Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Эдуа́рд (Эдуáр) Мане́ (фр. Édouard Manet; 1832-1883). Музыка в Тюильри», 1862, Национальная галерея, Лондон
Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 1841-1919). Сцена в кафе.1879
Эдга́р-Жермен-Илер де Га, или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 1834-1917). Голубые танцовщицы, 1897. ГМИИ им. Пушкина, Москва
В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже:
Оска́р Кло́д Моне́ или Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet, 1840-1926). Впечатление. Восход солнца. 1872, музей Мармоттан-Моне, Париж
Жако́б Абраа́м Ками́ль Писсарро́ (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro, 1830-1903). Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897
Альфред Сислей (Sisley, Alfred; 1839–1899). Море-сюр-Луа
Они выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись.
Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903). Зелено-розовый ноктюрн, 1861. Галерея искусства Фрир, Вашингтон
Макс Либерман (нем. Max Liebermann, 1847-1935). Аллея попугаев. 1902
Ловис Коринт (нем. Lovis Corinth, полное имя Франц Генрих Луис Коринт;1858-1925). Панорама Вальхензе, вид со скалы. 1924. Музей Вальрафа-Рихарца. Кёльн
Константи́н Алексе́евич Коро́вин (1861-1939). Северная идиллия, 1892
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Рябинка
Кроме живописцев интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 — нач. 20 вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).