-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

читательский дневник. февраль

Суббота, 20 Марта 2021 г. 17:51 + в цитатник


1. З. Прилепин «Истории из легкой и мгновенной жизни». Сборник эссе: что-то здесь достаточно личное, о детстве автора, о его нынешней семье, что-то — ерничанье на злобу дня, что-то — политические воззрения и воззвания. Последние я честно пролистывала — Прилепин нравится мне как писатель, но это не заставляет меня разделять его взгляды. В фельетонах — по-разному, в зависимости от темы. Иногда и правда выходит остроязычно и забавно, но по большей части он проявляет себя как довольно туповатый шовинист. Но вот рассказы о личном, составляющие лучшую половину книги, делают ее для меня важной несмотря на все конфликты убеждений. Потому что каким бы он ни был — к чему-то глухим, к кому-то безжалостным, — жизнь он действительно любит. А когда текст наполнен такой искренней любовью, он ценен несмотря ни на что.

2. И. Бэнкс «Осиная фабрика». Эта книга мне ровесница: перечитала ее в рамках челленджа, где надо было выбрать что-то, изданное в год твоего рождения. Вспомнила, как она ошеломила меня когда-то в юности. Повторить впечатление не удалось. Подробные описания того, как юный герой мучает, расчленяет, убивает мелких насекомых, зверьков, людей, не будоражат нынче. А твист, переворачивающий все с ног на голову в финале, в наше время уже ничего особенно не переворачивает. Это все равно очень насыщенная и способная шокировать история, но, кажется, она и правда кое-что потеряла с годами.

3. «От Сайгона до Треугольника». А бывает ностальгия по временам и местам, где ты не был? Это воспоминания о питерской хипповской тусовке 80-х, которую я, в силу возраста, не застала — я присоединилась двадцатью годами позже, урвав славный кусок заката, — тем интереснее мне рассказы «олды» о том, что случилось упустить. Рассуждения, лирика, байки. Местами дикие и возмутительно свинские — а тем колоритней. Другие были времена. Но веселые ж были времена!

4. Е. Nебо «Асур». Эта история — о переселении душ. Принудительном переселении. С дополнительными опциями. В ней будет и про любовь, и про хитрость, и про богатство, а все ж-таки в первую очередь это фантазия о том, что случается после и вместо жизни. Мне сперва хотелось не упоминать в отзыве личного знакомства с автором — но никак не получается. Потому что именно эта степень знакомства — достаточная, чтобы понимать, с кого срисован главный герой (и какой из них), сын героя, женщина и некоторые другие персонажи — надстраивает текст и сплетает его с реальностью. Мне сложно снять очки личного восприятия, чтобы с уверенностью сказать, виден ли постмодернизм читателю снаружи, сохранится ли у стороннего зрителя подспудное ощущение, что всем нам несдобровать. Если прочтете — скажете? (UPD: Автор просил дополнить, что электрическую версию раздает бесплатно.)

5. М. и С. Дяченко «Ведьмин век». Этот мир современный, но в нем есть ведьмы и инквизиция. И нявки. Нявки стали для меня очень знакомым не по книгам, по жизни образом. Когда умирает кто-то близкий, кого ты не в силах отпустить, можно звать его, звать — и он вернется нявкой — навью, — плотным, плотским, помнящим все, что с вами было, но от смерти он не избавится и будет тянуть в нее, покуда сможет. Впрочем, ладно, не о них роман. Если шире глянуть — о ксенофобии. Уродившихся ведьмами гнобят в школе, закрывают им доступ в универ, ругают на площадях; жгут. Ну конечно, нельзя судить человека до совершения преступления. Только человек ли ведьма? Или вот другой вопрос: если где-то произойдет взрыв, погибнут сотни невинных и кто-то знает где — можно ли его пытать? По-человечески ли это? А если это ведьма? И еще раз с другой стороны: если ты родилась ведьмой, этично ли это скрыть? Я за это люблю Дяченко (и Лукьяненко) — за то, что понимаешь противодействующие силы и учишься сопереживать противодействующим силам.

6. В. Колюжняк «Эль Пунто». Не знаю, пристойно ли в наше время удивляться тому, что автор-мужчина пишет роман от первого лица героини-женщины, или вернее было бы не обратить на это внимания? Так или иначе, делает он это очень и очень хорошо. «Эль Пунто» — двойная история. Половина ее происходит в нашей с вами реальности, довольно серой, хоть и не без радостей: героиня-фотограф устраивается на постоянку в строительную контору — работа ничего хорошего не сулит, «снимать людей на пропуска», но на свадебный фриланс не положиться, а тут неплохой оклад. Она воспринимается как-то сразу близко к сердцу, ее чувства легко разделить, мир ее глазами легко увидеть. Но есть и второй слой книги — сны. И насколько ясна и понятна героиня на плане реальности, настолько же загадочной оказывается суть этих снов. Они выглядят как притчи, и потому в них мерещится какая-то мораль — но тут же ускользает. Персонажи снов меняют возраст, сохраняя свои имена, и снова мерещится связь сквозь время — и снова нет, обстоятельства не дают срастить картинку. Шаг по понятной, пронзительно знакомой Москве, следующий — по испанскому городу-мареву Эль Пунто. Потом смешать, взболтать, умножить одно на другое... Я в абсолютном восторге и мне хотелось бы перечитать эту книгу через много лет. И да, забавно, как всего одной фразой в начале автор задал книге саундтрек. Одну песню, которая играет в голове от начала и до конца чтения. Это не со всеми, конечно, сработает, но со мною сработало.

7. Ф. Рот «Немезида». Эта повесть меня удивила! Из аннотации к ней я решила было, что это будет документальная книга об эпидемии полиомиелита в США. Ожидала чего-то похожего на «Радиевых девушек». Но вдруг меня в самом начале книги ошеломили портреты. Обычно внешность героя книги описывается гораздо лаконичнее, этот момент проскакиваешь, мгновенно превращая в уме в нечеткое, но выразительное изображение. Здесь — приходится остановиться. Перечитать. Вытащить из-за уха ментальный карандаш, вычертить им еще раз профиль, нарисованный автором, и только потом вернуться к происходящему. (Я все еще не утверждаю, плохо это или хорошо, просто странно.) Плюс к странности — суть книги ведь совсем и не в портретах. Это скорее должно было стать портретом времени, а не ушей тренера. Время — да, странное и сложное. Это Америка, лето, жара, вирус, о котором никто не знает, как он передается. Через дыхание? Через пот? Споры в воздухе? Винят цветных, жару, деньги, почту. Вирус страшен, он способен в три дня отнять у ребенка тело. Эти «железные легкие» — пожизненная одиночная камера для тех, кто после паралича не способен дышать самостоятельно, — кажутся страшнее смерти. (Кстати, не знает ли кто-нибудь книг тех или о тех, кто провел жизнь в железном легком?) К сожалению, я прочла главный секрет книги предварительно, в чужом отзыве. Это помешало чистоте восприятия. Вам не спойлерю.

https://chto-chitat.livejournal.com/14289055.html


помогите вспомнить книгу

Суббота, 20 Марта 2021 г. 16:28 + в цитатник

Детская, библиотечная, читала в начале 80-х,не помню, увы, ничего, кроме отрывочных впечатлений. Вроде бы твердый однотонный переплет, автор вряд ли советский. Тогда много было восточноевропейских из соцблока— вот это скорее.

Имело место полное событий путешествие в некую сказочную локацию некой девочки, кажется, рыжей и зеленоглазой. На каком-то удивительном транспорте и в сопровождении, если не ошибаюсь, грифонов или чего-то подобного — или грифоны встречались по дороге.. но с ней какие-то волшебные твари точно были.

При этом это не фэнтези в современном понимании, а именно детская сказка была.

Спасибо.

https://chto-chitat.livejournal.com/14288880.html


Апокалипсис никто не отменял? Или продолжение следует...

Суббота, 20 Марта 2021 г. 14:47 + в цитатник

Рецензия на дилогию Михаила Харита «Рыбари и виноградари» и «Рыбари и виноградари. В начале перемен».

Когда этот всё началось?

Для меня с простых детских сказок.

Ни один вечер не обходился без настойчивого: «Почитай!» С которым я обращалась к бабушке, папе, маме, ко всем кто в этот момент был рядом.

Сказки с детства внушают, что серый волк, Кащей и злая колдунья должны обязательно погибнуть. И никто не объясняет, что отрицательные персонажи тоже живые. У них есть дети, мечты, желание выжить. Нам говорят - так устроен мир!

Дальше больше. Дети вырастают и на уроках истории им повторяют избитый сюжет, только с более печальным концом. Учителя с упоением рассказывают, как зарождаются и гибнут великие народы и цивилизации. И никто не объясняет почему. Жили народы не тужили, налетели римляне, варвары… В общем все погибли. Объяснение такое же - так устроен мир!

На биологии тоже самое. Все что когда-то родилось должно обязательно исчезнуть.

В конце концов, мы смиряемся с законами мироздания и живем в ожидании будущего Апокалипсиса.

«За что, за что, о Боже мой?» - поет человечество, дружно шагая к концу света.

В дилогии «Рыбари и виноградари» автор Михаил Харит предлагает людям невероятный выход из казалось бы тупиковой ситуации.

Кто ищет тот всегда найдет!

История поиска противоядия от Апокалипсиса рассказывается автором от имени шести разных личностей. Хотя самом конце повествования проявляется и седьмая, на мой взгляд самая загадочная.

Чтобы хоть как-то это представить (взгляд на действительность с разных точек зрения) попробуйте вспомнить, как вы видите мир после стаканчика пива, а после бокала шампанского, а после… А после того, как все это смешать и выпить вам уже становиться все равно чем закончиться вечер.

Так и отношение героев романа к происходящим событиям варьируется от пофигизма до сатанеющего фанатизма.

Для Максима это увлекательный триллер, для Вадима смертельная битва, для Ольги - возможность заработать счастье и любовь.

Читая книгу, ощущаешь себя сразу всеми персонажами известной притчи, в которой слепые мудрецы ощупывают слона. Только, к счастью в отличии от бестолковых старцев, автор дает возможность читателю увидеть всю картину целиком.

Плюс в противовес современной литературе, где герои бегают, стреляют и занимаются любовью у Михаила Харита они еще и думают,)

От рассвета до заката…

Параллельно основной сюжетной линии в романе рассказываются истории из жизни главных героев.

Только прочитав две книги я поняла, почему повествование о Максиме, Ольге, Вадиме, Софии, Анри, Ольге и Андрее идут именно в таком порядке. Я бы назвала эту последовательность от рассвета до заката. Объясню почему.

Максим - детская бесшабашность, сила, храбрость и вера в чудо.

Ольга - юношеская сексуальность и бесстрашие

Вадим - зрелая целеустремленность, сила воли, упорство.

София - ощущение непознаваемости жизни.

Анри - опыт, мудрость, отношение ко всему с полным пофигизмом.

Андрей - радость от жизни, кайф от каждого мгновения.

Эволюция этих персонажей похожа на этапы взросления и увядания. Но…

Мы придумаем новую сказку…

Но главное! Серый волк остаётся жив. Автор предлагает рецепт выживания человеческой цивилизации. Впору писать в конце романа: человечество не пострадало. И меня это радует!



https://chto-chitat.livejournal.com/14288553.html


Метки:  

"Фарбрика" К.А.Терина

Суббота, 20 Марта 2021 г. 13:28 + в цитатник
В поисках утраченного
Как светло здесь и как бесприютно,
Отдыхает усталое тело…
А прохожие думают смутно:
Верно, только вчера овдовела.
Ахматова.

Интересно, мрачно, странно, безнадежно. Обнадеживающе. Последнее в том смысле, что у современной русской литературы есть будущее а новые имена в ней, если и не теснят пока маститых и увенчанных, то уже совсем готовы это сделать. Хотя, вот по поводу вытеснения, надо бы додумать эту мысль, а то упорхнет птицей-синицей, оставив желтое перышко да плевок гуано. А докрутишь до логического завершения и в руках теплый живой трепещущий журавль смысла. Можешь отпускать в небо, понятое от тебя не уйдет.

В недавнем Манифесте литературный критик всея Руси Галина Юзефович (безмерно уважаю и благодарна за многие прекрасные книги), сокрушалась по поводу отсутствия у нас читателей при избытке писателей. В числе мер способствующих тому, что "мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет", предлагая издавать меньше заведомого шлака.

Только ведь, печатают то, что потенциально способно пользоваться спросом, читателю Милорда Глупого предлагать Белинского бессмысленно. Пусть цветут сто цветов, а вы обеспечьте грамотную, с интуитивно понятным интерфейсом, навигацию по аллеям этого сада. Процесс взаимообратный, хотя довольно нескорый: дайте больше стоящих книг - придет понимающий читатель.

Для меня двадцать первый год уже стал временем многих открытий. Имена все женские, никакого отношения к воинствующему феминизму, но из мужского по-настоящему интересен только рубановский "Человек из красного дерева", а Рубанов давно в обойме и новых книг от него постоянный читатель ждет, как, впрочем и от Яхиной потому ее прекрасный "Эшелон на Самарканд" к новым именам не отношу.

Теперь смотрите (перечисляю в хронологическом порядке, как приходило с начала года): "Люди и птицы" Светланы Сачковой, "Земля случайных чисел" Татьяны Замировской", "Павел Чжан и другие речные твари" Веры Богдановой, "Кто-нибудь видел мою девчонку?" Карины Добротворской, "Важенка" Елены Посвятовской - все качественная, самобытная осмысленная проза, все новые имена. Теперь могу добавить в этот ряд и "Фарбрику"

Действие рассказов К.А.Терины происходит в разных декорациях, меняется время, место, образ героя-рассказчика, стиль. Объединяет их одно - ощущение потери. Чувство, что из мира изъята какая-то его часть, которая может быть основополагающей, а может - почти незначащей с позиций обыденности. Но без нее все рассыпается, а сквозь зияющие пустоты, на месте которых прежде были кирпичики мироздания, теперь сквозят ветра потерь.

Я совершенно спокойно отнеслась к первому рассказу "Никто не покидает Порт-Анри", который очень хвалили мой любимый переводчик и Олди. Титульная "Фарбрика" тоже не то, чтобы оставила равнодушной, но - да, не тронула душевных струн. Порадовала бабелевскими интонациями "Кочубейская опера", лудоманские мотивы которой после отчетливо прозвучат в "Оловянном летчике".

По-настоящему оглушило "Льдом" и "Медузой", о них хотелось бы немного больше. В реальности "Медузы" обитатели некоего Социума, четко расслоенные на три основных страты: акти, инди, номера, собственно, ведут сетевую жизнь. Не в том смысле, что в старой песенке Земфиры про девочку, живущую в сети. И не в манере Черного зеркала, где рейтинги соцсетей вторгаются в реальность. И даже не в утрированном стиле "Страны Качества" Марка-Уве Клинга, где социальные рейтинги и алгоритм полностью управляют жизнью индивида.

Скорее как в "Матрице", когда физическое существование поддерживается системой жизнеобеспечения, а мозговая активность полностью работает на он-лайн. Скромная "индюшка" (индивидуалка) Калинка, чьи жизненные цели: 1. не скатиться в "номера"; 2. выбраться из социума - второе заведомо невыполнимо, примерно как стать "акти" уровня Ольги Бузовой в нашей реальности.

Но зачем-то же она себе такое намечтала. Так вот, в ее сетевую клетушку вплывает инфомедуза. А за таких тварей, если сдать при обнаружении в генштаб, могут отвалить немыслимое какое-то количество местной валюты, лайков. Которые есть жизнь. Проблема в том, что донести до Канцелярии так, чтобы по пути не схитили, можно лишь окутавшись огненным смерчем файербола, за который приходится отдать последние семь лайков.

Такой классный, такой грустный рассказ, замечательный панчлайн в финале, просто как удар под вздох. Теперь про "Лед". Назвать так рассказ в мире, где уже есть сорокинская "Ледяная трилогия" и "Лед" Дукая - как минимум, очень смело, но это совершенно классная штука. Смотрите, есть молодой человек, Койот, социально неблагополучный потребитель веществ. Перебивается случайными даже не заработками, а возможностями урвать, где плохо лежит. Что стало совсем проблемно с тех пор, как мать отказала ему от дома.

К тому же, герой вынужден дважды в неделю отрабатывать социальную повинность по назначению суда в доме престарелых, ненавидя бабку, почти овощ, к которой приставлен. И вот он вспоминает, что давно, мальчишкой, попал в заброшенный дом, до краев наполненный счастьем (смыслом, полнотой бытия), законсервированным в вещах, которые остались от покинувших его людей. Он тогда попробовал унести чужой смысл в свою жизнь и пережил горькое разочарование, когда тот осыпался горсткой сора (помните золото фей?)

Теперь, поднаторев в умении обманывать ожидания и причинять боль тем, кто имел глупость хорошо к нему относиться, не только отодвигает с пути призрачную девочку-хранительницу дома, но даже и умело выносит из дома "ништяки", конвертируя их в классный лед, самого высокого качества, с каким ему приходилось сталкиваться. а дальше что-то будет.

И вот этот рассказ, может быть не доведенный до совершенства с точки зрения литературного мастерства - он подлинная жемчужина сборника. Такая невыносимая боль, такая мощная референтность ко многим социокультурным аспектам, такая подлинная непростота. Отчаяние, горечь, надежда, где ее, кажется, уже не может быть. Брэдбери, Кинг, Мириам Петросян, Дениэл Киз и Кен Кизи.

Резюмируя: неуютная и бесприютная, но интересная и яркая проза.

https://chto-chitat.livejournal.com/14288219.html


Метки:  

"Капитан Панталеон и Рота добрых услуг" Марио Варгас Льоса

Суббота, 20 Марта 2021 г. 05:23 + в цитатник
Бойцы невидимого фронта
Водой, небесами, лесами
Летаем, плывем, доплываем.
Повсюду нас ждут:
Услуга - не блуд.
Служить, служить, служить
Солдатам отчизны родной.

Отдавая должное масштабности фигуры Марио Варгаса Льосы, его невероятной литературной одаренности, новаторству в соединении с мастерством, четкой бескомпромиссной гражданской позиции, его последовательному феминизму - все же не могу назвать своим писателем. Всякая новая встреча с его прозой для меня мучительна.

И это не для красного словца, не за тем, чтобы намекнуть на тонкость своей нервной организации. На самом деле, каждый раз отбрасывает, как в тот первый раз в конце восьмидесятых прошлого века, когда в голову бы не пришло, что наше кино выродится в тот кошмар, каким стало сейчас, а Себастьян Аларконе снял на Мосфильме "Ягуара" по дебютному "Городу и псам" Льосы, перенеся действие из Перу в Чили.

Я тогда вспомнила, что в шкафу давно стоит красная книжица и надо бы почитать, прежде, чем идти в кино. Открыла, наткнулась на описание "крещения" в военном училище и издевательств над первокурсниками. Борясь с приступом тошноты, закрыла, вернула на полку и на следующие тридцать лет благополучно забыла, что есть такой писатель.

До осени две тысячи шестнадцатого, когда волна прибила к моему берегу переводчика с испанского, который посоветовал, как средство от идиосинкразии "Тетушку Хулию и Писаку" - биографический роман о первом браке Льосы. И да, это оказалось не только интересно, но полно очарованием ретро, исполнено страсти и нежности первой любви - запретной, потому что к женщине много старше себя, да к тому же тетке.

Осмелев, взялась за "Зеленый дом", и снова свинцовая тяжесть не своей прозы. Постмодернистские эксперименты с флэшбэками, словно бы размножающимися почкованием. перемежающиеся диалоги, рекурсивные связи, на деле ничего ни с чем не сводящие. В центре повествования публичный дом в маленьком городке. Удовольствия от чтения около нуля, хотя не могу не признать, что автор всегда на стороне униженных и оскорбленных и откровенно исповедует феминистские взгляды.

А еще через год была игра, в которой досталось читать "Войну конца света" - лучшую, по мнению писателя, из написанных им книг, о событиях, вошедших в историю под именем войны Канудус - гражданской войне, полыхавшей в Бразилии конца девяностых позапрошлого века. Горькая, страшная, жестокая, полная омерзительных подробностей книга. И я сказала себе: "Стоп! Больше Льосы в моей жизни не будет."

И снова повелась на обещание уморительно смешной книги. Нет, "Капитан Панталеон и Рота добрых услуг" ни разу не смешная книга. Ну или у нас с вами разное чувство смешного. Что веселого и забавного, ну скажите мне, что, в желании армейского руководства стравить пар солдатского спермотоксикоза посредством создания передвижного борделя?

То есть, озверевшие на безбабье, до того, что насиловали до смерти любую несчастную, имевшую неосторожность выйти на улицу в дни солдатских увольнительных, сожительствовали со скотом и округляли друг друга, солдатики, чаянием армейского руководства, получили возможность пороть по графику шлюх, которых прямо в часть доставляли геликоптером "Далила" и катером "Ева". Где, в каком месте нужно радоваться?

На самом деле, в ситуации, когда примерному женатику и почтительному сыну поручено создание армейского публичного дома примерно столько же смешного, сколько в абсурдистском анекдоте "Летели два крокодила, один на север, а другой зеленый". Ну ясен же пень, что надо. Не нами началось и не на нас закончится даже имея в виду сегодняшний тренд на асексуальность, что есть женщины, для кого много секса со множеством партнеров норма и удовольствие. К экономическим факторам и сексуальной эксплуатации это имеет очень отдаленное.

Им это нравится, у них хорошо получается, так дайте им эту работу. Тем более, когда вы сгоняете в кучу половозрелых самцов на пике сексуальности. В романе, как, думаю, и в жизни, зародись подобная инициатива, все разбивается о ханжескую мораль, наподобие той, что утверждала: " В СССР секса нет". Делать можно, но в обстановке строгой секретности. А то как же это, армия, крепящая обороноспособность родины и блуд - низзя!

Однако все будет отлично: девочки на жалованье, при врачебной опеке и под защитой. О прежнем статусе грязных шлюх забыто, теперь они спецрота. прямо-таки бригада быстрого реагирования. Не учли одного - длинных мужских языков и их хвастливости. Что бы долбодятлам не молчать? Нет, несут по городам и весям весть о своей мущинской состоятельности.

Вот и донесли. Сцена похорон Ольги Бразильянки Арельяно глубоко трагична и исполнена "правильного" пафоса, а Пантоха, блин, реальный мужик. По-своему драматична и смерть брата Франсиско, история возвышения и бесславного конца культа которого переплетается в романе с основным действием. Тема мессианства для Льосы сквозной мотив, очевидно потому, что в новейшей латиноамериканской истории играет значительную роль. Сильная книга, не сумевшая пробудить у меня эмоционального отклика.

https://chto-chitat.livejournal.com/14288119.html


Метки:  

Визуализация новой книги А. Иванова "Тени Тевтонов" для лучшего восприятия.

Суббота, 20 Марта 2021 г. 00:23 + в цитатник
Здравствуйте уважаемые.
Прочел тут намедним новую книгу замечательного отечественного писателя Алексея Иванова под названием "Тени Тевтонов" и очень даже так проникся. Я вообще большой почитатель его творчества, и считаю только одну его книгу неудачной, а такие вещи как "Сердце Пармы", "Золото Бунта" и диологию "Тобол" вообще одними из лучших работ, написанных на русском языке за последние четверть века. Отличные просто!

В последнее время автор больше ударился во всякое сверхестественное, или как он сам называет "деженералогию", но это отнюдь не раздражало - качественные и любопытные книги, хотя несколько проходные. А вот в этой своей новой, он меня реально зацепил :-) Смог объеденить тему Второй Мировой, военно-рыцарских орденов (моя первая книга об этом, думаю вы в курсе :-), легенды и еще немного мистики :-) Получилась очень увлекательная и очень интересная штука. Читал с огромным удовольствием. И, думаю, с легким сердцем, могу посоветовать и всем вам. Думаю, большинству она понравится.

Есть правда одно НО. Думаю, фантазия работает у вас очень хорошо, но в общем и целом, довольно трудно будет предсталение иметь о том, что именно описывается в книге, не имея перед глазами наглядные пособия. И я решил немного вам помочь. Быть может, действительно кому-то будет полезным. Просто фото и картинки для вашего лучшего восприятия.
Давайте попробуем :-))
Итак...
Действие книги происходит в 2 временах. В апреле-мае 1945 года и 1456 году. Многие вещи исторически показаны, а многие автором искусно выдуманы, и вплетены в историческую канву. Не было никакого Лигуэта, Кох не скрывался в Пилау, Торунская Хоругвь не брала замок тевтонцев после предательства и так далее. Но это не документальная, это художественная книга, и мастерски, повторюсь, написанная. Так что... :-)
Возвращаясь к повествованию, так как времен у нас два, то вот вам несколько фото и картинок для лучшего восприятия.
Начнем с 1945 года.

Пиллау в 1945








Пиллау до войны





коса Фрише Нерунг





Гауляйтер Восточной Пруссии Эрик Кох




"Хеншель-60" гауляйтера


Ледокол "Восточная Пруссия"


Вервольф



Смерш







Немецкие танкисты в панцержакетах на фоне T-III


гордость литовской исторической мысли Повилас Пакарклис


профессор Юргинис Юозас


"Времена года" Кристионаса Донелайтиса


неоднозначная фигура польской истории Леон Козловский


Замок Лохштедт


Крейссер "Кенигсберг" на котором служил Грегор Людерс


15 столетие

Тевтонский орден




Рыцари тевтонцы





сержанты тевтонцев




Хроника земли Прусской Петра из Дусбурга


Герман фон Зальца


Бурхард фон Шванден


Генрих фон Плауэн


Конрад фон Валленроде


Конрад фон Фейхтванген


Людвиг фон Эрлихсхаузен


Пьер де ля Кав.


Мариенбург (Мальборк)





Замок Балга



Замок Монфор в Святой Земле



Долива - герб Клиховских


Польские рыцари




король Казимир IV Ягеллончик


Ян Длугош


табориты




Ульрих Чырвонка


Грюнвальдская битва

Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.

https://chto-chitat.livejournal.com/14287679.html


"Дурная кровь" Роберт Гэлбрейт

Пятница, 19 Марта 2021 г. 12:43 + в цитатник

Эзотерический детектив

– У Юнга сказано, что гороскоп – первый шаг человечества в сторону психологии, ты это знал?
– Но теперь, когда у нас есть психология, астрологию можно сдать в утиль, верно?
– Думаю, сугубо научный мир был бы холодным местом. Юнг также писал о коллективном бессознательном. В каждом из нас архетипы.

Удивительная она все-таки: сначала сыграла на волшебной флейте мелодию Гарри Поттера и увела за собой наших детей. Не удовлетворившись, вернулась в мужском обличье с другой музыкой, чтобы забрать нас. И да, она сделала это, по крайней мере, со мной. Понемногу, исподволь растворила неприязнь к детективу, как жанру. Не ко всякому, но к тому, где на обложке Роберт Гэлбрейт, а героями неизменные Корморайн Страйк с Робин Эллакотт.

Ждала "Дурной крови" с прошлого лета, примерно тогда появились анонсы пятой книги Страйка. Вместе с информацией о скандале вокруг нее - блюстители толерантности расценили сюжет как трансфобный, призвали бойкотировать Роулинг в сетях, запустили в Твиттере хэштэг #RIPJKRowling - "Покойся с миром, Джоан Роулинг" (ужас, правда). Но ничего из этого не вышло, роман побил рекорды продаж, несмотря даже на совсем не детективный тысячестраничный объем.

Забавно, что на российском книжном рынке, спустя полгода, ситуация дублируется. Ожидаемая новинка, от женщины, чьи прежние работы были самыми резонансными в современной русской литературе, еще до начала продаж оказывается в центре скандала. У нас труба пониже, но дым даже и погуще - не читавшие романа, обвиняют его в клевете на наше прошлое и в плагиате, предлагая расправиться с автором примерно в том же стиле.

Надеясь, что здравый смысл и здесь восторжествует, вернемся-таки в Соединенное Королевство. Где к Страйку, дела которого ощутимо пошли в гору (не в последнюю очередь благодаря партнерству с Робин) обращается женщина с просьбой расследовать обстоятельства исчезновения ее матери сорок лет назад.

Слава Корморана в сравнении с первыми книгами возросла неимоверно: не только внебрачный сын рок-идола, не только герой-ампутант без страха и упрека, который раскрыл уйму громких дел и поймал Потрошителя, но уже практически новый Холмс и Герой нашего времени. Интересно, что Робин, при том, что ее вклад в репутацию агентства не меньше, а риски больше, достается известность по остаточному принципу: "та девушка, которую порезал потрошитель".

Но это не главное. Как и то, что снимает теперь, когда ее брак распался, комнату у безработного актера с не самым лучшим характером; что бракоразводный процесс неимоверно затянулся, а по всему виновная сторона Мэтью намеревается ободрать ее, как липку; что взятый на работу бывший полицейский с замашками знойного мачо пытается за ней ухаживать (кому доводилось становиться предметом назойливого внимания человека, который глубоко антипатичен - поймет). Все это неважно, главное - она теперь партнер.

"Дурная кровь" строится по тем же лекалам, что и прежние романы Роулинг aka Гэлбрейт. Помимо основного расследования рассказ о нескольких дополнительных делах, которые ведет агентство, они вплетаются в ткань повествования довольно органично, позволяя составить представление о методах работы и дополнительно характеризуя персонажей.

Не остаются без внимания семейные, любовные и дружеские связи героев, вполне уместные - никто не существует в вакууме и не посвящает свою жизнь только работе. Немало внимания уделено развитию их отношений: сильное взаимное притяжение вкупе с обоюдным нежеланием ввязываться в служебный роман. Нормально, тут у нас не сериал "Полицейский с Рублевки", где Гриша всех перетрахал, и не по разу, что работе нисколечки не вредит.

Многофигурная композиция предполагает подробное знакомство с десятками персонажей, из которых многие окажутся на роли подозреваемых. Причем, в отличие от первых, несколько завлекательного свойства романов, речь в которых шла о звездах эстрады, интеллектуальной элите, жизни высшего общества, и, напротив - социального дна - здешний сеттинг усредненно-обывательский. С поправкой на ветер, в целом английская жизнь посытнее российской, но речь все же большей частью о средних людях.

И это тоже интересно. Как жила, в семидесятые прошлого века, идя через преграды к намеченной цели, стать всего лишь врачом общей практики, умная и красивая девочка из бедной семьи? Как строились ее отношения с окружающими, какими эти люди вокруг нее были? Какое влияние на людей оказывало тогдашнее увлечение нью-эйджизмом и насколько серьезно мы, сегодняшние, готовы позволить эзотерике войти в нашу жизнь (никто не признается, что верит в гороскопы и гадания, но все их читают и при случае не прочь задать катрам таро вопрос).

Ну и, куда без маньяка. За что люблю Джоан Роулинг, так это за то, что зло у нее напрочь лишено романтического флера, той алмазной пыльцы, какой принято нынче припудривать негодяев. Никакого отрицательного обаяния. Если что-то выглядит как дерьмо и воняет дерьмом - здесь вы не перепутаете его с шоколадом. И никакие рассказы о тяжелом детстве не послужат оправданием, не вызовут жалость.

Да, о травме расскажут, одновременно с этим рассказав о десятке других героев, переживших травмирующий опыт, которые не стали злодеями. Будет четкая социальная составляющая - менять мир к лучшему тяжелый и требующий регулярных усилий труд. Разовые акции, вроде перфомансов, выглядят нарядно, но толку от них чуть. И, конечно, раскрытие давней тайны - ручаюсь, "убийца дворецкий" вы не воскликните до самого финала. Что и требуется от хорошего детектива.

https://chto-chitat.livejournal.com/14287468.html


Метки:  

Найти стихотворение

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:27 + в цитатник
период: 60-е годы.
автор второго ряда, но достаточно известный.
содержание. лирический герой рассуждает о женственности русского языка, что его любимая говорит»пошла», «сказала», и его восхищает то, что эти формы отличаются от того, как говорит он сам: «пошел», «сказал».

https://chto-chitat.livejournal.com/14287285.html


Метки:  

Цивилизация точка нет

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:23 + в цитатник
Помню был в диком удивлении от романа Станислава Лема "Мир на Земле". Для старшеклассника в 1988 году был футурологический шок - гонка вооружений переместилась на Луну в далекие гипотетические 2100+. Дисперсные роботы (ну теперь мы знаем что есть ИИ, тактика роя и прочие хитрые нанотехнологии). Такое ощущение, что роман "Фиаско" от Станислава Самуиловича был напутствием - люди планеты Земля, вы только сделали первый шаг на большом и длинном пути...

Ну вот сейчас просматриваю прочитанное из адекватной фантастики. Ближайшее счастливое будущее это "Анклавы" Панова или "Периферийные устройства" Гибсона? Или есть еще варианты?

https://chto-chitat.livejournal.com/14286987.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:23 + в цитатник
Посоветуйте произведения, похожие на "Медею" Улицкой. Заранее спасибо!

https://chto-chitat.livejournal.com/14286788.html


Метки:  

Анжела Марсонс "Смертельные воспоминания" (Ким Стоун -10)

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:23 + в цитатник

Когда старший инспектор Ким Стоун была ребёнком, ее мамаша здорово спятила и бросила своих детей прикованными к батарее: Ким выжила, ее маленький братишка нет.

И вот в очередную годовщину этой трагедии в том самом доме, где Ким потеряла брата и едва не погибла сама, происходит преступление: юноша и девушка прикованы к батарее, он мертв, она едва жива. Для инспектора Стоун эта мизансцена становится шоком - ну и какому психу, скажите на милость, пришла в голову фантазия воссоздать худший момент ее жизни? А псих этот, между тем, только начал, ведь в жизни Ким есть и другие жуткие события, которые можно воспроизвести...

Книги о Ким - добротные полицейские детективы, и "Смертельные воспоминания" не исключение.

Сюжет интересен: граждан, ненавидящих Ким, пруд пруди, но кто из них достаточно умен и чокнут, чтобы избрать столь изощренный способ мести? Темп развития событий средний, психологическая сторона расписана достаточно, чтобы оживить повествование, но не настолько, чтобы его затянуть. Стоун работает не в одиночку и даже не с напарником, под ее началом небольшая группа, что означает командную работу, читать о которой весьма занятно. Расследование увлекает: шаг за шагом, проверять догадки, устанавливать факты, интерпретировать улики, беседовать с фигурантами... и копаться в прошлом Ким, ведь разгадка прячется где-то там.

Паралельно развивается история с профайлером Элисон Лоу, которая по мнению общественности облажалась с профилем преступника, но сама она в этом не уверена: похоже, облажалась таки полиция, но доказать это не так просто.

Некоторые нюансы сюжета тесно связаны с предыдущими романами, так что читать серию нужно по порядку, иначе будет непонятно. Кровавой жути немного.

Интересный детектив.

https://chto-chitat.livejournal.com/14286586.html


Метки:  

"Страна коров" Эдриан Джоунз Пирсон

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:22 + в цитатник
Добро пожаловать в Коровий Мык, где сходится все
Любовь оптимизировать нельзя. Да и научение чему-то значимому нельзя сделать более действенным; ибо если б можно было, оно тогда бы перестало быть поистине значимым.

Это литературная мистификация. Выпущенный в две тысячи пятнадцатом издательством Cow Eye Press, которое создали, похоже, исключительно с целью напечатать этот единственный роман, он прошел бы незамеченным. Когда бы специалисты пинчоноведы не обратили внимание общественности на удивительное сходство стилистических решений, проблематики, сюжетных ходов, пространственно-временных приемов литературного дебюта Пирсона с книгами Томаса Пинчона. Не говоря о поразительной зрелости первой книги никому не известного автора.

Кстати же, мысль, высказанная им в интервью сайту Cow Eye Express о том, что современник более склонен читать автора, чем книгу, в то время, как на достижение известности уходит столько энергии, отнятой у собственно творчества, что произведения маститых и увенчанных частенько представляют собой горы шлака. Эта мысль в духе некоторых прежних высказываний великого затворника (Напомню, Пинчон, как до него Сэлинджер, ведет крайне уединенную жизнь, отказываясь от интервью)

В совокупности, это дало основания предполагать, что за псевдонимом Пирсон скрывается Пинчон. Версия до сих пор не подтверждена и не опровергнута. Пирсон со времени "Страны коров" ничего не написал, его сайт и фейсбучная страница производят впечатление одноразовых, в то время как великий писатель интеллектуал год спустя одарил поклонников "Краем навылет". Исходя из собственного знакомства с прозой (не так много, четыре романа) Пинчона, я склонна согласиться.

О чем книга? Сюжет до безобразия прост, чтобы не сказать примитивен: герой, нанятый по итогам телефонного собеседования, прибывает в сельский общинный колледж, бывший в недавнем прошлом зооветучилищем. Ныне, благодаря щедрому покровительству семьи спонсоров, чье благосостояние зиждется на торговле оружием, учебное заведение расцвело, хотя некоторые, хм, атавизмы прежних времен, вроде фонтана в виде покрывающего телку быка, отразились в дизайне и архитектуре.

Задачи Чарли (все зовут его так, буду и я) - не в сфере преподавания, он администратор специальных проектов: 1. создать вменяемый отчет, который удовлетворил бы аттестационную комиссию, от чьего решения зависит продление аккредитации - собственно быть или не быть Коровьему Мыку колледжем; 2. примирить враждующие фракции внутри преподавательского состава; 3. провести рождественскую вечеринку, на которую придут все (в прямой связи с п.2: если там будут тупоконечники, простите - мясоеды, вегетарианцы откажутся присутствовать, и наоборот).

Кажется, ерунда, делов-то. Но это только кажется. На деле, сразу по прибытии, Чарли оказывается в центре клубка проблем и взаимоотношений, распутать который не проще, чем развязать гордиев узел: за какую нить не потяни, всякая не только затягивает хуже, но еще и утолщается до каната. Как в случае с преподавателем риторики Аланом Длинная Река (он из этнических индейцев), молчащим на протяжении последних семи лет. Дичь и абсурд?

Нет, там все сложнее. страшнее и горше. Общинные земли его племени затоплены в результате строительства гидроэлектростанции. Были старики, отказавшиеся уходить, кого-то эвакуировали насильственно. Да, проблематика, близкая распутинскому "Прощанию с Матерой". С тем дополнением, что вместе с расселением носителей, умирает их язык.

Который молодой индеец лингвист отчаянно пытается сохранить, защитить, встречается с немногими оставшимися носителями, записывает у стариков предания, выслушивает обвинения в коллаборационизме. И умолкает, не сумев убедить мир в необходимости сохранить то, что единственно осталось от его предков на свете. А что же плотина? Иссушает некогда плодородные земли, заболачивает другие, но оазис Коровьего Мыка и фонтан с быком-телкой питает исправно.

Так здесь со всем. На поверхности злая сатира, анекдотические происшествия и треп ради трепа. В подоплеке трагедии, непростые судьбы и взаимоотношения. Которые в какой-то неуловимый момент снова перестают быть серьезными и являют абсурдистскую анекдотическую изнанку.

Зыбкость, неопределенность положения относительно пространственно-временных ориентиров: монолог героя, начатый как поток сознания наедине с собой вполне может закончиться включением одного или нескольких собеседников где-то в аудитории или актовом зале. Политкорректное "коренной американец" в отношении Длинной Реки запросто соседствует с преподавателем "негроидом по квоте", "черномазыми", "цветными" об афроамериканцах и "косоглазыми" - об азиатах.

Отдельного внимания заслуживает топоним. Коровий глаз оригинала в переводе превращен в Коровий мык и это остроумное переводческое решение Максима Немцова, в очередной раз убеждает в его феерическом чувстве языка. Не знаю, какие коннотации будит в носителе языка Cow Eye, но в "мыке" русскоязычный читатель слышит и буколическое мычание, и горемычность, и бестолковое мыканье, не приносящее сколько-нибудь существенного результата, и необходимость добиться не мытьем, так катаньем. И "мы", почти по Королю-Солнце" Колледж - это Мы!

Перевод в целом превосходный, имея в виду, что книга очень непроста, референтна к бесчисленному множеству социокультурных реалий: от устройства жизни в кампусе, знакомого русскому читателю преимущественно по англоязычным университетским романам до зооветреалий кастрации теленка и постулатов буддизма. И, хотя я не самая большая поклонница кампусной прозы, не могу не признать, что финал чудесный.

Любите Бога. Доверяйте любви. Поклоняйтесь миру. Платите налоги, чтобы настал день, когда мы сможем располагать внушительным военным присутствием по всему миру. Выполняйте все это, и остальное приложится само собой – даже самая пагубная заявка на региональную аккредитацию…

https://chto-chitat.livejournal.com/14286152.html


Метки:  

Томас Манн "Доктор Фаустус"

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:22 + в цитатник
В современном инфопространстве слова "апокалипсис", "оккупация", "фашизм", "ад", "ужас" и т.п. так часто употребляются походя, что и впрямь начинает казаться, будто апокалипсис - это февральская вьюга в средней полосе России, а проявление фашизма - штраф за парковку.
Да и больше того. Когда благополучные столичные дамочки пытаются воссоздать в своих книжках народную трагедию столетней давности, а на экране впадает в депрессию из-за того, что недолюбила мама, рафинированный персонаж в исполнении актера-мажора, искажается само понятие трагедии, - искажается до полного уничтожения.
Высокая трагедия исчезла из современного искусства. Это становится совершенно очевидно после того, как прочтешь, например, "Доктора Фаустуса".

"Доктор Фаустус" Томаса Манна - высокая трагедия в полном смысле; суть, дух и тело этой книги есть трагедия.

С первой страницы читатель узнает, что рассказ (об Адриане Леверкюне, "с которым столь беспощадно обошлась судьба") предстоит не только печальный, но и трагичный, ибо автор говорит с нами из Германии 1943 года. Безысходность и безнадежность, которую испытывает рассказчик (Серенус Цейтблом), размышляя о судьбе современной ему Германии и ее народа, ощущается постоянно, и поэтому все, что проходит перед взором читателя в первой половине книги - пасторальные картины детства, юношеское становление и сопряженные с этим увлекательные акты познания, устремленные в будущее надежды - все хранит тень отбрасываемой из этого будущего трагедии. По мере продвижения повествования тень сгущается все больше и больше, напитываясь частными гибельными драмами, выписанными с таким мастерством, какое только одно и способно сопоставить самоубийство неудавшейся актрисы с падением империи. И завершается роман тремя мощными аккордами, не оставляющими никакого сомнения, что свет померк окончательно и навсегда: ужасная смерть маленького ангела Непомука, исповедь уже безумного Адриана Леверкюна и плач Серенуса Цейтблома по Германии, ибо наступил апрель 1945 года. Полное погружение в адскую бездну, которая называется так не потому, что там пламя и демоны, а потому что там нет надежды. Никакой. Ни на что. Никогда. Именно такова и была участь доктора Фауста - не того, которого романтизировал и спас Гете, а того, из народной трагедии, которому была уготована ужасная кончина и низвержение в ад без всякой милости. Сделав композитора Леверкюна новым доктором Фаустом и через его судьбу олицетворяя в Фаусте всю Германию, Томас Манн вернулся к изначальному образу этого героя и к изначальному же суровому суждению о нем.

Суровое взвешенное суждение - а не истерические выкрики, не размазывание дерьма по воротам - вот чего не хватает искусству в современности. Хотя, возможно, оно и не искусство уже, без высокой трагедии.

https://chto-chitat.livejournal.com/14286020.html


Метки:  

МОЛОХОВЕЦЪ Е. ПОДАРОКЪ МОЛОДЫМЪ ХОЗЯЙКАМЪ

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:21 + в цитатник

С.-Петербургъ. Типографiя Н.Н. Клобукова, Пряжка, д. № 3. 1901
двадцать второе изданiе, исправленное и дополненное.
180-ыя тысячи.
Репринтное воспроизведение. ММП "Поликом". 1991. Стр. 1-1056



45.54 КБКнижно-кулинарные размышления

В 1991 году издательство ММП "Поликом" несказанно порадовало эстетов от высокой кулинарии, выпустив в свет репринтное издание "Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве" Елены Молоховец.

Нынешние книжные развалы с многочисленными кулинарными книжками "от Молоховец" такой радости уже не доставляют — адаптированные к современному языку, растерявшие фунты и золотники, они утратили очарование старины глубокой и ничем не выделяются в общей массе подобных книг.

Итак, эстеты от кулинарии — ликовали, любопытствующие радостно потирали руки: вот сейчас они своими глазами прочитают знаменитый совет Молоховец "если к вам неожиданно пришли гости, пошлите девку в погреб, пусть она принесёт холодной телятины и клубники со сливками. Это будет вполне прилично".

Что же до молодых хозяек…



Вряд ли в 1991 году, возрождённый после 70-летнего забвения, "Подарок" Молоховец имел прикладное значение в искусстве приготовления пищи. В девяносто первом молодые хозяйки совершенствовались в приготовлении каши из топора и варки супа из плавленого сырка "Дружба". Однако и тогда находились кудесницы, которые из простого минтая могли сотворить роскошное блюдо на основе рецепта "Стерлядь, необыкновенно вкусная, с белым столовым вином". Именно для них Елена Ивановна и давала пояснения: "таким образом приготовляются рыбы, у которых мало костей, как-то: осетрина, белужина, судак, сиг, форель". Почему бы не продолжить — минтай?

"Подарок молодым хозяйкам" впервые увидел свет в 1861 году, регулярно переиздавался на протяжении более чем полувека и выдержал не менее 28 (1914 г.) изданий, прибавляя новыми рецептами и новыми разделами. Так, например, в XXXVIII отделе "Исправленiе вкравшихся ошибокъ и неточностей, дополненiе и прибавленiе" Молоховец просит хозяек "все эти помеченные мною ошибки … исправлять в своей книге, а новые кушанья отмечать в конце соответствующих отделов". Репринтное воспроизведение двадцать второго издания (см. фото) представляет собой увесистый "кирпич" в тысячу страниц и содержит более четырёх тысяч рецептов.

Но самым, пожалуй, ярким свидетельством популярности этой книги в дореволюционном домашнем хозяйстве являлся вал подражаний и подделок, которые сопутствовали каждому переизданию трудов Молоховец — "Новый подарок молодым хозяйкам", "Полный подарок молодым хозяйкам", "Настоящий подарок молодым хозяйкам" за авторством невнятных мороховцов и малоховских. Но мы-то знаем — фальшивая монета имеет хождение только тогда, когда оригинал обеспечен золотом.

Молоховец действительно преподнесла хозяйкам драгоценный подарок. Хотя сборник кулинарных рецептов и не её изобретение, а "Подарок" — далеко не первая и не последняя кулинарная книга в России, но именно Молоховец впервые (!) "во всех помещённых кушаньях, назначила, по возможности, точно определённую пропорцию всех составных частей их, пропорцию на 6 человек…". Не только "мяса, масла, муки и проч., но даже и воды и молока. Эта мера, до сих пор у нас мало принятая, покажется странною, даже смешною и неудобоисполнимою, в особенности для простого сословия, т.е. для нашей прислуги, по части поварской. Между тем, эта мера, при выдаче аккуратной порции провизии, назначенной в книге, необходима. Возьмём для примера бульон"...

Записывайте. "Для приготовления его на 6-8 человек надобно выбрать кастрюльку, в которой постоянно варят суп, влить в неё 6 полных глубоких тарелок воды, положить 2-4 фунта говядины, смерить чистою, гладко оструганною полочкой, высоту воды, сделать на полочке знак, потом долить воды, варить бульон на лёгком огне, положив потом соли, кореньев и пряностей, по крайней мере 3 часа; уварить его так, чтобы его было, перед самым отпуском, столько, сколько назначено на палочке. Так приготовленный бульон будет крепок, сколько может быть от этого количества мяса.

Между тем, часто случается иначе, а именно: берут говядину по порции, льют воды без меры, накроют бульон крышкою, дают ему кипеть на довольно сильном огне, незадолго перед обедом оказывается, что бульон выкипел – что его мало, тогда подливают воды, по глазомеру, который, в особенности простолюдина, часто обманывает. Вливая бульон в суповую миску, оказывается, что бульона не 6 или 8 тарелок, а 12 и даже более… Бульон, разумеется, не вкусен, слаб, если суп с крупами, то круп этих едва будет заметно. Вследствие этого, если хозяйка и выдаст на кушанье провизию по этой книге, легко может случиться, что кушанье будет не вкусно; не зная же настоящей причины этому, вина должна пасть на книгу, хотя совершенно несправедливо…".

Читая "Подарок молодым хозяйкам" (некоторые кулинарные книги читать не менее интересно, чем по ним готовить), я ловила себя на мысли, что сравниваю главную кулинарную книгу дореволюционной России с главной кулинарной книгой эпохи социализма. Вот всё-таки сколько не пой "мы наш, мы новый мир построим", сколько не реорганизуй Рабкрин, есть всё же сферы неподвластные революционным изменениям, и одна из них – искусство кулинарии.

Сравнивать эти две книги занятие увлекательное. Если верить "Книге о вкусной и здоровой пище", то "социализм освободил наш народ от действия волчих законов капитализма, от голода, нищеты, хронического недоедания, от необходимости приспособлять свои потребности и вкусы к самому примитивному ассортименту продуктов". (Статья "К изобилию!", издание 1953 г.) А если ориентироваться на рецепты Молоховец с умопомрачительным разнообразием используемых продуктов, проблема была не в примитивном ассортименте, а в стоимости "потребительской корзины". "Вообще цены в России так разнообразны и так меняются, а главное, так на всё быстро возвышаются, что трудно назначить даже приблизительную цену".

Простодушная Молоховец, старательно составляя реестры обедов, не забыла составить и реестр для служителей, который резко диссонировал с меню повседневных обедов для господ. Не будь этого раздела, глядишь, и не пришлось бы большевикам изобретать велосипед под названьем "Книга о вкусной и здоровой пище". Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Почему это служителям предлагается на обед суп из круп без мяса? Ну и что, что на "второе" каша картофельная и жаркое из говядины. Где кусок мяса в супе? Вот так и происходят революции.

Что до молодых хозяек образца 1991 года — для них, повторюсь, что "Книга о вкусной и здоровой пище", что "Подарок молодым хозяйкам" представлялись чем-то сродни волшебному горшочку из сказки "Принцесса и свинопас". Помните? Кто подержит руку над дымом этого горшочка — узнает, какая еда готовится сегодня в городе. Узнать-то узнает... Да вот только к 1991 году ассортимент продуктов, описанных и в той, и в другой книгах, почти невозможно было найти в магазинах.


Но, не будем о грустном, давайте лучше поиграем.
Сравните и попытайтесь определить, какое из ниже приведённых меню предлагала Молоховец на обед буржую недобитому, а какое "Книга о вкусной и здоровой пище" — строителю коммунизма.

1. Окрошка сборная мясная. Рыба жареная в сухарях. Баклажаны жареные. Пудинг из ванильных сухарей.
2. Окрошка мясная. Говядина с соусом из солёных рыжиков. Каша ячневая со сметаной.

Подсказка от Елены Молоховец: "При составлении меню обедов надо придерживаться вообще следующих правил:
1) Чтобы все обеды были одинаково сытны, а для достижения этой цели, необходимо распределять так, чтобы одни кушанья были посытнее, а другие зато полегче.
2) Не повторять за обедом один и тот же продукт.
3) Разнообразить самый даже цвет блюд, так например: если суп белого цвета, то нельзя давать на второе блюдо, курицу или рыбу под белым соусом, а подать что-нибудь под темным соусом.
4) Также наблюдать, чтобы не подавались подряд два кислых, или два сладких, или два холодных, или два мясных блюда".
Угадывайте! :-)


https://chto-chitat.livejournal.com/14285803.html


Ферранте Элена "Неаполитанский цикл" Моя гениальная подруга и так далее

Пятница, 19 Марта 2021 г. 02:21 + в цитатник
Было время и прочитала книги "Неаполитанского квартета" Элен Ферранте. Хочу сказать пару слов.
Написано сильно так себе. Я довольно неплохо знаю историю Италии 1944-60-х годов. Как говорится отличаю Альчидо де Гаспери от Энцо Феррари, а всех вместе от Пальмиро Тольятти)). В книгах практически нет ни уникального бытописательства, ни интересных сюжетов, ни собственных мыслей автора. Запросто можно было назвать серию "Бухарестский цикл" или там Ганноверский цикл. От послевоенной Италии, жизни, которая неплохо транслирована в фильмах неореализма в книгах нет ничего. Персонажы картонные, развитие линейное, сюжет примитивный, язык бедный. Читается очень легко, послевкусия не остаётся. Пригодно для чтения в дороге.

А вам понравилось? Может быть я что-то не поняла и это хорошие книги?

https://chto-chitat.livejournal.com/14285429.html


Прочитанное за февраль

Четверг, 18 Марта 2021 г. 12:26 + в цитатник
Вставлю и я свои пять копеек, раз уж в сообществе пошла мода на списки прочитанного (что я одобряю весьма и весьма).
1. Вальтер Шелленберг "Лабиринт".
Конечно, читать было интересно. Вначале правда скучновато, ибо написано очень аккуратно, но как еще он мог писать? Естественно, хотелось себя реабилитировать. Часть про шпионскую деятельность похожа на развернутое, художественно оформленное резюме. Вполне возможно, он действительно был обижен на то, что ни одна разведка мира не предложила ему сотрудничество. И еще, я в очередной раз убедилась, что шпион - это состояние души.
2. Лев Данилкин "Ленин. Пантократор солнечных пылинок".
Я, наверное, не стала бы читать эту книгу, если бы не посоветовали здесь в сообществе. Меня смущало название. Но все же я начала читать и испытала восторг. Могу заявить, что не читала более лучшей биографии вообще. Полная неожиданность. Очень качественная попытка описать Ленина не как пыльный памятник или одиозную фигуру, а как живого человека со своими достоинствами и недостатками. Посоветовала книгу всем, кому можно было.
3. Густав Майринк "Голем".
Тоже неожиданность. Начала читать из любопытства, решив бросить, если не пойдет. Но увлеклась и получила большое удовольствие. Эта книга похожа на сон (впрочем, и описывается в ней вроде бы сон). Такой сумрачный, тревожный и в то же время поэтичный. Прелесть, какой слог. В то же время есть сюжет, слегка мистический, слегка даже детективный.
4. Александр Бушков "Остров кошмаров" (трилогия).
Решила почитать что-то легкое и попалось на глаза это. Ну что сказать, вполне живенько и интересно. Такой вольный пересказ истории Великой Британии. Если не воспринимать это как серьезный исторический труд, то можно получить удовольствие. Я, в школьное время весьма умученная жуткой скукотищей учебников по истории, к таким книгам отношусь положительно. Во всяком случае, все короли и королевы на месте. Я специально полезла почитать критические замечания, но не нашла ничего особо криминального.

https://chto-chitat.livejournal.com/14285145.html


Метки:  

Зои Стейдж "Страна чудес"

Четверг, 18 Марта 2021 г. 12:26 + в цитатник

Отставная балерина с мужем-художником и двумя детьми переезжает в дикую глухомань, где до ближайшего человеческого жилья топать и топать, и в первый же день начинает твориться мистическая чертовщина.

Сюжет, можно сказать, классический. Несмотря на заезженность, из него можно было бы состряпать весьма неплохой роман, но у автора не получилось. Слишком много тягомотины и раздумий, а мистическая часть до того тягучая, что начинает утомлять. Разгадка ясна после выяснения некоего факта, осталось только дождаться, чем дело кончится. Концовка, кстати, оказалась неплохой, жаль, само повествование подкачало.

https://chto-chitat.livejournal.com/14284822.html


Метки:  

Ищу книгу. НФ 60-х, 70-х

Четверг, 18 Марта 2021 г. 12:25 + в цитатник
Герой прилетает на планету жители которой переселились (перенесли сознание) в компьютер. В результате никого не осталось, даже для обслуживания этого компьютера. Компьютер деградирует, в нём становится меньше "места" - памяти и обитателям приходится упрощать форму - вплоть до простой сферы. Напоминает Станислава Лема, но у него я нашёл только "Звёздные дневники" - путешествие двадцать четвёртое, в котором из аборигенов компьютер делал узоры на планете для создания гармонии.

https://chto-chitat.livejournal.com/14284576.html


Метки:  

"Идиот" Элиф Батуман

Четверг, 18 Марта 2021 г. 12:25 + в цитатник
Как я могу скучать по нему? Ведь я его даже не знаю
"Поскольку ее отца звали Дитер, ее полным русским именем должно быть Барбара Дитеровна. – Но "Барбара Дитеровна" звучит не совсем по-русски, – объяснила она, – поэтому я называю себя Варварой Дмитриевной"

Американка турецкого происхождения Элиф Батуман любит русскую литературу, а более всего в ней Федора нашего Михайловича. Как иначе объяснить, что две из двух ее книг озаглавлены в точности, как названия романов Достоевского. Первый, "Бесы" был моим подарком под елочку, второй привязался к женскому дню - такая она у меня получилась девушка-праздник.

"Идиот" с неменьшим основанием мог быть назван "Подростком", по крайней мере, это точнее соответствовало бы содержанию книги и умонастроениям ее героини. Однако известность этого романа несопоставима с культовым "Идиотом", а для сомневающихся, откуда ноги растут у заглавия, бородатый классик, помещенный на обложку в непосредственной близости от юной девы, долженствующей изображать автора, сразу расставляет приоритеты - мы тут не в бирюльки играем, у нас все серьезно.

Из сказанного может создаться неверное впечатление, что питаю неприязнь к американской писательнице, насмелившейся коснуться длинными заграничными руками нашего всего. Ничуть, даже и напротив, со второй ее книгой, уже знала, что референций к "Идиоту" Достоевского вылавливать из текста не нужно, а к величайшему роману времен и народов книга имеет примерно такое отношение как "Мой го отдыха и релакса" Отессы Мошфег с портретом Джейн Остен на обложке, к автору "Гордости и предубеждения".

Просто читала-слушала книжку. С огромным удовольствием. Она часто забавная, даже смешная, местами трогательная, часто соотносишь героиню с собой, а в происходящем с ней узнаешь случаи из своей биографии, сколь бы ни были разными жизненные пути выпускницы Гарварда из очень обеспеченной семьи с твоими.

На самом деле, все умненькие книжные девочки, влюбленные в слова и связанные с ними более крепкими узами, чем с живой жизнью, похожи между собой. И в манере оценивать окружающих/происходящее с позиций своего литературного опыта, куда менее оторванного от жизни, чем принято думать. И в саморефлексиях, когда бесконечно отзеркаливаешь свои страдания из-за лавстори, столь же банальной, сколь неповторимой и уникальной, проговариванием изгоняя из них боль, тоску, неуверенность - оставляя изящную игру в любовь.

Это не превращает хинин в сахарный сироп, но горечь своевременна и помогает излечиться от лихорадки. И во всех других отношениях это очень приятное, занятное, забавное чтение. Не лишенное смысла.

https://chto-chitat.livejournal.com/14284516.html


Метки:  

Петербургский трамвай как элемент культурного наследия страны.

Четверг, 18 Марта 2021 г. 12:24 + в цитатник
Здравствуйте уважаемые.
По мотивам старого своего поста :-) Вспоминая и перерабатывая немного:-)
Возможно, вам будет интересно :-)
Итак...
Скажите пожалуйста, что для вас общественный транспорт? Просто средство передвижения из пункта А в пункт Б внутри нашего великого города? Путешествие по определенному маршруту за фиксированную плату? Средство повышенной опасности для пешеходов и автолюбителей? И все? А не задумывались ли вы никогда над тем, что транспорт, являясь одним из важнейших элементов человеческого общества, напрямую связан не только с материальными аспектами, но также и, если хотите, с духовной сферой общества? Что он (этот самый общественный транспорт) может становиться источником вдохновения для создания литературного, изобразительного, музыкального и иного произведения, а значит непосредственным элементом культуры? То есть, можно сказать, что транспорт – это и есть часть культуры. Или вообще транспорт и культура неразрывны. Не верите? Давайте попробуем вспомнить, какие именно известные художественные произведения были созданы под влиянием общественного транспорта, а точнее одного из символов города Святого Петра- трамвая. Причем еще раз оговариваюсь, что я подыскивал произведения тем или иным образом связанные с нашим славным городом недалеко от озера Нево и никаким другим. Посему вы не увидите тут ссылок на Теннесси Уильямса, стихи Михалкова или даже на самого уважаемого мною очень Булгакова. Только наши и только наше! :-))))
785645 (1)
Работа И. Быковой Трамвай из прошлого. Ленинград.

Почему я решил выбрать для примера именно этот тип уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров, спросите вы? Все просто. Во-первых, наш город трамвайная столица страны, а в некотором прошлом и вовсе всего мира. Да-да, мой уважаемый читатель – в 80-х годах XX столетия протяженность трамвайных путей в городе была самой большой на планете, и даже сейчас по этому показателю мы уверенно входим в 5-ку. Во-вторых, есть что-то притягательное в то, что раньше называли электрической каретой, причем привлекательное именно у нас. С Белыми ночами трамваи хорошо коррелируют, что ли..:-))) Ну а в-третьих, мне трамвай нравится. Вот так вот банально и просто :-)
8ef339cc490014cae9356661c2a
Одна из самых старых фото электрического трамвая в городе

В славном граде Петра электрические уличные поезда (а этот еще один синоним трамвая) появились в начале 20 века и сразу же завоевали умы и души горожан. Естественно конка, ледовый и паровой трамвай функционировали гораздо раньше, но вот электрический появился на маршруте от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова именно в 1907 году.
Богема нашла трамваи чарующими и интересными, и использовала их как источник вечного вдохновения. Самым известным из всех произведений, родившихся в творческих муках от союза пылкого художественного воображения и электрического движущего по рельсам транспорта того времени, пожалуй следует признать стихотворения Николая Гумилева. Думаю, уместно будет кусочек процитировать.

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, —
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…..


Красиво, согласитесь….
articles_500_511e1074a83e5c543c016cc5f68ce80dcc0da2d820bcc
С. Адливанкин "Трамвай Б"

Смена власти и политической формации никак не сказались на любви творческой части населения города к электрическому транспорту, а даже наоборот. В 20-х годах были написаны, пожалуй, 2 самых известных картины связанные с трамваями. С. Я. Адливанкин выставил свой антиавангардисткий "Трамвай Б.", а Александр Самохвалов пишет свою монументальную "Кондукторшу". И это только мала часть известных работ.
Кондуктурша
Та самая "Кондукторша"

Холодные и голодные 20-ые отгрохотали и канули в Лету, наступили сложные 30-ые. В это время появилось некое произведение, которое непосредственно связано с данной темой и известное, наверное, каждому из нас. Я говорю о стихотворении С.Я. Маршака "Вот такой рассеянный". Тем трамвая там не основная, но важная (и, кстати, первоначально этот стишок назывался "Случай в трамвае"):
...Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:

- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Вожатый удивился -
Трамвай остановился....


Я, кстати, провел небольшой анализ этого кусочка с исторической точки зрения. Улицей Бассейной в 30-ые годы многие горожане называли не ныне существующую улицу в Московском районе (она появилась только в 60-х), а нынешнюю улицу Некрасова. Вокзал, судя по упоминаемым станциям это Московский или Финляндский (по 2 станции на обоих направлениях – Бологое и Поповка на Московском направлении, Дибуны с Ямской на Выборгском). Соответственно можно предположить, что если он ехал на Финляндский вокзал, то он сел на трамвай маршрута 23, а вот если на Московский – то на номер 31. Вот так то.
Ну, пойдем дальше. Кроме стихов и картин, образ ленинградского трамвая начал использоваться в филателии, а также в рекламе. Например, известна рекламная работа ленинградского художника Д. Буланова, выпущенная еще в 1927 году и повторенная в 30-х.
Трамвай в 40-ы, в годы войны и разрухи это вообще отдельная тема для разговора. Но сходу вспоминается фильм "Два бойца", который содержит кинохронику осени 41-го, на кадрах которой запечатлен Ленинград и блокадный трамвай.
plakat_41_220
Рекламный плакат Д. Буланова

С восстановлением страны и с ее подъёмом образ трамвая все ярче и ярче разгорается в различных художественных произведениях и достигает апогея уже в практически наше время – во 80-ые -90 года 20 столетия. Куча картин, фильмов, инсталляций. Как не вспомнить "Приключения Итальянцев в России" или "Как стать звездой" в которой трамваи, можно сказать, выступали как заправские артисты. Нельзя не вспомнить недавно ушедшего от нас А. Балабанова, который в своем самом известном и, наверное, лучшем фильме "Брат" также делает акцент на электрический рельсовый транспорт. А ведь были еще и документальные фильмы: "Трамвай идёт по городу" И "Мелодия старого трамвая" и еще многое иное.
nik-s_140
Рязановские "Итальянцы" на трамвае...

Ну а больше всего тема нашего городского трамвая вдохновляла, конечно же, музыкантов.
О труженике петербургжского (ленинградского) транспорта пела групп "Ноль" (Ехали по улице трамваи) и "Ночные снайперы" (О тебе не поют); "Аквариум" (Трамвай) и "Пилот" (Трамвайная). Были песни хулиганисто-блатные как у Аркадия Северного (Шел трамвай 10 номер), были веселые, как у Корнелюка (Билет на балет), а были и лиричные, такие как у "Секрета" (Последний трамвай)или Чиж и Ко - (Дополнительный 38-й)
sv53x
Образ городского трамвая в филателии

И это только малая толика того, что было создано под впечатлением от нашего старого доброго трамвая.
И это, естественно, не все. В любом случае будет интересно, если вы дополните меня и напишите те произведения, которые я не указал или запамятовал, или просто выскажите свое мнение.
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.

https://chto-chitat.livejournal.com/14284125.html



Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 473 472 [471] 470 469 ..
.. 1 Календарь