-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери".

Понедельник, 21 Декабря 2020 г. 14:09 + в цитатник

Прослушала роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". В детстве я читала только "Человек, который смеется" и свой пост о Гюго планировала начать словами: "кто сегодня читает Гюго?", но не успев задать этот вопрос, как в моей френленте опубликовали пост о другой книге автора и мне стало ясно, что Виктора Гюго и сегодня читают.

Первые две книги (главы романа автор называет книгами) у меня шли довольно туго. И я уже подумывала бросить, когда в третьей книге он вдруг стал нам описывать Париж. Сначала церкви Парижа, затем крыши, а после звуки! Это было волшебно! А пятая книга так просто полный восторг! (Она мне настолько напомнила Домбровского, что я до сих пор пытаюсь вспомнить, не называл ли Домбровский Гюго своим любимым писателем?) В пятой книге Виктор Гюго подробно рассказывал и рассуждал об архитектуре Парижа, сравнивая книги с соборами и объясняя почему книгопечатание всенепременно уничтожит зодчество. Эти три книги (3,4, и 5), на мой взгляд, лучшие главы романа, но их отголоски то тут, то там, разбросаны по всему повествованию.

И все же, это не мой автор. Мне очень понравился Гюго художник, историк и мыслитель, но я не поняла и не оценила сюжет, как и не полюбила героев. Собственно, там не было ни одного, за исключением козочки, симпатичного персонажа. Роман написан в 1831 году и может быть в этом все дело, но истории урода, священника, шлюхи и плясуньи все же очевидно придуманы, а потому не только в двух первых главах, но и на протяжении всей книги, мне временами было откровенно скучно читать эту сказку для взрослых. К тому же, повествование, как и диалоги, через чур искусственные и пафосные.

Пример:

"Его взор сверкал вожделением и яростью. Губы похотливо впивались в шею девушки. Она билась в его руках. Он осыпал ее бешеными поцелуями.

– Не смей меня кусать, чудовище! – кричала она. – Гнусный, грязный монах! Оставь меня! Я вырву твои гадкие седые волосы и швырну их тебе в лицо.

Он покраснел, потом побледнел, наконец отпустил ее и мрачно взглянул на нее. Думая, что победа осталась за нею, она продолжала:

– Я принадлежу моему Фебу, я люблю Феба, Феб прекрасен! А ты, поп, стар! Ты уродлив! Уйди!

Он испустил дикий вопль, словно преступник, которого прижгли каленым железом.

– Так умри же! – вскричал он, заскрипев зубами."

Кроме того, там слишком много всякой грязи: воры, нищие, калеки, попрошайки и вот, среди этого сброда, живет прекрасный цыганский цветок, в шестнадцать лет невинная Эсмиральда!

( Свернуть )

Подозреваю, что рассказать нам эту наивную историю не было настоящей целью автора. Это всего лишь яркая конфетная обертка, написанная согласно канонам жанра того времени и использованная для того, чтобы роман прочитали. А настоящая цель, познакомить читателей с историей и обычаями средневековья, что ему удалось.

Не знаю, цитата ниже ляп переводчика или автора, но позабавило:

"Между причудливыми фигурами, высеченными на стене собора, была одна, к которой он питал особенное расположение и с которой нередко обменивался ласковым взглядом. Однажды цыганка слышала, как он говорил ей: «О, почему я не каменный, как ты!»".

Суммируя вышесказанное, на мой взгляд, роман очень неровный, читая я издавала то ахи, то вздохи, но зато у В. Гюго отличное чувство юмора. Искрометные сравнения, иронические замечания и остроумные шутки,"как грозди звездных алмазов", выражаясь его языком, разбросаны по всей книге в самых неожиданных местах:

"Да, это страшная история, — сказала Ударда, — тут бургундец — и тот бы заплакал!".

https://chto-chitat.livejournal.com/14216951.html


Метки:  

"Английский дом. Интимная история" Люси Уорсли

Воскресенье, 20 Декабря 2020 г. 14:54 + в цитатник
Дом как дом, Люди в нем,
Все как привычно и изменений нет.
Много лет в окнах свет,
Шторки в полоску, чашки в горошек,
Тихие взгляды тех, кто с нами рядом.

Выражение "Мой дом - моя крепость" для нас звучит, как минимум, экзотично. Просто все иначе исторически складывалось. Дело не в тотальном контроле со стороны государства, не в традиционно малой стабильности материально-имущественной сферы в России, даже не в пресловутых трех сотнях лет монголо-татарского ига. Но, в отличие от англичан, строго ограниченных в пространстве своим островом, принявших систему троеполья как необходимость, у русских, в компенсацию неблагоприятного климата, было, куда двигаться. С гораздо более долгим опытом подсечно-огневого земледелия. На ментальном уровне мы менее оседлы

Так или иначе, книг об истории русского дома мне не попадалось. Если кто посоветует дельную, буду благодарна. Что касается английского - вот она "Английский дом. Интимная история". Нон-фикшн, более увлекательный, чем львиная доля романов, которые довелось прочесть за последнее время. И одновременно серьезное разностороннее исследование с привлечением инструментария истории, географии, обществоведения, архитектуры, социологии и колоссального объема фактологических материалов.

Люси Уорсли, более известна как телеведущая и создатель авторских программ на темы английской истории. Среди ее проектов как посвященные королям и аристократам, так и объектам архитектурного наследия, главным куратором программы по сохранению и реконструкции которых долго работала. Еще она специалист по творчеству Джейн Остен, с телевизионным циклом о писательнице и замечательной биографией "Джейн Остен дома" в активе.

Однако, вернемся к "Английскому дому" Книга в четырех частях. Расскажу о них по порядку с добавлением подробностей, вызвавших наибольший эмоциональный отклик. "Интимная история спальни". Рассказ о том, как менялось на протяжении веков назначение и обустройство нынешней комнаты для сна (и занятий сексом). От общего зала, где сначала на соломе, после на соломенном тюфяке спали вповалку для тепла чада и домочадцы, через огромные кровати, на которых помещалось до двенадцати человек, к отдельной комнате с кроватью под периной, заложенной несколькими шерстяными одеялами и кучей простыней: верхнюю грязную через пару недель использования меняли местами с нижней. Интересного много, но больше всего удивило, что легкие стеганые одеяла пришли в Англию со скандинавского полуострова лишь в семидесятые годы XX века, сменив кучу шерстяных. Слоган рекламной компании был: "Ложись в постель со шведом".

"Интимная история ванной" А что с удобствами? Вопрос столь же неловкий, сколь насущный. Не смущаясь интимностью и, хм, малой приспособленностью этих подробностей к обсуждению, Уорсли рассказывает о том, как мылись и какали, писали на протяжении веков. С какой периодичностью опустошались и ошпаривались кипятком ночные вазы, а с какой ведра, куда их содержимое сливалось. Кем и когда были устроены первые ванны и каково приходилось слугам, вынужденным таскать сотни литров воды сначала на второй этаж, после вниз. Как простонародье мылось в дубовой бочке по очереди в порядке субординации. Как долго и трудно приживался в домах унитаз и какие модификации были прежде знакомого нам фаянсового друга. Поразило, что во времена кринолинов и фижм был период, когда дамы, не смущаясь, справляли малую нужду прилюдно.

"Интимная история гостиной" от общей комнаты с соломой и циновками на полу, к полам, выложенным каменными плитами и стенам, затянутым гобеленами, затем затянутым тканью, после оклеенных обоями. Эволюция мебели для гостиных: большой общий стол и единственное кресло для господина, стулья вдоль стен, уютные кресла, пуфики, наконец диваны. Развлечения, от пьянствовать, слушая менестреля к карточным играм, шарадам, разного рода настольным и просто дурацким, вроде "тук-тук" играм. К современному телевизору, в сути, сменившему менестреля. Позабавило, как буржуазия бросилась неумело копировать стиль аристократических имений, открытых к публичному посещению, загромождая комнаты третьесортными подделками.

"Интимная история кухни" долгое и трудное превращение чадящего ада в современное удобное и стерильное пространство для приготовления вкусностей. Как справлялись с проблемой сохранения продуктов до изобретения холодильника (такого недавнего). Как, при дороговизне топлива, решали проблему готовки - несешь слепленные дома пирожки в трактир, через некоторое время забираешь готовые за небольшую плату. Чем мыли посуду, как скоблили столы, сколько ножей для хлеба должно было быть в господском доме (три).Как ненавидели и считали непристойными кухонные запахи и как много сделал для популяризации домашней готовки фудизм. Рассмешили собаки, которых пытались в одно время приспособить к кручению вертелов, псы большей частью сбегали.

В "Эпилоге" Уорсли делает довольно мрачный прогноз относительно осовремененного возвращения к нормам средневековья из-за скорой необходимости для человечества в экономии ресурсов. Что ж, поживем - увидим. Замечательно интересная книга.

https://chto-chitat.livejournal.com/14216574.html


Метки:  

Тэмсин Мьюир - "Гидеон из Девятого дома"

Воскресенье, 20 Декабря 2020 г. 00:19 + в цитатник


Мир "Гидеон из Девятого дома" Тэмсин Мьюир - это вселенная звездолетов, далеких солнц, мастеров фехтования, жестокой политики и лесбиянок-некромантов.
Воспитанная недружелюбными, окостеневшими монахинями, древними слугами и бесчисленными скелетами, Гидеон готова предать традиции и отказаться от рабства и загробной жизни в качестве живого мертвеца. Она зачехляет свой меч и готовится к дерзкому побегу. Но у Немезиды для нее другие планы.
Харрохак Нонагесимус, Преподобная дочь Девятого дома и экстраординарная костяная ведьма, отправляется в бой. Император призвал наследников каждого из верноподданных Домов на смертельный поединок - испытание ума и мастерства. Если Харрохак преуспеет, она станет бессмертной всемогущей слугой Бога Воскрешения. Но ни один некромант не может выступить без своего рыцаря. Без рапиры Гидеон Харроу потерпит неудачу, и Девятый дом вымрет.
Безусловно, некоторые вещи лучше оставить мертвыми.


Если вкратце - совершенно непонятно и невероятно увлекательно.
Начинается как нечто среднее между "Голодными играми" и сонмом их эпигонов, потом получается герметичный детектив, потом немного мистики, а кончается черт-те чем, и все это в антураже костей, скелетов и некромантов. Кровищща и выбитые зубы в ассортименте, но как-то слишком картинно и напоказ, чтобы вызывать отвращение. Просто такая эстетика.
С жанром тоже не вполне понятно. Несмотря на наличие звездолетов и вроде бы межзвездной империи, это даже не космоопера. Пока что. Пока что это вполне себе фэнтези. Говорят, темное. Нууу... довольно светло-темное))) Такая янг-эдалт история для девочек, которые гламуру предпочитают дискурс некромантию. Кстати, главная героиня - девица, но совершенно непонятно, собственно, зачем и почему. Вполне могла бы быть парнем (особенно если учесть, как она пускает слюни на всех встреченных девиц и обожает отжимания). Видимо, дань моде (девушка-героиня - это раз, и разработка темы ЛГБТ - это два). Похоже, это сработало, раз роман назвали "лучшей книгой года". Впрочем, для самых скромных упомяну, что "это два" не педалируется и при желании это вполне можно развидеть.
Почему я считаю эту историю янг-эдалт? Потому что типажи, использованные в ней, перекочевали сюда из мириадов фильмов и книг про американскую старшую школу. Есть звезды и аутсайдеры. Есть странные взаимоотношения и альянсы. Есть та самая команда неудачников, которая всех в итоге делает. Есть ограниченный круг общения ровесников, и есть взрослые, тоже ограниченный круг, и это два разных круга. И это подспудное чувство игры на лужайке, когда не ты хозяин своей жизни, а просто встраиваешься в правила, придуманные кем-то неизвестным и безликим, и занимаешься непонятно зачем непонятной хренью.
Несмотря на это, взаимоотношения между персонажами весьма любопытны и далеки от нормы))) Очень интересно следить за развитием этих отношений. Да и сами персонажи получились весьма неоднозначными, выпуклыми и убедительными.
Собственно, поэтому история "для девочек". Все же динамика душевных движений главной героини здесь, пожалуй, важнее динамики экшена.
Хотелось бы еще отметить очень "зрелищный" текст. Я не часто обращаю на это внимание, но тут в процессе чтения у меня в голове постоянно включалась надпись: из этого получится классное кино! И из этого тоже! И из этого! Поэтому мне немного жаль, что в романе таки есть некромантки-лесбиянки))) потому как вряд наше общество уже настолько толерантно, чтобы снять голливудский блокбастер (а по зрелищности, на мой вкус, это вот оно то самое) про нетрадиционные отношения.
Перевод... странненький. Я думала, что показалось, но об этом пишут во всех рецензиях.
Но самый главный минус книги - что, что это очередная трилогия. У нас есть первая книга, и, по сути, это одна сплошная экспозиция, хотя и весьма бодрая. Совершенно не понятно, какой там снаружи мир и про что будет дальше. Но ужасно интересно.

PS. Издательская аннотация фактически верна, но стилистически ужасна))) Полагаю, это гуглоперевод с английского. Пунктуационные ошибки в ней я поправила, что нашла. А обложка хороша, правильно сделали, что менять не стали)))

https://chto-chitat.livejournal.com/14216305.html


Метки:  

"Дом дверей" Брайан Ламли

Суббота, 19 Декабря 2020 г. 16:12 + в цитатник
Я… чувствую их, вот и все. Я разбираюсь в них точно так же, как Эйнштейн разбирался в цифрах или как палеонтолог разбирается в старых костях. Я ведь не механик. Но я могу объяснить любому механику, что и как делать. Я чувствую машины.

До этой книги ничего не знала об одном из старейших фантастов, разрабатывающих лавкрафтово направление. Собственно, как и того, что он преимущественно лавкрафтианец. Знала бы,наверно обошла стороной. Ну, потому что желания замахиваться на Говарда нашего Лавкрафта, после пары неудачных попыток, не испытываю. Просто не мой автор, хотя у него и без меня масса поклонников. Но об обширной ктулху-библиографии Брайана Ламли ничего не знала, описание книги показалось интересным.

У каждого своя фетиш, мой двери и лестницы: тема повторяющихся снов, предмет повышенного интереса в литературе и кино. Потому, встретив упоминание о книге "Дом дверей", которую автор обзорной статьи характеризовал как отменный хоррор, не устояла. Придя в ужас от предисловия с множественным ктулху в анамнезе, однако тронул-ходи, взялась, так уж прочти. Что ж, это, увы, не хоррор и совсем не отменный, но, Ура! - и не про ктулху.

Хорошее крепкое фэнтези про множественность миров, несколько в духе Берроуза (того, который про Тарзана и Принцессу Марса, на всякий случай, не того, который про голый завтрак). Достаточно современный антураж, еще без повсеместного интернета, сотовых телефонов и соцсетей - книга написана в девяностом. Но все эти радости цивилизации там и некуда было бы особенно приткнуть, большей частью действие происходит внутри некоего объекта, который можно было бы назвать синтезатором миров.

Итак, в шотландской провинции, неожиданно, совершенно в стиле "по щукину велению, по моему хотению" появляется замок. Он прекрасен и стилистически идеально соответствует местности, но напрочь лишен дверей. Как водится, военные оцепляют, журналисты освещают событие, от правительства на место прибывает министр, от спецслужб агент, привлекший к работе прежде служившего в военной полиции экстрасенса (который болен раком, но удивительно талантливого в работе с разного рода механизмами).

Министр, спецагент и экстрасенс оказываются рядом с замковой стеной, к ним присоединяется француз, полуофициально представляющий свою страну, в последний момент в кадр влетает красотка, преследуемая маниакально ревнивым мужем. На мгновение стена становится проницаемой и героев затягивает вовнутрь странного пространства, которое могло бы быть Землей, но скорее всего ею не является.

И вот уж в этом месте дверей будет в избытке. Не забыть бы сказать, что внутри они встретят неказистого человечка, попавшего сюда чуть раньше - мелкую криминальную сошку в бегах от подельников, которых сдал, спасаясь. И еще одного подозрительного типа, ну явно же инопланетного агента. А потом начнутся те самые ужасные приключения в калейдоскопически меняющихся мирах, в ходе которых сначала все вместе, потом каждый по отдельности, окажутся в персональном варианте ада.

Нет, не страшно. Местами забавно, местами увлекательно, иногда скучновато. Но сюжет крепкий, финал жизнеутверждающий, а исполнение вполне достойное. Кто любит приключенческое фэнтези - рекомендую.

https://chto-chitat.livejournal.com/14216135.html


Метки:  

"Новые страхи" Сборник англоязычного хоррора

Пятница, 18 Декабря 2020 г. 12:27 + в цитатник
Я считаю, что любовь просто еще один повод для ненависти. Думаю, что нам было бы лучше без этого гребаного бога.

Страх и страсть не случайно так похожи, различаясь лишь конечными звуками. Пугающее, предельно эмоционально заряжено. Сильнее, чем обидное, печальное или смешное. Страшные истории потому так популярны, что позволяют пережить ужас, не будучи участником событий, заговаривая-закликая свое страхи. Так было всегда. Ну. по крайней мере те две тысячи лет, которые мир жил в эпоху влажных экспансивных сострадательных и беспринципных Рыб, начертавших на знамени: "Бог есть любовь".

Постепенное вхождение в эру Водолея меняет нас и наши страхи. Сухая прохладная отстраненность на смену сочувствию. Деятельное добро вместо потоков слез. Эмоции на минус, рациональность в плюс. Не плохо, не хорошо - просто так есть. Ужас все реже вздыбливает рудиментарные волоски вдоль позвоночника, все чаще удивляет и печалит. Такова антология рассказов в жанре хоррора "Новые страхи".

Достаточно неровный по содержанию и исполнению сборник рассказов, тяготеющий к постмодерну и абсурдизму более, чем к традиционному хоррору. Пройдусь по содержанию, очень коротко говоря о каждом. "Нора богла" Элисон Литлвуд. Мальчик проводит каникулы с дедом и узнает от него о богле - род нечисти, живущей на морском берегу, забирающем что-то ценное у тех, кто имеет неосторожность унести что-то из его владений. Грустная история.

"Пастушеская сделка" Стивен Галлахер На маленький остров приезжает новый врач, не готовый к тому, насколько тесно современность соседствует здесь с дремучестью. "Нехорошее дело" Энджела Слэттер. Классическая история Синей бороды в несколько феминизированном исполнении. Любителям готики должно хорошо зайти. "Семейный автомобиль" Брэйди Голден вся семья Линдси пропала без вести несколько лет назад вместе с семейным автомобилем, когда она была подростком. И вот теперь та же машина, постаревшая и неухоженная начинает преследовать молодую женщину. За рулем кто-то огромный и пугающий.

"Четыре абстрактные картины" Нина Аллан талантливая художница с чертами аутиста верит в семейное предание, согласно которому все женщины ее семьи немного пауки. "Укрыться на месте" Брайан Кин теракт в публичном месте, стрелявший затаился среди жертв, волк в овечьей шкуре. "Складка в сердце" Чез Бренчли. Довольно запутанная и с претензией на глубину психоделическая история о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

"Зал ожидания" А.К.Бенедикт. Грустные души в лимбе, пытающиеся вспомнить себя и мгновение своей смерти, но не желающие умирать окончательно. "Коллекция Солтера" Брайан Лили Нувориш, сколотивший состояние на лесозаготовках, внезапно становится поборником природоохранных идей. "Все еще говорит" Рэмс Кэмпбелл. Письма с того света и жуткие родители. "Глаза белые и спокойные" Кэрол Джонстоун. Постап-история о женщине интернет-тролле, которая ослепнув, обретает способность видеть чудовищ, пришедших уничтожить род людской. Горькая аллюзия к зеркалу тролля из "Снежной Королевы".

"Замешательство из-за умершей бабушки" Сара Лотц. Предельно циничный рассказ о внуке, сопровождавшем на мюзикл бабушку, имевшую неосторожность умереть во время представления. "Эвмениды" Адам Невилл очередная вариация на тему эриний из мифа об Оресте, с большой претензией, но довольно алогичная. "Транспортная развязка" Мюриэл Грей еще один образец бестолковой и бессюжетной прозы на тему современного искусства и урбанистической культуры, которой природа мстит (довольно странной местью). "Суккуленты" Конрад Уильямс смесь маниакального хоррора с семейными проблемами, скучная и способная скорее раздосадовать, чем напугать. "Нырок лебедя" Стивен Лауз кровь-кишки-доброта и Древнее Зло, осведомленное о методах идентификации преступника с помощью частиц ДНК.

В конце то, что понравилось. "Дом головы" Джош Малерман. Ужас из детства, тем более пугающий, что неопределенный. "Куклы" Кэтрин Птейсек. Горькая и грустная история одиночества, отверженности, семейной жестокости, основанной не на физическом, а на ментальном садизме. "Дверь для похищений" Кристофер Голден. Совершенная и безнадежная жуть о любви, делающей нас уязвимыми, беспомощными, а в конечном итоге злодеями.

Есть в сборнике вещи, которые оставляют больше вопросов, чем дают ответов. Но есть и совершенно чудесные. Как готическое "Нехорошее дело", горько-больные "Куклы", странно-жутковатый "Дом головы" и совершенно ужасная "Дверь для похищений"

https://chto-chitat.livejournal.com/14215881.html


Метки:  

Рэндалл Силвис "Прогулки на костях" (Райан Демарко -2)

Пятница, 18 Декабря 2020 г. 03:08 + в цитатник

Первый роман серии был средненьким, ну а продолжение - это уже полная катастрофа.

В начале романа повествование делится на две линии.
В первой сержант Райан Демарко отчаянно страдает из-за постигших его в жизни потерь и одновременно крутит роман с сослуживицей по имени Джейми - чертовски занудно и уныло.
Вторая линия интереснее: маленький городок в Кентукки, отставной судмедэксперт по фамилии Хойл с несколькими товарищами пытается расследовать убийство семерых девушек, кости которых были обнаружены церковном тайнике: каждый скелет очищен и аккуратно завернут в прозрачную пленку. Со момента их обнаружения прошло несколько лет, а подвижек как не было, так и нет. Нет и новых убийств, хотя, возможно, маньячный парень просто нашел новое место для тел.

И вот когда Демарко со своей подружкой отправляются на похороны ее бабули как раз в Кентукки, в тот самый городок, эти две линии объединяются, и наконец-то просыпается детективная сторона, а вместе с ней и надежда на интересную историю.

Надежда, увы, оказалась напрасной. Автор решил детально показать внутренний мир Райана Демарко, его паршивое детство, переживания, отношение к Джейми, к любви и своей несчастливой жизни... И во всей этой чудовищной тягомотине изредко поблескивают вкрапления детектива - истории, которая могла бы быть неплохой, если бы не утонула в демарковских страданиях и любовном томлении его подружки. Хотя разгадка убийств так себе, чувствуется, что автор от души старался, выписывая психологическую сторону, а над детективной работал спустя рукава.

https://chto-chitat.livejournal.com/14215544.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 18 Декабря 2020 г. 03:07 + в цитатник
Всем нам привычен такой ход в повествовании: герой поступает невыгодно для себя, но Правильно с большой буквы П. Честно-благородно. Далее возможны варианты, в развлекательной литературе обычно все разрешается удачно, все рады, счастливы, танцуют. Бывает так, что все разрешается не очень удачно с точки зрения героя, но его греет сознание глубокой собственной правоты.
Но я тут вспоминала-вспоминала, да так и не вспомнила историй, где герой поступил благородно, огреб все возможные последствия и впоследствии об этом жалел. Из серии "эх, дурак я был, зачем это все".
А вы сможете привести пример подобного?

https://chto-chitat.livejournal.com/14215315.html


"Человеческие поступки" Хан Ган

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 17:28 + в цитатник
Помню тот миг, когда перевернула последнюю страницу и увидела фотографию обезображенной девушки, чье лицо сверху вниз было изрезано штыком. Что-то нежное, мягкое, какая-то часть моей души, о существовании которой я не знала, бесшумно разбилась внутри меня.

Это другая Хан Ган. Не та, которую узнала с "Вегетарианкой", недоумевая, за что нынче дают Букера и делая неутешительный вывод: умом Кореи не понять. Эта книга написана так, что нельзя не понять, не принять, не впустить, внутренне корчась, когда очередная порция боли входит в тебя, больше всего желая отложить и забыть.

Зная - уже не получится, еще одна щепоть к пеплу Клааса, который бьется в твою грудь. Ибо ты едина со всем человечеством. Книга посвящена событиям мая восьмидесятого в Кванджу: митинг студентов этого городка против закрытия властями университета вылился в народное выступление, демонстрацию расстреляли, что вызвало взрыв негодования, горожане оттеснили военных, захватили власть, пытались выдвигать требования. Через несколько дней в город вошли правительственные войска, сопротивление было жестоко подавлено. Число жертв, как водится, сильно зависит от источника. Официальная версия двести семь человек, участники инцидента говорят о двух тысячах.

В центре повествования судьба подростка Тонхо, погибшего в результате тех событий, его одноклассника и лучшего друга Чондэ со старшей сестрой Чонми. Так получилось, что мальчишки пошли на студенческий митинг и Чондо застрелили одним из первых, а друг сбежал. И вы бы сбежали, и я. Основной инстинкт не размножение, а самосохранение. А когда схлынула волна паники, вернулось человеческое: вина, стыд, желание оправдаться и, может быть, отыскать, спасти. Он ведь не знал совершенно точно, что Чондо мертв. Может в госпитале, может прооперировали, и теперь нужен уход.

Ищет всюду. Приходит в место, куда свозили трупы, да там и остается. Помогать тем, кто ищет родных, опознавать тела. Зажигать в изголовье свечки - говорят, это уменьшает запах разложения. Ну, свечами там не поможешь, представляете, жаркий конец мая и множество раздутых трупов в одном месте. Небольшая деталь, девочка в школьной форме, в начале юбка доходила до лодыжек, потом едва прикрывает колени. И он мог бы уйти, никто не держит, мама приходит плакать и умолять вернуться домой. Но вот не может, остается помогать двум девушкам, которых сегодня назвали бы волонтерами. Не может - человеческие поступки.

Каждая из шести частей книги написана от лица какого-то из персонажей, связанных с событиями. Рассказчиком во второй выступает дух Чондо, витающий рядом с телом, все меньше похожим на человеческое. Особенно после того, как солдаты пошвыряли в грузовики, сложили штабелями, облили бензином и подожгли то, что осталось от людей. Впрочем, для мальчика на этом муки закончились.

Чего не скажешь о парне, которого неделю держали в университетском актовом зале, избивая, моря голодом, подвергая унижениям, вытравляя из него человеческое. Неожиданная улыбка удачи сохранила ему и еще сотне из двухсот узников актового зала университета жизнь. Не сохранила воли к жизни. Он спивается, а человек, с которым нужно было делить на двоих порцию еды - тот покончил с собой.

Не скажешь о девушке, редакторе в издательстве, которая работала с пьесой политически неблагонадежного автора. Семь пощечин. Думаете, ничего особенного? Семь раз в ходе "беседы" человек из органов ударил ее по одной щеке и она думает, что барабанные перепонки остались целы чудом - везучая она. А потом, когда забирает из цензурного комитета пьесу - черный кирпич, из которого валиком вымарано восемь десятых текста, и передает допущенный к постановке вариант режиссеру (у которого через неделю премьера, на минутку), говорит ему: Простите. И снова: Простите. И снова.

Или другой девушке. Она считает себя слабачкой. Когда полицейский изо всех сил наступил ей на низ живота, решила оставить рабочее движение, в цели которого искренне верила прежде. Но знает, если все повторится, она снова пройдет по тому же пути и окажется в колонне демонстрантов. Потому что нельзя позволить себе быть жертвой. Современная Корея считает события Кванджу позором и болью нации, но они же переломный момент, который двинул общество по пути демократии.

И потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе.

https://chto-chitat.livejournal.com/14215091.html


Метки:  

Помогите найти книгу

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 01:26 + в цитатник


Ищу книгу, в ней два или три исторических романа. Издавалась в 90-е в серии "Орден" или "Легион", или какой-то подобной. Там были исторические романы 19 - начала 20 веков. Автора, или авторов не помню. Но помню, что один роман был посвящён событиям в Голландии в середине 14 века, когда там началась так называемая "война трески и крючков". То есть после гибели графа Вильгельма IV Смелого в битве при Ставерене против фризов в 1345 году, Голландией начала править его сестра императрица Маргарита. Однако часть знати недовольная её правлением пригласила на голландский трон одного из её сыновей Вильгельма Баварского. Началась гражданская война, в которой сын одержал победу над матерью истал графом Голландии Вильгельмом V. Марагрита умирает, а Вильгельм женится на Матильде Ланкастерской представительнице английского королевского рода Плантагенетов. Борьба партий знати продолжается. У Вильгельма и Матильды рождается дочь, однако она умирает в раннем детстве. У Вильгельма начинается развитие психического расстройства, и регентом Голландии становится его маладший брат Альбрехт.


https://chto-chitat.livejournal.com/14214752.html


Метки:  

помогите вспомнить две детские книги

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 01:26 + в цитатник
пожалуйста, помогите вспомнить две детские книги. я уже достаточно давно мучаюсь.
1) я читала в начала 2000-х, кажется, там описываются достаточно современные события, 1980-е самое раннее. из сюжета помню следующее: семья (мама, папа и один сын) приезжают на дачу, там ребенок находит то ли котенка, то ли щенка, не сказать, что повествование строится вокруг этого, но какую-то роль играет. если не ошибаюсь, мама запрещает ему этого зверя забрать домой в город. семья вроде благополучная, но ребенок какой-то одинокий, неприкаянный, прямо грустно за него. думаю, что это скандинавский автор.
2) примерно 2005 год или чуть позже. насколько визуально помню книгу, она из издательской серии а-ля "дневники принцессы" мэг кэбот или "девчонки гуляют допоздна" жаклин уилсон. российский дететив для подростков. девочку отправляют в пансионат с бабушкой, там она знакомится с компанией ровесников, они расследуют какое-то дело, параллельно тусуются и тд. помню такую деталь: мама этой девочки работала в пекарне, и она стащила ванильную эссенцию и использовала как духи.

https://chto-chitat.livejournal.com/14214582.html


Метки:  

The Midnight Library by Matt Haig

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 01:26 + в цитатник
Тебе не нужно понимать жизнь. Просто живи. ‘You don’t have to understand life. You just have to live it.’

Эта книга стала "Выбором читателей 2020" на Goodreads, и да, от "Полуночной библиотеки" The Midnight Library невозможно оторваться, не дочитав. Проверено на себе. Объем небольшой, чуть меньше трехсот страниц, проглотила за три дня. Обычно на английском так быстро не читаю.

Представьте, что у вас появилась возможность прожить не один, а десятки, сотни вариантов своей жизни, реализуя те возможности, которые закрывались с каждым очередным выбором. И самостоятельно решить, в какой из возможных судеб хотелось бы остаться - сделать ее своей. Именно это случается с героиней романа Норой.

Хотя прежде все становится, ну очень плохо. Ей тридцать пять; умом и красотой не блещет; живет в маленькой квартирке с котом Вольтером (имя - дань институтскому увлечению философией). Работает в музыкальном магазинчике "Теория струн", впрочем, уже не работает. С сегодняшнего дня уволена с формулировкой: Твоя кислая физиономия отпугивает покупателей.

А ведь когда-то играла на клавишных в рок-группе "Лабиринт" с братом, та команда давно развалилась, не добившись ничего стоящего. С Джо - единственным на свете близким человеком, у нее теперь вялотекущий разлад. Так, ничего серьезного, просто у него своих проблем хватает. С алкоголем и неустроенностью личной жизни. В общем, да. Кота у нее теперь тоже нет. Сегодня в девять утра знакомый парень зашел сказать, что его сбила машина. Хреновая она хозяйка.

Лучшая подруга Игги теперь в Австралии, они мечтали уехать туда вместе, но Нора в последний момент не решилась. И теперь она пишет в мессенджере о том, что страшно соскучилась, и как твои дела? Видит, что сообщение прочитано, но трех ответных пульсирующих точек так и не дожидается. Ее просто проигнорировали. Что ж, поделом, видно лучшего не заслуживает. В последнем прибежище, соцсетях, ожидаемо глухо. Никто не каментит, не стучится в друзья, не лайкает.

Зачем жить? Все хорошее, что могло не случиться в ее жизни, благополучно не случилось: не стала ни олимпийской чемпионкой по плаванию, ни рок-звездой; мечта стать гляциологом не осуществилась. Выйти замуж за Дэна и открыть с ним респектабельный паб - тоже. С Игги в Австралию не уехала. Даже на этой вшивой работе не удержалась и кота не уберегла. И все, что у нее есть в жизни, лишь маленькая неухоженная квартирка с разбросанными всюду покетбуками из букинистического секондхенда.

Нора съедает все таблетки из аптечки и... оказывается в странном месте. Это библиотека: стеллажи от пола до потолка уходят в перспективу. На всех полках книги разных размеров, но все в зеленых переплетах. Каждая называется "Моя жизнь". А на табло ее электронных часов 00.00.00. И до тех пор, пока не сдвинулось это остановленное время, она может выбирать непрожитую жизнь, чтобы найти ту, в какой хотела бы остаться.

Как вам такое? Стать балериной и танцевать "Лебединое" в Большом. Сделаться знаменитой писательницей. Кремлевским астрологом. Звездой ютуба с пятью миллионами подписчиков. Вести собственную программу на ТВ. Знать в совершенстве несколько языков. Объездить весь мир. Владеть собственным островом. Быть успешным финансовым аналитиком. Или потерять в аварии ногу и глаз. Работать уборщицей на провинциальном вокзале. Спиться или сторчаться. Сидеть на зоне. Вариантов неисчислимое множество. И да, ты можешь выбрать.

Мэтт Хейг русскоязычному читателю, сколько могу судить, незнаком совсем, но в англоговорящем мире он человек известный. Пишет как художественную литературу для детей и взрослых, так и нон-фикшн Популярность ему принесла работа "Причины остаться в живых" (понятно, чему посвященная). "Полуночная библиотека" отличная книга с неожиданным, но закономерным финалом, под занавес уходящего года.

I want to live and feel all the shades, tones and variations of mental and physical experience possible in my life.
Sylvia Plath

https://chto-chitat.livejournal.com/14214296.html


Метки:  

Прототипы литературных персонажей "Три мушкетера" А. Дюма

Среда, 16 Декабря 2020 г. 23:13 + в цитатник
Здравствуйте уважаемые.
Возможно это будет вам интересно, и, опять-таки, возможно, даже превратится в серию :-)
Посмотрим.
Начнем сегодня с прекрасной вселенной Александра Дюма-отца. Он хорош, всегда хорош :-))
Почему? Он никогда не писал вещи исторические. У него много надуманного, а придуманных персонажей он активно сочетает с историческими личностями, но осознанно или нет постоянно сдвигает их настоящие биографии в ту или иную сторону. Но получалось всегда отлично. Ибо - талант!

Я вот предлагаю сегодня вспомнить самую известную его книгу "Три мушкетера". А еще точнее - немного поговорить про тех персонажей, которые как-бы выдуманные, но на самом деле имеют под собой реальные исторические прототипы.
Как вы знаете, там куча реального народа, начина от Кардинала Ришельё, и заканчивая "госпожой белошвейкой" герцогиней де Шеврез. Много и чисто выдуманных людей, типа слуг господ мушкетеров, галантерейщика Бонасье или госпожи Кокнар, старой прокурорши из Шатле :-)

Но несколько людей как бы выдуманные, но имеющих реальные прототипы.
Итак...
Оливье Атос, граф де Ла Фер

Его прототипом выступил Арман де Сийег д’Атос д’Отвиль (1615 — 1643)
Троюродным племянником Де Тревиля. Вступил в роту королевских мушкетеров около 1641 года. 22 декабря 1643 года на рынке Пле-о-Клер был убит наёмными убийцами, которые подкарауливали Шарля д’Артаньяна. Пытался ему помочь, но погиб сам.


Рене Арамис, он же аббат д’Эрбле, впоследствии епископ Ваннский и герцог Аламедский.

Прототип королевский мушкетёр Анри д’Арамиц (1620—1674)
Он был кузеном капитана-лейтенанта роты Жана-Арман дю Пейре, граф Труавиля и родственником Армана д’Отвиля.
После окончания службы вышел в отставку, женился на девице де Беарн-Бонасс, которая родила ему троих сыновей и скончался у себя на родине в Беарне.


Портос, будущий барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон

Близкая основа - Исаак де Порто (1617— 1712)

Племянник графа де Тревиля, и кузеном мушкетёра Армана д’Атоса
Служить начал кадетом в роте Александра дез Эссара, потом перешел в 1643 году в мушкетеры, но не в первую рту - а во вторую. Он "черный" мушкетер. О том, кто такие "черные мушкетеры" мы с вам уже говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/578382.html
В 1654 году Исаак де Порто ушёл из гвардии и занял пост секретаря парламента Беарна. Женился в 1658 году, у него было двое сыновей: Арно и Жан. Он умер от инсульта 13 июля 1712 года.

Белокурая миледи Винтер. Она же леди Кларик, он же Шарлотта Баксон, он же баронесса Шеффилд, она же леди Винтер, она же графиня де Ла Фер, она же Анна де Бейль. Интересный персонаж :-)

Писатель взял за основу знаменитую Люси Хэй, графиня Карлайл (1599 — 1660)
Младшая дочь Генри Перси, 9-го графа Нортумберленда, умница и красавица. Камер-фрейлина королевы Англии Генриетты Марии и бывшая любовница Бэкингема, стала личной шпонкой Ришельё
Интересная судьба, яркая жизнь :-)

Ну и еще несколько второстепенных персонажей
Господин де Буа-Траси
Прототип Луи VIII де Роган-Гемене

Капитан гвардии Дюалье
Прототип - Франсуа де л’Оспиталь. В будущем станет герцогом и маршалом Франции. Был женат на Шарлотте Дезэссар, бывшей фаворитке Генриха IV, матери двух его бастардов, вдове герцога Лотарингского.


Господин Дюжар
Прототип - Франсуа де Рошешуар. Противник Ришельё, был осуждён на смерть из-за участия в заговоре Шале, но помилован. Изгнан из Франции, обосновался в Англии.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

https://chto-chitat.livejournal.com/14214127.html


Где вы, сокровища?

Среда, 16 Декабря 2020 г. 04:44 + в цитатник
Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!



Шедевров мало – в этом причина снижения, а то и потери интереса к чтению.

С чего я вдруг об этом?
По двум причинам.

Первая: не пишу сам – откуда ж им, шедеврам, взяться?!
Вторая: провел нонче волшебную ночь. Защемило чот сердчишко, захотелось сладенького – вытащил с полки запыленный, чтобы не сказать заплесневелый, томик…
"Остров сокровищ".

Да, Стивенсон Роберт Луис – голова…
Я бы ему палец в рот не положил

Любопытно – это в свое время прошло мимо меня – он в предисловии пишет, как всё случилось. Приснилась, мол, карта – это раз. Читал первые главы родственникам (вот же была традиция в те бестелевизороинтернетные века!), в гостях оказался издатель (вот же надо же!) – пришлось победить прокрастинацию, нездоровье, творческую немоту и дописать до конца…
Собственно, всё – не считая таланта, разумеется.

Писал от лица мальчишки – не нужны, стало быть, стилистическо-философские изыски; простыми словами, движуха без лишней психологии…
Писал с душевным трепетом, отдавшись стихии, безмятежно воруя попугая у Робинзона Крузо, а скелет у Эдгара По…
Писал: "Кто не помнит, как ребенком зарывался лицом в траву, вглядывался в дебри этого крохотного леса и видел, как они наполняются волшебными полчищами!"

Написал – и самому понравилось, сука! (В этом, наверное, главный секрет…)

* * *

Исчезающе мало в нашей жизни таинственных островов, мушкетеров и хоббитов, чингачгуков, шерлокхолмсов и всадников без головы – всё вкусное мы проглотили в детстве.
А новых блюд как-то не подают…

https://chto-chitat.livejournal.com/14213703.html


"Девушка в башне" Кэтрин Арден

Среда, 16 Декабря 2020 г. 04:43 + в цитатник
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны
Словно листья в сентябре.
Пушкин

Не то, чтобы продолжения всегда были слабее, случается и наоборот, но чаще всего вторая книга не так хороша, как начало. Интерес поддерживается кумулятивным эффектом сериала: герои уже не чужие, реалии места-времени знакомые, отношения с конфетно-букетного этапа первого знакомства перешли на стадию устойчивой приязни. Отчего не продолжить? Примерно это происходит со второй частью трилогии Зимней ночи Кэтрин Арден: свежесть и новизна остались позади, равно как феерия русской сказки с многообразием нечисти, опыт взаимодействия с которой всякий раз был увлекательным квестом.

Девочка выросла и пустилась в странствия. Не то, чтобы по зову бродяжьей души - благодарные крестьяне, ради которых рисковала жизнью, едва не в глаза называют ведьмой, а уж что за спиной шепчут! Но, по правде сказать, ни один из социально одобренных вариантов женской судьбы на средневековой Руси Василису не соблазняет. Стать рабыней мужа, запертой в тереме или невестой христовой в монастыре - все одно, за высокими стенами. И это ей, которая больше всего на свете любит свободу, вольный ветер в лицо и бешеную скачку на любимом Соловье!

И вот, "Девушка в башне" - рассказ о девушке, не желавшей провести жизнь в башне. Героине приходится покинуть Лесной Край, и первое, что она делает перед отъездом - отправляется к Морозко, чтобы попросить часть приданого, когда-то подаренного им, да так и оставленного в лесном доме. Меркантильность? Практичность. В романе удивительно органично соединились, сплавились русская бесшабашность (раззудись плечо, размахнись рука) с англосаксонским трезвомыслием несколько пуританского толка. Что только на пользу повествованию. Так ведь недаром Василиса в сказочной традиции Премудрая!

Вторая книга в большей степени "реализм", чем "магический", а вневременной антураж первой части сменяется привязкой к историческим реалиям правления Дмитрия Донского. Пусть в сказочном, далеком от документально-хронологической точности изводе, но реалии узнаваемы. И междоусобные распри Орды, ослабление контроля которой позволяет московскому князю какое-то время не платить дани, прежде собиравшейся неукоснительно в срок. А значит - дает возможность усилить собственное войско. И разбойные нападения по окраинам, о каких многие годы неслышно было.

И конечно, имена, Пересвет (так теперь в народе называют Сашу, любимого старшего брата героини), Кочубей (а это уже предводитель разбойников и фальшивый ордынский посол, прибывший с требованием недоимок за весь срок). И кони.

Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?

Не то слово, Николай Васильевич, она сумела это сделать, американская женщина историк, что изучала русский фольклор и подрабатывала официанткой (и даже, говорят, выгулом собак).Сумела так написать этот самый вихрь в гриве, что: А-АХ! Дух захватывает от скачки.

Хорошая умная честная книга. Интересная серия. Думаю, что продолжу знакомство третьей частью, которая пока только на английском.

https://chto-chitat.livejournal.com/14213416.html


Метки:  

Литература времен короновируса - 2

Среда, 16 Декабря 2020 г. 04:43 + в цитатник
Ранее https://chto-chitat.livejournal.com/14211209.html я начал обзор наиболее запомнившихся мне книг, прочитанных в 2020 году. Вторую половину этого списка предлагаю вашему вниманию. .

Попытка посмеяться:
Житинский "Плывун" - последняя книга хорошо знакомого мне автора, как всегда фантосмагоричная, умная и ироничная. Нет только той радости жизни, которая била через край в ранних книгах Житинского. Если перестроечный дом умел летать, то описанный дом врастает в землю, наклоняется под разными углами. Летать уже этому дому не получается.
Качан "Роковая Маруся" - книгу известного актера трудно заподозрить в большой литературной изысканности. Что в ней: забавные театральные зарисовки, хроника сердечных войн, пошловатенькая мелодрама с актерским антуражем. Но подано все очень изящно и с юмором, с массой аллюзий (да и прямых отсылок тоже) к классике, с шикарными сравнительными оборотами, да и просто превосходно и интересно читаемо. А послевкусие от книги полно мягкой чеховской грусти ("Такие вот мы все странные люди")
Коваль "Суер-Выер. Пергамент". Давно забыты вечера смеха А.Иванова, 16 страница "Литературки", а смех типа Комеди-Клаб вызывает только тошноту. Уже не помню, когда хохотал над книгой (кажется, лет 15 назад над Вудхаузом). Не смеялся и сейчас, но столкнулся с несомненно талантливой, фантасмогоричной, смешной и удивительной прозой. Прекрасная одиссея, где есть и аллюзии на средневековые бестиарии, и возрожденческие поиски истины, и раблезианство, и советская мифология.

В нашей жизни проживать не ново...
Бойн "Незримые фурии сердца" - сильная пронзительная книга о непростой судьбе ирландской женщины и ее окружающих, о мире, жестоком и бессмысленно-тупым со своими предрассудками и калечащими законами.
Пилчер "Семейная реликвия" - классический английский роман в стиле "семейной саги", внешне неспешной, но которая держит читателя в напряжении, заставляя гадать, как разрешится разгоревшийся в семье конфликт из-за наследства. Самое то в эпоху самоизоляции.
Уильямс "Стоунер" . "Стоунер - это я" - слова Анны Гавальды с обложки можно примерить к любому из нас. В удивительную простоту жизни Стоунера чудом вмещена вся универсальная формула нашего бытия со всеми его ожиданиями, реалистичностью разочарований и последующей утратой каких бы то ни было иллюзий.
Радзинский "Случайные жизни" Просто процитирую аннотацию: "Советское привилегированное детство в писательской семье со знаменитой фамилией и анти-советская мятежная юность, тюрьма и ссылка, лесоповал в Сибири и путешествия по южно-американским джунглям, работа учителя в московской школе и карьера банкира на Уолл-стрит в Нью-Йорке — такого хватило бы на жизни многих людей. Олегу Радзинскому удалось прожить все эти жизни одному."
Упомяну без комментариев две книги о том, с чем приходится сталкиваться, служа в Красной Армии, которая "от тайги до британских морей": Корнилов "Демобилизация" и Примост "Штабная сука"

А вот детективчики и ужастики как-то перестали интересовать (пройдитесь по телевизионным каналам - там везде то душат, то стреляют). Так что скандинавский нуар и франко-американские истории про маньяков откладывал пока в сторону. Правда, грех попутал и не без внутреннего отвращения и восхищения одолел одну из них:
Делайе "Переплетчик" - когда у творческой личности есть только одно желание - выделать человеческую кожу и делать из нее переплеты книг, это впечатляет даже по сравнению с Зюскиндовским "Парфюмером" (не буду спойлерить - там самое неожиданное и страшное в самом конце).
А вот женский "семейный" детектив в духе старой Англии А.Кристи неизменно привлекателен. Вот два прекрасных образца:
Уэйр "Смерть миссис Вестуэй"
Рейнборн "Вероника Спидвелл" (2 тома)
У них, как и у мэтра Мишеля Бюсси ("Время – убийца", Следы на песке", на очереди "Черные кувшинки") детективная линия - не самоцель, а средство создать характеры, мотивы поступков, логику межчеловеческих отношений, показать атмосферу места действия
По совету соощества прочитал три тома Чижъ "Пушкин. Агата и сыск". Впечатление двойственное: прекрасно прописанные главные персонажи, интересны их мысли и колоритные диалоги, но криминальная канва скучна и маловразумительна. Но нет худа без добра: задумал написать учебную компьютерную программу для имитации игры в рулетку.

Весьма разочаровал С.Кинг в своем "Институте". Плохие ребята экспериментируют над одаренными детьми, хорошие ребята самоотверженно их защищают - в итоге плоская америкозная агитка.
Небольшие разочарования и от продолжений серий других известных авторов:
Перес-Риверте "Фалько 2" - по сравнению с динамичной первой частью более камерно, вторично и монотонно.
Аберкромби "Эпоха безумия" (изданы пока 2 книги из 3) - по сравнению с совершенно блестящими тремя половинками "Моря осколков" возврат к персонажам "Земного круга" не придает особой завершенности повествованию. Рваный ритм, в котором превосходные эпизоды перемежаются с тусклым текстом про возню луддитов.
Суржиков "5 книга Полари - Янмейская охота" - события и сюжет в прекрасно созданном мире начинают буксовать. Толстенная книга описывает всего полторы недели: суд, события в Шиммерми и мелкие стычки. Кроме того меня всегда интересовал здесь психологизм событий и мотивации конкретных людей в конкретных обстоятельствах, а не пресловутые тайны каких то пресловутых Священных Предметов.
Конофальский "Инквизитор" 7 книга - бурные события первых книг утихают и на протяжении последних четырех томов теперь уже барон Фолков монотонно осваивает свое имение, успешно воюет с соседями-протестантами и выдает обозных шлюх за знатных господ. А автор серии зарабатывает деньги.
Васильев "Ученики Ворона" - ранее вполне "съедобное", но ничем особенно не примечательное чтиво, в заключительной 7-й книге преобразилось. Сплоченный коллектив умных и умелых людей гибнет в условиях предательства и тотальной жестокости. И щемящая тоска по бессмысленности смерти придала этому произведению завершающий талантливый аккорд.
Произведения Пехова, Дивова и Пелевина комментировать не буду, чтобы не нервировать их многочисленных поклонников. А вот "Квази" Лукьяненко заставил задуматься - может и в реале нас ожидает в недалеком будущем такое общество в виде тесного содружества людей и бесстрастных оживших мертвецов.
Из "попаданцев" порадовал только Бирюк 28 и 29 книгами своего "Зверя Лютого". По-прежнему раздражают вкрапления его мало-литературных лингвистических упражнений и излишний крен в область гомо- и гетеросексуальных описаний (мы как-то привыкли, что в России секса нет). Но очень точно и реалистично (насколько точна и реалистична может быть история) показаны все детали государственного устройства дотатарской Руси - княжеские межусобицы, церковно-военно-чиновничья иерархия, ведение натурального хозяйства. Куда там придворному псевдо-историку Карамзину. В последних книгах - взятие Киева войском Андрея Боголюбского и его венчание на великокняжеский престол.
Могу еще отметить удачное завершение Колесниковым серии "Доминик Каррера". Забавная попытка юноши занять достойное место в обществе, где царствует матриархат.
Из женских произведений в стиле любовного фэнтези понравились первые 75% книги Лесиной-Деминой "Оплот добродетели". Очень хорош образ робкой девушки и, одновременно, жесткого управляющего крупной корпорации и бульварной писательницы. Последняя четверть, описывающая любовный хэппи-енд, как всегда отвратительна.
Читабельны и серии "Леди из будущего" Штиль и "Маруся" Гончаровой ("Участок" пока не прочел).

Двойственные впечатления оставили книги отличных писателей:
Эко "Нулевой номер" - прекрасные отделные главы при общем невыразительном контенте
Такман "Ода политической глупости" - важнейшая главная мысль (особенно актуальная в наше время), интересные примеры, но американская привычка по десять раз вколачивать в тупые мозги читателям возвещаемые несложные истины раздражает чрезвычайно.

Разочарование года:
Муркок "Византия сражается"
Дик "Человек в высоком замке"
Недоумение года:
Кларк "Пиранези" - скучные высокохудожественные виньетки без сюжетного наполнения

В настоящее время слушаю: Иванов А. "Летоисчисление от Иоанна" - прекрасные текст и начитка Ивана Литвинова.
читаю:
Бергман "Восстань и убей первым - Тайная история израильских точечных ликвидаций". Очень подробно, познавательно и злободневно. Вот цитата: "10 января 1978 года агент поменял тюбик с зубной пастой Хаддада на точно такой же, но содержащий смертельный яд, который был разработан в Израильском институте биологических исследований...Хаддад умер в Восточном Берлине в мучительной агонии 29 марта." Филигранная работа спецслужб.

https://chto-chitat.livejournal.com/14213201.html


Метки:  

Гагарин, я вас любила! (с) Ундервуд

Среда, 16 Декабря 2020 г. 04:42 + в цитатник
Я не знаток жанра, и может быть взятый Львом Данилкиным за основу прием распространен в биографической литературе, но меня он сначала напряг, потом увлек, а в конце и вовсе стал казаться единственно возможным. Дело в том, что практически вся книга выполнена в форме коллажа из самых различных источников – книг, статей, интервью, рапортов, дневников и даже художественной литературы. Нет, авторский текст безусловно присутствует, и авторская позиция вполне сформулирована, но использование такого огромного количества прямых цитат создает удивительный эффект полифонии, делая главного героя не плоской картинки, списанной с советской героической иконы, а живым, фактурным человеком. Не 2d, а стопроцентное 3d!

Задача у Льва Александровича была ой какая не простая. Фактически он писал две биографии – Гагарина-человека и Гагарина-идеи (даже не символа, а именно идеи, концепта!).

Фигура Гагарина в истории XX века (если не вообще в истории человечества) абсолютно уникальна. Причем ключевую роль играет даже не то, что он сделал, сколько то, что это значило и до сих пор значит для людей. Высшая форма символизма! Даже генерал Каманин в своих дневниках не удержался от сравнения Юрия Гагарина с Иисусом Христом)))

Все обязательные элементы – детство, юность, учеба, подготовка, полет, слава, слава, много славы, гибель – рассмотрены автором пристально, корректно и критично (в смысле без попыток идеализации или дискредитации). Каждое слово подтверждено, каждый факт проверен, каждое мнение услышано.

Смерть Гагарина – отдельный сюжет, и удивительно, что он не оброс своим сборником мифов и легенд, как какой-нибудь перевал Дятлова. А может и оброс, просто я не в курсе. Данилкин, конечно, пересказывает весь положенный набор версий и аргументирует наиболее вероятную, но чувство недосказанности и загадки все равно остается.

Из дня сегодняшнего сложно представить в полном объеме какое впечатление произвел полет Гагарина на человечество тогда, в 1961 году. Мы пресыщены информацией и открытиями, искушены прогрессом, утомлены героями одного дня и пониманием того, как работает медиа-машина продвижения. Мы читали и смотрели столько фантастики, что космос нам давно привычнее какой-нибудь Уганды. Но 60 лет назад символический потенциал этого события был просто колоссальным. Особенно для СССР.

Даже я слышала рассказы очевидцев тех стихийных народных гуляний, что счастливой волной пронеслись по стране. Если день победы оставался "праздником со слезами на глазах", то 12 апреля стал днем чистого торжества человеческого разума, датой без страха и упрека, светлым пятном без малейшей тени.

Как пишет Данилкин: "Гагарин стал самым успешным "PR-проектом" советской власти…" и с этим нельзя не согласиться. Представьте себе кошмар западных чиновников того времени, когда народ с ликованием встречает и чествует идеологического врага, который и всем своим видом и всеми речами говорит, что вот он я, советский человек, человек будущего, человек, живущий идеей.

Особый респект хочется выразить автору за то, что он избежал ловушки романтизации Гагарина как человека. Это, и правда, сложный момент. Этого светлого парня с советских плакатов невозможно не любить, но и отрицать, что он всего лишь человек, а значит не лишен своих слабостей и не защищен от ошибок, тоже невозможно.

Фирменная улыбка, безуспешная попытка очеловечить советскую казенщину официальных речей, давление, да что там, гнетущий пресс искушающей славы, семья, круглосуточная ответственность за каждое свое слово и поступок, нереально комфортная для советских условий жизнь и незатухающая мечта вновь вернуться в космос или хотя бы просто в небо.

Признаюсь, у меня был некоторый страх перед началом чтения этой книги. Гагарин – фигура реально культовая для меня, хотя я и не считаю себя человеком, склонным к идеализации чего или кого-либо. Мне хотелось не потерять чувство трепета. И я рада, что оно сохранилось и что теперь у меня в голове сложилось чуть более полное и объемное представление о том, что за человек был Юрий Алексеевич Гагарин и о том, что это значило и до сих пор значит для жителей этой планеты.

https://chto-chitat.livejournal.com/14212977.html


читательский дневник. ноябрь

Среда, 16 Декабря 2020 г. 04:42 + в цитатник


1. Саша Филипенко «Красный крест». Писатель, у которого мне нравится все, от манеры вести повествование до чувств, которые из него можно извлечь. В этой книге крестом пересекаются две истории — одна историческая, история старой женщины, родившейся в начале прошлого века за границей, чья семья так невовремя решила вернуться в Союз. День ото дня теряющая память старуха напоследок рассказывает новому соседу всю свою жизнь, говорит про репрессии, лагерь, про страх и про совесть. А вторая история из наших дней — о женщине, выносившей ребенка после собственной смерти. Говорят, невозможная. Пусть.

2. Ксения Букша «Мы живем неправильно». Этот сборник текстов малой формы — где-то рассказов, а где-то и просто зарисовок. Но с героями Букши хорошо пройти даже небольшой отрезок пути — они где надо живые, где надо сюрреалистичные. Такие тексты — это как художественная фотография: обычное делает странным и наоборот, но не рассказывает, что было, что будет, чем сердце успокоится, а от фотографии этого и не просишь.

3. Марк Уолинн «Это началось не с тебя. Как мы наследуем негативные сценарии нашей семьи и как остановить их влияние». Когда-то на меня сильнейшее впечатление произвела статья Людмилы Петрановской «Травмы поколений» — она очень четко попала в расклад моей собственной семьи, где бабушка пережила войну, мама — перестройку, а я выросла очень самостоятельной, но не без изъяна. И вот анализ того, как общая травма народа формировала конкретные личности и как их излом отражался в следующих поколениях, — это очень сильно было и очень складно ложилось. Думаю, в книге Марка Уолинна я ожидала встретить сходное содержание. Но не встретила; кроме того, испытала весьма смешанные чувства: с одной стороны, начало книги выглядело научно-популярным, эпигенетика, эксперименты на мышах, все вроде бы шло гладко, и все же чувствовался подвох. Когда в тексте появились расстановки, подвох стал очевиднее. Когда автор наконец перестал прикрываться учебником биологии и начал размашисто писать, что всем нам необходимо простить своих родителей, чтоб потоки энергии рода не пережимались, книгу пришлось оставить. Хотя в отзывах многие говорят, что упражнения им здорово помогли.

4. Кейт Фландерс «Год без покупок». Это книга-отчет о челлендже, который поставила перед собой автор, канадская блогерша, девушка с целым ворохом аддикций от пьянства и переедания до, собственно, неконтролируемого потребления. Шопинг без удержу и жизнь в кредит — не мои пороки, поэтому не могу сказать, что читала эту книгу, чтобы чему-то научиться; но меня действительно привлекли искренность и рефлексивность Кейт Фландерс и то, как она подробно и увлекательно анализирует причины и последствия своего поведения и как смело раскрывается. Эта книга заслуживает хеппи-энда!

5. Евгения Некрасова «Сестромам. О тех, кто будет маяться». Это тоже рассказы, да какие! Некрасову я читаю медленно, перебирая формулировки и образы, мне безумно нравится то, что она делает с языком. Такие эксперименты с речью нечасто заканчиваются успехом, но ее остраненные фразы хорошо ложатся на ум. В них не вязнешь, а словно голову набок наклоняешь и под другим углом всем на свете любуешься — пусть бы даже иногда и пакостью, да какая разница. А так-то это рассказы про современных людей с их привычными пороками и внезапными святостями. Или наоборот. Например, про мужа, который бил свою жену, чтоб спасти город, а она отрастила восемь рук и дала ему отпор...

6. Лиана Мориарти «Девять совсем незнакомых людей». Загородный курорт, 10-дневная программа оздоровления, девять персонажей, хлебнувших собственной жизни и решивших попробовать что-нибудь еще. Это «что-нибудь еще» им с удовольствием предоставит Маша, владелица курорта, решившая испытать на гостях новый, улучшенный протокол. Исходный был — что-то вроде випассаны. Облегченной випассаны с массажами и психологическими консультациями. На самом же деле вышло куда как сложнее... Мне не очень нравилось поначалу — герои и их проблемы казались клишированными, а книга — аккуратно собранной из правильных кубиков, но не имеющей живого начала. Но стоило завертеться сюжету, как я оставила свою снобистскую критику и бросалась читать вторую половину при каждом удобном случае, так интересно было, во что же это раскрутится дальше.

https://chto-chitat.livejournal.com/14212708.html


Корея для детей

Вторник, 15 Декабря 2020 г. 05:04 + в цитатник
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, бывают ли книги по тхэквондо для детей? Для возраста семь-восемь лет?
Или, если шире к задаче подойти, посоветуйте, пожалуйста, книги про Корею. Традиции, этикет. Для того же возраста.

https://chto-chitat.livejournal.com/14212595.html


Метки:  

ПОПАДАНЧЕСКАЯ ЖВАЧКА

Вторник, 15 Декабря 2020 г. 05:03 + в цитатник
Именно так охарактеризовал мне творения Артема Каменистого человек, его посоветовавший. Почитал - и действительно, ни вкуса, ни калорий, но жуется и не выплевывается.
Коротко суть Пограничной Реки и Рая Беспощадного - наши попадают хрен знает куда, но далеко, и там начинают саморазвиваться от палки-копалки до пока не надоест. Как писал мой друг в 13 лет - Мы шли от предков копьепада и вот дошли мы до эн.яд.ра
Копьепад - это такая мышеловка для мамонтов, он чего-то задел, и ему на холку падает копье. И пронзает. У Каменистого вы найдете немало подобного. Так что если вам хочется пожевать - вэлкам!
Отдельно отмечу книгу Радиус Поражения. Она меня испугала. Там суть проста - что будет, если кто-то сможет забрасывать в наш мир юнитов. Туповатых убийц, но в огромных количествах.

https://chto-chitat.livejournal.com/14212343.html


Глобальное похолодание/выживание

Вторник, 15 Декабря 2020 г. 05:00 + в цитатник
Добрый день! Всем здоровья!
Прошу помощи в поиске книги для сестры. Она давно слушала аудиокнигу. Помнит только основу.
Семья, проживающая в Подмосковье, узнает о грядущем похолодании и готоаится к нему. Утепляет дом, запасет еду и т.д. Когда наступили холода, забрали к себе детей и соседей . Погибло много людей. За едой ездили в Москву, грабить бывшие магазины и склады.
Спасибо за помощь.

https://chto-chitat.livejournal.com/14211940.html



Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 459 458 [457] 456 455 ..
.. 1 Календарь