-Метки

Henri Cartier-Bresson Paris mon amour Sting dior facebook leonardo da vinci richard avedon telegram youtube Арт-дневник Б.Акунин В.Соколов Д.Самойлов Е.Евтушенко ЖЖ-ссылки И.И.Левитан Лекарство от скуки П.Вайль Фред Варгас а.баталов а.васильев анна герман балет библиотеки биографии великая отечественная война весна времена года выставки г.нисский германия город города и страны города мира даты день победы дизайн дождь живопись жизнь замечательных людей (жзл) закат зима из жизни германии избранное из арт-дневника издательское дело издательство азбука издательство аст интересное интернет-магазины искусство история история СССР история россии италия кижи кино кино(теле)сериал книги книги в сети книжные анонсы книжные магазины книжный бизнес кыргызстан литература личное лучшие книги в сети любимые книги любимые песни любимые стихотворения любимые фильмы мемуары мода мода и красота море москва музеи музыка музыка/видео новости оксана грищук - евгений платов память париж пейзаж передвижники поздравления политика праздники пресса природа прочитанное путешествия рекомендую рецензия на книгу розы россия с.п.дягилев сад сербия события дня спорт ссылки старые кино-афиши стихи театр третьяковская галерея фигурное катание фото фотолетопись франция фредрик бакман цветы черно-белое фото читать не рекомендую читать/скачать швеция экранизации эрмитаж ю несбё ювелирные украшения юмор

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Отражение_в_воде

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 18353


Отражение: "Строфы века"

Суббота, 27 Ноября 2010 г. 23:25 + в цитатник
Я на днях вспомнила про эту замечательную книгу, пролистала по своим старым закладкам и получила огромное удовольствие.
Не ожидала, что настолько приятным и волнующим будет это возвращение к стихам, многие из которых помню наизусть.

 (120x165, 19Kb)Ярослав Смеляков (26 декабря 1912 (8 января 1913 н.с.) 1913, Луцк Волынской губ.- 27 ноября 1972, Москва )

"В. Боков когда-то точно назвал героя раннего Смелякова "Евгением Онегиным фабричной окраины". Свою книгу "Работа и любовь" двадцатилетний Смеляков - рабочий московской типографии - набирал сам. После публикации "Любки Фейгельман" стал самым знаменитым молодым поэтом ранних 30-х.
"Посредине лета
высыхают губы.
Отойдем в сторонку,
сядем на диван.
Вспомним, погорюем,
сядем, моя Люба,
Сядем посмеемся,
Любка Фейгельман!" ("Любка", 1934)

Он пришел сразу со своей неповторимой интонацией, мелодией:
"Я не знаю - много или мало
мне еще положено прожить,
засыпать под ветхим одеялом,
ненадежных девочек любить...

Не был я ведущий или модный.
Без меня дискуссия идет.
Михаил Семенович Голодный
против сложной рифмы восстает...

Я увидел каменные печи
и ушел, запомнив навсегда,
как поет почти по-человечьи
в чайниках сидящая вода...",

"Любимая спит, и губы немножечко шевелятся".
Будучи обвиненным вместе с П. Васильевым в хулиганстве самим Горьким, Смеляков оказался под прицелом беды. В 1934-м был арестован по доносу и вышел в редком для освобождения году - 1937-м. Затем его снова посадили. Во время войны его освободили финны из карельского лагеря, но теперь он стал как бы военнопленным. Работал в Финляндии на ферме. Вернувшись на родину, проходил так называемую проверку, жил в ограниченном радиусе - в Электростали. Вернулся в Москву, в 1948 году выпустил книгу "Кремлевские ели", однако по доносу одного "собрата-поэта" был арестован. Был освобожден по амнистии в 1956 году, привез написанную в лагере романтическую поэму "Строгая любовь", триумфально принятую самыми строгими критиками.
"Ах Лизка-Лизка, как же ты в такой стране - скажи на милость - с индустриальной высоты до рукоделья докатилась... И, откатясь немного вбок, чуть освещенный зимним светом, крутился медленный клубок, как равнодушная планета".
Долгие годы, несмотря на нелегкий характер, был единодушно уважаемым в профессиональной среде председателем московских поэтов. Не любил говорить о лагере и показывать немногие лагерные стихи, напечатанные лишь после его смерти.
"Когда встречаются этапы
Вдоль по дороге снеговой,
Овчарки рвутся с жарким храпом
И злее бегает конвой." ("Земляки", ноябрь 1964г., Переделкино)
Я не встречал ни одного человека более "советского", чем Смеляков, и одновременно более "антисоветского", когда из него вдруг прорывалась боль за изувеченную смолоду жизнь. Он был одновременно и царь Петр, и опальный царевич Алексей русской поэзии. Он всю жизнь хотел, по его собственному выражению, "стоять на страже нашего герба", но государство, хотя и пользовалось его "советскостью", брезгливо и подозрительно отпихивало бывшего лагерника и его стихов в колосья герба не вплетало. Само слово "государственность" его гипнотизировало: "Возле в государственной печали тихо пулеметчики стояли". Он любил все живое, молодое и боялся, чтобы нас не постигла та же участь, что и его самого. Пользуясь его страхом повторения того, что с ним случилось, уже умирающего Смелякова, бывшего лагерника, агентство АПН цинично спровоцировало на письмо, да и куда!- в "Нью-Йорк Тайме" - против другого бывшего лагерника - Солженицына. Смеляков был поэт милостью Божьей, которого изломало время. Несмотря на то что многие "государственные" стихи Смелякова не выжили, у него осталось не меньше, а то и больше шедевров, чем у такого сильного поэта, как Гумилев. Уступая Твардовскому в эпике, Смеляков превосходил его в лирике. Поэзия Смелякова принадлежала к той "советской классике", лучшее из которой стало просто классикой."
("Строфы века. Антология русской поэзии". Сост. Е.Евтушенко (Минск-Москва, "Полифакт", 1995.), стр. 557-569)

