-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Jessica_Simpson300

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2011
Записей: 25803
Комментариев: 538
Написано: 26333


Свадебные приметы, обряды и традиции.

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 23:17 + в цитатник
Цитата сообщения Vedma_ELENA Свадебные приметы, обряды и традиции.

 

свадебный обряд

По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены . Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного зайца (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время венчание в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про семейное счастье какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков. Степан Разин, например, отменил церковное венчание , повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает огненную страсть (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных .целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказтелъно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется продажа сестриной косы . Около невесты садятся также глазки - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из глазок держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: - Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры -. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако, он занимал почётное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, превратить в волков свадебный поезд (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - Тетера на стол прилетела - молода спать захотела . В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напудствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о здоровье . Если жених отвечал, что он в добром здоровье , значит доброе свершилось. Весёленько встав , молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения, например, такие: К гостям:

Еста, добрые люди!

Гости полюбовные,

Званые и незваные,

Усатые и бородатые,

Холостые неженатые.

У ворот приворотнички,

У дверей притворнички.

По полу ходючи,

По середе стоючи.

Из кута по лавке

По кривой, по скамейке!

Благословляйте!

К молодицам:

Молоды, молодки!

Хорошие походки,

Куньи шубы,

Соболиные пухи,

С поволоками глаза,

С помали голова,

Золоты кокошки,

Серебрены сережки,

Дочери отецки,

Жёны молодецки!

Благословляйте!

К девицам:

Красные девицы

Пирожные мастерицы,

Чёсаные головы,

Обутые голени,

Криночные блудницы

Сметанку снимали,

Кокурки месили

Под застрех хоронили

Пастушков дарили.

Благословляйте!

После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам.

===========

Вряд ли кто-нибудь станет отрицать тот факт, что заключение брака — одно из самых значительных и запоминающихся событий в жизни любого человека. И общество во все времена институт брака всячески поддерживало.
К счастью или к сожалению, но издревле людей, не желающих создавать семью, всячески осуждали и подвергали различным наказаниям. Так, в древнегреческих городах-государствах холостяки не пользовались тем уважением и авторитетом, каким окружали людей семейных, а иногда их могли даже лишить гражданских прав.
Спартанцы, если не вступали в брак до тридцати лет, приговаривались к унизительной процедуре — зимой, в определенные дни, нагишом обязаны были обходить рыночную площадь, распевая покаянные куплеты, и до тех пор, пока не сыграют свадьбу, вынуждены были выплачивать крупные штрафы.
В средние века в некоторых странах те, кто не желал вступать в брак, получали в наследство меньшую долю или даже вообще лишались права на родительское имущество и капиталы. Человек не считался самостоятельным, если не создал семьи — совершеннолетие наступало одновременно с обрядом бракосочетания.
У многих европейских народов до недавнего времени существовали обычаи проведения «майских свадеб», «свадеб по жребию». Эти шуточные обряды проводились в том случае, если в селении количество неженатых и незамужних превышало общепринятую норму. И тогда среди них путем жеребьевки составлялись пары.
В течение определенного времени «женихи» и «невесты» должны были вести себя как настоящие влюбленные: на всех праздниках танцевать только вдвоем, обмениваться подарками, заботиться друг о друге и проводить вместе как можно больше времени. Часто такое общение переходило в сердечную привязанность и заканчивалось настоящим браком.
Ну а судьба тех, кто продолжал упорствовать, была, поверьте, незавидна. «Штрафные санкции» поражают своей изощренностью и жестокостью.

В Германии, например, холостяки и незамужние девицы должны были на каждый праздник приволочь из лесу целое дерево для общего костра.

Во Франции и Венгрии холостым людям частенько приходилось но ночам вместо долгожданного отдыха выслушивать «концерты», состоявшие из песенок оскорбительного содержания под аккомпанемент металлической посуды.
Для тех, кто вовремя не вступил в брак, французские и итальянские карнавалы были не столько праздником, сколько днями позора — их возили по улицам на ослах, привязанными к спинам животных задом наперед, и любой горожанин мог не только оскорбить словесно, но и облить вчерашней похлебкой (а то и чем похуже), забросать яйцами или перезрелыми плодами. Особенно «злостных холостяков» даже запрягали в плуг и натурально пахали таким образом поле.
На этом фоне украинский обычай «вязать колодку» выглядит сущей безделицей — на масленичной неделе тем, кто не сыграл свадьбу до Великого Поста, привязывали к ноге небольшую палку, увитую лентами (так, чтобы при ходьбе она ощутимо ударяла наказуемого). А с родителей и крестных брали штраф — за то, что вовремя не пристроили детей.
Обручению и свадьбе предшествовал обряд сватания, который был своеобразной «разведывательной операцией» о намерениях противоположной стороны. Чтобы избежать огласки и позора в случае возможного отказа, свататься шли поздно вечером, пробираясь буквально «огородами».
Желанных сватов потчевали пирогами и оказывали всяческие почести, а нежеланных старались поскорее выставить за дверь — в немецких землях, например, их приглашали… чистить картошку, в Испании, Португалии и Украине им подносили тыкву, а в Каталонии начинали подметать пол, стараясь, чтобы пыль летела на сватов.
Во времена средневековья, когда войны были практически постоянными, иногда женщина возглавляла семью и, соответственно, сама принимала решение о собственном замужестве или о женитьбе своих сыновей.
В Украине времен казачества девушка могла явиться к матери любимого со словами: «Примите меня, мама, я ваша невестка». И если в течение трех дней свекровь не прогоняла ее, то брак считался совершенным, и у мужчины никаких шансов «отвертеться» не оставалось. Вообще, девушке отказывали очень редко, даже сели она не совсем устраивала родителей — считалось, что это может навлечь несчастье на семью на несколько поколений.
В Европе право девушки выбрать себе супруга самостоятельно вскоре ограничилось одним-единственным днем — четырнадцатым февраля. И если юноша решал все-таки отказать, то обязан был преподнести девушке в виде отступного дорогой подарок.

Обручение закреплялось определенным символом, который обозначал, что этот человек уже несвободен. Таким символом у разных народов выступали ленты, веночки, платки, сорочки, кольца.
У славян невеста должна была беречь этот символ, как зеницу ока, ведь в случае его потери семейная жизнь была обречена на несчастье.
Впервые обычай использовать кольцо в обряде обручения зафиксирован в Древнем Риме — юноша преподносил металлическое кольцо в подарок родителям девушки, тем самым заявляя о своей состоятельности и возможности содержать семью. Традиция носить кольца на четвертом пальце руки зародилась в Древнем Египте— считалось, что именно этот палец связан с сердцем особым каналом.
Золотые и серебряные кольца стали использоваться в свадебных обрядах только на рубеже III-IV веков н.э. Христианская традиция предписывала обмениваться ими на венчание. С ростом благосостояния обручальные кольца становились не только символом супружеской верности, но и заявляли о благосостоянии жениха и соответственно демонстрировали его высокий социальный статус. Именно в период формирования рыночных отношений в Европе возникает традиция украшать кольца для помолвки и венчания драгоценными камнями. Хотя свадебные приметы XVIII-XIX веков не рекомендовали дарить кольцо с бриллиантом молодой девушке, которая первый раз выходит замуж. Кольцо у многих народов символизировало вечность и таким образом гарантировало молодоженам бесконечное счастье и любовь.
Существует масса интересных примет и обычаев, связанных с кольцами и свадьбами. Например, в Швеции замужняя женщина обязана была носить три супружеских кольца — полученное при помолвке, собственно обручальное и кольцо материнства, которое надевала после рождения первого ребенка.
Швейцария. Перед свадьбой молодые обязаны сдать экзамен священнику, который проверяет степень их готовности к браку.
Англия. К платью невесты для будущего семейного счастья пришивали маленькую серебряную или золотую подкову.
Германия. Накануне свадьбы у дверей невесты друзья и родственники бьют посуду. Чем больше осколков, тем больше счастья.
Чехия. В ночь перед свадьбой подруги в саду у невесты тайком садят дерево, украшенное цветными яйцами и лентами. Сколько лет проживет дерево, столько лет будет счастье в семье.
Франция. Молодожены на свадебном пиру пьют вино из чаши с двумя ручками, чтобы счастье не улетело. В Греции и Норвегии перед брачной ночью по супружескому ложу должны побегать дети, что сулит годы радости и счастья. В Мексике молодоженов связывали лассо, чтобы они никогда не разлучились.

============

Похищение невесты

Похищение девушек оставило по себе многочисленные следы в свадебных песнях и обычаях и сказалось в народном эпосе в форме многочисленных сказаний о состязании жениха с невестой — Добрыни с Настасьей Микулишной, Зигурда с Брунгильдой. Свадебные обряды, указывающие на похищение девушки, могут быть многочисленными. Например, следующие.

Обыкновение сватов жениха являться в дом отца невесты в виде путешественников или поздно вечером, в полночь.

Обычай сватов заводить речь о том, что князь на охоте увидел лисичку (или куничку) и начал ее преследовать. Затем якобы лисичка убежала, но князь заметил двор, в котором она скрылась, и т. д.

До сих пор практикуется устройство перед домом невесты искусственных преград. Сегодня это веселый обряд, а некогда — действительная мера предосторожности и защиты от набега жениха-хищника. В Тверской губернии была традиция у ворот двора невесты класть бревно, а дружки жениха должны были «выкупать» дорогу пряниками, конфетами, денежками.

Обыкновение производить во время сватовства и свадьбы выстрелы, было широко распространено во всех славянских землях.

Многочисленность дружков, участвующих в «поезде» жениха; с песнями, плясками и ружейными выстрелами толпа мужчин подходила к дому невесты.

Запирание ворот во дворе невесты перед сватами или перед женихом и его «поездом» сохранилось в Костромской, Вологодской, Тверской и других областях.

Обыкновение прятать невесту. В селах Пермской области подруги прятали невесту в угол и завешивали платком. Жених должен был насильно поцеловать невесту.

Внесение молодой на руках в дом новобрачного, иногда при обрядовом сопротивлении с ее стороны.


Выкуп невесты

Этот обычай по сравнению с умыканием является более высокой и облагороженной формой древнего бракосочетания. Существуя первоначально в чистом виде, купля невесты перешла в простое символическое действие. Иногда отец невесты получал от жениха определенное количество вина, капусты, мяса и т.д. В одной хороводной песне девушка говорит молодцу: «Женился бы ты тогда, когда девушки были дешевы; ныне они вздорожали».

По свидетельству свадебных обрядов и песен невесту продавал весь род, впоследствии — одни ее ближайшие родственники, родители. И покупателем является не столько сам жених, сколько его род. Жених и невеста вполне подчиняются соображениям родителей, в древнее время — всего рода.

Свадебные обряды, относящиеся к купле невесты, дожили и до сегодняшнего дня. Например:

·         сватовская формула: у вас товар, у нас купец;

·         пропой невесты, на котором присутствует молодежь;

·         осмотр невесты и перечисление ее достоинств;

·         рукобитье — сват после сговора бьет по рукам с отцом невесты и со всеми мужчинами;

·         соединение рук жениха и невесты.


Свадебные символы (кольцо, яблоко, венок, игла, хлеб, соль...)

Славянские свадьбы обладают преимущественно чертами солнечного культа. Солнце в качестве супруги Месяца, по понятиям славян, обитает на востоке, где высится золотой дворец, и выезжает из него поутру на своей колеснице, запряженной белыми конями, и совершает свой обычный путь по небосводу. Ночью Солнце плывет на водоплавающих птицах по подземному океану. В тех же благодатных восточных краях живет Солнце зимой, расторгнув брачный союз с Месяцем. Уже при зимнем солнцевороте оно выезжает из тех далеких краев па телеге навстречу своему супругу Месяцу, с которым не виделась с осени, и 8 апреля Солнце и Месяц встречаются.

Солнце — важнейший объект календарной обрядности всего годового цикла. Особенно торжественно выглядит Солнце на Купалу — в день высшего развития творческих сил природы. Оно выезжает из своего чертога на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Солнце рассыпает по небу огненные лучи-стрелы, пляшет и купается в водах. Разнообразны народные изображения Солнца в виде колеса со спицами, глаза или лица с нимбом — золотыми волосами.


Кольцо

Обрядовое употребление на свадьбах кольца имеет широкое распространение среди славянских народов. Причем обручальное кольцо надевали на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. «Кольцо — самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось подарком перстня невесте женихом. Существовала примета: если через кольцо или перстень, подарок жениха, продеть волосы невесты и слепо поджечь, то свадебный сговор будет удачным. Свадебное кольцо — символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого брака.


Яблоко

Также олицетворяет Солнце и является его символом. В старину во время осенних свадеб молодые, т.е. жених и невеста, в знак любви дарили друг другу яблоки. На свадебных столах обязательно на бутылях хмельного напитка сверху на горлышко клали яблоки. Понятие «золотые яблоки» дошло и до наших дней в сказках и мифах. Яблоки золотые, молодильные яблоки, как и живая вода, дают человеку красоту и бессмертие. Вообще яблоки — мифопоэтический символ любви. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.


Венок

Венок, как символ девства является более древним, чем венок, изображающий супружество. В старинных свадебных песнях говорится о сожалении девушки о своем зеленом венке, с которым она должна расстаться во время своей свадьбы. Девушка должна, стоя на коленях, отдать этот венок своей матери. Иногда в песнях девичья невинность сравнивается с венком, уплывшим по реке.

Венок в сказаниях и обрядовых действиях славянских народов играет важную роль как предмет священный и мистический. Девушки во время весенних хороводов украшали себя цветочными венками в честь Ярилы. Имя Ярилы связано с корнем «Яр», имевшим значение быстроты, пылкости, стремительности, света, а также весны, молодости и веселья. Русское слово «ярый» означает сердитый, горячий, лютый. О сильном огне тоже говорят «яркий». Наиболее типичен облик Ярилы в облике мужчины, сидящего на белом коне и держащего в правой руке человеческую голову, а в левой — ржаные колосья, на голове венок из полевых цветов. Во время летних праздников девушки вили венки и целовались с парнями через них. Считалось, что это «пустой» поцелуй и ничего не обещает. Бросали венки в реку и по их движению гадали о своем будущем.

Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали лентами. Есть примета: если снятый с невесты венок зашить в брачную постель, то новобрачная будет жить счастливо. В некоторых деревнях жених, получив от невесты венок в подарок, кладет его в потайное место и сохраняет в течение всей жизни как символ любви и счастья.

В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море. Нашелся молодец, вернул девице ее венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принес.

Можно сказать, что в древнейшее время свадебный венок знаменовал солнце или светозарный нимб, его окружающий.


Серия сообщений "свадьба":
Часть 1 - Альбом для свадебных поздравлений. Скрапбукинг
Часть 2 - Приметы о венчании, свадьбе и семейной жизни
...
Часть 28 - Когда нельзя венчаться
Часть 29 - Ах,эта свадьба...
Часть 30 - Свадебные приметы, обряды и традиции.
Часть 31 - >Свадебные приметы
Часть 32 - Свадьба - дело непростое
...
Часть 46 - В каком месяце лучше всего жениться. Приметы народного календаря
Часть 47 - ТЕЛЕГРАММЫ МОЛОДОЖЕНАМ
Часть 48 - КЛЯТВЫ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку