
Статья с сайта "Фонтанка.ру"
Почему прячут информацию о распродаже шедевров из Эрмитажа?
Эрмитажу запретили продавать книги с информацией о массовой продаже предметов искусства из фондов музея в 1928 — 1934 годы. Минкульт и ФСБ в начале апреля провели проверку музея и по этому поводу.
О том, что в первых числах апреля в Эрмитаж с проверкой пожаловала комиссия Минкульта и запретила продавать книги, подготовленные научными сотрудниками музея, сообщил старший научный сотрудник музея Алексей Ларионов. На своей страничке в «Фейсбуке» он написал, что в музее две недели назад прошла проверка, по результатам которой «предъявлена претензия в том, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу «секретных».
Рафаэль Санти - "Мадонна Альба"
Речь идет о книгах, посвященных продажам из собрания Эрмитажа в 1928 — 1934 годы. Последняя из них – «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1930 – 1931. Архивные документы» – вышла в серии «Страницы истории Эрмитажа» в 2016 году. Ранее были опубликованы книги «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928 – 1929. Архивные документы», две части сборника «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1929», а также сборники о распродажах предметов из Строгановского дворца и о судьбах «перемещенных» художественных коллекций.
«Решением комиссии они теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати том с документами за 1932 – 1933 годы запрещен к изданию, – пишет Ларионов. – Более того, сами соответствующие архивные дела (среди которых много и неизданных) изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены».
Впрочем, все ли книги из этой серии попали под запрет, не уточняется. Другие сотрудники музея комментариев не дают, опасаясь поставить музей под еще больший удар, однако подтверждая, что ситуация имеет место.
По информации источников «Фонтанки», причиной конфликта стало оформление разрешения на публикацию после снятия с документов грифа секретности. Якобы оно вызвало вопросы у федеральных органов, отвечающих за безопасность.
В УФСБ по Петербургу и Ленобласти «Фонтанке» не смогли прокомментировать ситуацию.
При этом ряд документов из архивов публиковались и ранее, фрагментарно книги доступны в Сети.
«Опыт распродаж и сегодня висит тяжелой ношей на репутации отечественной культуры и отношении власти к культуре, – писал директор музея Михаил Пиотровский в статье «Скромная хроника продаж», опубликованной в книге «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1929. Архивные документы. Выпуск IV. Часть 1». – Опыт этот назидателен и для других стран, но не всегда убедителен для России. Предложения о внутренних и внешних распродажах (либо о переделах и обменах) время от времени звучат (тихо или громко) и сейчас. Поэтому публикация материалов о реальной ситуации с продажами из Эрмитажа, представленная через картинки почти бытового бюрократического развития культурной трагедии, – не просто исторический долг, но и крайне актуальная задача».
1929 год был рекордным по выдаче полотен из собрания музея. «Для продажи предназначалось около трети произведений запаса, главным образом картины из национализированных собраний, поступивших в Эрмитаж после 1917 г. Среди них крупнейшие частные коллекции Строгановых, Шуваловых, Шереметевых, Юсуповых, Боткиных, Палей, а также полотна западноевропейских мастеров из Музея Академии художеств, Мраморного и Аничкова дворцов, Кушелевской галереи», – говорится в аннотации к книге.
Аннотация к другому изданию из этой серии напоминает, что «с 1928 по 1934 г. были проданы полотна Рафаэля, Рембрандта, ван Эйка, Тициана, художественное серебро, бронза, нумизматические коллекции, византийские эмали».
В книгах, подготовленных Эрмитажем, публиковались протоколы и акты выдачи, служебные записи, переписка с советской внешнеторговой конторой «Антиквариат», занимавшейся продажей шедевров ради получения средств на выполнение планов «пятилетки», списки с оценками и документы по «чистке» аппарата музея и репрессиям в отношении сотрудников.
Как пишет Ларионов, аналогичные мероприятия прошли и в некоторых московских музеях, в частности, в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее, дело доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел:
«Что толку изымать из продажи книги, свободно продававшиеся годами, разошедшиеся по библиотекам, частично, даже вывешенные в интернете? И гадать, что за этим стоит — бюрократическое безумие, или параноидальное стремление переписать историю? Из какого это автора, из Кафки или из Оруэлла?»
Реакция музейного сообщества на запрет изданий была однозначной: «Это кошмар!» Музейщики обсуждают, что публикации были нужны им в том числе и для работы — для понимания того, что хранилось в музеях, и для формирования современной стратегии музейных закупок. Некоторые вспоминают, что в 1930-е годы в Петропавловском соборе находился склад для конфискованной литературы и книг в него «влезало много».
Архив Государственного Эрмитажа как самостоятельное подразделение был создан в 1920 году, в настоящее время в нем хранится 67 фондов (44 тысячи единицы хранения), начиная с документов 1767 года. Большая часть документов включена в пять фондов – «Документы Императорского (Государственного) Эрмитажа», «Собственные библиотеки и арсеналы», «Архитектор Зимнего дворца», «Государственный музейный фонд» и «Изобразительный материал по истории Эрмитажа». Фонды с 6-го по 27-й включают личные фонды историков и искусствоведов.
Книги выпускались издательством Государственного Эрмитажа с 2006 года, тираж первой книги, «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928 – 1929. Архивные документы», — 2000 экземпляров, последней, посвященной 1930 – 1931 годам, — 1000 экземпляров.
"Фонтанка.ру"
***
Справка: Продажа картин из коллекции Эрмитажа — предпринятый в 1929—1934 годах правительством СССР.
Всего из залов и запасников музея было отобрано 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения[1]; небольшая часть из них, не найдя покупателя, всё же вернулась обратно, но 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию — включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль. Некоторые из этих полотен находились в собрании музея ещё со времён его основания Екатериной Великой. Была продана также часть коллекции нидерландской и фламандской живописи, собранная и завещанная музею
П. П. Семёновым-Тян-Шанским[2], а также часть собраний, национализированных после революции (например, шедевры Строгановского дворца).

Тициан «Венера перед зеркалом». Теперь в Национальной галерее искусства, Вашингтон
Хронология распродажи полотен эрмитажной коллекции.
1928
Принято решение о передаче всех полномочий по продаже художественных ценностей через Народный комиссариат внешней торговли и лично А. И. Микояна.
4 июня 1929 года продано на берлинском аукционе Лепке «Голова старика» Рембрандта — 138 тысяч марок, «Портрет старика» Йоса ван Клеве — 100 тысяч, «Портрет Фридриха Мудрого» Лукаса Кранаха Младшего — 28,5 тысяч, «Святой Иероним» Тициана — 26 тысяч, его же «Мадонна с младенцем» — 25 тысяч. Примерно такой же — от 16 до 25 тысяч — оказалась и окончательная цена полотен Морони, Кантарини, Бордоне, Бассано, Робера, Каналетто, Верне.
1929
Из Эрмитажа изъяты «Купальщицы» Ланкре и «Стадо у ручья» Веникса, «Браво» Беккера и «Канун праздника в Риме» Ахенбаха, «Скачущая лошадь» и «Тайная вечеря» Ван Дейка, «Вознесение Марии» Рубенса, «Избиение младенцев» Джорджоне, «Портрет дожа» Тинторетто, «Вид Палаццо дожей» и «Палаццо Лабиа» Каналетто, работы Виже-Лебрен, Лампи, Верне, Грёза, Панини, ван Ховена, Лоррена и многих других.
Январь 1930 года:
Рембрандт, «Портрет Титуса» (куплен Гюльбенкяном, сейчас хранится в Лувре как работа, приписываемая Рембрандту)
Ватто, «Лютнист (Меццетен)» (куплен Гюльбенкяном, затем перепродан Метрополитен-музею в 1934 году)
Ван Дейк, «Портрет Сюзанны Фоурмент с дочерью» (куплен Меллоном, сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)
Ван Дейк, «Портрет Филиппа, лорда Уортона» (куплен Меллоном за 250 тысяч фунтов стерлингов, сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)
Май 1930 года:
Ланкре, «Купальщицы» (куплена Гюльбенкяном, перепродана Джорджу Вилденстайну; ныне в частном собрании)
Рембрандт, «Афина Паллада» (сейчас авторство Рембрандта ставится под сомнение; находится в музее Гюльбенкяна, Лиссабон)
Терборх, «Урок музыки» (сейчас в музее Толидо, США)
Ж.-А. Гудон, «Диана» (статуя) — 20 тыс. фунтов (сейчас в музее Гюльбенкяна, Лиссабон)
Рубенс, «Портрет Хелены Фоурман» — 55 тыс. фунтов (сейчас в музее Гюльбенкяна, Лиссабон)
15 изделий из серебра — 100 тыс. фунтов (всё куплено Гюльбенкяном)
Июнь — июль 1930 года:
Ян Ван Эйк, «Благовещение» (продано Меллону за 502 899 долл. США; сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)
Ван Дейк, «Портрет Изабеллы Брандт» (продан Меллону за 223 000 долл. США; сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

Рембрандт (приписывается). «Портрет Титуса»

Рембрандт «Портрет старика»

Рембрандт «Иосиф, обвиняемый женой Потифара»

Рембрандт (приписывается) «Афина Паллада» 1655

Ханнеман. «Портрет Генри, герцога Глостерского»

Ван Дейк «Портрет Сюзанны Фоурмент с дочерью» 1621

Ван Дейк «Портрет Филиппа, лорда Уортона»

Ван Дейк «Портрет Изабеллы Брандт»

Веронезе «Обнаружение Моисея» Cейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон

"Гудон «Диана» 1780

Питер Пауль Рубенс "Портрет Елены Фурмен" (фрагмент) . Продан из Эрмитажа в 1929 году. Сейчас в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

Х. Аверкамп. «Сценка на льду». Продана неизвестному покупателю, с 1967 года — в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

Веласкес "Портрет папы Иннокентия Х" (фрагмент) . Около 1650. Теперь — в Национальной галерее искусств, Вашингтон
Февраль 1931

Франс Халс «Портрет молодого человека»
Рембрандт, «Девочка с метёлкой» (сейчас атрибутируется как работа мастерской, предположительно — Карела Фабрициуса)

Рембрандт «Портрет польского дворянина»

Рафаэль, «Святой Георгий и дракон»

Сандро Боттичелли, «Поклонение Волхвов» — 838 тыс. долл. США

Франс Халс, «Портрет чиновника (офицера)»
Рембрандт, «Женщина с гвоздикой» (сейчас атрибутируется как работа мастерской)

Жан-Батист Симеон Шарден «Карточный домик» (все куплены Меллоном, сейчас находятся в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

Перуджино «Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной»

Ян ван Эйк. «Благовещение» 1434. Теперь — в Национальной галерее искусства, Вашингтон

Ван Дейк «Портрет фламандской дамы»

Антуан Ватто «Меццетен» 1719, "Метрополитен-музей" Нью-Йорк
Меццетен с картины Антуана Ватто – это один из персонажей итальянской комедии дель арте. Он не столь широко известен, как Пьеро, другой частый гость в творчестве Ватто. Психологически Меццетен – его полная противоположность. Пьеро печален, Меццетен брав. Пьеро беззащитен – Меццетен коварен и кого хочешь обведёт вокруг пальца. Пьеро вечно страдает от одиночества и неразделенной любви, а Меццетен – дамский угодник и интриган, каких поискать.
Правда, на картине Ватто у Меццетена есть и кое-что общее с вечно отвергаемым Пьеро. Знатоки полагают, что Меццетен под гитару поёт песню о своей горькой неразделённой любви. Эта ситуация подаётся художником с замечательной иронией, исключающей всякий мелодраматизм: в глубине полотна, в кустах мы видим чью-то спину. Вероятно, это и есть предмет воздыханий Меццетена. Приглядевшись, мы поймём, что это, скорее всего, статуя. Ну, эта-то точно не ответит Меццетену взаимностью – она же каменная!
Мастерство художника можно оценить не только по колориту или композиции – иногда достаточно посмотреть, как он изображает кисти рук. Руки Меццетена – это законченное произведение живописного искусства. Длинные пальцы утончаются к кончикам. Тонко и точно прорисованы вздувшиеся вены и напряженные суставы. Кажется, мы видим даже движение, нервный перебор пальцев по струнам. Иллюзия реальности очень сильна. Мало кто писал кисти рук так же совершенно, как Ватто на этой картине.