-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 133923


✨ П.И. Чайковский, концерт для скрипки с оркестром

Понедельник, 30 Марта 2020 г. 09:35 + в цитатник

 В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть

.
самые известные произведения для скрипки

 

Самые известные произведения для скрипки

Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты душевного кризиса. Никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора. 

Далее в статье будет представлен краткий обзор великолепных произведений для скрипки таких композиторов, как Чайковский, Сен-Санс, Венявский, Мендельсон, Крейслер.

П.И. Чайковский, концерт для скрипки с оркестром

Концерт был создан во второй половине XIX в. Чайковский в ту пору как раз начал выходить из затяжной депрессии вызванной женитьбой. К этому времени он уже написал такие шедевры, как Первый фортепианный концерт, оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию. Но скрипичный концерт разительно отличается от этих произведений. Он более «классичный», его композиция одновременно гармонична и стройна. Буйство фантазии укладывается в строгие рамки, но, как ни странно, мелодия не теряет своей свободы.


История создания

1877 год был очень сложным в жизни Петра Ильича Чайковсого. После неудачной женитьбы на Антонине Милюковой композитор, находясь в состоянии депрессии, приводившей его к мысли о самоубийстве, принял решение срочно покинуть Россию. Намереваясь преодолеть тяжёлый душевный кризис, по рекомендации врачей в сентябре месяце он отправился в Италию, а затем в феврале переехал в Швейцарию.

Петр Ильич Чайковский

Обосновавшись в небольшой деревеньке Кларан, композитор по утрам заставлял себя работать, а затем регулярно выходил на прогулки, чтобы полюбоваться окрестностями Женевского озера. Постепенно унылое настроение Петра Ильича стало улучшаться, и он стал более спокойным. Друзья тоже не оставляли маэстро без внимания, например, однажды его приехал навестить Иосиф Котек – скрипач, которого Чайковский в своё время обучал теоретическим дисциплинам.

Иосиф Котек и Чайковский

Чтобы немного развлечь своего учителя и друга, Котек привёз с собой ноты новейших произведений для скрипки в сопровождении симфонического оркестра, среди которых маэстро особую заинтересованность проявил к сочинению француза Эдуара Лало. Его скрипичный концерт послужил для Чайковского источником вдохновения для создания такого же произведения, тем более, что у него уже был опыт сочинения в данном жанре.

На создание концерта у Петра Ильича ушёл всего лишь месяц, начав работу в начале марта 1878 года, 16 числа он закончил его в эскизном варианте. Затем заново переписав вторую часть, которую посчитал не очень удачной, к 20-му апреля окончательно завершил инструментовку своего нового творения. Первый раз произведение прозвучало в узком кругу друзей и знакомых. На скрипке солировал Иосиф Котек, а на рояле ему аккомпанировал сам автор. Премьерное исполнение концерта на большой сцене состоялось в Вене в начале декабря 1881 года. Солистом выступил талантливый скрипач Адольф Бродский.

Чайковский Адольф Бродский

ноты Концерта для скрипки с оркестром Чайковского Скрипка

Интересные факты

  • Концерт для скрипки с оркестром Птра Ильича  Чайковского слывёт у музыкантов произведением довольно сложным для исполнения. Поэтому многие известные скрипачи мирового уровня считают престижным для себя иметь это сочинение великого маэстро в своём репертуаре. Необходимо также отметить, что концерт в настоящее время является обязательным для исполнения участниками конкурса имени Чайковского в номинации «скрипка» в самом напряжённом финальном туре.
  • С посвящением «Концерта» произошла весьма интересная история, которая достойна особого внимания. Изначально Чайковский предполагал посвятить его своему другу Иосифу Котеку, так как именно он вдохновил маэстро на написание этого шедевра. Однако из-за частых разногласий между приятелями Пётр Ильич изменил своё решение. Вторым претендентом на посвящение был знаменитый скрипач Леопольд Ауэр. Но и здесь случился казус. Леопольд Семёнович получив произведение, в котором на титульном листе уже было напечатано его имя, ознакомился с нотным материалом и высказал своё предположение о том, что скрипичная партия требует редакции, так как не удобна для исполнения. Встретив такой своеобразный отказ с большим огорчением, Чайковский впоследствии произвёл смену посвящения. Следующие издания концерта выходили с именем Адольфа Бродского, который стал первым исполнителем произведения, а также его пропагандистом не только в России, но и в Европе.

  • Не все скрипачи, исполняя концерт Чайковского, знают, что сегодня он звучит совсем не так, как его задумал автор. Первой редакции он подвергся ещё при жизни композитора. Известный скрипач Леопольд Ауэр, первым получивший от композитора предложение исполнить произведение, поначалу отказался, но затем всё-таки сыграл его, но с весомыми изменениями, которые сам внёс в партию скрипки, значительно облегчив трудные места. Впоследствии выдающий советский скрипач Давид Ойстрах, по своему отредактировав материал концерта, сделал ряд записей произведения, которые затем установили определённый стандарт исполнения шедевра великого маэстро.
  • Музыка Скрипичного концерта П.И. Чайковского довольно часто используется в кинематографе, но особенно хочется отметить две полнометражные киноленты. Первый фильм американского режиссёра Чарльза Видора «Рапсодия» (1954 г.) в главной роли с неподражаемой Элизабет Тейлор и второй - французского режиссёра Раду Михайляну «Концерт» (2009 г.). В нём великое творение гениального русского композитора используется как центральный стержень, вокруг которого закручивается вся сюжетная линия.

На протяжении всего концерта главные темы всех трех частей пленяют слушателя своей пластичностью и непринужденной мелодичностью, которые с каждым тактом расширяются и набирают дыхание.

Первая часть дарит 2 контрастные темы: а) мужественная и энергичная; б) женственная и лирическая. Вторая часть называется Канцонетта. Она миниатюрна, легка и задумчива. Мелодия построена на отголосках воспоминаний Чайковского об Италии.




Финал концерта стремительным вихрем врывается на сцену в духе симфонической концепции Чайковского. Слушатель сразу рисует в своем воображении сцены народного веселья. Скрипка изображает задор, удальство и жизненную силу.


Чайковский Концерт для скрипки с оркестром

_____________________________________________________

music-video.mirtesen.ru     

 
Рубрики:  Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 12 пользователям

Ratsevich_Svetlana   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2020 г. 15:05 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2020 г. 21:07 (ссылка)
Огромная БЛАГОДАРНОСТЬ!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку