-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134024


✨ Шедевры советского кинематографа. Сергей Эйзенштейн «Александр Невский»

Понедельник, 20 Мая 2024 г. 08:30 + в цитатник

 Знаменитая кантата Прокофьева из «Александра Невского»: 

 как музыка создавала атмосферу киношедевра 1930-х 

 
 
 
 

Так вышло, что «Александр Невский» стал единственной картиной Сергея Эйзенштейна в 1930-е годы. Музыка к ленте была написана советским и русским композитором Сергеем Прокофьевым. О музыке, которая сопровождала сцены масштабных сражений сегодня и поговорим.

Прекрасный дуэт – Эйзенштейн-Прокофьев

«Александр Невский» – это первая звуковая картина Сергея Эйзенштейна в карьере. Режиссёр был в хороших отношениях с Сергеем Прокофьевым и предложил ему написать музыку для своего фильма. Композитору очень нравились работы Эйзенштейна, и он с радостью принял предложение старого друга.   

 
 

 

 

Чтобы создать качественную музыку для такого масштабного фильма, композитор даже полетел за океан. В голливудских киностудиях он перенимал опыт американских коллег и осваивал технику музыкального оформления фильмов. Прокофьев написал для картины кантату из семи частей, каждая из которых создавалась для конкретной сцены.

Кантата – яркий пример советского историко-героического эпоса. В произведении отображены эпизоды нашествий чужеземцев, показан патриотический подъём простых людей, оплакиваются погибшие и прославляются выжившие герои. Чтобы показать противостоящие силы, композитор прибегнул к контрастным элементам. Атаки русских воинов сопровождалось диатоническими мелодиями, а шествие чужестранцев подчёркивала диссонантная музыка.

«Вставайте люди русские!»

 
 

 

 

В картине «Александр Невский» зритель видит сражение новгородских крестьян с захватчиками. Сцена идущих на битву людей проходит под песню «Вставайте люди русские!», которая является своеобразным боевым кличем, призывающим дать отпор вражескому войску. Музыка индустриальная и шумная, в ней даже слышны символические звуки ковки оружия.

 



Песня утопает в героико-патриотических нотках, её ритмичность указывает на бесстрашие и решительность, а звуки колокола – символ мужественности и свободы. Слова к произведению написал Владимир Луговской, изначально они немного отличались от тех, которые звучат в фильме. По просьбе режиссёра текст слегка изменили, чтобы подчеркнуть сплочённость народа в борьбе с чужеземцами.

«Ледовое побоище»

 
 

 

Эта часть кантаны Сергея Прокофьева начинается с негромкого, но напряжённого звучания. Скрипки в этой партии играют монотонно и высоко, их задача показать столкновение двух сторон. Затем подключаются духовые инструменты, а ударные напоминают звук конских копыт. Крестоносцы дружно запевают хорал, сквозь который слышны звонкие соприкосновения клинков.

 



Под звуки трубы выскакивает конница Александра Ярославовича Невского, который ведёт своё храброе войско к победе. Чужеземцы снова начинают петь хорал, но звучит он не так уверенно, ведь они видят приближение неминуемого поражения. Следующие ноты звучат легко и торжественно, как и подобает победе. Враг повержен и спасается бегством, звук издаваемый литаврами подчёркивает превосходство русского войска.

«Мёртвое поле»

 

 

После окончания сражения поле боя усыпано телами погибших воинов. Название композиции «Мёртвое поле» полностью соответствует картинке на экране и показывает весь ужас войны. По полю ходят женщины с факелами в надежде найти живых, некоторые русские воины проявляют признаки жизни, но тут же падают на землю. На теле одного из погибших уже сидит стервятник, что также подчеркивает трагичность события.

 



«Мёртвое поле» – шестая часть кантаты Сергея Прокофьева и единственная сольная ария, где хорошо просматривается народный плач-причет. Для неё характерны строгость напева, искренность и глубина чувств. Финальная часть композиции звучит победно, праздничная оркестровка и перезвон колоколов переплетаются с русскими темами, которые появлялись ранее.

«Русь под игом монгольским»

 

 

Первая часть кантаны называется «Русь под игом монгольским». Сжатая и ёмкая композиция является вступлением для всего цикла. В музыке хорошо передаётся пустынность сожженных дотла земель, которые оставили после себя татаро-монгольские захватчики, и создаётся грустное настроение.

 



Критики отмечают, что Прокофьев хорошо показал пустоту, используя высокие и низкие звуки, звучащие в унисон. А дикость монгольской темы демонстрируется грустными напевами. «Русь под игом монгольским» на правах начальной части кантаны задала ритм всем остальным композициям, звучащим в картине.

 Искусственные льдины и раскалённые доспехи: 

 как снимался фильм «Александр Невский» 

«Александр Невский» – советская художественная историческая кинолента о древнерусском князе, который одолел рыцарей Ливонского ордена 5 апреля 1242 года. Картина входит в число лучших работ режиссёра Сергея Эйзенштейна, а среди исторических фильмов ей трудно найти достойных конкурентов.

 

На больших экранах «Александр Невский» появился 1 декабря 1938 года и сразу получил всенародную любовь. Труд Сергея Эйзенштейна был отмечен почётными государственными наградами – Сталинской премией и орденом Ленина. Практически вся съёмочная группа во главе с Эйзенштейном участвовала и в постановке исторического фильма «Иван Грозный».

Хитрости съёмочного процесса

Съёмки фильмов в 1930-х годах – процесс длительный и нелёгкий. Но Эйзенштейну удалось отснять и смонтировать все сцены всего за 6 месяцев. Съёмки битвы на замёрзшем Чудском озере проводились как ни странно в летний период. Озеро, скованное льдом, было удачно имитировано обычным асфальтом.

 
 
 

Чтобы асфальт стал походить на лёд, на него нанесли жидкое стекло, и присыпали крошкой из мела и соли. Льдины были сконструированы из фанеры, которую щедро залили белой краской. Искусственные льдины плавали в небольшом пруду, который специально был сделан для этой сцены. Получилось очень даже правдоподобно, учитывая технологии 30-х годов.

Если лёд и был бутафорным, то рыцарские доспехи были настоящими – неудобными и тяжёлыми. Солнечные лучи буквально раскаляли металлические латы и шлемы, от чего у некоторых актёров были даже ожоги на теле. Грим также проигрывал схватку с невыносимой жарой, из-за пота его приходилось постоянно поправлять.

 

 

В картине Эйзенштейна, несмотря на масштабные и жестокие сражения, крови очень мало. Битва походила больше на сказочную, чем на настоящую. И это не киноляп, такова была задумка режиссёра. Он не хотел, чтобы после просмотра его картины зрители излучали агрессию.

Новаторские идеи

 

 

Во время съёмок картины режиссёр использовал новаторские идеи. Техника вертикального монтажа была впервые применена именно Сергеем Эйзенштейном. Данный приём подразумевает неразрывную связь музыкального сопровождения с визуальной частью фильма. Стоит вспомнить и сотрудничество великого режиссёра с композитором Сергеем Прокофьевым. Написанная им музыка для «Александра Невского» – мировое культурное наследие.

 



Съёмки картины проходили в период между Первой и Второй мировыми войнами, в ней Эйзенштейн смог продемонстрировать всему мировому сообществу силу великой Руси. Кинолента «Александр Невский» – это уникальное творение советского кинематографа, которая смогла заполучить уважение международного культурного сообщества.

Название могло быть другим

Сценарий к картине Эйзенштейну помогал писать Пётр Павленко. В результате совместной переработки от первоначального варианта практически ничего не осталось. Фильм даже мог иначе называться, режиссёр склонялся к более лаконичному названию «Русь», но после долгих раздумий решил оставить всё как есть. Образ князя в ленте показан условно и обусловлен общими чертами, поэтому его нельзя назвать стопроцентной исторической достоверностью.

 

 

Режиссёр хотел, чтобы на экране была не банальная биография Александра Невского, а своеобразная киноверсия жития святого. Эйзенштейн ловко смог совместить исторические ретроспективы с христианскими мотивами. Режиссёр намерено не показал в своём фильме все характеристики князя. Перед зрителем предстал святой и правильный человек – пример для всего русского народа.

Детализация доспехов и оружия

Внешний облик воинов прорабатывался Эйзенштейном до мелочей. Например, прототипом средневековых шлемов стала красноармейская будёновка, а оружие создавали, изучая летописи. В ножнах воинов ХIII столетия, как правило, находились мечи романского типа. Они не так нарядно и богато выглядели как каролингские и были стальными.

 

 

Романским мечом можно не только рубить, но и колоть. В процессе изготовления такие клинки обязательно закаляли, что придавало им высокую прочность при небольшой массе. Это очень важная характеристика, если учитывать суммарный вес доспехов. Конечно же, на съёмочной площадке клинки не несли угрозу актёрам, но на экране они превращались в смертельное оружие.

Дружная съёмочная группа

Эйзенштейн при выборе актёров даже не проводил кастинг, поскольку свой список артистов он создавал по мере написания сценария. Главная роль досталась Николаю Черкасову, популярность которого была обусловлена съёмками в таких картинах как «Дети капитана Гранта» и «Пётр Первый». Богатыря Василия Буслая замечательно сыграл народный артист Советского Союза Николай Охлопков, а Гаврилом Олексичем стал Андрей Абрикосов.

 

 

Вся съёмочная группа состояла из высочайших профессионалов. Гримёры, актёры и операторы трудились в дружественной атмосфере. Отдельного внимания заслуживает оператор Эдуард Тиссэ, использовавший динамическую съёмку батальных эпизодов. Этот приём позволил создать иллюзию нахождения зрителя в фильме.

Александр Невский 

(1938)

 

_______________________________________________________

 
Рубрики:  TV. Кино и Подмостки
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку