Предыстория этой трагедии такова: в 1809 году Финляндия, являющаяся до этого шведской провинцией,
вошла в состав Российской империи (на основе унии и со статусом Великого княжества Финляндского, ВКФ).
Княжество получило широкую внутреннюю и внешнюю автономию. Финляндия имела свой парламент — Финляндский сейм.
В это законодательное собрание входили главы дворянских и рыцарских родов,
лютеранские епископы и пресвитеры, представители городов и крестьян.
В его компетенцию входило законодательство в области внутренних дел.
Без согласия Сейма император не мог вводить или отменять законы и налоги.
Финны были также освобождены от обязательной службы в армии.
Под шведской властью статус финнов был невысок.
Абсолютное их большинство — крестьяне и рыбаки, жители хуторов.
Образованный класс, купечество, городские жители, дворяне были представлены шведами и немцами.
Под властью Российской империи ситуация начала меняться.
И уже к середине ХIХ столетия в некоторых городах княжества финские жители составили более половины населения.
В качестве жеста доброй воли император Александр I выделил из собственно Российской империи территорию Выборга
и окружающие его земли и присоединил их к Великому княжеству Финляндскому.
И вот 1918-й
В Финляндии начались этнические чистки, которые носили наиболее свирепый характер в местах компактного проживания славянского населения.
Возможно, его уничтожив, националисты надеялись закрепить свои «права» на спорные территории.
Русских убивали вне зависимости от их политических симпатий и классовой принадлежности.
Так, в Тампере, захваченном шюцкоровцами 6 апреля 1918 года, было убито около 200 русских мирных жителей.
Но наиболее страшная трагедия произошла в Выборге, в наиболее «русском» городе ВКФ,
который был занят боевиками «Охранного корпуса» и егерями 29 апреля 1918 года.
Расправы над его жителями, а также над захваченными в плен красногвардейцами начались сразу же.
Многие русские жители вышли встречать, как они полагали, своих освободителей от красных.
Но они попали из огня, да в полымя.
Войдя в Выборг, участники «Охранного корпуса» и егеря хватали всех русских, попавшихся им на улицах: офицеров, чиновников, гимназистов…
Их повели к Фридрихгамским воротам, за которыми схваченных ждала смерть.
Согласно информации, рассказанной бывшим смотрителем церкви Юхо Кочетовым, один живший в Выборге
русский офицер в день взятия города «с букетом в руках и в униформе пошел приветствовать белогвардейцев, но был вместо этого расстрелян».
Другой очевидец так описывал происходившее в Выборге: «…неподалёку от дома Пименовых были убиты два реалиста, выбежавшие в мундирчиках приветствовать «белых»; в городе убито 3 кадета; сдавшихся в плен красных «белые» оцепляли и гнали в крепостной ров; при этом захватывали и часть толпы, бывшей на улицах, и без разбора и разговоров приканчивали во рву и в других местах.…
Перед расстрелом срывали с людей часы, кольца, отбирали кошельки, стаскивали сапоги, одежду и т.д.…
Особенно охотились за русскими офицерами… родственники потом отыскивали их в кучах тел во рву: с них оказывалось снятым даже бельё».
Современный исследователь, швед Ларс Вестерлунд выпустил книгу-исследование, посвященную этой трагедии. Она называется «Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть…»
В этом труде он собрал множество показаний и воспоминаний свидетелей и участников трагедии.
«Самыми молодыми из убитых были 12-летний Сергей Богданов и 13-летний Александр Чубиков, которых расстреляли между валами. 14-летний сын рабочего Николай Гаврилов пропал.
Возможно, это был тот самый мальчик, о котором рассказывал Импи Лемпинен: «Я опять попал в группу, где шепотом говорили по-русски, было много русских.
Там был и мой знакомый 14-летний мальчик, говоривший по-русски, который родился в Выборге.
К группе устремился один изверг с веткой лапника на шапке и прокричал: «Разве вы не знаете, всех русских убивают?»
Тогда этот молодой мальчик обнажил грудь и прокричал: «Здесь есть один русский, стреляйте».
Изверг достал оружие и выстрелил, погибший мальчик был отважным русским».
Я встречал на одном из исторических форумов сравнение Выборгской резни с трагедией Нанкина,
китайского города, оказавшегося во власти японской солдатни, которая в 1937 году течение шести недель истребляла его население.
Два этих страшных исторических события роднит еще и то, что они не получили надлежащей оценки мировой общественности.
Напомним, что поверженная Япония не прошла процедуры, соответствующей той, что в Германии называлась денацификацией.
Что же до Финляндии, то ее, подчас даже в современной российской историографии, пытаются представлять
как невинную жертву тоталитарной «красной империи», покушавшейся на ее суверенитет и свободу.
Достаточно вспомнить попытку установить в Санкт-Петербурге памятную доску Карлу Маннергейму,
руководившему теми, кто убивал жителей Выборга и Тампере.
В самой же Финляндии палачей Выборга считают героями национально-освободительной борьбы.
Готовясь отмечать столетие независимости Финляндии в этом году, министерство финансов этой страны
выпустило юбилейную монету, на которой изображена сцена расстрела шюцкором людей, возможно, выборжан.
В начале 1990-х мы наблюдали, как всех русских местные фашистские мрази в Прибалтике
сначала обманули обещаниями демократии и братства, а потом превратили в бесправных рабов.
Примерно то же самое мы сейчас наблюдаем на Украине.
Цари зачем-то отдали Украине русские города Одессу, Киев, Харьков, Чернигов.
Ленин зачем-то отдал Украине Донбасс и Криворожье.
Сталин зачем-то отдал Украине Галицию и Волынь. Вполне мог бы создать отдельную республику.
Хрущов зачем-то отдал Крым.
Путин зачем-то хочет запихнуть русский Донбасс в Украину.
Итог будет примерно как в Выборге - массовые расстрелы и геноцид русских.
Что-то у русских руководителей сразу происходит с головой,
как только они становятся во главе государства.
Какой-то бес им нашептывает антироссийские мерзости - "жесты доброй воли".
"Жест доброй воли" к крокодилу ничем хорошим не кончается.
Могли бы усвоить такую простую вещь на основе многолетней истории?
Жаль нам подлинную историю не преподают.
Знает Путин о геноциде русских в Финляндии и Польше в 1918-1920-х годах?
Уверен, не учил он это в школе.
Исторические народы помнят подобные вещи столетиями.
И не повторяют свои ошибки.