-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Пятница, 22 Января 2021 г. 01:08 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о ярости и яде

Пятница, 01 Января 2021 г. 13:59 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о театре

Суббота, 12 Декабря 2020 г. 01:07 + в цитатник
Это напоминает ардовский анекдот про про какого-то диакона, который на молебне помянул "девицу со чады".

Когда служба отошла, будущий владыка Киприан говорит ему:
- Ты что же, отец диакон, девицу-то позоришь?
- А что такое?
- Какие же у девицы могут быть чада?
- А я это не подумал. Я просто хотел её получше помянуть..

Дело в том, что некоторые современные вполне благонамеренные богословы довольно странным образом интерпретируют новейшие данные библейской археологии, пытаясь "получше помянуть" Господа Иисуса. Был такой город Сепфора, который в Евангелиях не упоминается, но который находился всего в нескольких километрах от Назарета и, вне всякого сомнения, сыграл определённую роль в формировании личности Сына Человеческого. Раскопки показали, что в городе был театр на пару тысяч зрителей. Этот факт открыл новые перспективы в трактовании некоторых евангельских логий.

Например, Иисус упоминает "лицемеров", а в Его время это было обычное, без отрицательных коннотаций, название актёров-лицедеев. Вот Он говорит: "когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах" (Мф 6:2), а "синагога" - та же "экклесия", то есть "собрание". В религиозном собрании иудеев не было традиции трубить в трубы, а вот в театральном собрании она была. Не только у театральных зазывал на улицах, но и в самом театре для обозначения нового действа.

"Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф.6:3), и эти богословы снова считают что это отсылка к театральному искусству той поры, когда актёр должен был действовать руками синхронно: "Левая рука никогда не может совершить нужный жест самостоятельно, но она часто действует в согласии с правой" (Марк Фабиан Квинтилиан, "О сцене и речи").

"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица" (Мф 6:16) - и снова они предполагают, что речь идёт об актёрах или уличных мимах с раскрашенными лицами в соответствии с принятыми ролями. И так далее.

То есть фактически они хотят сказать, что Иисус был тем ещё театралом, если так разбирался в этих деталях?? "Вот это поворот".

https://anchoret.livejournal.com/556086.html


Без заголовка

Среда, 25 Ноября 2020 г. 18:36 + в цитатник
Случайно подумалось: вот монахини переиначивают мужские имена, когда принимают постриг: «монахиня Сергия» там и т.д. Значит ли это, что когда они переиначивают имена ангельские («матушка Михаила», «инокиня Гавриила»), то прямо подтверждают мужской пол бесплотных сил небесных?

https://anchoret.livejournal.com/555993.html


Метки:  

Кое-что о башмачках

Вторник, 17 Ноября 2020 г. 14:16 + в цитатник
Сейчас хорошо известен (относительно недавний и, на мой взгляд, странноватый) культ башмачков свт.Спиридона, но если я правильно понимаю, то он не был первым.



Это люнет над входом в церковную ограду Сан-Джованни-Эванжелиста. Слева от приосенённого престола стоит Галла Плацидия, основавшая церковь. Предание (вроде бы позднее относительно времени её жизни) говорит, что она скорбела от невозможности привнести мощи апостола Иоанна в новопостроенную базилику его имени. Тогда апостол (справа) сам явился ей и презентовал сандалик со своей ноги для всеобщего поклонения. С ноги его снимает кто-то из императоров её времени - может, брат Гонорий, может, сын Валентиниан.

То есть в базилике некогда был выставлен как объект поклонения сандалий апостола, столь значимый для храма, что его зафиксировали в мраморе. Не знаю, куда апостол дел второй сандалий, и куда потом делся первый, но там из утвари вообще ничего не осталось.

https://anchoret.livejournal.com/555755.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 16 Ноября 2020 г. 14:31 + в цитатник
А скажите мне, более сведущие друзья, есть какое-то обобщающее название у бродячих сюжетов с бродячими святынями?
Вот, например, в христианской традиции чрезвычайно распространены истории об иконах или мощах, которые сами чудесным образом возвращались на какое-то место, откуда их пытались перенести. Но поскольку Дух Святый, ещё не имея для таковаго троллинга христиан, по благодати своей занимался подобным полтергейстом задолго до воплощения Сына Божия, то в языческой традиции тоже случались такие истории, как в случае с Асканием, который всё таскал пенаты в Альба-Лонгу, а они всё знай себе возвращались в Лавиний.

https://anchoret.livejournal.com/555294.html


Метки:  

Кое-что о контрфорсах

Пятница, 06 Ноября 2020 г. 12:34 + в цитатник
Зачем-то переименовал адрес своего телеграмм-канала, и не знаю, как это сработает в отношении тех немногих, кто его зачем-то читает. На всякий случай вот он: https://t.me/counterfort

counterfort.jpg

Counterfort - значит контрфорс, а я случайно вспомнил, как один человек, недавно ушедший из этого мира, сравнил меня с этим архитектурным сооружением, которое одновременно противостоит конструкции и поддерживает её. Это правда на меня похоже, что с людьми, что с материальными или нематериальными объектами.

https://anchoret.livejournal.com/555114.html


Кое-что о бакенбардах

Пятница, 16 Октября 2020 г. 11:38 + в цитатник
В баптистерии ариан у одного из апостолов отчетливо различимы бакенбарды. Они настолько необычны для той эпохи, что кое-кто был склонен считать их следствием какой-то поздней реставрации. Однако это оригинальное изображение и, по всей видимости, некоторые готы действительно носили бакенбарды прямо по моде XIX века! Почти не сомневаюсь, что художник придал мозаике портретное сходство с одним из спонсоров своей работы.



Баки.JPG

https://anchoret.livejournal.com/554774.html


Метки:  

Кое-что о Покрове

Среда, 14 Октября 2020 г. 12:07 + в цитатник
В благочестивой литературе при описании истории этого праздника между собою обычно смешивают два сюжета, которые друг с другом, в общем, не связаны. Первый - это видение юродивого Андрея во Влахернском храме, а второй - чудесное избавлении Константинополя от нашествия вражеских полчищ. Сейчас многие считают, будто празднуемое сегодня явление Богородицы, покрывающей людей своим омофором и молящейся за них, произошло именно во время такого нашествия и послужило знамением будущего спасения города.

На самом деле, избавление от агарян и скифов, которое традиционно приписывается заступничеству Божией Матери и запечатлено в церковной гимнографии кондаком "Взбранной Воеводе", имело место в 626-м, 670-м гг., и ещё то ли в начале VIII века, то ли в 840-м г.(есть разные версии). И празднуется оно не сегодня, а в субботу 5-й седмицы Великого поста ("Похвала Божией Матери").

А с блаженным Андреем вообще всё весело. Во-первых, это вымышленный персонаж, как вымышлена и вся его история. Помните старца Анатолия из фильма "Остров"? Вот почитание Андрея - это всё равно что почитание Анатолия и торжественное воспоминание чудесного изгнания им беса из некоей девицы. Житие Андрея юродивого известно большинству читателей лишь в сильно сокращенной и отредактированной версии, а оно вообще переполнено всякого рода явлениями, видениями и сновидениями, смутными пророчествами, чудесами, сказочными превращениями и т.п. Среди всех чудесатостей жития явление Божией Матери - лишь "проходной" эпизод. Это такая благочестивая беллетристика (романов тогда ещё не писали) вполне в литературном вкусе своей эпохи.

Из жития никак не следует, что мистическое видение было как-то связано с какими-либо внешними событиями. С литературно-исторической точки зрения оно хорошо изучено и оценено как набор талантливо переработанных заимствований и компиляций из других житий, а также известных и неизвестных нам произведений античной и позднейшей эпох, отчасти - как вымысел автора. Этот автор относит годы жизни юродивого к середине V века (причем делает себя участником событий и другом Андрея, а свое произведение стремится выдать за писание той же эпохи, но его подводят многочисленные анахронизмы и другие явные и косвенные признаки, указывающие на X век).

Изначально греки понимали, что имеют дело с благочестивым вымыслом, а вот когда житие было переведено на славянский язык и попало на Русь, то наши благочестивые, но без меры доверчивые и простоватые предки приняли его за подлинную историю и так ею вдохновились, что создали вокруг неё целый культ. (И у них неплохо получилось, кстати.)

Покров на Нерли.jpg

Спустя столетия, в 1952 году греки всё-таки включили праздник в свой богослужебный календарь. При этом, чтобы как-то обосновать его, они переместили Покров на 28 октября (н.ст.), привязав к своему национальному празднику OXI ("Охи" по-гречески значит "Нет"). Суть праздника в том, что греки ответили отказом на ультиматум итальянских фашистов и вступили во Вторую Мировую войну. Разумеется, в нынешнем описании праздника наличествуют свидетельства о помощи Божией Матери во время тех трагических событий.

Ну, и теперь главное. Выходит, празднуемое событие является вымыслом и никогда не имело места, а нам сегодня толком и праздновать нечего? Но православный христианин верует и опытно познаёт, что Божия Матерь неослабно молится за весь род человеческий, и всех нас постоянно покрывает Своим омофором - не только в Константинополе столетия назад, но и ныне по всей земле, и так будет до скончания века. Поэтому прекрасный праздник Покрова замечательно оправдывает свое название, служа выражением нашей благодарности Пресвятой Деве за Её покровительство и все бесчисленные благодеяния, которые Она оказывает нам непрестанно.

Единственное, чем, вероятно, можно было бы в связи со всем этим озаботиться, это перенесением акцента в текстах праздничной службы с воспоминания о видении блаженного Андрея на вселенскую благодарность Богородице за Её благодатный покров, но на это надежда слабая, почти никакой. Как говорится, если это работает, не надо это чинить.

https://anchoret.livejournal.com/554729.html


Метки:  

Вопрос, однако!

Среда, 07 Октября 2020 г. 21:16 + в цитатник
Так и не смог разобраться: "климат похолодал" или "климат похолодел"?
На слух мне ложится первый вариант, но спеллчекер его не признаёт и считает правильным второй.

https://anchoret.livejournal.com/554442.html


Кое-что о хризме

Среда, 23 Сентября 2020 г. 15:54 + в цитатник

Метки:  

Кое-что об утешении

Пятница, 14 Августа 2020 г. 00:31 + в цитатник

Метки:  

Кое-что об эксомиде

Воскресенье, 05 Июля 2020 г. 18:52 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о синем пламени

Среда, 24 Июня 2020 г. 13:42 + в цитатник
Ну, или голубом, один хрен. Откуда у меня в голове установка, что в присутствии нечистой силы пламя меняет свой обычный цвет на синий? Я не помню, откуда это взял, но точно не из книжек. Кто много рубился в DOOM в нач.90-х прошлого века, тот помнит тамошние факелы, непременно с синим огнём, и я уже тогда «знал», почему они синие. И откуда вообще выражение «гори оно синим пламенем»?

«Во время праздника Симхат Тора, дня Радования в Законе, ученики Баал Шема устроили в его доме пиршество. Они плясали и пили вино и снова и снова бегали за вином в погреб. Через несколько часов жена Баал Шема пришла к нему в комнату и сказала: «Если они не прекратят пить, у нас не останется вина для ритуалов субботы, для Киддуша и Хавдалы».
Баал Шем засмеялся и ответил: «Ты права. Пойди и скажи им, чтобы они прекратили».
Когда же она открыла дверь в большую комнату, то увидела следующее: ученики танцевали по кругу, а вокруг этого круга танцующих сияло кольцо голубого пламени. И тогда она сама взяла один кувшин в правую руку, а другой кувшин – в левую, ибо слуги тоже пустились в пляс, и спустилась в погреб. Вскоре она вернулась оттуда, неся полные, до краев, кувшины с вином.»

(Хасидские притчи)

Сами себя высекли, как говорится.

https://anchoret.livejournal.com/552553.html


Метки:  

Последний раз о квадратных "нимбах"

Вторник, 02 Июня 2020 г. 00:41 + в цитатник
Несколько раз касался этой темы прежде, но не все точки расставил.

Настенные росписи римских церквей VII-XI вв. по большей части до сих пор не имеют датировки, хотя они весьма важны для изучения искусства раннего Средневековья. С одной стороны, не хватает чётких документальных свидетельств, с другой стороны – не могут сойтись во мнениях историки искусства. Сначала речь пойдёт о подземной базилике Сан-Клементе. Там много фресок, но лишь на одной изображена современная художнику личность, известная нам и по другим источникам. Так на панно Вознесения присутствует клирик, облаченный в паллиум, с тонзурой на голове и книгой в руках, который по надписи идентифицируется как папа Лев IV (847-855 гг.) Его голову обрамляет квадратный «нимб».

Вознесение, нижний храм в Сан Клементе.jpg

Вот более четкое изображение:

Pope Leo IV in San Clemente, Rome.jpg

С момента открытия этой фрески в 1862 году было принято считать, что квадратный «нимб» указывает на прижизненность изображения. Вся хронология сопутствующей росписи была основана на этом допущении. Соответственно, если предположение неверно, то придётся пересмотреть и хронологию. И уже в следующем веке исследователи таки подвергли сомнению традиционную интерпретацию. Поводом послужило изображение папы Захарии и примицерия Феодота на фреске из часовни свв. Кирика и Иулиты в Санта-Мария-Антиква. На этой композиции представлены восседающая на троне Богородица с младенцем, которую окружают свв. Петр и Павел, Кирик и Иулита, слева за ними папа Римский, который идентифицируется как Захария (741-752), а в правом углу изображен донатор Феодот, с построенной им часовней в руках. Оба – и папа, и донатор, имеют квадратные «нимбы».

Theodotus chapel, S. Maria.jpg

Дело в том, что этот Феодот известен по другим источникам и он не мог занимать свою должность примицерия при жизни папы Захарии, то есть портрет последнего был здесь написан уже после его смерти в 752 году и, соответственно, квадратный «нимб» нуждается в другой интерпретации. (Наши исследователи датировали часовню между 755 и 767 гг.)

Были и другие учёные, сомневавшиеся относительно традиционной трактовки квадратного «нимба». Никто из них не поддерживал идею обязательного обозначения прижизненности. Одни полагали, что он служит лишь знаком отличия тех, кто достоин чести, но еще не достиг святости, другие считали, что через него подчёркивается портретный характер изображения. Истоки последнего предположения лежат в египетской погребальной портретной живописи (вспоминаем «фаюмский портрет»). Именно в том же географическом регионе он впервые появился в христианском контексте, причем наиболее документально подтвержденными примерами являются портреты жертвователей VI века в мозаике апсиды церкви Святой Екатерины на горе Синай.

Синай.jpg

Внимание на крайние изображение справа и слева - кое-как квадратики различимы.

Тут надо заметить, что это в позднее Средневековье квадратные «нимбы» упоминаются как отличие персоны, достойной почести, но не возвысившейся до святости. Только ведь то, что справедливо для иконографии XIII века, не обязательно относится к раннему Средневековью. В тексте IX века, где говорится об изображении Григория Великого, подразумевается не сакральное обрамление («non coronam»), а панель с настоящим портретом Григория на ней («tabulae similitudinem, quod viventis insigne est»). В ту же пользу говорит вид других квадратных «ореолов», сохранившихся с IX века. Они показаны с рамкой на каждой стороне, придавая трехмерность изображению деревянной панели.

В общем, можно остановиться на том, что (намерение указать на) портретное сходство изображения с оригиналом не обязательно указывает на прижизненность изображения и, хотя квадратный «нимб» совсем необязательно означает, что человек был жив, он безусловно подразумевает портретность изображения.

Это вкратце, а если кому интересны подробности, то см. John Osborne, "The Portrait of Pope Leo IV in San Clemente, Rome: a Reexamination of the so-called ‘Square’ Nimbus, in Medieval Art"

https://anchoret.livejournal.com/552336.html


Метки:  

Кое-что о Спасе Нерукотворном

Пятница, 08 Мая 2020 г. 17:14 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 05 Мая 2020 г. 23:39 + в цитатник

Кое-что о методе аналогий

Вторник, 05 Мая 2020 г. 15:47 + в цитатник
Христос системы "Эммануил", в воинских доспехах и крестом на плече. Евангелие открыто на словах «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин 14:6) Своим видом Он указывает, что это путь воина и путь страданий. Ногами Спаситель попирает льва и змия, иллюстрируя тем слова Псалма 90:13. Лев выглядит вполне довольным своей участью. Всё же, «иго Мое благо» (Мф 11:30). Нижняя часть мозаики была полностью утрачена и восстановлена по сохранившимся описаниям. Хотя образ Христа, попирающего этих животных, известен в древнехристианском искусстве, скорее всего здесь цитируется конкретный стукковый рельеф православного баптистерия по соседству.


Пс 90 (1).jpg Пс 90 (2).jpg

Найти подобный диптих бодлианской библиотеки, поминавшийся Рединым, или глиняный светильник с палатинского холма, у меня не вышло. А за фотку с рельефом спасибо uchitelj, хоть кто-то фотографирует в Равенне не только мозаики.

https://anchoret.livejournal.com/551228.html


Метки:  

Кое-что об Арке

Суббота, 02 Мая 2020 г. 23:48 + в цитатник
Это очень смешно. Прочитав несколько книг об Ушакове вообще и взятии им Корфу в частности, я могу много рассказать о той славной военной кампании и, при желании, показать на местности кто откуда заходил, как атаковал и что за укрепления и где размещались в то время (ландшафт города за двести лет несколько изменился) и, конечно, сто раз встретив повсюду отзыв Суворова, я только сегодня впервые узнал, как выглядела полная цитата:

Великий Петр наш жив! Что он по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах произнес, а именно: «Природа произвела Россию только одну; она соперницы не имеет!» — то и теперь мы видим. Ура! Русскому флоту! Генрих IV написал знаменитому Криллону: Повесься, храбрый Криллон; мы победили при Арке! А тебя там не было! Я теперь говорю сам себе: «Зачем не был я при Корфу хотя мичманом?»

В самом деле, в этом свете заключительная фраза приобретает некоторую новую живость.



Победу Генриха, кстати, тоже обеспечила поддержка с моря.

https://anchoret.livejournal.com/551094.html


Метки:  

Кое-что о ревизоре

Суббота, 25 Апреля 2020 г. 19:08 + в цитатник
Кто смотрел «Ревизора» в михалковской редакции, тот поймёт. Там Авангард Леонтьев замечательно сыграл Бобчинского и Добчинского одновременно. Ну, типа, раздвоение личности у человека, все относятся с пониманием и сочувствием.

И вот в финальной сцене, когда возник вопрос, кому вообще пришло в голову, что Хлестаков – это ревизор и есть, Бобчинский перекашивает на своё несуществующее альтер-эго. Я это к чему.

Когда закончится вся эта вакханалия (ну, для начала, скажем, в Москве), когда СМИ (условный почтмейстер) гласно зачитают то, что сейчас считается провокационной или, в лучшем случае, «конспирологической» точкой зрения, когда выведут формулы и подведут статистику, когда подсчитают, что смертность варьируется в рамках статистической погрешности, а экономические потери сопоставимы с проигранной войной, и когда условный городничий (взаправду или на камеру) захочет узнать, в чью гениальною голову первой зашла мысль, будто обычный сезонный короновирус, каких было много и каких ещё будет много, является самой смертоносной инфекцией всех времён и народов, то условный Бобчинский кивнёт в сторону эфемерного Добчинского: «Ей-Богу, это не я, это Петр Иванович». Гоголь бессмертен.

https://anchoret.livejournal.com/550910.html



Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 ... 26 25 [24] 23 22 ..
.. 1 Календарь