Олимпийский сервиз Гурьевский (“Русский”) сервиз на 50 персон
* Севрская фарфоровая мануфактура
* Фарфор; роспись надглазурная, скульптурная моделировка, крытье, золочение
* Франция, 1804-1807 AD
* Московский Кремль
Сервиз выполнен на Севрской фарфоровой мануфактуре и является ярким примером стиля ампир.
Сервиз включает 166 предметов, вместе с настольным украшением, 31 вазой для цветов и чайным сервизом-кабаре на 12 персон, сервировавшимся на отдельном столике.
Выполненный по заказу Наполеона I в период с 1804 по 1807 AD, сервиз был предназначен для празднования бракосочетания его брата Жерома Бонапарта с принцессой Екатериной Вюртембергской, которое состоялось 23 августа 1807 AD.
* К созданию сервиза были привлечены лучшие мастера Севра под руководством Александра Броньяра.
* Живописные работы выполняли художники-керамисты М. В. Жакото, Ж. Жорже, А. А. Адам, Перрено, Э.-Ш. Ле Ге, Тибо, Лагранж, Рено.
* Над декором корпусных предметов работали орнаменталисты и золотильщики П. Л. Мико, Ш.-М. П. Буатель, Д. Леве, Ш. Констан etc.
* Образцами для росписи послужили работы знаменитых мастеров: Рафаэля, Давида, Энгра, Жироде, Лагрене, Прюдона, Джулио Романо, а также помпеянские фрески; некоторые сюжеты являются оригинальным творчеством живописцев.
По своему назначению Олимпийский сервиз относится к сервизам десертным, которые обычно украшали с особой пышностью.
Наиболее интересны 69 десертных тарелок (три хранятся в музее Севрской мануфактуры), роспись которых обусловила название всего комплекта. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, посвящены Венере и Амуру, Юпитеру и Юноне, Амуру и Психее, Аполлону и музам, любовным приключениям богов, материнской любви и ее радостям.
Авторы сервиза рассматривали его как свадебный дар. Традиция предполагала, что подобные произведения искусства должны передаваться по наследству, поступая в приданое старших дочерей.
Однако Олимпийскому сервизу была уготована иная судьба. Наполеон принял решение подарить сервиз Императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира.
Во Франции этот дар оставался недолго.
Выставленный во дворце Тюильри в конце августа 1807 AD, уже в сентябре он покинул родину и был перевезен в Россию.
Государь Император прокомментировал этот великолепный дар известной цитатой из “Энеиды” Вергилия: “Timeo Danaos et dona ferentes” (“опасаюсь Данайцевъ, даже тогда, когда они приходятъ съ дарами”), но сервиз, и с ним большая группа фарфоровых изделий, как Севрской мануфактуры, так и других знаменитых французских фабрик, был принят.
Так свадебный дар стал даром дипломатическим.
В течение 25 лет сервиз находился в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а в 1832 AD по указанию Императора Николая I был отправлен в Москву.
До 1881 AD он хранился в Большом Кремлевском дворце, затем был передан в Оружейную палату Московского Кремля.
Тарелка с изображением Юноны, Фетиды и младенца Вулкана .Фарфор; роспись надглазурная, крытье, золочение .Диаметр 23,5Передача бутылочная.Фарфор; роспись надглазурная, скульптурная моделировка, крытье, золочение .Высота 18,5
Бутылочная передача с видами стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге и ворот «Любезным моим сослуживцам» в парке Царского Села .1890 20,5×20,0×24,0Тарелка с изображением разносчиков обручей и корзин. С гравюры Х. Г. Гейслера 3,4×24,9
Это самый совершенный и знаменитый из русских фарфоровых сервизов эпохи классицизма. Первоначально его обозначали как “Сервиз с изображением русских костюмов” или “Русский”.
Замысел сервиза восходит к знаменитому Олимпийскому сервизу, исполненному на Севрской мануфактуре и в 1807 AD подаренному Наполеоном императору Александру I.
Французский образец определил палитру, тип декорирования и отдельные формы предметов сервиза.
Подобно Олимпийскому, они декорированы золочеными орнаментами на коричнево-красном фоне. Формы бутылочной передачи и десертной вазы с фигурами четырех весталок также имеют французские прототипы.
Руководителем проекта был скульптор Степан Пименов (1784–1833 AD), который придал сервизу национальные черты. Золоченые кариатиды в композициях десертных ваз работы Пименова обрели облик русских крестьянок.
Работы по изготовлению сервиза велись под наблюдением управляющего Кабинетом Его Императорского Величества графа Д. А. Гурьева (1751–1825 AD), по имени которого с 1824 AD сервиз стали называть Гурьевским.
Исполняли проекты Пименова скульпторы Петр-Густав Мунстер, Александр Столетов, Сергей Морозов, Филипп Субботин, Тимофей Захаров, Петр Андреев, Назар Козлов.
В росписи сервиза также участвовал талантливый живописец из Севра Анри Альбер Адам (1770–1820 AD), работавший по контракту в Спб. с 1808 по 1820 AD.
Предметы Гурьевского сервиза украшены живописными миниатюрами, причем для росписи использовался широчайший круг изобразительных источников.
Это, в основном, серии гравюр и литографий, запечатлевших облик и обычаи народов России, виды городов и жанровые сцены.
Сервиз, рассчитанный на 50 персон, предназначался для Зимнего дворца и хранился в комнатах императрицы Елизаветы Алексеевны.
В 1848 AD сервиз, насчитывавший в то время 540 предметов, был передан в Петергоф.
Египетский сервиз
* Роспись по рисункам Д. В. Денона Севрская фарфоровая мануфактура
* Франция, Севр, 1806 AD
* Фарфор; надглазурная роспись кобальтом и сепией, золочение
* Государственный Эрмитаж
Сахарница .Высота 32,5Мороженица .Высота 36,5
Источником сюжетов для росписи сервиза послужило “Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту”, (“Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte”), изданное в 1802 AD участником Египетского похода Наполеона Бонапарта, дипломатом, писателем и художником бароном Виваном-Домеником Деноном (1747–1825 AD).
По решению директора Севрской фарфоровой мануфактуры Александра Броньяра в 1804 AD были начаты работы над сервизом и настольным украшением к нему без официального заказа.
Благодаря фарфоровой основе севрским мастерам удалось придать гравюрам Денона теплые оттенки серого и коричневого цветов, характерные для природных материалов – известняка и гранита. Так, роспись на мороженице, выполненная в тоне en gris sur fond grege (“серого на фоне необработанного шелка”), создает имитацию подлинного барельефа в храме Карнак.
«Все вещи этого сервиза детально сделаны с памятников, ваз или иероглифических фигур, существующих в Египте: все золотые орнаменты на тарелках и на больших вещах, все иероглифы, выгравированные на предметах настольного украшения, являются точными копиями с египетских иероглифов. Никакой из орнаментов не является придуманным», – писал Броньяр в сопроводительном письме к сервизу.
Броньяр и Денон, обсуждая вопросы, связанные с работой над сервизом, состояли в постоянной переписке.
В 1808 AD требовательный директор императорских музеев Денон торопил Броньяра с окончанием работ, аргументируя свои требования тем, что император Наполеон I обещал императору Александру I этот сервиз еще в 1805 AD, после Аустерлица.
В действительности распоряжение Наполеона подарить Александру I Египетский сервиз датируется 18 сентября 1807 AD, то есть после Тильзитского мира, подписанного в июле 1807 AD.
Тогда русскому императору был подарен другой великолепный севрский сервиз – “Олимпийский”, выполненный в стиле antique.
Можно предположить, что идея преподнести Александру I новый сервиз была вызвана тем живым интересом, который тот проявил во время одной из бесед с Наполеоном о Египте.
“…Когда Наполеон рассказывал о своих первых победах, которые изумили мир, об Итальянских и Египетских походах, он отметил, что рассказ о последнем, напоминающий роман, произвел на царя самое сильное впечатление”.
2 октября 1808 AD полностью готовый сервиз, состоящий приблизительно из 160 предметов, снабженный подробным планом по расстановке настольных украшений, прибыл в Тюильри для немедленной отправки в Санкт-Петербург.
Таким образом, подарок был приурочен к Эрфуртскому конгрессу (27 сентября – 14 октября 1808 AD).
Ваза “Россия”
* Декор Д. И. Моро, формовщик Ф. Давиньон. Императорский фарфоровый завод Россия, Санкт-Петербург. 1828 AD
* Фарфор; роспись надглазурная полихромная; бронза; позолота, цировка, чеканка, золочение (оправа). Высота 222
* Государственный Эрмитаж
Это одна из самых грандиозных ваз среди произведений такого рода в Европе. Она была создана к 15-летнему юбилею победы в войне с Наполеоном, а также в память “Благословенного Императора Александра I”.
Ваза “Россия’ поражала масштабами и совершенством исполнения. Для изготовления возобновили контракт с французами. Придворный мастер А. И. Шрейбер работал над бронзовой оправой и внутренним креплением. Скульптор В. Ф. Мадерни изготовил пьедестал из искусственного мрамора.
Ваза была завершена к концу 1828 AD и подарена Государю Императору Николаю I к Новому 1829 AD.
31 декабря она была “поставлена для представления Государю Императору в Зимнем дворце в апартаментах Государыни Императрицы, откуда перенесена потом в Эрмитаж”.
Ваза пополнила собрание реликвий дома Романовых и не только напоминала о ратных подвигах, но и стала первым памятником недавно ушедшему Императору Александру I.
* Дени-Жозеф Моро - художник и декоратор из Севра. В 1815 AD вместе с другими французскими мастерами был приглашен на четыре года на Императорский фарфоровый завод, чтобы работать по контракту. Впоследствии контракт неоднократно возобновлялся.
* Фердинанд Давиньон -проектировщик форм фарфоровых изделий, токарь из Севра. С 1815 по 1827 AD работал на Императорском фарфоровом заводе, где заведовал мастерской, проектировал вазы и другие формы. Обучил токарному искусству 12 мастеров завода.
Парные вазы со сценами из русской жизни
Ваза «Крестьянская свадьба» В прямоугольной рамке роспись В. Ф. Мещерякова по картине М. И. Теребенева «Крестьянская свадьба» (1815)60,0×23,0×18,5 . Ваза «Русская пляска» Роспись С. А. Голова 59,2×22,0×18,0 Ваза «Крестьянская свадьба» В прямоугольной рамке роспись В. Ф. Мещерякова по картине М. И. Теребенева «Крестьянская свадьба» (1815)60,0×23,0×18,5 . Ваза «Русская пляска» Роспись С. А. Голова 59,2×22,0×18,0
* Императорский фарфоровый завод
* Россия, Санкт-Петербург 1815–1825 AD
* Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, смальта
* Государственный Эрмитаж
* Василий Федорович Мещеряков (1781 – после 1848 AD) – живописец по фарфору. Обучался в гимназии при Императорском фарфоровом заводе под руководством А. А. Адама. С 1804 AD– рисовальщик, с 1808 AD – живописец, с 1818 AD – мастер фигурной живописи.
* Голов Семен Афанасьевич (около 1783–1849 AD) – живописец по фарфору. Происходил из потомственных мастеров Императорского фарфорового завода, окончил гимназию при заводе, учился у французского художника А. А. Адама. В 1814 AD году был зачислен живописцем, с 1819 AD стал мастером живописи.