-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


Государство звуков

Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 13:10 + в цитатник
Barucaba все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Захотелось окунуться в несколько иную музыкальную культуру, отличную от европейской, полную тайн и очарования. Но в этом необычном мире музыки на самом деле можно обнаружить много общего и очень интересного, приоткрывающего завесу неизведанного и неразгаданного...

Почему такое название - "Государство звуков"? Потому что в индийской музыке есть звук "правитель", есть звук "министр", есть звуки "враги". Эти названия перекликаются с нашими тониками, доминантами и диссонансами, но об этом чуть дальше...

История собственно индийской цивилизации начинается с середины II тысячелетия до н.э. В это время с северо-запада в долины рек Инд и Ганг вторглись племена ариев, до сих пор хранящих тайну своего происхождения. Самым значительным памятником новой культуры, на протяжении более 3 тысяч лет развивавшейся и процветавшей на полуострове, стали, безусловно, веды, которые сложились из вдохновенных песнопений, звучавших на языке древнеиндийской культуры - санскрите и долгое время существовавших только в устной форме. 

Веды (санскр. वेद — «знание», «учение») - собрание древнеиндийских текстов преимущественно сакрального характера. Из четырёх книг вед - Ригведа (Книга гимнов), Яджурведа (Веда жертвоприношений), Самаведа (Веда мелодий), Атхарваведа (Веда заклинаний) - старейшей и важнейшей является первая, определяющая содержание остальных. 

В истории культуры Индии традиционно принято связывать происхождение музыки со временем возникновения Самаведы, куда вошли мелодии, созданные на основе литургических текстов более древних Яджурведы и особенно Ригведы. Развиваясь, структурно и композиционно усложняясь, совершенствуя свой мелодический язык, сохраняя изначально присущий ей характер строгого песнопения, со временем она выходит за пределы ритуальности и обретает самостоятельность.

Многочисленные древнеиндийские литературные памятники свидетельствуют о формировании в Индии специфического (исторически, этнически обусловленного) восприятия музыки, которая, с одной стороны, понималась как проявление божественного начала, как уникальное средство, позволяющее выйти в иной мир, как осуществлённое слияние явлений физического и духовного порядка, а с другой - стала неотъемлемой частью повседневной жизни.



Будучи тесно связанной со словом, жестом, движением, вокальная и инструментальная музыка в Индии издавна входила в некое сложное синкретическое (слитное) образование. Органичное слияние инструментальной музыки, пения и танца привело к возникновению специфически национальной, в высшей степени оригинальной формы искусства, получившей название "сангит" (музыка). Эта особенность древнеиндийского искусства нашла проявление в очень своеобразной форме - в той специфической символике, с целью воспроизведения которой музыкально-теоретические тексты предписывают исполнителю иметь, в зависимости от характера музыкального произведения, определённое выражение лица, пользоваться соответствующими жестами и др., в чем можно усмотреть стремление объединить музыкальные и театральные традиции.

File:Indian-dancer-nataraja.png

Бхаратанатьям — один из восьми классических индийских танцев.

При помощи танца, исполняемого в сопровождении музыки, индусы считали возможным выражать самые глубокие и разнообразные переживания и даже воспроизводить весь строй Вселенной. Благодаря этому практически любое вокальное произведение должно восприниматься не только слухом, но и  зрением. Использование особых систем - мудра (положение пальцев рук и кистей танцовщика) и хаста (положение рук по отношению к телу танцовщика) - сделало возможной передачу даже сложного литературного текста.



Древние формы индийского классического танца отличал до мельчайших деталей отработанный язык мимики и жестов, а для овладения им нужно было пройти многолетний курс обучения. Темы заимствовались из древнеиндийских легенд, в частности из "Рамаяны". 

Благодаря тесной связи музыки и театра в период расцвета санскритской драматургии (4 - 7 вв.) высокого уровня развития достигла и индийская классическая музыка, на протяжении своей длительной истории не утратившая верности теоретическим положениям, выработанным ещё в глубокой древности. И в настоящее время древние музыкальные каноны рассматриваются индийскими теоретиками и музыкантами не только в качестве культурного наследия, но и как творческие принципы, всё ещё обладающие достаточной жизнеспособностью.

Важнейшим текстом для изучения древнеиндийского музыкального искусства и понимания его особенностей является "Натьяшастра" (1 в. н. э.)  - трактат о театре, музыке и танце. В нём подробно описаны разнообразные формы вокальной и инструментальной музыки, особые типы священных мелодий (джати), музыкальные инструменты и состоящий из них театральный оркестр. 

Интересно отношение в древней индийской культуре к звуку. Звук как таковой, происходя от высшего мирового начала, проходит естественные для живого существа этапы детства, молодости, зрелости, а затем умирает. Он воздействует на души, но его воздействию доступна более тонкая, чем цвету, их форма (при этом звук и цвет неразрывны, как жизнь и свет). В нём, по представлениям индусов, содержится энергия космоса и заключён источник всей жизни, что предполагает исключительно трепетное к нему отношение.      

Каждый тон индийского звукоряда, называемый "свара" ("то, что сияет"), в высшей степени органично вписан в мироздание, обнаруживая соответствия с планетами Солнечной системы, с первоэлементами, с индийскими богами, с частями тела человека и т.д. 

Индийская музыка имеет в своей основе семиступенную гамму, которая в целом соответствует гамме, принятой в Европе. Звуки в этой гамме обозначаются первыми слогами их санскритских наименований - са (схагра), ри (рисхава), га (гандхара), ма (мадхьяма), па (пангама), дха (дхавата), ни (нисхада) - и соответствуют следующему европейскому звукоряду: a, h, cis, d, e, fis, gis  (ля, си, до диез, ре, ми, фа диез, соль диез). Однако этим основные свойства и завершаются. Характерной особенностью индийской музыки является то, что в ней используются звуки, производные от главных тонов. 

Теперь начинается самое интересное )) С одной стороны, в основе индийского музицирования лежит импровизация, а с другой - музыкосложение опирается на уже устоявшиеся ладоритмические построения - раги, ведущие своё происхождение от народных мелодий либо от культовых образцов и представляющие собой некие музыкальные формулы, состоящие из 5 - 7, иногда 9 свар. Буквально значение санскритского слова "рага" (от глагола "окрашивать": в трактате 7 в. "Бриххадеши" говорится, что рага способна "окрашивать сердца людей") - страсть, цвет, привязанность.

Индийская классическая музыка, Раги (Ситар и Тампура)



На первый взгляд, существует вполне обозримое число раг и производных от каждой из них рагинь ( "жен раг" ): древнеиндийская музыка насчитывает 7 первых и 5 вторых. Однако в древних трактатах упоминаются ещё и подраги и подрагини ( сыновья и дочери раг и рагинь ), количество которых теоретически бесконечно ( в индийских легендах число возможных ладов  исчисляется тысячами ), но практически ограничено. Например, трактат "Сангита - ратнакара" содержит описание 664 раг. Если предназначением раг является выражение силы и мужества, то рагини, несущие в себе женственное  начало, ассоциируются с выражением нежных чувств. Раги имеют общую структуру, состоящую из вади ( "правитель", главный звук ), самавади ("министр", второй по значению ), анувади ( "помощник", группа подчинённых звуков ) и вивади ( "враг", диссонирующий звук ). Каждая рага имеет собственное имя, и её задачей является пробуждение у слушателя определенных  чувств и состояний ( любви, веселья, печали, героизма, отвращения, гнева, страха, удивления, успокоения и т.д.), поскольку в соответствии с древнеиндийской теорией об эстетических чувствах и наслаждении интонационно - мелодический строй раги должен быть подчинен её идейному содержанию и скрытому в ней эмоциональному заряду.

Исполнение каждой раги приурочено к определённому времени года и суток: существуют мелодии зимние, весенние, утренние, полуденные и т.д. Такая привязка ко времени объясняется существованием представления о соответствии отдельных моментов любых длящихся процессов определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Как считалось, особая обострённость чувств возникает в переходные часы суток (от ночи к утру, от полудня к сумеркам и т.д.). Поэтому сумеречное время, для которого характерным признавалось слияние сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв.

Ситар, барабан



Однако поскольку музыкальному звуку, признаваемому божественным даром, приписывалась способность сильного воздействия - как возвышающего, так и разрушительного характера, постольку некоторые раги считались наделёнными магическими свойствами. По представлениям индусов, они были способны оказывать чудодейственное воздействие на природные явления, на животных. на людей: одни напевы, как считалось, могли вызвать дождь во время засухи, другие - укрощать змей и разъярённых слонов, третьи - стать причиной пожара и т.д. Есть красивая легенда: во время исполнения во дворце раги дипаку (раги огня) под воздействием музыки зажглись свечи, загорелись факелы, а потом вспыхнул и сам музыкант, тем не менее продолжавший играть. Чтобы спасти, его бросили в воду, но она лишь закипела от исходившего от него жара. Тогда послали за его возлюбленной, также искусной исполнительницей раг, и она сумела своей игрой вызвать дождь, который и погасил пылавший во дворце огонь.

Акопян К.З. Мировая музыкальная культура

Рубрики:  Музыкальная культура народов мира
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 18 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 13:26 (ссылка)
Спасибо большое за интерсный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Шмелева_Светлана   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 13:34 (ссылка)
благо дарю !!!!!!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Эвридика_дикая   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 13:45 (ссылка)
Шикарный пост!))) Не являюсь поклонницей индийского кино, даже умирая поют и танцуют, но прочитала и просмотрела с удовольствием.Наверно, слишком уж экзотично для меня...А вот древний Египет, это - моё!
Ответить С цитатой В цитатник
флора-2014   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 15:00 (ссылка)
Очень и очень интересно, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 20:34 (ссылка)
Благодарю за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 09:33 (ссылка)
Пост интересен!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:14 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

ЛГП, большое спасибо за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:15 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:17 (ссылка)

Ответ на комментарий флора-2014

флора-2014, большое спасибо за тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Эвридика_дикая

Эвридика_дикая, в европейской культуре то же самое, что и в индийском кино ) И поют и танцуют умирая. У нас это называется опера-балет. Хотя, об индийском кино я тоже не имею представления. Здесь речь идёт о классической музыке. А в кино, я так понимаю, что-то эстрадно-популярное. Но возможно, и там есть серьёзные вещи. Не буду судить о том, чего не знаю ))
О древнеегипетской музыке, к сожалению, осталось очень мало сведений. Особо важную роль там играла музыка духовная и военная. В сообществе есть одна статья, посвященная древнеегипетской музыке. Хочется надеяться, что будет и ещё )
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Шмелева_Светлана

Шмелева_Светлана, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Эвридика_дикая   обратиться по имени Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Честно, никогда бы в голову не пришло сравнивать индийское кино и европейский оперу-балет...Что-то в этом, безусловно, есть! Да, надо смотреть на вещи ,как говорил сатирик, ширше.Пороюсь в поисках древнеегипетского, спасибо за подсказку!
Ответить С цитатой В цитатник
подруга_Танюша   обратиться по имени Спасибо очень красиво Как здорово! Понедельник, 18 Июля 2016 г. 11:37 (ссылка)
Какая красота!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 06 Августа 2016 г. 20:50 (ссылка)

Ответ на комментарий подруга_Танюша

подруга_Танюша, очень рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 06 Августа 2016 г. 21:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Эвридика_дикая

Эвридика_дикая, вот та статья, о которой я говорила, в сообществе:

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post233586491/

Мне привезли книгу по музыкальной культуре Древнего мира. Там есть и о древнеегипетской музыке. Постараюсь написать о ней, ведь и Древняя Греция взяла многое у египтян.
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Понедельник, 08 Августа 2016 г. 07:20 (ссылка)
Большое спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 08 Августа 2016 г. 12:14 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Валентина-л, пожалуйста! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку