Цитата сообщения Otro
Не с мужским, и не с женским телом , будет достигнуто просветление.Освобождение традиционно признается как нечто безу-
словно общечеловеческое, а затем уже мужское или женское. Это напоминает миф о жизни до Падения в дуализм и в сексуальность и то, как это, вероятно, будет с приходом новой эпохи, когда андрогинное человеческое существо совместит в себе психологию и мужчины, и женщины. Это будет полнота и сплав в индивидуальном сознании лучших черт, традиционно рассматриваемых как мужские и как женские.
Подлинно духовная литература признает это и выходит за пределы
разделенности по признаку пола; она доносит правду в одинаковой
степени как для мужских, так и для женских сердец и умов, побуждая к освобождению от всех частных отождествлений и от привязанности к тому, что не соотносится с абсолютным. Упор здесь делается на Бога, а не на половые различия; на дух, а не на роли, обусловленные полом.
ХРИСТИАНСТВО. В христианской традиции на протяжении ее дол-
гой истории сохранились сведения о многих женщинах — святых и
мистиках. Это Жанна д'Арк, несколько Екатерин, блаженная Анжела из
Фолигно (Angela of Foligno), Дама Джулиан из Норвича (Dame Julian of
Norvich), Мадам Гюйон (Guyon), и св. Тереза Авильская, основатель
святого ордена и автор мистического трактата «Внутренний Замок».
Ее имя носит и святая женщина из Калькутты, обладатель Нобе-
левской премии Мать Тереза Калькуттская. Мать Кабрини — другая
женщина, которую многие, рассматривают как современную святую.
Женский образец совершенства в христианской традиции — это, ко-
нечно же, Святая Дева Мария, чья жизнь служит примером совершен-
ного служения Богу и истоком возникновения самого идеала Мадонны
в христианстве. Заслуживает упоминания также Елизавета, мать Иоан-
на Крестителя. И наконец, «падшая женщина», Мария Магдалина, чья
история бескорыстной преданности и служения Иисусу тронула сердца
миллионов. Основным первоисточником сведений о святых женщинах
в христианской традиции является работа Эвелин Андехилл «Мисти-
цизм» и антология «Женщины-святые — Восток и Запад» (Swami Gha-
nanada, Women Saints — East and West).
ИУДАИЗМ. В истории иудаизма библейского периода есть несколько
духовных женщин. Среди них фигуры из древности — Сара, жрица огня,
и прорицательница Мириам. Хана признана в иудейской традиции первой
молящейся сердцем, говорящей непосредственно и спонтанно с Богом.
Има Шалом (Мать Мира) была прославлена своей мудростью во времена
римского владычества в Иудее. Говорят, что жили и другие женщины,
бывшие поэтами, каббалистами, учеными и прорицательницами. Однако
во времена, наставшие после библейского периода, в иудаизме почти не
сохранились сведения о женщинах-святых или женщинах-мистиках. Един-
ственная известная в этой традиции женщина — это Ханна Рахиль, назы-
ваемая также Девой из Лидомира (Maiden of Lydomir). Она была хасид-
ским равви (учителем) в XIX веке, и в ее обязанности входило давать
советы мужчинам и женщинам. Благодаря господству патриархата, ей
приходилось сидеть за занавеской, когда она беседовала с мужчиной. В
XII веке Гаон (Gaon) из Багдада, дочь Самуила Бен Али, стала религиоз-
ным авторитетом благодаря тому, что у ее отца не было сыновей, чтобы
обучить их. Книга «Женщины-святые — Восток и Запад» упоминает Ген-
риетту Зольд (Henrietta Szold), еврейку, родившуюся в Америке, став-
шую святой и посвятившей 60 лет своей жизни спасению жизней других.
ИНДУИЗМ. В индуизме, как и в других индийских духовных традици-
ях, есть довольно обширный список женщин, чьи имена были связаны с
Богом, — как живших в древности, так и наших современниц. Это Лал-
ла (Lalla), кашмирская поэтесса и йогин четырнадцатого столетия, кото-
рая сочиняла песни, посвященные Богу, и затем пела их на базаре. В
XVI веке Мирабаи, поэтесса-святая из Северной Индии, подобным же
образом выражала свою преданность Богу в сотнях стихотворений. Мо-
нахиня Йогешвари, известная также как Бхайрави Брахмани, была жен-
щиной высокого уровня духовного развития в нашем веке, и она учила
тантрической медитации великого йогина Рамакришну. Жена Рамакриш-
ны, Шри Сарада Дэви, также была, как говорят, очень возвышенной
святой женщиной. В наше время Анандамайя Ма считается одной из
индийских святых. Еще две возвышенные женщины в этой традиции —
это Шримата Гайатри Дэви из Центра Веданты в Cohasset, штат Масса-
чусетс, описавшая свою историю в книге «Паломничество одной жизни»
(Srimata Gayatri Devi, One life Pilgrimage), и Индира Дэви, йогин и
соавтор книги Дилипа Кумара Роя «Звездный странник» (Dilip Kumar
Roy, Pilgrim of the Stars). Еще один живой учитель, доступный сегодня,
— это Свами Шивананда Радха ир Йасодхара Ашрама (Yasodara Asram,
Kootenay Bay, Британская Колумбия). Ее книга «Радха. Дневник иска-
ний женщины» — это захватывающее описание ее путешествия в Ин-
дию в 1955 году, где она была принята в йогический орден.
БУДДИЗМ. Говорят, что было и есть много духовно высокоразвитых
женщин, но что они просто гораздо меньше известны, чем мужчины.
Хотя Будда не исключал участия женщин в монашеских орденах (буд-
дизм не имел института священства), он запретил женщинам быть стран-
ствующими монахинями, после того как одна женщина-монахинями бы-
ла изнасилована. Орден 'буддийских монахинь перестал существовать
примерно в V веке нашей эры. В китайском буддизме бодхисаттва со-
страдания Гуань Инь — женщина, хотя и мифическая. Единственными
историческими женскими фигурами, привлекшими мое внимание в буд-
дизме, были Йасодхара, или Гопа (жена Будды в то время, когда он еще
был принцем), Гаутами (младшая сестра Будды) и несколько других,
описанных в уже упоминавшейся книге «Женщины-святые — Восток и
Запад». Одна из наших современниц — это настоятельница монастыря
Джиу Кеннет (Jiyu Kennett) из дзенского монастыря Шаста в Маунт-
Шаста, Калифорния. Она является духовным лидером (роши) несколь-
ких десятков монахов, и она описала свою жизнь в двухтомной книге
«Дикий белый гусь» (The Wild White Goose). Другая наша современница
— недавно умершая последовательница буддизма Клэр Оуэне (Claire
Myers Owens), которая пришла к буддизму в уже немолодом возрасте,
но с прекрасной и благородной душой, готовой к сатори. Она описала
свой опыт в книге «Дзен и леди» («Zen and the Lady»).
ИСЛАМ. В суфийской традиции, мистическом направлении ислама,
есть упоминание только об одной женщине-мистике по имени Рабийя
(Rabi'a). В книге «Женщины-святые — Восток и Запад» эта женщина,
жившая в VIII веке, описывается как «вдохновляющий пример для всех
обычных женщин, которые могут стремиться к высотам духовного совер-
шенства». Тем не менее, возможно, в исламе были и другие женщины,
осознающие Бога, но не столь широко известные — на это есть несколько
намеков в других источниках. Жена Мухаммеда, Хадиджа, была его пер-
вым учеником, и поэтому можно предположить, что она обладала некото-
рым духовным постижением. Кроме того, в день своей смерти Мухаммед
дал наставление своей дочери Фатиме и своей тетке Сафийе (Safiya): «Вы
сами должны работать над тем, что принесет вам признание Бога, по-
скольку я действительно никак не могу повлиять на него, чтобы спасти
вас». Это наставление показывает, что они были духовно устремленными
женщинами с определенным уровнем постижения Бога.
ДЖАЙНИЗМ. «Женщины-святые — Восток и Запад» отмечает нес-
колько святых женщин в традиции джайнизма, чьи духовные посты
предполагали наличие эрудиции и участие в составлении священных
текстов. Самой выдающейся из них была Арья Чандана, современница
Махавиры, основателя джайнизма. Глубоко религиозная, она стала его
первой ученицей и главой ордена монахинь. Другой современницей
Махавиры была Джайанти (Jayanti), сестра царя. Она слушала пропо-
веди Махавиры и обсуждала с ним всевозможные духовные проблемы.
В итоге она оставила свою жизнь в царском дворце, чтобы стать мона-
хиней. Орден монахинь в джайнизме существует и сегодня.
ТРАДИЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ. В мифологии американ-
ских индейцев фигурирует множество женщин божественной приро-
ды, тех, кто помог основать духовные традиции, но я не нашел среди
них ни одной исторической личности. Но зато есть наши современни-
цы: Брук «Исцеляющий Орел» (Brooke Medicine Eagle) — шаманка
европейско-индейского происхождения; 0'Шинна «Быстрый Волк»
(O'Shinnah Fast Wolf), чье особенное искусство включает в себя исце-
ление при помощи кристаллов и драгоценных камней; Твила Хард Нитц (Twylah Hurd Nitsch), внучка последнего шамана Сенека (Seneca); иВабун (Wabun), урожденная Мэрлиз Джеймс (Marlise James), уэльс-
ского происхождения, которая является партнером «Солнечного Медведя», основателя первого интернационального Нью-Эйдж, поселения и сообщества целителей.
СОВРЕМЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ. Словно порывая с историей, современная эпоха демонстрирует распространение духовных традиций, в которых женщины играют ведущие роли. Мэри Бейкер Эдди основала «Христианскую Науку»; Эллен Дж. Уайт была основоположницей Адвентизма Седьмого Дня; Миртли Филмор и ее муж Чарльз основали «Единство»; Алиса Бэйли создала «Школу Арканов»; оккультистка Елена Блаватская была основательницей теософии, а ее преемницей была Анни Безант.
Другая наша современница исключительно высокого уровня раз-
вития — француженка Мира Ришар, больше известная как «Мать». В начале нашего века началось ее духовное сотрудничество со Шри Ауробиндо. История жизни Миры Ришар вдохновляет, а содержание ее и Шри Ауробиндо учения, называемого «интегральной йогой» достойно самого глубокого изучения.
Еще одна выдающаяся женщина в сфере современных духовных
поисков — это недавно скончавшаяся Муршида Иви 0'Дьюс, преем- ница Мехер Баба и созданной им организации — «Переориентирован-
ный Суфизм» (Sufism Reoriented).
Во все еще остающейся новой традиции Да Фри Джона недавно
было объявлено, что две женщины этой традиции вступили в седьмую стадию жизни — стадию непосредственного контакта с Сияющим Трансцендентным Бытием. В честь этого женщинам были присвоены новые имена — Намале-Ма и Нанану-И-Ма. Это имена, заимствованные с Гавайских островов, где эти женщины в то время находились (*).
* Нельзя не упомянуть здесь хорошо известную традицию Ошо Раджниша, в кото-
рой женщины также играли значительную роль. — Прим. перев.
Как я уже говорил, не все женщины, упоминаемые здесь, облада-
ли одним уровнем, сознания. Я даю этот обзор с предостережением
необходимости такого различения для тех, кто ищет образец женщины для своего собственного духовного развития. Я также хочу подчеркнуть, что имена, перечисленные здесь, — не единственные ориентиры духовности для женщин. Духовность — это видение Бога повсюду, в великом и малом, обычном и экстраординарном, и выражение этого понимания в
бескорыстном служении. Когда осознание Бога является чьим-то достижением, тогда все становится божественным, включая мытье посуды, стирку, воспитание детей и другие традиционные формы «женской работы», поскольку все это тоже от Бога, как и весь процесс жизни.
С этой точки зрения не имеет значения, являетесь ли вы простым
человеком или королем (королевой). Все, что имеет значение, — это действовать по отношению к миру с любовной заботой, что и есть проявлением вашего истинного «Я», вне зависимости от того, делаете ли вы это тихо, в скромных каждодневных заботах, или же это проявляется у вас в заметных поступках на арене глобальных событий.
Итак, просветление не предполагает ни отказа от мира, ни отрече-
ния от традиционных мужских или женских ролей (хотя эти роли и
должны быть приняты свободно, без принуждения). Просветление предполагает скорее самотрансценденцию. Это и только это является путем к освобождению. Как говорится в буддийских трактатах:
Не с мужским, и не с женским телом
Будет достигнуто просветление.