (быть может, в ноябре) Якубович выезжал с Кавказа. Куда? В формуляре о прохождении Якубовичем кавказской службы указаний на его отлучку в это время нет. Всего вероятнее, что Якубович выезжал на Украину, в губернии Полтавскую и Черниговскую. На Украину из Петербурга в сентябре 1821 г. уехал Туманский. Нет в этом формуляре указаний и на другую отлучку Якубовича из армии, о которой мы узнаём лишь с его собственных слов на следствии: "Быв в отпуску на 28-мь дней в 1822-м году в Малороссии, я виделся с графом Завадовским - убийцей моего друга, виновником моих бедствий, который не только пред властями, но и у отца моего умел меня очернить, я и с ним примирился, простил всё прошедшее..."

Здесь возникают вопросы. Письмо Кюхельбекера Туманскому, в котором Якубович назван "пламенным любовником свободы", не рекомендательное ли? Не завязывались ли через посредство Туманского связи Якубовича с дворянскими революционерами, теперь уже не столичными - как раз в 1821 г. на Украине образовалось Южное общество декабристов? И как провёл Якубович другой, не зарегистрированный полковой канцелярией месячный отпуск на Украине в 1822 г.? Для примирения с Завадовским? Правда, имеется информация, убеждающая в том, что Якубович какое-то время провёл под родительским кровом. Очернённый в глазах отца, Якубович искал примирения. В прошлом, 1821 г., по-видимому, это не удалось. Но у Якубовича-отца глаза были велики от страха перед "высочайшей" немилостью к его сыну, Завадовский к этому страху мало что мог прибавить. Кажется, и в 1822 г. примирение между отцом и сыном не состоялось. Новый отпуск, на этот раз в формуляр занесённый, начался в ноябре 1824 г. (в Петербурге Якубович появился в июне 1825 г.). Он опять провёл более полугода на Украине. Есть указание в его следственном деле о полученном от отца согласии выделить ему (в случае выхода в отставку) долю помещичьих владений и о посредничестве в этом деле третьего лица (Ф.И. Гавриленко). Если в делах между отцом и сыном требовался посредник, то и примирение их представляется сомнительным. Якубович-старший показал себя человеком малодушным, бросившим, как выяснится из дальнейшего, сына на произвол предержащей власти. И вопрос о том, как именно использовал А.И. Якубович свой последний отпуск осенью 1824 г., пока остаётся открытым.

Так или иначе, но в ноябре 1824 г. Якубович покинул Кавказ. О водовороте событий, поглотивших его год с небольшим спустя, едва ли он и предполагал. Но внутренне готов был к событиям большим, может быть чрезвычайным. В течение кавказского периода жизни и деятельности определились своеобразие личности Якубовича-декабриста. Человеком, захваченным и ведомым одною страстью, мы бы его не назвали. Это был действительно "ум просвещённый" (определение Д.В. Давыдова), способный объять мыслью всю картину современного ему общества, вникнуть в положение классов и сословий, осознать историческую обречённость институтов и учреждений крепостничества. Но не в этом своеобразие Якубовича-декабриста. Пути, на которых, только и было возможно Якубовичу самовыразиться и самоутвердиться на Кавказе, самовыразиться так блистательно и самоутвердиться так прочно, что молва о нём и доходила до столичных центров, и опережала его в сражениях - враги трепетали перед одним именем его! Пути эти вели к осознанию собственной исторической исключительности. Якубович сам верил в свою легенду - да и, в самом деле, разве не чудеса изобретательности и отваги сопровождали и венчали его боевой путь! Якубович как свою играл роль романтического героя. Так играл, что слился с ролью, а роль как бы испробовала в нём свои пределы.

Всё это окончательно выяснится в Петербурге, куда, заметим, он привезёт и неизжитую ненависть к самодержцу, с которой много лет назад покинул столицу...
Рубрики:  История России - Декабристы и их жёны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку