Так вышло, что «Александр Невский» стал единственной картиной Сергея Эйзенштейна в 1930-е годы. Музыка к ленте была написана советским и русским композитором Сергеем Прокофьевым. О музыке, которая сопровождала сцены масштабных сражений сегодня и поговорим.
Прекрасный дуэт – Эйзенштейн-Прокофьев
«Александр Невский» – это первая звуковая картина Сергея Эйзенштейна в карьере. Режиссёр был в хороших отношениях с Сергеем Прокофьевым и предложил ему написать музыку для своего фильма. Композитору очень нравились работы Эйзенштейна, и он с радостью принял предложение старого друга.
Чтобы создать качественную музыку для такого масштабного фильма, композитор даже полетел за океан. В голливудских киностудиях он перенимал опыт американских коллег и осваивал технику музыкального оформления фильмов. Прокофьев написал для картины кантату из семи частей, каждая из которых создавалась для конкретной сцены.
Кантата – яркий пример советского историко-героического эпоса. В произведении отображены эпизоды нашествий чужеземцев, показан патриотический подъём простых людей, оплакиваются погибшие и прославляются выжившие герои. Чтобы показать противостоящие силы, композитор прибегнул к контрастным элементам. Атаки русских воинов сопровождалось диатоническими мелодиями, а шествие чужестранцев подчёркивала диссонантная музыка.
«Вставайте люди русские!»
В картине «Александр Невский» зритель видит сражение новгородских крестьян с захватчиками. Сцена идущих на битву людей проходит под песню «Вставайте люди русские!», которая является своеобразным боевым кличем, призывающим дать отпор вражескому войску. Музыка индустриальная и шумная, в ней даже слышны символические звуки ковки оружия.
Песня утопает в героико-патриотических нотках, её ритмичность указывает на бесстрашие и решительность, а звуки колокола – символ мужественности и свободы. Слова к произведению написал Владимир Луговской, изначально они немного отличались от тех, которые звучат в фильме. По просьбе режиссёра текст слегка изменили, чтобы подчеркнуть сплочённость народа в борьбе с чужеземцами.
«Ледовое побоище»
Эта часть кантаны Сергея Прокофьева начинается с негромкого, но напряжённого звучания. Скрипки в этой партии играют монотонно и высоко, их задача показать столкновение двух сторон. Затем подключаются духовые инструменты, а ударные напоминают звук конских копыт. Крестоносцы дружно запевают хорал, сквозь который слышны звонкие соприкосновения клинков.
Под звуки трубы выскакивает конница Александра Ярославовича Невского, который ведёт своё храброе войско к победе. Чужеземцы снова начинают петь хорал, но звучит он не так уверенно, ведь они видят приближение неминуемого поражения. Следующие ноты звучат легко и торжественно, как и подобает победе. Враг повержен и спасается бегством, звук издаваемый литаврами подчёркивает превосходство русского войска.
«Мёртвое поле»
После окончания сражения поле боя усыпано телами погибших воинов. Название композиции «Мёртвое поле» полностью соответствует картинке на экране и показывает весь ужас войны. По полю ходят женщины с факелами в надежде найти живых, некоторые русские воины проявляют признаки жизни, но тут же падают на землю. На теле одного из погибших уже сидит стервятник, что также подчеркивает трагичность события.
«Мёртвое поле» – шестая часть кантаты Сергея Прокофьева и единственная сольная ария, где хорошо просматривается народный плач-причет. Для неё характерны строгость напева, искренность и глубина чувств. Финальная часть композиции звучит победно, праздничная оркестровка и перезвон колоколов переплетаются с русскими темами, которые появлялись ранее.
«Русь под игом монгольским»
Первая часть кантаны называется «Русь под игом монгольским». Сжатая и ёмкая композиция является вступлением для всего цикла. В музыке хорошо передаётся пустынность сожженных дотла земель, которые оставили после себя татаро-монгольские захватчики, и создаётся грустное настроение.
Критики отмечают, что Прокофьев хорошо показал пустоту, используя высокие и низкие звуки, звучащие в унисон. А дикость монгольской темы демонстрируется грустными напевами. «Русь под игом монгольским» на правах начальной части кантаны задала ритм всем остальным композициям, звучащим в картине.