-Метки

ажур ажурные узоры ажурный кардиган ажурный узор аппликация аудиокнига баклажаны безе бисквит булочки воспитание вторые блюда вязание детям говядина грибы дажемпер десерт дети джемпер диета жакет жаккард журнал закуска запеканка здоровье игрушка идеи интересное ирландия история кабачки кайма кардиган кардиган крючком картошка кекс консервирование котлеты кофта кофточка кулич курица лепешки лоскуты мак мед медовик молитва морковь мотив мясной пирог мясо напиток наша земля оберег обработка края изделия овощи орехи первое блюдо печворк печень печенье пирог пирог мясной пирог не сладкий пирог с яблоками пироженое платье плед пляцок подушка пончо пост прорезь пудинг пуловер радиоспектакль разное резинка резинка эластичная рецепты здоровья рождество рулет рыба салат салфетка сарафан свекла свинина свитер скатерть скумбрия соус степанова сумка суп сыр творог тесто техника вязания спицами техника вязаниям крючком топ торт туника тыква узор узор крючком узор спицами упражнения фарш фаршированный перец фильм хлеб шаль шоколад шоколадный пирог штрудель юмор яблоки

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Nata26nata

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.11.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 6917


История девушки с веслом

Пятница, 14 Декабря 2018 г. 13:47 + в цитатник
Цитата сообщения Мари_Мэри История Девушки с веслом и ее прототипа

Корреспондент: Женская история. Оригинальную Девушку с веслом наказали за излишнюю сексапильность

 

 

 
Оригинальная Девушка с веслом Ивана Шадра после Москвы была установлена в 1936 году в парке имени Горького в Луганске. Дальнейшая ее судьба неизвестна
 

Оригинал знаменитой скульптуры Девушка с веслом за излишнюю сексапильность «сослали» из Москвы в Луганск. Её создал ученик Огюста Родена Иван Шадр, а прототипом послужила героиня Второй мировой войны Вера Волошина.

Скульптура Девушка с веслом — один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.

4497432_01 (219x500, 34Kb)

Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны — считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.

Автором растиражированной, привычной гражданам СССР Девушки с веслом был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась Женщина с веслом — дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионе Электрик в Черкизове. Девушку с веслом — уже в купальнике — Иодко создал для парка водного стадиона Динамо в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране.

Растиражированные статуи Девушки с веслом Ромуальда Иодко представляли собой "моральный" образсоветской женщины

При этом мало кто помнит, что в том же 1936-м в Москве появилась и другая Девушка с веслом, и уж её-то точно можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Правда, судьба статуи оказалась незавидной. 

От мужиков до девушки

Автором забытой Девушки с веслом стал известный советский скульптор Иван Шадр. Его настоящая фамилия — Иванов, а псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска.

Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.

Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования.

Иван Шадр брал уроки у Огюста Родена

Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске, где готовил памятник белогвардейскому генералу Лавру Корнилову. Но уже в апреле 1920 года он работал над другими монументами — жертвам белого террора и Карлу Марксу.

В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тыс. и 25 тыс. руб. эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» — червонцах.

Натурная скульптура Ленин в гробу сделала Шадра главным мастером довоенной ленинианы. Всего же он создал 16 скульптурных изображений вождя пролетариата.

Девушку с веслом Шадр создал по заказу московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Заказ был государственный: требовалась серия из пяти десятков статуй, олицетворяющих красоту, молодость и спорт. Скульптура высотой порядка 11 м изображала обнажённую девушку в полный рост с веслом в правой руке.

Установили её в 1936 году у главного входа в парк в окружении фонтанов. Она должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины. Шадр, по мнению исследователей его творчества, запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов, нашёл удачный симбиоз двух кодов — античного и спортивного.

Скульптура Ивана Шадра Девушка с веслом восхищала своей изящностью
 

Но московские власти были иного мнения. В высоких кабинетах посчитали, что Шадр переборщил. Ему требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное — сексапильностью.

Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. Скульптуру раскритиковали, а затем демонтировали.

После выступлений партийных критиков Шадр создал второе изваяние. Новая Девушка была пониже ростом, всего 8 м, и менее эротична. Её установили на прежнем месте в московском парке Горького. Памятник был разрушен в начале великой отечественной войны, во время одной из бомбёжек осенью 1941-го.

4497432_03 (421x640, 161Kb) Второй вариант Девушки

Что касается оригинальной Девушки — её из Москвы перевезли в Луганск, где в том же 1936-м поставили в местном парке, тоже носившем имя Горького. По воспоминаниям луганских старожилов, скульптура оказалась в их городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова — того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.

Комсорг Зои Космодемьянской

Моделей для своих работ Шадр искал на московских спортивных площадках. Там он и обратил внимание на студентку Веру Волошину, когда та выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Красивая девушка спортивного телосложения хорошо подходила на роль эталона советской женщины. Именно она и стала прототипом для знаменитой скульптуры.

Биография Волошиной тоже хорошо вписывалась в советскую идеологию. Родилась она в 1919 году в Кемерове. Отец — шахтёр, мать — учительница. С начальных классов школы Волошина увлеклась спортом, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В седьмом классе выиграла чемпионат Кемерова по прыжкам в высоту. После школы поступила в московский Центральный институт физкультуры.

Моделью для скульптуры Шадра была спортсменка Вера Волошина
 

На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Волошина с подругой пришли в московский райвоенкомат, чтобы написать заявление о добровольном направлении на фронт. Но подругам отказали и предложили повоевать на трудовом фронте.

До осени Волошина копала окопы и противотанковые рвы на подступах к Москве. Осенью добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Совершила семь удачных походов в немецкий тыл.

4497432_04 (335x550, 40Kb)

В ноябре в её часть прибыло пополнение. Среди новичков оказалась ученица московской школы Зоя Космодемьянская. Её зачислили в группу, в которой Волошина была комсоргом. Почти сразу девушки подружились — их сблизило то, что обе были сибирячками.

На своё первое задание Волошина ушла 21 октября — в район станции Завидово. Вернулась целой и невредимой. «Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет», — писала она родным в Кемерово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

Своё последнее боевое задание Волошина выполнила 21 ноября 1941 года. По её предложению партизаны заминировали дороги в районе села Крюково под Наро-Фоминском, а потом забросали гранатами дома, где жили гитлеровцы. Но группа диверсантов попала под обстрел. Волошина прикрывала огнём из автомата отход группы, была ранена в плечо и попала в плен. После пыток немцы повесили её в лесу.

4497432_09 (400x620, 62Kb)

В тот же день, в 10 км от Крюково, в центре деревни Петрищево была повешена и Космодемьянская. Но если у голгофы Зои стояли очевидцы, то Вера погибла одна. Поэтому Космодемьянская ушла в бессмертие, а о Волошиной забыли на долгие годы.

Разные судьбы

Российскую столицу сегодня украшает новая Девушка с веслом. Её установили по инициативе Ассоциации любителей гребного спорта РФ всё в том же парке им. Горького. Скульптура появилась в сентябре 2011-го, образцом для ёё создания послужила уменьшенная копия работы Шадра, до сих пор хранящаяся в Третьяковской галерее.

Высота новодела — немногим более 3 м. Его отлили в бетоне — говорят, изначально так задумывал сам Шадр. Скульптор Наталья Муромцева признаёт, что современная статуя вышла академической и спокойной, тогда как оригинал был очень экспрессивным.

«Ещё в процессе изучения шедевра я поняла, что Иван Шадр был очень впечатлён моделью Верой Волошиной, его переполняли чувства, он работал на одном дыхании», — сказала Муромцева.

О судьбе работы одного из самых знаменитых скульпторов XX века горожанам известно немного. По одной из версий, она была разрушена во время боёв в начале великой отечетсвенной войны.

Однако есть и другая версия: скульптура в 1936 году простояла в Луганске всего несколько месяцев, а потом таинственным образом исчезла, и на её месте появилась «стандартная» гипсовая работы Иодко. Говорят, убрали Девушку тоже с ведома Ворошилова. Возможно, оригинал оказался на одной из закрытых дач министерства обороны, которые курировал военный нарком. 

4497432_02 (231x450, 17Kb)

4497432_05 (544x340, 51Kb)

4497432_06 (500x276, 61Kb)

4497432_07 (490x700, 115Kb)

4497432_08 (426x640, 51Kb)

https://korrespondent.net/world/3417609-korrespond...ly-za-yzlyshnuiui-seksapylnost

https://fishki.net/1528363-devushka-s-veslom.html

 
 
 
Рубрики:  история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку