-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MOLODA_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Неизвестная_Планета FREEDOM_2 Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2017
Записей: 17272
Комментариев: 5665
Написано: 34725


ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО: миниатюры на слюде

Суббота, 11 Мая 2024 г. 12:23 + в цитатник

Цикл "Эрмитажная геология".

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Института Карпинского.

Чем ближе подходишь к одному из залов Эрмитажа, где представлено индийское искусство, тем отчётливее слышишь в голове звуки набегающих волн Аравийского моря, перешёптывание пальмовых листьев и нотки индийских песен.

1 (700x393, 241Kb)

В залах музея искусство Индии охватывает период с I века до н. э по XX век. Оно отличается особой философичностью: индийцы считали, что истинная реальность находится за пределами наших чувств, поэтому художники в своих работах старались ухватить то, что нельзя увидеть и ощутить. При создании произведения они использовали различные материалы, в том числе слюду. Предлагаем познакомиться с этим минералом поближе.

Слюды – это группа породообразующих минералов подкласса слоистых силикатов, формирующие различного рода кристаллы, а также листоватые и чешуйчатые массы. Отличаются высокой спайностью и слоистостью; листочки слюды гибкие и упругие. Чаще всего слюда бывает вулканического происхождения, реже образуется из других минералов под воздействием давления, тепла и воды. Известно около 30 минералов слюды, из них наибольшее промышленное применение находят мусковит и флогопит.

Хотя слюда и прозрачна, у неё есть множество оттенков: серый, зелёный, бежевый, бурый, розовый, жёлтый и даже фиолетовый. Такое богатое цветовое разнообразие объясняется наличием примесей: железа, алюминия, магния, лития и хрома.

2 (700x393, 384Kb)
Зональный кристалл мусковита и мусковит с включением альмандина (республика Карелия) на экспозиции музея института Карпинского

3 (700x415, 452Kb)
Глыба мусковита (Челябинская область) на экспозиции музея института Карпинского

Само слово «слюда» является исконно русским и означает «слоиться». У слюды самого высокого качества есть другое название. С античных времён прозрачные пластины мусковита вставляли в окна вместо стекла. В Древней Руси слюда использовалась для этих целей уже в XV веке и была великой роскошью. В те времена в Европе Русь называли Московией, а прозрачную слюду, привезённую оттуда, стеклом из Московии (Мусковии) – мусковитом. Так минерал получил своё имя, которое сохранил и поныне. Именно в России, в северо-западной части, добывалась лучшая, самая прозрачная слюда. Отсюда мусковит развозили во все концы страны и с XVI века экспортировали в Западную Европу.

4 (700x393, 326Kb)
5 (700x393, 409Kb)
Мусковитовое окно из часовни XVII века (Якутия, р. Индигирка) на экспозиции музея института Карпинского

Первоначально слюда разрабатывалась в Карелии на побережье Белого моря монахами Соловецкого монастыря. В этих местах слюда залегает среди гранитов, гнейсов и слюдяных сланцев. В середине XVII века слюда была открыта местными жителями в различных районах Сибири. Крупные месторождения расположены в бассейне реки Мамы. Мамское слюдоносное поле представлено десятками пегматитовых жил, часто содержащих мусковит в виде крупных кристаллов.

Со второй половины XVIII века слюду стали заменять стеклом. В связи с этим добыча слюды в России сильно сократилась и в начале XX века почти прекратилась, уступив место на европейских рынках слюде из Индии. Однако мусковит продолжали использовать во всём мире совершенно для других целей. Слюда обладает свойством тугоплавкости: температура плавления составляет 1260–1290 °С, а при температуре до 500–700 °С мусковит остаётся прозрачным. Это оказалось полезным для многих хозяйственных нужд. Пластинки мусковита в XIX и начале XX века использовали в абажурах для ламп, очках для пожарных и металлургов, в окошках печей, при изготовлении керосинок и газовых горелок.

6 (423x700, 185Kb)
Фонарь. Россия, XVII-XVIII вв., железо, слюда. Государственный Эрмитаж

7 (251x700, 161Kb)
Фонарь. Россия, XVII-XVIII в., железо, слюда, олово, дерево. Государственный Эрмитаж

8 (622x700, 276Kb)
Противогаз. Россия, 1914-1918 гг., резина, железо, слюда, нить хлопчатобумажная, ткань. Государственный Эрмитаж

С развитием электротехнической и радиотехнической промышленности значение слюды вновь возросло, так как мусковит – один из лучших электроизоляционных материалов и долговечный диэлектрик.

Перенесёмся из России в Индию. После того, как Индия официально стала одной из колоний Великобритании, англичане обнаружили там гигантские запасы слюды, составляющие около 60 % мировых запасов. И в наше время Индия также остаётся лидером по запасам природной слюды.

Уже на рубеже XVIII–XIX веков индийцы создавали для европейцев, посещавших страну в составе Ост-Индской Компании, миниатюры. Тогда англичане активно взаимодействовали с населением Индостана. Они знакомились с местной культурой: общение с индийской элитой погружало их в порядки и обычаи, а путешествия из города в город приоткрывали экзотическую культуру Востока. Чиновники компании, которая боролась за усиление своего влияния на полуострове, старались получить достоверные знания о жизни местного населения. Поэтому позднее появилось такое явление, как «Живопись компании».

«Живопись компании», или «кампани калам» представляет собой яркое явление в истории искусства Индии. Как правило, картины этого стиля относятся к бытовому жанру. Индийские мастера обычно изображали на них местное население, представителей разных профессий, традиции и праздники, а также флору и фауну различных регионов. Техника выполнения основывалась на западной технике акварели, из которой были заимствованы прозрачность текстуры, мягкие тона и моделирование широкими мазками.

Наряду с бумагой художники Компании использовали и другие материалы, такие как стекло, слюда, слоновая кость и перламутр. Техника живописи на стекле в XVIII веке из Китая была принесена в Индию, где получила широкое распространение. Однако из-за непрочности материала живопись на стекле не пользовалась высоким спросом на экспорт, и индийские мастера в подражание ей стали расписывать более прочные слюдяные пластинки.

9 (700x535, 344Kb)
Назеер Хусейн. Шахский выезд. Индия. Дели, XIX в. слоновая кость, акварель. Государственный Эрмитаж

На протяжении веков индийцы вставляли слюду в окна. Кроме того, слюду применяли при создании декоративных свадебных фонарей, подвесных ламп и массивных моделей надгробия имама ал-Хусайна. Однако в качестве материала основы живописи слюда начинает использоваться только с XVIII века для западного заказчика в рамках живописи Компании. Эти памятники неповторимы, так как производство их прекратилось в XIX веке.

Крупнейшими центрами живописи на слюде были Муршидабад, Патна и Бенарес в Западной Индии. А в Южной Индии слюда добывалась в местечке Кудаппа и расписывалась в Тируччираппалли (Тричинополи). К последнему центру и относятся миниатюры из эрмитажного альбома. Южную живопись можно легко отличить по колориту, в котором преобладают сочный цвет парижской зелени, лимонно-жёлтый и оранжево-коричневый цвета.

10 (419x700, 249Kb)
11 (516x700, 343Kb)
12 (472x700, 300Kb)

На 35 миниатюрах, собранных в альбом, изображены мужчины и женщины, принадлежащие разным кастам, в национальных индийских одеждах. Сами миниатюры наклеены на листы альбома и подписаны на двух языках – английском и тамильском (одном из 22 индийских языков).

К сожалению, в настоящее время альбом не представлен на экспозиции Эрмитажа. Однако мы надеемся, что в скором времени посетители музея смогут его увидеть.

Более подробно о слюде можно узнать в Геологоразведочном музее Института Карпинского. Там же можно полюбоваться слюдяным окном из часовни XVII века.

Источник

 

Рубрики:  КАМНИ/ИСТОРИЯ, МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям