-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АЛЕКС_ПРАЙС

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) town_of_art Темы_и_схемы Ответим_на_любой_вопрос Аватары_для_всех ПИАР_дневников shopping
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) axeeffect_ru ParadizeArt Темы_дня video_world

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 574


Инвестирование в яхтинг

Пятница, 03 Октября 2008 г. 13:32 + в цитатник

Повседневные размышления о том, как сохранить, эффективно вложить и больше заработать денег, стали для современного общества естественными и в какой-то мере непроизвольными течениями мысленных потоков. Пока большинство россиян выбирают, кому доверить сбережения – «чулку» или банку, обладатели особо крупных состояний анализируют, что лучше: акционерная биржа, ПИФы, «золотые» вклады и т.д. Бизнесмены «прокручивают» средства на рынках строительства, в автомобильной промышленности, спонсируют  перспективные проекты, а некоторые предприниматели обращаются к экзотическим видам инвестирования – вкладывают средства в антиквариат, картины. По информации от российских дилеров, за последний год частные лица и компании-инвесторы стали больше обращать внимание на моторные яхты и рассматривать их в качестве инвестиционных инструментов.  

Яхтенное разнообразие

Развитие яхтинга в России началось в постперестроечное время, когда появление первых частных капиталов потребовало «изобретения» вариантов для их вложения. И некоторые новые капиталисты начала 90-х сделали свой выбор в пользу яхт. В то время покупка яхты было великим событием – в жизни владельца и его семьи начинался новый период, в котором он, приблизившись вплотную к мечте, мог в любое время отправиться к далеким берегам за яркими впечатлениями. Со временем в яхтинге появились и другие фигуры, которые при покупке яхты руководствовались не фантазиями о морских просторах, а повышением личного статуса. Эти лодки, несмотря на большие мощности, разлучаются с пристанью нечасто и ненадолго. Их главная функция заключается в том, чтобы стоят у берега и информировать мимо проходящих, кому они принадлежат.

 Теперь, как показывает практика, яхты стали привлекать внимание как перспективный путь получения прибыли. Кратчайший - эксплуатация яхты: участие в чартерных программах, организация пассажирских перевозок или круизных рейсов. Долгосрочный, но не менее оправданный путь – строительство яхты под ключ или до определенной стадии и ее дальнейшая перепродажа.  

Фактически инвестором на яхтенном рынке считается любой человек, который совершает покупку серийной яхты для личного пользования и уже в тот момент рассчитывает продать ее через несколько лет, чтобы вновь пересесть на яхту больших габаритов. Дело в том, что процесс изготовления судна большого размера от киля и до клотика осуществляется за счет средств заказчика. Компания-производитель не тратит на такие лодки ни цента внутренних финансов. Практика, когда верфь строит большие яхты на продажу, - редкость. Обычно такие «рискованные» лодки составляют не больше 1-2% от общего объема производства. Судостроителям важно знать, что яхты, которые они производят, - найдут владельца в ближайшее время, иначе можно перейти в категорию убыточного  проекта. Поэтому в яхтенной промышленности большинство верфей выпускают ровно столько яхт, сколько требуется клиентам. Благо, что количество заказов с каждым годом только возрастает…   

Время - деньги

Стремительно возросший спрос на моторные яхты, в несколько раз обогнавший предложение судостроительной верфи, также спровоцировал рост цен на моторные суда. По данным РБК, за последние пять лет спрос на супер-яхты почти удвоился: с 317 судов в 2000 году до более чем 600 в 2006. Причем, как показывает статистика, на разных верфях мира в процессе строительства находятся более 600 судов и почти половина заказов поступило из России. Одна из самых элитных мировых верфей Dominator, годовая производительность которой - 17 лодок, еще зимой объявила, что все заказы у них расписаны до 2010 года. И с каждым месяцем сроки исполнения очередного заказа отодвигаются все дальше.

Подорожание и дефицит яхт первичного рынка стали причинами роста цен и на вторичном рынке. Желание яхтсменов приобрести яхту именно сейчас, без ожидания, делает лодки, уже находящиеся в собственности, товаром, который «реально существует в наличии» и за который потенциальные покупатели, не обращая внимание на возраст яхты, готовы выложить любую сумму.

 «В настоящее время яхтенный рынок находится на глобальном подъеме, - объясняет ситуацию Президент Агентства «Яхт-клуб Зеленый остров» Сергей Гмыра. - Растут цены на комплектующие, топливо и, как следствие, на сами яхты. Лодки средних размеров дорожают примерно на 5-7% в год, эксклюзивные элитные яхты – на 20-30%. Инвесторы, которые хорошо понимают конъюнктуру яхтенного рынка, потянулись в сферу яхтинга, стали вкладывать деньги в строительство яхт без опаски и на выходе получать большую прибыль».

С момента заказа яхты до полного ее изготовления может пройти от года до трех.  Этот срок может возрасти еще на несколько лет в зависимости от величины клиентской очереди на верфи. Как рассчитывают профессионалы, за это время цены на яхту поднимаются в среднем на 20-30% ежегодно. Как следствие, потенциальная прибыль инвесторов возрастает примерно на сумму от нескольких десятков до сотен тысяч долларов.   

Московская компания  Timmerman Yachts – международный консорциум по строительству водоизмещающих моторных яхт класса «люкс» длиной от 25 до 50 метров. Кроме частных инвесторов, заинтересованных в одной яхте, компания работает с крупными компаниями, которые вкладывают деньги в «яхтпром». По словам коммерческого директора компании Владимира Щелина, инвестирование яхтенной отрасли относится к инвестициям долгосрочного типа: «Здесь речь идет о миллионах евро, которые могут принести прибыль не раньше чем через 10, а может, и 15 лет. Поэтому вложение средств в отдельные модели яхт – это лишь малая часть небольшого айсберга.  Яхтенный рынок в последние годы очень динамично развивается, поэтому с точки зрения частных лиц и крупных инвесторов он стал выгодной сферой для вложения финансовых средств. Поэтому в бизнес-кругах стали чаще вестись разговоры, в которых яхту саму по себе сравнивают с ценной акцией без учета ее фактических возможностей».

При поддержке банка

Яхтенный бизнес заманивает постепенно. Человек, мечтающий о яхте, наконец-то ее приобретает, начинает «ходить», становится членом яхт-клуба, заводит знакомства по интересам, узнает яхтинг изнутри и через год-другой понимает, что спортивная 10-метровая лодка – не предел желаний и возможностей. Первая яхта становится не только пропуском в большой яхтинг, но и возможностью заработать на фешенебельном отдыхе других. Дело в том, что суммой, необходимой для постройки целой яхты, располагают далеко не все яхтсмены. Чтобы выступить в роли инвестора, нужны большие дополнительные средства, которыми располагают только банки. Но стать заемщиком на сумму более $ 75 тысяч не просто. По словам начальника кредитного управления Банка проектного финансирования (БПФ) Станислава Гундара, давать кредит лицу, никак не связанному с яхтингом, - для банка большой риск. Наличие у заемщика собственной яхты – гарантия платежеспособности клиента. «Этот аспект очень важен, так как на первоначальном этапе строительства яхты мы вкладываем деньги так сказать «в идею» без гарантий, - разъясняет Станислав Гундар. – Они появляются только тогда, когда яхта приобретает какие-то реальные контуры, а обеспечение кредита в виде залога появляется уже после завершения строительств и государственной  регистрации судна  в ГИМС либо (в зависимости от классификации судна) в других инстанциях, регулирующих эксплуатацию судов на территории РФ . Если же на начальной стадии проект не срастается, то банк даже продать ничего не сможет. Сначала нужно будет вложить деньги, достроить яхту, а потом избавляться от нее. Для начинающих инвесторов самый удобный вариант – вложить средства в строительство яхты, зарегистрировать ее, а потом брать кредит под имеющееся плавсредство. При наличии каких либо сомнений в платежеспособности либо деловой репутации заемщика банк, скорее всего, откажет, последовав принципу «Лучше ошибочно отказать хорошему человеку, чем рисковать положившись на случай».                    

 Условия кредитования в БПФ, можно сказать, стандартные: срок до 5 лет, ежемесячное погашение и так далее. Единственное, что выдает специфику кредита на постройку яхты, - это разница в процентной ставке в сторону убывания до и после регистрации яхты.  

Рискованная выгода

Большой куш от инвестирования в яхты - это не только притягательная цель, но и результат великого риска. Высокий процент чистой прибыли, по мнению опытных яхтсменов, образовался, исходя из политико-экономических факторов. Подъему ценовой планке на рынке яхт способствовал очередной виток инфляции в нефтегазовой промышленности.

«Все мировые цены крутятся вокруг газа и нефти, - рассказывает Сергей Гмыра. –  Подъем цен на сырье поднимает благосостояние участников этого рынка, а вместе с тем растет количество людей, которые могут позволить себе купить яхту. Их не так много, но для яхтенного рынка важен каждый клиент. Риск связан именно с тем, что яхты - это товар класса “luxury”, популярность и значимость которого может измениться в любую минуту. Как только политические действия негативно повлияют на доходность олигархов, первое от чего они откажутся – это самолеты и яхты».

Рискованным этот вид инвестирования назвала и инвестиционная компания «Финам». Специалисты компании сравнили инвестирование в строительство яхт с другими вариантами вложения денег и пришли к спорным выводам. «Если оценивать в комплексе российские особенности, то под сомнением не только инвестирование в яхты, но и развитие в России собственно яхтинга, - рассуждает Николай Солабуто, консультант по инвестициям. – В мировой практике подобная «экзотика» занимает небольшой сегмент. Среди инвесторов более популярны, например, покупка недвижимости, драгоценных металлов, игра на бирже. Постройка яхты – это малоизвестный, а потому слабо внушающий доверия инвестиционный шаг. Во-первых, людей, которые могут позволить себе яхту, не так много. Во-вторых, климатические условия России позволяют ходить в плавание лишь несколько месяцев. Я считаю, что более или менее благоприятные условия для яхтинга в России появятся нескоро, а центром яхтинга станет Сочи и Черноморское побережье. Это единственный регион, где климат позволяет не спускать паруса максимально долгое время. Развитие социальной инфраструктуры в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 года, скорее всего, привлечет туда на постоянно место жительство, многих богатых людей. Сейчас, как известно, южные города в зимнее время пустуют. Прежде чем Сочи превратится в регион с круглогодичной жизненной активностью, сменится не одно поколение. Думаю, говорить об устойчивом яхтинге в России можно будет не раньше чем через 50 лет».

Но непосредственные участники яхтинга уже сегодня видят значительный прогресс водной жизни россиян и убеждены, что в ближайшие годы эти тенденции только усилятся. Банк проектного финансирования (БПФ) сотрудничает с Московским речным пароходством с момента своего основания, с 1991 года. Кредитование этой сферы – одно из ведущих направления в деятельности банка, которое, по мнению его участников, в ближайшие годы примет еще большие масштабы. Начальник кредитного управления Станислав Гундар сам занимается парусным спортом и прекрасно видит динамику яхтинга. Вся акватория Москвы-реки застроена яхт-клубами, которые приносят своим владельцам большой доход. Каждую неделю воды московских водохранилищ пополняются новыми яхтами. По сравнению с прошлым годом, их количество увеличилось более чем в 10 раз. «Конечно, этот рынок имеет свои пределы, - рассуждает Станислав Гундар. -  Но в ближайшее годы я не думаю, что он насытится. Наоборот, для яхт, которые сегодня «обитают» в московских бассейнах, этого пространства уже не достаточно. Это не та акватория, в которой яхтсмены, могут полностью раскрыть возможности своих яхт и  испытать все удовольствие, весь драйв, которые дарит яхтинг. Рынок выходит за пределы Москвы, Московской области и будет распространяться в сторону Черноморского и Балтийского побережий. Я думаю, на это уйдет 2-3 года. А потом, как обычно, вся Россия пойдет за Москвой».

Круг экономистов ставит под сомнение целесообразность содержания яхты в России, в условиях продолжительных холодов и короткого лета. По их мнению, это негативно отражается на стоимости судна и его дальнейшей судьбе. Зачастую места «проживания» яхты и ее владельца разнятся. Большинство состоятельных людей, приобретающих яхту размерностью более 20 метров, как правило, уже имеют недвижимость на теплых берегах заграницы, наиболее удобных для проведения отпуска и стоянки их драгоценных красавиц.

Яхтенный рынок живет по своим правилам, несравнимым с тенденциями других отраслей. В отличие от автомобилей, которые теряют в цене после каждого эксплуатационного года и по мере выхода новых моделей, яхты, как вино, со временем становятся только дороже. На стоимость яхты могут повлиять совершенно, казалось бы, неожиданные обстоятельства – известность ее владельца или участие в сенсационных событиях. За пополнением «флота» губернатора Чукотки Романа Абрамовича следит вся Россия и Европа. Фанаты Виктории Бэкхэм долгое время обсуждали, что их любимица проводит свободное время под лучами солнца на палубе обожаемой яхты. И последняя сенсация в мире шоу-бизнеса: Ралиф Сафин подарил своей дочери Алсу яхту за  миллион долларов. Людям интересно все: стоимость яхты, ее дизайн, процесс производства, - и пресса удовлетворяет информационный голод общества, тем самым поднимая цену этим, уже именитым яхтам. Если же владелец яхты пока не известен, все в его руках.  Проведение на борту модной вечеринки, где будут замечены известные личности, организация благотворительной прогулки, которая также привлечет внимание к судну, или победа в номинации на яхтенном фестивале – все это может прибавить к ценовой характеристике яхты несколько десятков тысяч долларов. Но самым главным факторов в установке цен на продаваемые яхты – их дефицит при большом спросе.

Эту тенденцию можно отнести к простой экономической закономерности: есть спрос – будет предложение. Сегодня яхтинг стал актуальной «траекторией» для оборота денег. Яхтенный рынок переживает период небывалого подъема, приносящего выгоду всем своим участникам. С абсолютной точностью спрогнозировать будущее яхтпрома не представляется возможным. Когда он достигнет пиковой точки и вольется в течение стабильности – вопрос времени. Оценить будущие результаты происходящих в настоящем процессе можно будет лет через пять. Но, учитывая привычную ориентацию России на Запад, а также масштабные водные просторы нашей страны, можно уверенно предполагать, что в будущем теплые российские побережья  станут похожи на курортные берега Европы и Америки, сплошь украшенные статными, элегантными яхтами. Такой Россия будет запоминаться иностранным гостям и путешественникам, проплывающим мимо наших берегов: окруженная частным флотом как признаком благосостояния и хорошей жизни.  

Лилия Гладкая специально для FinTimes.ru

Рубрики:  Оценка водного транспорта
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку