Лейденская коллекция — одно из крупнейших частных собраний картин голландских мастеров, — представила собственный сайт. Теперь в интернете можно не только рассмотреть, но и свободно скачать высококачественные цифровые копии уникальных картин Рембрандта, Вермеера, ван Мириса, Доу и их современников, включая три панели из серии «Пять чувств» — самых ранних из известных произведений Рембрандта.
Рембрандт Ван Рейн "Автопортрет с затенёнными глазами" 1634, фрагмент
Лейденская коллекция, названная в честь родного города Рембрандта, на данный момент насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых вошли в электронный каталог.
Для нас это отличная возможность ознакомиться с наиболее значимыми сокровищами Лейденской коллекции и историей её владельцев — американского финансиста-миллиардера Тома Каплана и его жены Дафны.
Рембрандт Ван Рейн "Автопортрет с затенёнными глазами" 1634
Самым, пожалуй, ценным (и уж точно самым громким!) приобретением последнего времени стала картина «Пациент без сознания (Обоняние)» кисти Рембрандта.
Эта панель — часть серии «Пять чувств», созданной 18-летним живописцем, одно из самых ранних из его произведений, известных нам. До 2015 года работа считалась утерянной, пока не всплыла на небольшом американском аукционе как «произведение неизвестного художника XIX века».
Рембрандт ван Рейн, «Пациент без сознания (Обоняние)» 1625
Битва знатоков довела стоимость картины с первоначальных 500 — 800 долларов до почти миллиона. Впоследствии её приобрёл Том Каплан, присоединив к уже двум имеющимся у него «Слуху» и «Осязанию». Пятая панель, «Вкус», пока считается утерянной.
«Пять чувств» были популярной аллегорической темой в искусстве Северной Европы того времени. На более ранних картинах «Обоняние», например, представлялось в виде элегантной женщины, держащей цветок. А с XVII века и позже изображались в крестьянских жанровых сценах: амурная пара обозначала «Осязание», сцена пьянства — «Вкус».
Серия Рембрандта принадлежит именно к этому более позднему типу. В каждой картине присутствует налёт сатиры. Например, в «Разносчике, продающем очки (Зрение)» художник обыгрывает двойное значение голландского выражения «продать кому-то очки» — это метафора, означающая обман. Торговец на картине явно мошенничает со своим товаром.
Рембрандт ван Рейн "Три музыканта (Аллегория слуха)" 1624-1625
Рембрандт ван Рейн "Торговец очками (Аллегория Зрение)" ок. 1625
Рембрандт ван Рейн "Операция (Аллегория осязания)" 1624-1625
Рембрандт ван Рейн и его мастерская "Портрет Anthonie Coopal"
Ян Вермеер "Молодая женщина за виржиналом" 1672
Помимо этого коллекция гордится работами Франса Хальса, Герарда Терборха, Хендрика Тербрюггена и единственным оставшимся в частных руках примером зрелого стиля Яна Вермеера — портретом «Молодая женщина за виржиналом» (1670 — 1672).
Ян Стен "Пир Антония и Клеопатры" 1675
Рембрандт ван Рейн "Автопортре, как Burger" 1632
Рембрандт ван Рейн «Минерва» 1635-1636
Исаак Jouderville Портрет Рембрандтом в восточном платье ок. 1631
Собирать произведения голландского искусства Том Каплан начал в 2003 году в возрасте 41 года при поддержке своей супруги. Ныне их коллекция исторических картин, портретов и жанровых сцен старых мастеров превосходит по масштабам все частые собрания и уступает лишь немногим национальным музеям.
Герард Доу "Автопортрет" ок. 1645-46
errit Dou "Portrait of a Lady, Seated with a Music Book on her Lap"
Gerrit Dou "Portrait of Dirck van Beresteyn"
Gerrit Dou "Young Woman in a Niche with a Parrot and a Cage"
Герард Доу "Молодая женщина за туалетом" 1666
Герард Доу "Молодая мать" 1658
Герард Доу "Продовщица селёдки и мальчик" ок. 1664, фрагмент
Герард Доу "ScholarInterrupted crop for Essay"
Герард Доу "Автопортрет" 1658
Рембрандт ван Рейн "Автопортрет в возрасте 34 лет" , 1640, холст , масло, 102 х 80, © Национальная галерея, Лондон
Собрав такую богатую коллекцию, чета Капланов ищет способы сделать её полезной миру — одновременно и для изучения, и как источник вдохновения. До сих пор она служила анонимной «кредитной библиотекой», доступной кураторам и директорам свыше сорока музеев, которые организовывали специализированные выставки или брали шедевры в долгосрочную аренду. Нынешний интернет-каталог станет для любителей искусства, студентов, коллекционеров и искусствоведов новым ресурсам для понимания уникального творчества художников голландского Золотого века. Виртуальные копии сопровождаются атрибуцией и техническими заметками, описанием провенанса и библиографическими ссылками.
Кроме того, по истечении десяти лет, Капланы готовятся представить жемчужины Лейденской коллекции открыто. В этом году основные шедевры будут показаны в Лувре — любимом музее супругов и их троих детей.
Влад Маслов