"Акафист Божией Матери в честь иконы Всех Скорбящих Радость с молебным каноном поемый в древних Зверинецких пещерах".
Перед иконой "Всех скорбящих радость"
Тропарь, глас 2-й:
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Молитва:
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняeши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
История Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.
Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси, более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского [1]. По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.
Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским. В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев, когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.