ЗИМНЯЯ НОЧЬ
Татьяне

"Не надо роскошных нарядов,
в каких щеголять на балах,-
пусть зимний снежок Ленинграда
тебя одевает впотьмах.

Я радуюсь вовсе недаром
усталой улыбке твоей,
когда по ночным тротуарам
идем мы из поздних гостей,

И, падая с темного неба,
в тишайших державных ночах
кристальные звездочки снега
блестят у тебя на плечах.

Я ночью спокойней и строже,
и радостно мне потому,
что ты в этих блестках похожа
на русскую зиму-зиму.

Как будто по стежке-дорожке,
идем по проспекту домой.
Тебе бы еще бы сапожки
да белый платок пуховой.

Я, словно родную науку,
себе осторожно твержу,
что я твою белую руку
покорно и властно держу...

Когда открываются рынки,
у запертых на ночь дверей
с тебя я снимаю снежинки,
как Пушкин снимал соболей."

Штенберг С.М. "Канал Грибоедова" (1964)
 (700x522, 95Kb)
Рубрики:  Прочитанное
Избранное из арт-дневника
Моя любимая Стих(и)Я
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

valkiriya_xxx   обратиться по имени Вторник, 30 Ноября 2010 г. 23:46 (ссылка)
Ярослав Смеляков

ПЕТР И АЛЕКСЕЙ

Петр, Петр, свершились сроки.
Небо зимнее в полумгле.
Неподвижно бледнеют щеки,
и рука лежит на столе -

та, что миловала и карала,
управляла Россией всей,
плечи женские обнимала
и осаживала коней.

День - в чертогах, а год - в дорогах,
по-мужицкому широка,
в поцелуях, в слезах, в ожогах
императорская рука.

Слова вымолвить не умея,
ужасаясь судьбе своей,
скорбно вытянувшись, пред нею
замер слабостный Алексей.

Знает он, молодой наследник,
но не может поднять свой взгляд:
этот день для него последний -
не помилуют, не простят.

Он не слушает и не видит,
сжав безвольно свой узкий рот.
До отчаянья ненавидит
все, чем ныне страна живет.

Не зазубренными мечами,
не под ядрами батарей -
утоляет себя свечами,
любит благовест и елей.

Тайным мыслям подвержен слишком,
тих и косен до дурноты.
"На кого ты пошел, мальчишка,
с кем тягаться задумал ты?

Не начетчики и кликуши,
подвывающие в ночи,-
молодые нужны мне души,
бомбардиры и трубачи.

Это все-таки в нем до муки,
через чресла моей жены,
и усмешка моя, и руки
неумело повторены.

Но, до боли души тоскуя,
отправляя тебя в тюрьму,
по-отцовски не поцелую,
на прощанье не обниму.

Рот твой слабый и лоб твой белый
надо будет скорей забыть.
Ох, нелегкое это дело -
самодержцем российским быть!.."

Солнце утренним светит светом,
чистый снег серебрит окно.
Молча сделано дело это,
все заранее решено...

Зимним вечером возвращаясь
по дымящимся мостовым,
уважительно я склоняюсь
перед памятником твоим.

Молча скачет державный гений
по земле - из конца в конец.
Тусклый венчик его мучений,
императорский твой венец.

1945-1949

Хотя не сказала б я, что Смеляков превосходил Твардовского в лирике Лирика Смелякова слишком наивна
Ответить С цитатой В цитатник
Отражение_в_воде   обратиться по имени Среда, 01 Декабря 2010 г. 01:59 (ссылка)
valkiriya_xxx, не будем забывать, что Евгений Александрович имеет право на собственное мнение:) И к Смелякову он по-особенному относился.
Ответить С цитатой В цитатник
valkiriya_xxx   обратиться по имени Среда, 01 Декабря 2010 г. 08:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Отражение_в_воде

Да на самом деле у каждого есть право на собственное мнение. Я вот высказала своё. Евтушенко- свое.А, чтоб иметь своё мнение, надо просто читать и Смелякова, и Твардовского
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку