"Запомните: "простота" - это вздор, чушь"
В. Набоков, Лекции по русской литературе
Раньше я, кажется, уже писал про эти лекции, но на днях я их пролистал с начал и в конец - освежил некоторые места, а заодно дочитал до последней строчки и до точки. Кстати, получил из интернет-магазана недавно Набокова же
"Лекции по зарубежной литературе", которые тоже собираюсь изучить досконально (жаль, не все книги из тех лекций мною прочитаны - стоит наверстать перед чтением).
Печально только одно - такой узкий "набор" писателей и произведений Набоков охватил в своих
"Лекциях": Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов и Горький. Но сам автор оправдывается перед американской аудиторией: лучшие мастера периода 1900-1950 гг.
"переведены ужаснейшим образом". Скорее всего, студентам достаточно было, по мнению Набокова, самых ярких представителей русской литературы, которых он и выделил.

Не скрою, я рад тому, что после Набокова остались эти записи, к которым мы можем обратиться и над которыми можем размышлять, спорить, не соглашаться с чем-то, останавливаться с удивлением или хмурить брови. Владимир Набоков для меня является неким
знаком качества и оценки
русского слова, стиля,
высокой литературы, хотя, конечно, был он сноб и заносчив (как мне кажется, может, я ошибаюсь...
Брайан Бойд / Brian Boyd со своей обширной биографией Набокова ещё ждёт меня впереди). Я не хочу выступить тут
пошляком и
обывателем в набоковском смысле (см. эссе
"Пошляки и пошлость" в этом же сборнике), а только лишь для себя отметить несколько мыслей и замечаний.
Набоков помог мне посмотреть (и пересмотреть) на известные ещё со школьной программы книги-тексты и авторов с глубоких писательских литературоведческих позиций, стилистических, филологических... Некоторые произведения я перечитывал уже во взрослом возрасте - это тот опыт, который важнее школьного, потому что многие (если не большинство) книг из школьной программы стоит читать уже после 20-30 лет.
Я люблю Гоголя и Чехова, поэтому и взгляд Набокова был мне инетесен здесь - как он оценит, прокомментирует, на что укажет особо. Достоевского я какое-то время особо почитал, но это было просто увлечение, не совсем осмысленное (но продолжаю относиться к нему с уважением, хотя и настороженно по поводу его взглядов и душевных терзаний). Набоков не особо жалует Достоевского:
- "Упоение собственным падением - одна из любимых тем Достоевского. Здесь ("Записки из подполья"), как и во всех его сочинениях, писательское искусство не достигает цели, поскольку автор не уточняет, что за грех он имеет в виду, а искусство должно всегда все уточнять. Проступок, грех принимается на веру. Грех здесь - литературная условность, вроде тех, что используют авторы сентиментальных и готических романов, которых начитался Достоевский"
Я понимаю, что у Набокова есть свои основания недолюбливать Достоевского и считать его посредственным писателем, который просто опутывал читателя вязкими по смыслу и зачастую бессвязными диалогами и текстами, но всё же его откровенность иногда казалась мне слишком вычурной и претенциозной:
- "Но мир Достоевского, несмотря на приметы времени, - серый мир душевнобольных, где ничего не меняется, кроме, быть может, покроя военного мундира - конкретная деталь, неожиданно промелькнувшая в тексте"
Заинтересовала цитата из лекций по поводу "Мёртвых душ" Н. В. Гоголя, к которой я несколько раз возвращался, так как запомнил ещё со времён уроков по литературе, что главным героем гоголевских произведений является не кто иной как
чёрт (кажется, это мысль
Дмитрия Мережковского):
- "Но я повторяю в угоду тем, кто любит, чтобы книги описывали "реальных людей", и "реальные преступления", да еще и содержали положительную идею (это превеликое страшилище, заимствованное из жаргона шарлатанов-проповедников), что "Мертвые души" ничего им не дадут. Так как вина Чичикова чисто условна, его судьба вряд ли кого-нибудь заденет за живое. Это лишний раз доказывает, как смехотворно ошибались русские читатели и критики, выдевшие в "Мертвых душах" фактическое изображение жизни той поры. <...> Эти мертвые души, наполняющие воздух, в котором жил Гоголь, своим поскрипыванием и трепыханием, - нелепые animuli (душонки лат.) Манилова или Коробочки, дам города NN, бесчисленных гномиков, выскакивающих из страниц этой книги. Да и сам Чичиков - всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола, адский коммивояжер: "наш господин Чичиков", как смогли бы называть в акционерном обществе "Сатана и К" этого добродушного, упитанного, но внутренне дрожащего представителя. Пошлость, которую олицетворяет Чичиков, - одно из главных отличительных свойств дьявола, в чье существование, надо добавить, Гоголь верил куда больше, чем в существование Бога"
В той части, где Набоков разбирается с Достоевским и его галереей неврастеников и душевнобольных героев, есть две примечательные цитаты, я их не буду выписывать. Одна начинается словами:
"Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца и ума, этого "желудка души". Литературу нужно принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов...". Вторая начинается словами:
"Затем, обращаясь к художественному произведению, нельзя забывать, что искусство - божественная игра. Эти два элемента - божественность и игра - равноценны..."И ещё одна запоминающаяся цитата про
Льва Николаевича Толстого:

Я очень люблю "Анну Каренину" и рассказ "Смерть Ивана Ильича", читал их в школе и перечитывал в университетские годы.
Тут, говоря о Льве Николаевиче, Набоков искренне сожалеет о морализаторстве и проповедничестве Толстого, хотел бы его
"запереть в каменном доме на необитаемом острове с бутылью чернил и стопкой бумаги, подальше от всяких этических и педагогических "вопросов", на которые он отвлекался, вместо того чтобы любоваться завитками темных волос на шее Анны Карениной"...Много можно ещё писать и писать об этих лекциях и заметках, но надо и меру знать...
Буду рад вашим рекомендация по поводу лекций или заметок по русской и/или зарубежной литературе. Собираюсь прочитать из серии
"Литературная матрица" сборник статей
"Советская Атлантида".