До 1 марта в Киеве будет работать персональная выставка британки Сэм Тэйлор-Вуд – той самой художницы, которая снимала, как Джуд Лоу, Бенисио дель Торо и Бен Стиллер плачут, а Дэвид Бекхэм спит
Эти, а также некоторые другие манипуляции вроде подвешивания себя на воздушных шарах нужны художнице для того, чтобы по-новому раскрыть внутренний мир человека и возможности его тела. Например, видеоработа «Дэвид» (снятый одним дублем часовой фильм о том, как футболист спит после тренировки) позволяет увидеть другого Бекхэма – не поп-икону, а обычного человека. А серия «Плачущие мужчины» демонстрирует ранимость и незащищённость знаменитых актёров, хотя иногда и мнимую: некоторые звёзды во время фотосессий использовали искусственные слёзы.
Правда, «Дэвида», как и «Плачущих мужчин», отечественные зрители не увидят. Зато на киевской выставке можно будет посмотреть на братьев Кличко. Украинские боксёры – главные герои видеодиптиха «Трёхминутный раунд». Тэйлор-Вуд снимала их сразу после боя: Владимира – в Нью-Йорке, Виталия – в Берлине. В кадре они молча сидят с закрытыми глазами. Неизвестно, узнают ли зрители что-то новое о братьях Кличко благодаря этому видео, но сама художница основной смысл своей работы формулирует просто: «Неподвижность этих великих гигантов – это так красиво».
Превращать иконы масскульта в живых людей – любимое занятие фотохудожницы. Тем более что круг её знакомств позволяет делать это с подробными знаниями об объектах. 41-летняя Сэм Тэйлор-Вуд – настоящая суперзвезда британского современного искусства, из той же группы «Молодых британских художников», что и Дэмиен Хёрст. До недавнего времени она была замужем за одним из самых успешных британских арт-дилеров и владельцем галереи «Белый куб» Джеем Джоплином. Впрочем, и после развода в сентябре прошлого года у Тэйлор-Вуд сохранились дружеские отношения с Элтоном Джоном, Кейт Мосс и музыкантами из дуэта Pet Shop Boys.
Чаще, чем фото- и видеопортреты других людей, Тэйлор-Вуд снимает только автопортреты. Уже почти классикой стала серия «Стул Брэма Стокера»: художница в замысловатых позах зависает в воздухе над стулом, который не отбрасывает тени. Свежая работа на тему возможностей человеческого тела называется «Побег художника». В этой фотосерии художница будто улетает на воздушных шарах.
Вообще, у отношений Сэм с собственным телом долгая история. Художнице два раза довелось лечиться от рака: в 1997-м у неё обнаружили опухоль толстой кишки, а в 2000-м – груди. «Вдруг твоё тело перестаёт быть твоим», – описывает свои ощущения художница, которая отказалась от вызывающих бесплодие таблеток и два года назад родила вторую дочку.
В 1997 году Тэйлор-Вуд выдвинули в номинантки на самую престижную арт-премию Британии – приз Тёрнера. Церемонию художница смотрела из больничной палаты, где проходила курс химиотерапии. После её выздоровления недоброжелатели говорили: «Тебя номинировали, поскольку думали, что ты умрёшь». Эти слова Тэйлор-Вуд по сей день вспоминает как самые неприятные в своей жизни. Зато с тех пор руководствуется принципом: ценно одобрение только тех, чьё мнение для тебя важно.
Одобрение остальных приложилось в том же 1997-м в виде награды Illy Cafeé Prize самому перспективному молодому художнику на 47-й Венецианской биеннале. В 2007 году Тэйлор-Вуд снова была в Венеции, на этот раз в составе делегации от Украины. Работы, созданные художницей для украинского павильона, тоже можно будет посмотреть на киевской выставке Сэм Тэйлор-Вуд в PinchukArtCentre.