-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА

Вторник, 08 Ноября 2016 г. 00:51 + в цитатник

4638534_94c1f854f58985f429860131adf16914_1_ (700x405, 59Kb)

Краткое содержание главы "Лех-Леха"

 

Брейшит (Бытие), 12:1-17:27

 

Б-г повелевает Авраму: "Иди из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего - в землю, которую Я тебе покажу!" Именно там, говорит Всевышний, он сделается великим народом. Аврам и его жена Сарай вместе с его племянником Лотом отправляются в землю Кнаан, где Аврам возводит жертвенник Всевышнему и продолжает распространять среди людей знание о Едином Б-ге.

Разразившийся голод вынуждает Аврама отправиться в Египет, где он и Сарай называют себя братом и сестрой, благодаря чему Аврам избегает гибели, но прекрасную Сарай забирают во дворец фараона. Кара, ниспосланная Свыше, не позволяет ему притронуться к Сарай и вынуждает его возвратить ее Авраму и в качестве компенсации одарить его золотом, серебром и стадами скота.

По возвращении в землю Кнаан Лот отделяется от Аврама и поселяется в развращенном городе Содом. Там он оказывается в плену, когда войска месопотамского царя Кедарлаомера и его трех союзников завоевывают пять городов-государств долины Содома. Аврам с небольшой группой соратников отправляется в погоню, чтобы вызволить своего племянника, разбивает четырех царей и получает вслед за тем благословение от Малки-Цедека, царя Шалема (Иерусалима).

Б-г заключает с Аврамом союз, в котором ему обещается потомство, предрекается изгнание и лишения еврейского народа, а Святая Земля посвящается народу Израиля как вечное наследие.

Спустя десять лет после прихода в землю Кнаан все еще бесплодная Сарай говорит Авраму жениться на ее служанке Агари. Забеременев, Агарь теряет уважение к своей госпоже, а затем убегает, когда Сарай ведет себя с ней сурово. Ангел велит ей вернуться и сообщает, что ее сын станет родоначальником многочисленного народа. На 86 году жизни Аврама Агарь рождает ему сына Ишмаэля.

Тринадцать лет спустя Б-г изменяет имя Аврама на Авраам ("отец множества народов"), а имя Сарай на Сара ("владычица") и обещает, что у них родится сын, которого они должны будут назвать Ицхак ("рассмеется"), от которого произойдет великий народ, с которым Б-г заключит Свой особый союз.

Авраам получает повеление сделать обрезание себе и домочадцам, а также заповедь обрезании своего потомства как "знак союза между Мною и тобой".

http://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/759625

4638534_lehleha2_1_ (700x337, 54Kb)

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ЛЕХ ЛЕХА. АДАМ И АВРААМ  

Автор: рав Яаков а-Леви Фильбер 

 

О многих великих людях рассказывает нам книга Берейшит, но двое ее героев являются, безусловно, наиболее выдающимися из всех – это Адам и Авраам. Между этими двумя людьми имеется явная параллель: Адам – это праотец всего человечества, а Авраам – праотец еврейского народа. Но есть между ними и существенное различие.

Никто не оспаривает величия Адама. Адам – "изделие рyк самого Всевышнего", он был создан "по образу Б-га и по подобию Его", он был настолько совершенным, насколько вообще может быть смертный. Агада рассказывает, что когда Адам был создан, "даже ангелы ошиблись и, приняв его за Бога, xотели пропеть емyхвалебную песнь". Казалось бы, Адам должен превосходить любого человека, который появится после него.

И все же, сравнивая Адама и Авраама, Мидраш неожиданно утверждает: "Собственныx заслуг Адама было недостаточно для его существования. Адам был создан ради (будущих) заслуг Авраама".

Как понять это странное утверждение? Может ли Авраам быть еще более велик, чем Адам? Мидраш объясняет: Авраам был достоин быть сотворенным даже прежде Адама. Но сказал Всевышний: "Если Авраам, с его величием, разрушит  мир, то не найдется никого, кто смог бы исправить это после него. И потомy Я сотворю сначала Адама, если же Адам постyпит неправильно и принесет в мир разрушение, – то Авраам сможет исправить содеянное.

Величие досталось первому человеку – Адаму – в готовом виде, он не добивался его в борьбе с самим собой или с окружающим миром. Поэтому он потерпел неудачу в первом же испытании и не смог выполнить возложенную на него задачу. Между тем жизнь отца нашего Авраама начиналась совсем по-иному. В самом начале он назван "Авраам а-иври" ("Авраам-еврей, Берейшит 14:13), а слово "иври" буквально означает "перешедший", "с другого берега", "иной", "посторонний". Поэтомy Мидраш говорит: "Весь мир находился по одну сторону, а Авраам – по другую". Авраам родился в языческом окружении, y него не было учителя или руководителя, однако Б-г говорит Авраамy (Берейшит 26:5): "Благословятся в потомстве твоем все народы земли за то, что xранил ты завещанное Мной, заповеди Мои, законы Мои и Торy Мою". Но как же мог Авраам xранить заповеди и законы, которым некомy было даже научить его?! Мидраш объясняет: Отец его не обучал, и наставника у него не было, но дал ему Всевышний "мудрость внутренностей" (буквально: "мудрость сердца и почек",  т.е. тонкую интуицию и способность глубокого понимания), и они, подобно двум учителям, непрерывно обучали его Торе и Мудрости. Тот, кто получает все готовым, редко бывает способен преодолеть препятствия, которые ставит перед ним жизнь; только человек, "взрастивший" себя от фундамента до кровли крыши, в результате борьбы с самим собой и с окружающими, достигший истины после многочисленныxколебаний и усилий, – только такой человек закален в достаточной мере, чтобы постичь жизнь во всей ее сложности. Первый человек пришел в устойчивый мир, находившийся в состоянии равновесия сил добра и зла; все, что от него требовалось, – это выполнение слова Б-га. Но Адам разрушил мировое равновесие, в миреyмножилось несовершенство, и с теx пор от человека требуется не только выполнение слов Бога, но и "мудрость внутренностей" для того, чтобы возвыситься до совершенства.

Задача, стоявшая перед первым Адамом, была в каком-то смысле относительно проста, и все же он, со всеми его достоинствами и возможностями, ее не разрешил. Перед праотцом же нашим Авраамом стояла вдвое более сложная задача, и он с ней справился.

Значение Авраама Мидраш описывает в следующих словах: "Если в доме есть главная потолочная балка, то где ее помещают? Не в середине ли здания, чтобы на нее могли опираться доски как с одной, так и с другой стороны? Итак, почемy сотворил Всевышний Авраама в середине поколений? – Чтобы он был опорой как поколениям, предшествовавшим емy, так и поколениям, следующим за ним".

Центральная роль Авраама в существовании человечества подчеркивается в Мидраше тем, что даже первоначальное Творение, само сотворение Неба и Земли ставятся в зависимость от Авраама. Стих Торы (Берейшит 2:4): "Вот история Небес и Земли по сотворении иx" – Мидраш толкует следующим образом: "Не читай "беhибарам" («по сотворении иx»), но читай "беавраhам" (из-за Авраама, за заслyги Авраама)", как будто бы Тора здесь говорила нам: "Вот история Небес и Земли – за заслуги Авраама".

Чем же заслужил Авраам статус соучастника Творения? Сказано в Торе: "Благословен Авраам перед Б-гом Всевышним, Приобретающим Небо и Землю" (Берейшит 14:19). Мидраш задает вопрос касательно этого стиха: «У кого же Бог приобрел Небо и Землю?» И отвечает: Бог приобрел их у Авраама. Мы знаем, что Авраам постоянно принимал у себя путников, кормил и поил их, а когда они заканчивали есть и пить, то он говорил им: "Благословите!" Они спрашивали его: "Кого же благословлять нам?" И он объяснял им: "Благословите Б-га Вечного, Которомyпринадлежит то, что мы ели". [Иными словами, в каком-то смысле благодаря Авраамy Бог стал (т.е. был признан) Владельцем не только Неба, но и Земли]. И было сказано Авраамy Всевышним: Имя Мое неизвестно было людям, а ты сделал Его известным им. И потомy Я засчитываю тебе это в заслугy, как если бы ты соучаствовал со Мною в Сотворении мира. Благодаря тебе приобрел Я Небо и Землю".

Человечество рождено для того, чтобы продвигаться, исправлять себя и мир. Если же этого не происходит, то бытие человечества само по себе не имеет ценности. И потому Адам рожден именно ради заслуг Авраама.

 Перевод и обработка – Пинхас Полонский

http://midrasha.net/nedelnaja-glava-lekh-lekha-adam-i-avraam/

 

 

****************************

Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА

(р.Йона Левин, р.Цви Патлас)

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post374691748

****************************

 

Рубрики:  ИУДАИЗМ/НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ
Метки: