-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дудочка-самогудочка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 24505


от кино к литературе

Четверг, 23 Апреля 2009 г. 14:36 + в цитатник
Открылась интересная тема, спасибо Екатерина1974, о преподавании литературы с помощью кино. Речь идет не о замене чтения просмотром фильмов, а о том, чтобы на примере фильмов учить разбору литературного произведения.


"... я вообще до поры до времени не трогаю произведения из программы. Я начинаю с того, что сейчас идет в кинотеатре. Шла "9 рота" - разбирали ее, шел "Адмирал" - разбирали это месиво. Там принцип очень простой: в любом произведении ищется тема - идея - проблема - конфликт. В норме они должны быть, тогда есть смысловая целостность. Но норма попадается не всегда. Вот взяли " Дневной дозор" и поняли, что тема есть, а идеи нет... А это уже признак нехудожественного произведения, ну и т.д. Совмещать изучение литературного произведения и кино - это уже для продвинутых. Вот сейчас, после "Тараса Бульбы", размышляли о том, что дало привнесение в сюжет сына Андрия. А интересно получилось - у нас же, в рус. литературе, только "хорошие" обретают семью и обзаводятся потомством (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.), поэтому рождение сына у Андрия - глубинное оправдание его поведения ( оно у нас как-то само появляется, спонтанно - конечно, ведь " и стали они жить-поживать и добра наживать"). Смерть Остапа и смерть Андрия - одного враги пытают, а другого родной папа просто застрелил...Ну и кто прав? (героика убита напрочь). Троекратное "есть еще порох в пороховницах" в повести не то, что в фильме: в фильме это "то ли завхоз, то ли склероз". Я не Бортко "убиваю", у меня "Мастера и Маргариту" смотреть надо обязательно, но разбор - дело жестокое, и ему надо учить. На кино получается быстро - очень это объемное искусство, разбирается как-то естественно. А потом, мы не боимся кино разбирать, чего не скажешь о литературе - классика вроде эталон, а "ковырять" эталон - как-то боязно..."
(с) Екатерина1974
Метки:  

дудочка-самогудочка   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 14:48 (ссылка)
мой комментарий следующий:
это волшебно, потому что получается, что вы наделяете детей определенной методикой, которая обязательно укоренится, и будет помогать им оценивать в дальнейшем все, что они читают и смотрят - театр, кино, телевизионные передачи и просто жизненные ситуации даже быть может. то, что вы используете одну методику применительно к разным областям искусства - это развивает гибкость мышление.
я вообще люблю универсальный подход. хотя не лишним будет сказать детям, что мы рассматриваем кино с позиций литературы, и значит, видим его только с одного ракурса.
конечно, лучше рассматривать кино с позиций литературы, чем литературу с позиций кино. конечно, литература шире и глубже.
Ответить С цитатой В цитатник
дудочка-самогудочка   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 14:57 (ссылка)
однако, кино, наверное, состоит из литературы только на треть. Остальное - живопись и другие виды искусств.

Еще интересно - как вы справляетесь при разборе фильмов с киноязыком. Ведь в книге на настроение героев, на их эмоциональное состояние, отношение друг к другу и так далее явно указывают слова - определения, наречия.
В кино нет определений и наречий. В кино есть движения, жесты, взгляды, которые могут быть по-разному истолкованы. И не всегда подберешь подходящее слово тому, КАК ведет себя герой и КАКОЙ он. А в книге все уже написано, не надо ничего выдумывать.
Как вам удается увидеть фильм в формате текста, вычленить эту литературную треть?
Ответить С цитатой В цитатник
OlegLad   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 15:05 (ссылка)
Был у меня период когда я начал читать художественные произведения по которым сняты фильмы. Ну типа "Парфюмера", "Бойцовского клуба", "Полета над гнездом кукушки". Очень надо сказать взаимодополняющее занятие. Но только прочитав ту же "Над кукушкиным гнездом" понял главную мысль и параллель с Христом, апостолами, жертвенностью и прочим... А вот в кино я это не смог сразу рассмотреть. А факультативный курс "Литература и кино" у меня жена вела несколько лет назад. Сама же его и составляла.
Ответить С цитатой В цитатник
дудочка-самогудочка   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 15:15 (ссылка)
OlegLad, у меня все точно так же, как вы мне рассказываете. в кино интересна интрига. я, например, до последнего кадра могу протупить, хотя все уже догадались, что "она его сестра", допустим.
когда читаешь книгу, не обязательно, чтобы сюжет был тайной. Ведь книга интересна и без того - ее можно смаковать, не торопясь скорее узнать, чем все закончится.

я бы послушала этот курс. может, если у вас остались какие-то материалы, вы мне вышлите? хотя бы планы, не обязательно лекции. просто интересно, какие темы, какая методика.
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина1974   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 15:21 (ссылка)
дудочка-самогудочка, для начала говорим о драме как литературном роде, о том, что есть драмы для чтения и драмы для сцены (классификация А.С.Пушкина), о различиях в них, о невозможности воспринимать драму для сцены вне сцены ( читать "Горе от ума" и смотреть"Горе от ума" - вещи раааазные). Особый акцент -авторская оценка, которой в драме быть не может. Драма - пища для ума, так сказать, полуфабрикат: смотри , зритель, делай выводы, размышляй над задачей! Если делать выводы не хочется, размышлять не тянет -значит, драма не удалась.
Есть же принципиально неэкранизируемые вещи - эпос в виде эпоса ( а если выделить или присочинить любовную линию - то очень даже, потому что возникает "лирика по мотивам" - а там чувства, чувства, а их уже можно показать). Примерчик - "Властелин колец", "Троя".Вроде то, а вроде не то...
Киноязык, кстати, проникает в речь, сильно влияет на синтаксис: в последнее время ( вторая половина ХХ века) сформировался худ. прием парцелляции - ряд неполных предложений, дающий эффект "кадровости" ( Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...).Чем больше я этим занимаюсь, тем больше соответствий нахожу: еще бы, мы ж реальность описываем. Средства могут быть разными, а вот реальность-то - одна. Поэтому моя работа сводится к наблюдениями за "а как?"
Чего-то я перешла на разговорный язык))
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина1974   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 15:25 (ссылка)
ОСОБАЯ ПРОСЬБА К ГУМАНИТАРИЯМ: просмотрите на сайте http://www.edu.ru демо-версию ЕГЭ по литературе и напишите, как, по Вашему мнения, Вы бы с ней справились. Это не займет много времени, если Вы помните, что Пушкин (который наше все ) написал "Капитанскую дочку" , а Есенин - "Письмо матери" ( ну там еще про шушун ). Потратьте 10 минут - Вам -то что, а мне - статистика.
Ответить С цитатой В цитатник
OlegLad   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 15:50 (ссылка)
дудочка-самогудочка, я поищу, может что и осталось. Скорее всего программа курса, лекций наверное нет.
Тема вообще очень интересная. Мне кажется Екатерина1974 разработала ее значительно глубже. Но чем смогу как говориться!
Ответить С цитатой В цитатник
OlegLad   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 15:58 (ссылка)
Что еще заметил при чтении книг и просмотре фильмов по ним. Лучше сначала кино посмотреть, а потом уже книгу прочитать. Потому что образы которые возникают в голове при прочтении книги потом мешают смотреть кино, а вот если наоборот, то чтение сильно дополняет и расширяет понимание фильма. По этой причине боюсь как правило идти в кино по произведению, которое раньше читал ("Обитаемый остров" например). И еще. Недавно ходили на "Тараса Бульбу". Жена как филолог отметила, что образ Тараса ей показался сыгран значительно глубже и ярче чем у Гоголя (спасибо Богдану Ступке), а вот образ Андрия к сожалению более поверхностно и слабо. Ну и насколько помниться - никаких детей от Андрия в произведении не рождалось..
Ответить С цитатой В цитатник
дудочка-самогудочка   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 16:06 (ссылка)
Екатерина1974, я ответила на 2 вопроса по пушкину (диалог, ирония) и на два по есенину (просторечие, хорей)
Ответить С цитатой В цитатник
дудочка-самогудочка   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 16:09 (ссылка)
OlegLad, ///Что еще заметил при чтении книг и просмотре фильмов по ним. Лучше сначала кино посмотреть, а потом уже книгу прочитать. ///
я в этом глубоко убеждена.

мама тоже в книге не умирала. а в фильме смерть старушки-матери стало главной причиной войны. прям как в голливуде.
Ответить С цитатой В цитатник
дудочка-самогудочка   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 16:11 (ссылка)
Екатерина1974, одно удовольствие у вас учиться, наверное. спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина1974   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 23:07 (ссылка)
дудочка-самогудочка, спасибо, стараемся))
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина1974   обратиться по имени Четверг, 23 Апреля 2009 г. 23:21 (ссылка)
дудочка-самогудочка, по поводу 4 правильных ответов - Вы будете смеяться, но в прошлом году за это тройку ставили, а несдавших было 25%. Средства выразительности учатся за 2 недели, а это 40% от результата, ну и тексты надо знать ( т.е. прочитать). В целом, я считаю этот тест простым.
Ответить С цитатой В цитатник
дудочка-самогудочка   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 09:12 (ссылка)
Екатерина1974, да, но 3 минуты на тест - мало, я даже не прочитала отрывок. 20 минут, как дают школьникам - вполне. если бы у меня было больше времени, я бы догадалась хотя бы, кто дорогу показал, и пейзаж, и реализм.
к любому тесту надо готовиться, представлять хоть приблизительно, какие будут вопросы. я тоже думаю, что это простой тест, на такие вопросы натаскать просто.
Ответить С цитатой В цитатник
Просто_Дора   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 12:00 (ссылка)
Екатерина1974, я разве помню, из какой главы Капитанской дочки предложенный отрывок? зачем мне вобще это помнить? короче, с первым заданием я не справилась, послала нафиг литературу - у меня с ней всегда были несогласия - и пошла делать первое задание по русскому... вот там у меня все хорошо - 27 из 30... мне кажется, что школьники получают очень много специфических и поэтому абсолютно ненужных знаний, которые им никогда больше не пригодятся, и именно эти знания нужно показать на ЕГЭ...
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина1974   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 23:49 (ссылка)
prosto_dora, в этих тестах заложен очень простой принцип - тем, кому не очень нужно, но кто честно учился на "четыре", не сложно сдать и свою оценку получить. Если нужно сдать лучше, то нужно трудиться. Получить 80 из100 реально, но нужно поработать. Это честно.
Ответить С цитатой В цитатник
Просто_Дора   обратиться по имени Суббота, 25 Апреля 2009 г. 12:48 (ссылка)
ну да, понятно, тем более, что результаты засчитываются при дальнейшем поступлении в ВУЗ
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку