Читала давно, но сегодня, спустя несколько лет, в преддверии светлого праздника Рождества, мне захотелось написать на него рецензию-отзыв, как я осмыслила этот сложный и многослойный роман, который в первую очередь об искусстве и о значении искусства в жизни человека и человечества, о чём и заявлено в его предисловии:
"Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
..........
Всякое искусство совершенно бесполезно."
На поверхности лежит фантастически-готичная история ангельски красивого юноши с ясными голубыми глазами и золотистыми кудрями, который отдал свою душу в обмен на вечную телесную молодость, красоту и земную жизнь гедониста, полную наслаждений. Попытаюсь рискнуть и проникнуть глубже, раскрывая символы. :-) История Дориана - это литературное переложение христианских представлений о падших ангелах, которые стали демонами, злыми духами, оторвавшимися от Бога и изгнанными из Царствия Небесного. Точно так же, как и демоны в христианском мировоззрении, укоренившись в пороке, Дориан губит жизнь всех людей, с которыми соприкасается, развращает, растлевает их, увлекает за собой на путь греха. Его возлюбленная - Сибила - покончила с собой, она - первая и не последняя жертва его дурного влияния.
Но натура Дориана Грея двойственная, с одной стороны он - рафинированный эстет с утончённым вкусом, знаток искусства - музыки, театра, живописи, поэзии, коллекционер драгоценных предметов - фарфора, гобеленов, редких камней, а с другой стороны он - абсолютно безнравственный и аморальный тип. И фамилия его переводится, как "серый", цвет пепла и дыма, смесь белого и чёрного, света и тьмы.
- Каждый из нас носит в себе и ад и небо, Бэзил! - воскликнул Дориан в бурном порыве отчаяния Он понял, что его жестоко обманули, но так и не понял, КТО его обманул, обвиняя в своей гибели Бэзила. А его душа погибала, и
"это было страшнее, чем разложение тела в сырой могиле"(с)
А он всего лишь хотел оставаться всегда молодым, прожигать жизнь в своё удовольствие, попробовать все запретные наслаждения, но чтобы ни одна нехорошая тень не легла на прекрасное лицо и ни одна морщинка не испортила его. Дориан - символ мятежной, мятущейся, заблудшей и страстной души, а Бэзил - художник, написавший портрет - это символ ангела-хранителя и самого Творца, он пришёл к Дориану, суровый и праведный, он дал ему последний шанс на спасение.. но увы..увы. Бэзил расплатился за правду и за стремление к Идеалу кровью, а по-другому ведь не бывает.
Эстетики не бывает без этики, не бывает безнравственной, злой, отравляющей красоты, как не бывает низкого, бессовестного Искусства, где порочность, там обязательно обнаружится гниль, падаль и мерзость, стоит копнуть поглубже, проникнув под изящную оболочку, а если вам чудится что-то привлекательное в похабном произведении, будь то кино ли, книга или картина.. знайте - это обман, вас обманывают, прельщают, отравляют, опускают так же, как обманули, прельстили, отравили и опустили Дориана, слишком юного и наивного, с ещё не окрепшей душой, попавшей под гибельное влияние лорда Генри. Лорд Генри - смуглолицый и темноглазый, с тонкой циничной усмешкой на губах, с вечной сигарой, в клубах сладкого дыма, с бокалом пьянящего то ли вина, то ли яда, нашёптывающего, напевающего, обольщающего. Ему нравилось наблюдать за Дорианом и владеть его сердцем и умом. Не стоит верить лорду Генри. Его остроумные и красочные речи - лживы, хоть и содержат крупицы горькой правды и здравого смысла, но в то же время они бесконечны лживы, потому что бесконечно циничны, отрицающие всё светлое, возвышенное и доброе, что есть в человеке, да и саму бессмертную душу отрицающие:
"подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном" - с упоением ЛЖЁТ лорд Генри, а наивный Дориан ему верит, верит бесу-искусителю, насмешливому и лукавому, притаившемуся за левым плечом, который мастерски играет на эгоизме, гордыне, тщеславии бедного юноши, на всех потаённых струнах его такой человеческой и такой слабой души.
А Портрет - символ совести, конечно, которую иногда так хочется запрятать куда-нибудь подальше, в самый дальний и пыльный угол, как это сделал Дориан.
Но Что делает произведения Искусства бессмертными, бесценными шедеврами?
Каким образом создатель вдыхает в своё творение жизнь? Это же чудо и тайна.
Когда читаешь стихи и понимаешь, что речь ЖИВАЯ, как бы приподнимающая тебя над действительностью, или когда актёры не играют, а живут на сцене или в кадре, или музыка, без которой и жизни нет.
И несомненно одно: есть нечто незримое и сокровенное, живое и поэтому прекрасное, частицы чистого пламени.. истинная и вечная ценность.
Искусство не только содержит эстетические достоинства, изящество, красивость, виртуозность исполнения, оно обязательно имеет нравственное зерно, выполняет функцию зеркала, вглядываясь в которое, человек узнаёт себя, видит отражение своих помыслов, чувств, переживаний, фантазий, даже самых потаённых. Искусство должно делать мир лучше, чище и добрее, а иначе оно совершенно бесполезно.
Об этом и роман Оскара Уайльда - апостола Эстетизма и принца Парадокса. :-))
http://chto-chitat.livejournal.com/11964644.html