-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в liudmila_leto

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.11.2010
Записей: 18770
Комментариев: 3232
Написано: 31886


Итальянские впечатления. Тарантелла.

Пятница, 30 Июня 2023 г. 14:19 + в цитатник
Музыкальное путешествие по Италии решила завершить стихами и музыкой российских авторов, посвященными стремительной, неистовой и веселой тарантелле.

Аполлон Майков(1821-1897)
Тарантелла
Нина, Нина, тарантелла!
Старый Чьеко уж идет!
Вон уж скрипка загудела!
В круг становится народ!
Приударил Чьеко старый.
Точно птички на зерно,
Отовсюду мчатся пары!..
Вон — уж кружатся давно!


Михаил Глинка (1804-1857)
Тарантелла




Петр Чайковский (1840-1893)
Концертная сюита из балета "Щелкунчик", соч. 71a:
III. Тарантелла.




Как стройна, гляди, Аглая!
Вот помчались в круг живой —
Очи долу, ударяя
В тамбурин над головой!
Ловок с нею и Дженнаро!..
Вслед за ними нам — смотри!
После тотчас третья пара…
Ну, Нинета… раз, два, три…


Цезарь Кюи (1835 - 1918)
Тарантелла для оркестра op. 12




Милий Балакирев (1837–1910).
Сюита си минор: III. Тарантелла




Завязалась, закипела,
Все идет живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей…
Эй, простору! шибче, скрипки!
Юность мчится! с ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


Александр Даргомыжский (1813-1869)
Славянская Тарантелла для ф-но в 4 руки




Александр Бородин (1833–1887)
Тарантелла для 2 фортепиано в 4 руки




Эй, синьор, синьор! угодно
Вам в кружок наш, может быть?
Иль свой сан в толпе народной
Вы боитесь уронить?
Ну, так мимо!.. шибче, скрипки!
Юность мчится! с ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


Александр Иванов-Крамской (1912-1973)
"Тарантелла"




Сергей Танеев (1856-1915)
Концертная сюита для скрипки и оркестра соль минор, соч. 28
V. Тарантелла




Вы, синьора? Вы б и рады,
К нам сердечко вас зовет…
Да снуровка без пощады
Вашу грудь больную жмет…
Ну, так мимо!.. шибче, скрипки!
Юность мчится! с ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


Игорь Стравинский (1882–1971)
Итальянская сюита для виолончели и фортепиано
(транскрипция эпизодов из музыки балета «Пульчинелла») (1932), K034b
III. Тарантелла




Сергей Рахманинов (1873-1943)
Сюита для двух фортепиано №2 op.17
IV. Тарантелла




Вы, философ! дайте руки!
Не угодно ль к нам сюда!
Иль кто раз вкусил науки —
Не смеется никогда?
Ну, так мимо!.. шибче, скрипки!
Юность мчится! с ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


Рейнгольд Глиэр 1875-1956
Четыре пьесы для контрабаса и фортепиано Op. 9
№2 Тарантелла




Сергей Прокофьев (1891–1953)
`Детская музыка`, 12 легких пьес для фортепиано (1935), op. 65
IV."Тарантелла"




Ты что смотришь так сурово,
Босоногий капуцин!
В сердце памятью былого,
Чай, отдался тамбурин?
Ну — так к нам — и шибче, скрипки!
Юность мчится! с ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


Валерий Гаврилин(1939-1999)
«Тарантелла» из балета «Анюта»




Александр Гилев (1963)
"Тарантелла" концертная пьеса для флейты с оркестром




Словно в вихре, мчатся пары;
Не сидится старикам…
Расходился Чьеко старый
И подплясывает сам…
Мудрено ль! вкруг старой скрипки
Так и носятся цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


Эдуард Артемьев (1937-2022)
"Тени театра"
13. Пять танцев: Тарантелла




Не робейте! смейтесь дружно!
Пусть детьми мы будем век!
Человеку знать не нужно,
Что такое человек!..
Что тут думать!.. шибче, скрипки!
Наши — юность и цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!


"ИЗЮМИНКА НА ТОРТ"

Сицилийская Тарантелла «La Сaretta».
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.
Музыка: В. Жмыхов
Хореография: И. Моисеев




Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева
Итальянский танец «Тарантелла»
Постановка Дениса Берко и Марины Егоровой




Немного о танце
Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров.
Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла.
Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.
Существует и другая версия происхождения танца. Она также связана с экзотическим пауком тарантулом. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь – «тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у укушенного – стремительная, необузданная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая действие яда.
Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.
Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа.
Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие.
Тарантеллу можно танцевать в паре и соло. Особенностью танца является его резвый, все убыстряющийся темп. Однако, если танец исполнялся супружеской парой, то он мог быть и сдержанным - грациозным и элегантным.
Тарантелла представляет собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются пением.
В каждом регионе Италии танец танцуют по-разному, но обязательно темпераментно и в быстром темпе. Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование в танце кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин.
Каждый из этих видов танца объединяет стремительный темп, неистовый темперамент, веселое, бодрое настроение.

https://travelstroy.ru/novosti/tarantella-tanec-istorija-vozniknovenija/
Рубрики:  музыка
литература
Camelot
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку