Ю Несбё, "Тараканы" (Kakerlakkene)
Переводчик: Т. Чеснокова
Издательство "Иностранка", Серия "Лекарство от скуки"
2012 г., 432 стр.
От издателя:
"Посол Норвегии найден убитым в бангкокском борделе. В Осло спешат замять скандал и командируют в Таиланд инспектора полиции Харри Холе: ему предстоит провести расследование как можно более конфиденциально. Оказавшись в злачных местах Бангкока, среди опиумных домов и стрип-баров, Харри постепенно обнаруживает, что в деле с убийством далеко не все так очевидно, как казалось вначале. Тараканы шуршат за плинтусами. Кто-то притаился во тьме, и этот кто-то не выносит дневного света."
Я уже столько писала и рассказывала о непонятной логике редакторов "Иностранки" и мудрежке с очередностью издания книг Ю Несбё о Харри Холе, что повторяться в очередной раз как-то даже неприлично. Выпустили второй после восьмого - ну и ладно, ну и и хорошо.
"Тараканы" долго стояли непрочитанными в книжном шкафу и неизвестно, сколько бы еще так простояли, но вмешался его величество случай. Я начала читать "Призрак", гнетущая атмосфера которого произвела на меня такое кошмарное впечатление, что я эту книгу забросила и взяла с полки "Тараканов". И прочитала буквально за два вечера.
Слабая книга?
Да ни фига! Ничего подобного! После "Снеговика", "Леопарда" и половины "Призрака" просто хорошая, нормальная история. Это Несбё так намудрил с Харри в последних романах, что неизувеченный, нормальный (настолько, насколько это возможно) Холе и простая, без всяких премудростей, с не самой сильной детективной историей, книга кажется уже чем-то вроде неудачи. А на самом деле в ней просто нет всей той жуткой мешанины, которой так увлекся автор в последних книгах.
Да, детективная линия слабенькая, практически никакая, все становится ясным задолго до середины, но... Нет всех этих конговских вулканов и лавин в Норвегии одновременно, экзотических способов убийств в невероятных количествах на одну страницу печатного текста, притянутых за уши историй превращения хорошего мальчика в законченного наркомана и убийцу, нет совершенно очевидного соревнования с покойным Стигом Ларссоном (Несбё может сколько угодно рассказывать в интервью, что Ларссон ему не конкурент, но не стоит тогда бросаться копировать, например, выстрелы в главных героев, если уж так тебе Ларссон неугоден) и всей остальной кучи-малы.
Этот роман, как и "Призрак", о котором напишу отдельно, служит хорошей иллюстрацией того, что в серии о Харри Холе есть свои шедевры, свои непревзойденные вершины: "Не было печали" и "Пентаграмма". Близко - "Нетопырь", рядом с ним - "Красношейка". Все остальное - это попытка замаскировать слабости и повторы сюжетов нагромождением всего и вся. В "Не было печали" и "Пентаграмме" есть очень хорошие, интересные и сильные детективные истории. Настолько красивые, что Несбё в последних романах ничего другого не остается, как начать увечить Харри направо и налево, стараясь уйти от очевидного. И вот тогда да - на этом прекрасном фоне настоящих удач, "Тараканы" смотрятся просто. Но мне эта простота с хорошими помощниками Холе и неизувеченным Харри, отсутствием Ракели и Олега, про которого все было ясно если не в "Пентаграмме", то в "Снеговике" уж точно, только в плюсы этой истории.
Вот давайте возьмем все книги о Харри Холе и посмотрим на эту линейку:
-
"Нетопырь" (очень даже хорошо) -
"Тараканы" (такой своебразный задел на будущее. Выпустили бы по порядку, стало бы понятно, что ждет поклонников Харри в дальнейшем. Видны практически все сюжетные линии, с которыми будет работать Несбё. Не шедевр, но много интересного: "Информация к размышлению") -
"Красношейка" (Стивенсон в деталях рассказал обо всем задолго до Несбё, но история у Несбё получилась очень стильной и самобытной, действительно интересной) -
"Не было печали" (авторское название
"Немезида") - Браво! и бурные аплодисменты -
"Пентаграмма" (казалось, что "Не было печали" не превзойти, но тем не менее... Я когда-то сама написала: "Совершенно чумовая история!" и от своих слов не отказываюсь:) ) -
"Спаситель" (зачем вообще это недоразумение было написано?) -
"Снеговик" (Ах! Ну да? Эх... Вот-вот, казалось бы действительно "Ура-Ура!", а если посмотреть повнимательнее... Начало конца.) -
"Леопард" (Леопард в костюме снеговика. Винегрет из всего, что было в голове у автора) -
"Призрак" (нет-нет, никаких Стигов Ларссонов и Лисбет Саландер! Пиф-паф... В голову... Сюжетная линия не выдерживает никакой критики. Картина маслом: "Сын Ивана Грозного" убивает своего "отца". До кучи - "русские "казаки". И жук-рогач у В.П.Аксенова превращается в крысу-мать у Несбё. Непонятно? Ну что делать, все вопросы к автору "Призрака".)
Да, пока не забыла про финал "Тараканов". Это же Лапша в опиумном притоне... (Можно, я не буду расшифровывать?)