-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталья-Рождество

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2010
Записей: 668
Комментариев: 131
Написано: 815


Крещение Господне или Богоявление День Просвещения Мира

Воскресенье, 20 Января 2013 г. 20:10 + в цитатник

 

Богоявление – так называется Величайший праздник христианской эпохи потому, что при Крещении Господа явилась всему миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22).
 
Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
С древних времен этот праздник назывался «Днем Просвещении» и «Праздником Светов», - потому что Бог есть Свет и явился просветить "сидящих во тьме и сени смертной" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных (т.е. людей, вступающих в христианскую общину) в навечерие дня Богоявления, так как именно Крещение является началом духовного просвещения людей. Для этого образец первого Крещения показал Сам Господь наш Ииусус Христос. Во время этого Крещения Господня соединилась воедино вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. С этого времени Святой Дух пребывает через Крещение и Слово Господне в каждом истинном христианине. Именно это отличает христианина от язычников, исповедующих ложных богов (идолов) древнего мира. Так кровавые жертвы языческого мира были заменены хлебом и вином, освященными в христианском алтаре.
1358697860_Kreschenie_Gospodne_sovr_ikona (222x300, 21Kb)
Илл.: Крещение Господне. Икона.
1358698169_hram_Troicuy_ZHivonachal_noy_v_Voroncovo (579x389, 160Kb)
Илл.: Храм Троицы Живоначальной в Воронцовском парке (Москва). После реставрации в храме можно увидеть замечательные фрески XVIII в. Символ Троицы имеет непосредственное отношение к празднику Богоявления, и именно так впервые упоминается в Священном Писании. Другие храмы, посвященные этому празднику назвались Богоявленскими (например, Елоховский храм в Москве).
 
 
Начало христианского праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца.
В последующие столетия – с IV по IХ век – все великие отцы Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.
Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти (смыть) человеческий грех", исполнить Закон Божий, открыть людям таинство Святой Троицы и, наконец, освятив "водное естество", подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.
Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения:
 
"Если во Христа креститесь, во Христа облечетесь" (Гал. 3, 27).
 
Другими словами, только Крещение дает человеку возможность уподобится Христу и обрести свое Божественное предначертание.
__________________ ____________________________
 
Беседа
на день Крещения Христова
святителя Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского
 
 
Скажем ныне нечто о настоящем празднике. Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они установлены, не знают.
Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все
знают, а какое это – Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно – каждый год праздновать праздник и не знать его повода. Поэтому, прежде всего, необходимо сказать, что не одно Богоявление, но два: одно «настоящее», которое уже произошло, а другое «будущее», которое произойдет со славой при кончине мира.
О том и другом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, говорит так о настоящем: "Ибо явилась благодать Божья, спасительная для всех людей, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке", – а о будущем: "ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2, 11-13).
И пророк об этом последнем сказал так: "солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде, нежели прийти Дню Господню великому и просвещенному" (Иоил. 2, 31).
Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился?
Настоящий день Богоявления есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников.
Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу.
А что народ не знал Его и не разумел, Кто Он, об этом послушай Иоанна Крестителя, который говорит: "посреди вас стоит, но Его же вы не ведаете" (Ин. 1, 26).
И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель Иоанн не знал Его до того дня? "И я, – говорит он, – не ведаю Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне изрек: над Ним же узришь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым" (Ин. 1, 33).
Итак, отсюда видно, что – это два Богоявления, а почему Христос приходит на крещение и на какое крещение Он приходит, об этом необходимо сказать: ибо и это необходимо знать, равно как и то.
И наперед надобно сказать вашей любви о последнем: ибо из этого мы узнаем и первое. Было крещение иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи совести.
Так что, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того оно не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил от зараженного, кто общался с прокаженными, тот омывался, и до вечера был нечист, а потом очищался.
"Да омоет тело свое водою чистою, – говорится в Писании, – и нечист будет до вечера, - и чист будет" (Лев. 15, 5; 22, 4).
Это не были поистине грехи или нечистоты, но так как иудеи были несовершенны, то Бог, делая их через это более благочестивыми, с самого начала приготовлял их к точнейшему соблюдению важнейшего.
Итак, иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, ибо оно освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа.
И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего: оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущими через себя от Первого к Последнему. Ибо Иоанн руководил не к соблюдению телесных очищений, но вместо них увещевал и советовал переходить от порока к добродетели и полагать надежду спасения в совершении добрых дел, а не в разных омовениях и очищениях водой.
Иоанн не говорил: «вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист» - но что – «сотворите плод достойный покаяния» (Мф. 3, 8).
Поэтому оно было выше иудейского, но ниже нашего: крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения: оно заповедовало каяться, но не было властно отпускать грехи.
Поэтому Иоанн и говорил: "я крещу вас водою... Тот же вас будет крестить Духом Святым и огнем" (Мф. 3, 11).
Очевидно, что Иоанн не крестил Духом. Что же значит: "Духом Святым и огнем?" Вспомни тот день, в который Апостолам "явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян. 2, 3).
А что крещение Иоанново не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: "Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. 3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. 4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. 5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, снизошел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. (Деян. 19, 1-6).
Видишь ли, как несовершенно было крещение Иоанново?
Ибо, если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского Крещения и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его.
Итак, из этого мы узнали различие крещений; теперь необходимо сказать, для чего Христос крестился и каким крещением? Ни прежним – иудейским, ни последующим – нашим; ибо Он не имел нужды в отпущении грехов; как это возможно для Того, Кто не имел никакого греха?
Говорится в Писании: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2, 22); и еще: " Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8, 46).
И Духу не была непричастна плоть Его; как это могло быть, когда она в начале была произведена Духом Святым? Итак, если и плоть Его не была непричастна Духу Святому, и Он не был подвержен грехам, то для чего Он крестился?
Но прежде нам нужно узнать, каким крещением крестился Он, тогда, то и будет ясным для нас: каким же крещением Он крестился? – Не иудейским, и не нашим, но Иоанновым. Для чего?
Для того, чтобы ты из самого свойства Крещения познал, что Он крестился не по причине греха и, не имея нужды в даре Духа; ибо, как мы показали, это крещение было чуждо того и другого.
Отсюда видно, что Он приходил на Иордан не для отпущения грехов и не для получения дара Духа. Но чтобы кто-нибудь из присутствовавших тогда не подумал, что Он приходил для покаяния, подобно прочим, послушай, как Иоанн предупредил и это. Тогда как другим он говорил: "сотворите же достойный плод покаяния", послушай, что он говорит Ему: "мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне" (Мф. 3, 8-14)
Этими словами он показал, что Христос приходил к нему не по той же нужде, по которой приходил народ, и что Он столько далек был от нужды креститься по той же причине, сколько был выше и несравненно чище самого Крестителя.
Для чего же Он крестился, если сделал это ни для покаяния, ни для отпущения грехов, ни для получения дара Духа? По другим двум причинам, из которых об одной говорит ученик, а о другой Он Сам сказал Иоанну.
Какую же причину этого крещения высказал Иоанн? Ту, чтобы Христос стал известным народу, как и Павел говорил: "Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего после него, то есть во Христа Иисуса" (Деян. 19, 4); это было следствием Первого крещения.
Если бы Иоанн подходил к дому каждого и, становясь у дверей, вызывал на улицу и, держа Христа, говорил: "Он есть Сын Божий", то такое свидетельство было бы подозрительно, и это дело было бы весьма затруднительно; так же, если бы он, взяв Христа, вошел в синагогу и показал Его, то и это опять сделало бы свидетельство его подозрительным; но когда весь народ стекался из всех городов к Иордану и оставался на берегах реки, когда и Сам Он пришел креститься и получил свидетельство свыше Гласом Отца и наитием Духа в виде голубя, то свидетельство о Нем Иоанна сделалось несомненным.
Поэтому он и говорит: "и Я не знал Его", представляя свидетельство свое достоверным (Ин. 1, 31). Они были по плоти родственниками между собою: "Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей ", говорил Ангел Марии о матери Иоанна (Лк. 1, 36); если же матери были в родстве, то, очевидно, – и дети.
Поэтому, так как они были родственниками, то, чтобы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провел все прежнее время свое в пустыне, чтобы не показалось, будто свидетельство высказывается по дружбе или по какой-либо подобной причине. Но Иоанн, как был научен от Бога, так и возвестил о Нем; поэтому он и говорит: " и Я не знал Его".
Откуда же ты узнал? " Пославший меня крестить в воде сказал мне". Что Он сказал тебе? - "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым" (Ин. 1, 32-33).
Видишь ли теперь, что Дух Святой снизошел не как в первый раз тогда снизошедший на Него, но чтобы показать проповеданного и наитием Своим, как бы перстом, указал Его всем. По этой причине Он пришел на крещение.
Была и другая причина, о которой Он Сам говорит. Какая же именно? Когда Иоанн сказал: "мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне» – то Он отвечал так: "оставь как есть, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3, 14-15).
Видишь ли ты кротость раба? Видишь ли ты смирение Владыки? Что же значит: " исполнить всякую правду "?
Правдою называется исполнение всех заповедей, как говорится: "Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно " (Лк. 1, 6).
Так как исполнять эту правду должны были все люди, но никто из них не соблюл, не исполнил ее, то и приходит Христос, и исполняет эту правду. А какая, - скажет кто-нибудь - правда в том, чтобы креститься?
Повиновение пророку было правдой. Как Христос обрезался, как принес жертву, как хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное, повиновался крестившему пророку.
Воля Божья была, чтобы тогда все крестились, о чем, послушай, как говорит Иоанн: "Пославший меня крестить водою" (Ин. 1, 33); также и Христос: "И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30 а фарисеи и законники отвергли волю Божью о себе, не крестившись от него " (Лк. 7, 29-30).
Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос со всеми другими заповедями исполнил и эту.
Представь себе, что заповеди закона - суть двести динариев: это есть долг, который род наш должен был уплатить; но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть.
Пришел Христос и, нашедши нас одержимыми ею, уплатил этот долг, исполнил должное и похитил от нее (смерти) тех, которые не могли уплатить. Поэтому Он не сказал: "нам должно сделать то и то", но "исполнить всякую правду".
"Мне, Владыке имеющему, – говорит Он, - надлежит уплатить за не имеющих". Такова причина Его крещения, чтобы видели, что Он исполнил весь закон; и эта причина и та, о которой сказано прежде этой.
Поэтому и Дух снизошел в голубя; ибо где – примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь – знак человеколюбия Божьего и прекращения потопа, и теперь в виде голубя, а не в теле, – это особенно должно заметить, – снизошел Дух, возвещая Вселенной милость Божью, и вместе показывая, что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен, как и Христос говорит: "истинно говорю вам, если не обратитесь (не изменитесь) и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф. 18, 3).
Но тот ковчег, по прекращении потопа, остался на земле, а этот ковчег, по прекращении гнева, взят на небо, и ныне это Непорочное и Нетленное Тело находится одесную Отца.
Упомянув о Теле Господнем, скажу немного и об этом, и потом окончу речь.
Многие ныне приступят к Священной Трапезе по случаю праздника. Но некоторые приступают не с трепетом, а толкаясь, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, перебивая ближних, с великим смятением...
Чем, скажи мне, смущаешься ты, человек? Что беспокоит тебя? Необходимые дела, конечно, призывают тебя; в этот час ты особенно сознаёшь, что у тебя есть дела, особенно помнишь, что ты находишься на земле, и думаешь, что обращаешься с людьми?
Но не каменной ли душе свойственно думать, что в такое время ты стоишь на земле, а не ликуешь с Ангелами, с которыми ты возносишь победную песнь Богу?
Для того Христос и назвал нас орлами, сказав: " ибо, где будет труп, там соберутся орлы " (Мф. 24, 28), – чтобы мы восходили на небо, чтобы парили в высоте, возносясь на крыльях духа; а мы, подобно змиям, пресмыкаемся во прахе и едим землю.
Бывши приглашенным на обед, ты, хотя бы и прежде других насытился, не осмеливаешься выходить прежде друзей, когда другие возлежат еще; а здесь, когда еще продолжается священнодействие, ты в самой середине оставляешь всё и выходишь?
Достойно ли это прощения? Какое может быть оправдание? Иуда, приобщившись последней вечери в ту последнюю ночь, поспешно вышел, тогда как все прочие возлежали. Вот кому подражают и те, которые выходят прежде последнего благодарения!
Если бы он не вышел, то не сделался бы предателем; если бы не оставил соучеников, то не погиб бы; если бы не удалился от стада, то волк не захватил бы его одного и не пожрал бы; если бы он не отделился от Пастыря, то не сделался бы добычей зверя.
Поэтому он (Иуда) был с иудеями, а те (апостолы) с Господом вышли, воспевая.
Видишь ли, по какому образцу совершается последняя молитва после жертвоприношения? Будем же, возлюбленные, представлять себе это, будем помышлять об этом, страшась предстоящего за то осуждения.
Будем приступать к Священной Жертве с великим благочинием, с надлежащим благоговением, чтобы нам заслужить большее благоволение у Бога, очистить свою душу и получить вечные блага, коих да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, и держава, и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 
*                          *                         *
КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
 
Тропарь, глас 1
 
 
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.
 
Кондак, глас 4
 
 
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
 
Величание
 
 
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.
 
Задостойник, глас 2
 
Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.
 
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; / обаче, благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.
 
Вместо же Трисвятаго
Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. / Аллилуиа. (3)
*                      *                        *

Рубрики:  ПРАВОСЛАВИЕ
Если ты русский, то должно быть и православным христианином, каковыми были предки твои славные!

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку