-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Воскресенье, 19 Апреля 2020 г. 18:38 + в цитатник

Christianos ad leones! - Христиан львам!

Среда, 15 Апреля 2020 г. 13:05 + в цитатник
Известная фраза из античного прошлого, когда христиан массово подвергали damnatio ad bestias - казни через растерзание хищными зверями. У нас сейчас крайне высок соблазн поднять свою самооценку, отождествив себя с прежними мучениками, но есть ли у нас на то хоть какие-то основания?

Как государственная власть, так и общество сейчас по разным мотивам, но вполне согласно выступает не против религиозных собраний как таковых, а против любых скоплений людей. Вы ж не станете говорить, что власть устроила гонения на футбол и поэтому закрыла стадионы. Для властей важно создать общую атмосферу напряженности и испытать границы терпения социума. (Зачем - отдельный разговор). Общество хомячков искренно поверило в опасность инфекции и запугано: при такой сильной мотивации, как страх за свою жизнь, большинство людей способно на феноменальную агрессию.

Супермаркеты и общественный транспорт при этом работают и это никого не парит тоже по разным причинам. Власть прекрасно понимает, что за эту границу заступать нельзя: без свободного доступа к тем же продуктам социальный взрыв произойдёт немедленно. Хомячки же просто неспособны мыслить и закрывают глаза на очевидные нестыковки. Они верят в силу масок и дезинфекторов.

Как всегда бывает в таких ситуациях, особо предприимчивые используют их в собственных интересах. Кто-то присаживается на бюджет и стремительно обогащается за счёт "грамотного распределения" субсидий, госзакупок всяких полезных масок и т.д. Кто-то у кого-то уже отжал или скоро отожмёт пошатнувшийся бизнес. А вот для клинических антихристиан это лишний повод легально и в полную силу выказать свою неприязнь к церкви. Если такой человек оказывается во власти, то создаётся иллюзия религиозного гонения.

christianos ad leones.jpg

Потом, власть всегда крайне ревниво относится к очевидным проявлениям неповиновения, особенно если она чувствует свою слабость. Отсюда такая резкость в отношении церкви со стороны полиции в той же Греции.

Вообще, оглядываясь в историю, необходимо признать, что процент собственно религиозных мотивов для гонений на христиан в частности, и религиозных гонений вообще (на иудеев, еретиков, неверных и т.п.) относительно невысок. Гонениями в основном достигались политические цели: передел собственности, перекладывание вины, гомогенизация общества (попытка сделать его однородным) и всякое такое.

Имеет ли значение, как сами христиане воспринимали подобные гонения? Нет. Христиане всегда при первой же попытке давления на них поднимали крик о последних временах, "звере из бездны" и прочей апокалиптике. Это способно произвести впечатление только на неофитов, не знающих истории своей церкви. Можно ли алармистов судить за это? Нет. Христианство - по определению апокалиптическая религия. Но если для неофита нормально видеть во всём свидетельство приближающегося конца, то для более зрелого человека нормально быть лишь слегка настороже и наблюдать больше за собой, нежели за изменениями во внешнем мире.

В этом смысле меня всегда веселили всякие старцы, имже несть числа. Многие из них просто сходят с ума от скуки добровольной самоизоляции и пишут напропалую всякую апокалиптическую ересь то в письмах (как прежде), то в соцсетях (как сейчас), хотя и прикрываясь благоразумно прокладкой верных чад, транслирующих их откровения. Можно ли их за это судить? Нет. Вы сами только что оказались в этой изоляции и зависаете в информационном пространстве, как космонавты в невесомости, а у людей абстиненция годами тянется.
Другое дело, когда старчики начинают "хайповать", привлекая к себе внимание, но я бы и таких судить не стал, пока они чужие судьбы калечить не начали (а чаще этим и заканчивается). Человек слаб, монах человек, монах слаб - законы логики.


Имеет ли значение, как христиане реагировали на воздвигнутые гонения, что бы за теми ни стояло? Да. Вот это единственное, что имеет значение во всей этой истории. За тысячи лет уже выработались основные модели поведения, и вы вряд ли придумаете что-то новое. Почти стопроцентно они обусловлены не только глубиною веры, но и личным темпераментом и социальными условиями. Одни уходили во внешнюю, другие во внутреннюю пустыню. Иными словами, одни просто бежали туда, где гонений нет, чтобы беспрепятственно "отправлять религиозный культ". Другие замыкались в келье в поисках царства небесного, скрытого внутри каждого человека. Эти усиливали пост и молитву при закрытых дверях, вычеркивая себя из мира. Вы таких людей не знаете, потому что если вы их знаете, то они не такие - надеюсь, это понятно.

Третьи оказывали сопротивление. Одни из них пассивно: не противясь злу, шли открыто и деятельно исповедовать свою веру, делая то, что они и должны были всегда делать. Потом им приходилось идти дальше - до поражения в правах, материальных лишений, заключения, пыток, даже казней. Практически все наши образцовые мученики - они из этих. Другие сопротивлялись активно: брали в руки дубины и камни и шли крушить "безбожную власть" или кто там на них наехал. Тут по-разному, тоже отдельный разговор. Но следует иметь в виду, что это более типичная ситуация для подавления "еретических восстаний", а не сопротивления гонениям, и эти активисты часто становились объектом чужих манипуляций и доходили до заключения, пыток, даже казней своих оппонентов. Иногда они становились позором, а не славой церкви, как это было с парабаланами, растерзавшими Гипатию Александрийскую.

Если мы воспринимаем то, что происходит сейчас, как гонения, то как реагируем? Война в интернете не считается - это выход пара, не более. Мы исповедники, соглашатели (мастера компромисса) или отступники? Надо смотреть на свои дела, а не слова. Я не вижу практически никаких проявлений исповедничества, кроме отдельных случаев (кто-то выплатил штраф, кого-то задержали, хотя сразу и отпустили, кого-то вызвали в суд, но всё ограничилось словесной перепалкой). Где хоть какая-то деятельная реакция? А если её нет, то либо нет и гонений, либо не осталось верующих. В последнее мне поверить тяжелее.

Можно сказать, что люди сами виноваты, поскольку легко поддались на разводку СМИ и испугались мнимой опасности заражения. Но мы видим, что даже медики на это ведутся, чего же требовать от рядового пользователя таблеток. Можно сказать, что мы сами виноваты, что некритично восприняли указания священноначалия, которое отчасти струсило, отчасти запуталось (и струсило), отчасти с готовностью подчинилось кесарю не за страх, а за проданную по цене карьеры совесть, и оказали ему безоговорочное повиновение.

Кстати, о священноначалии. Кто молча, кто гласно, но почти одномоментно вся церковная иерархия и всякое старчество-духовничество, за малым и незаметным исключением полностью утратило нравственный авторитет и моральное право чему-то поучать и говорить от имени Церкви. Придут ли они в разум истины? Произойдёт ли обращение Петра? Нет. Петр горько оплакивал своё предательство, а эти либо сделают вид, что ничего не случилось, либо переобуются на ходу, потому что теперь можно. Но поставьте себя на место супруги, муж которой, доселе проповедовавший нерушимость и святость брачных уз, державший жену в строгой узде правил, легко изменяет своей рыбке с какой-то пелядью, а потом на голубом глазу возвращается к прежней проповеди и суёт руку для поцелуя: не, ну а чё такова? У меня нет оснований считать, будто в церкви будет иначе.

В общем, всё грустно, но грустить мы не будем. Не такие мы люди.

https://anchoret.livejournal.com/550333.html


Кое-что об академике Павлове

Вторник, 14 Апреля 2020 г. 15:19 + в цитатник
Был ли академик Павлов верующим?

Ну да, есть такое популярное мнение, что учёный физиолог Иван Павлов был верующим человеком и чуть ли не церковным старостой. Рассказывают даже историю: в годы послереволюционных гонений на церковь Павлов не стеснялся снимать шляпу и креститься всякий раз, проходя мимо храма. В один из таких моментов молодой прохожий снисходительно сказал ему: «Эх ты, темнота!». Парень не подозревал, что «темнотой» он назвал светило мировой науки.

Павлов.jpg

И.П.Павлов (1849-1936). Нобелевский лауреат, академик, создатель науки о высшей нервной деятельности и физиологической школы.

Откуда взялось представление об академике, как о православном христианине, понять несложно. Во-первых, он происходил из священнической семьи, учился в семинарии. (Кто, вы думаете, послужил прототипом «сына соборного протоиерея» – профессора Ф.Ф.Преображенского в «Собачьем сердце» М.Булгакова?)

Преображенский.jpg

А похож!

Во-вторых, очень большую роль в мифологизации религиозных взглядов Павлова сыграли «воспоминания» иеросхимонаха Сампсона. О себе он рассказывал, что был тайным духовником известного учёного, каждую неделю принимал у него исповедь и накладывал епитимьи за опыты над животными. Прошло время, прежде чем разобрались в нагромождениях фантазий старца, и когда все поняли, что его историям особо доверять не стоит, дело оказалось сделано – многие успели поверить в религиозность учёного.

Сиверс.jpg

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс) – (1900-1979). Одни считают его святым подвижником, другие – самозванцем и лжестарцем.

На самом деле академик был ярым поборником человеческих прав и свобод. Он и до революции не был лояльным монархистом, а когда советская власть ввела собственные ограничения и начала гнать церковь, Павлов не раз выражал своё несогласие с религиозной политикой партии большевиков. Но советская власть его ценила чрезвычайно, ему прощалось многое из того, что другим бы не сошло с рук, к нему прислушивались. Благодаря его заступничеству в Ленинграде некоторым церковным общинам удалось отстоять свои храмы, предназначавшиеся к уничтожению. Не исключено, что какая-то из них в благодарность выбрала учёного своим почётным старостой – эта должность чисто номинальная и ни к чему не обязывает.

У Павлова был сын, жена которого как-то увидала в Знаменской церкви двойника своего свёкра,
"спускавшегося с большой церковной книгой с клироса. Сходство было поразительным, тем более что и седая борода этого человека была подстрижена точно так, как у Ивана Петровича."

Она пишет, что поняла, откуда взялась легенда о его религиозности. На это могут возразить, что родственница пыталась таким образом спасти официальную репутацию советского учёного, поскольку далее она утверждает, будто отец её мужа вообще никогда не ходил в церковь, а это неправда.

Павлов бюст.jpg

А похож!

В воспоминаниях современников говорится, что Павлов бывал на Рождественских и Пасхальных службах. Сам Иван Петрович этого тоже не отрицал: "Знаете, я ужасно люблю службу пасхальную. Всё-таки хожу иногда на заутреню. Во-первых, замечательное пение, во-вторых, это воспоминание детства".

При советской власти подобные походы в храм могли служить и формой протеста против гонений на религию.
Наконец, когда его собственная жена после периода религиозных метаний вернулась к вере, он проявил сочувствие: «Давно, давно пора тебе вернуться на твою спокойную и твёрдо справедливую дорогу». Но следует понимать, что предшествовало её обращению. Первая беременность закончилась выкидышем, первый родившийся ребёнок умер во младенчестве, состояние самой женщины внушало врачам серьёзные опасения. В таких случаях обращение к религии Павлов считал благотворным.

Дело в том, что учёный признавал важную адаптивную роль религии. Он считал совершенно естественным, что переживший горе человек ищет в ней утешения. Своим сотрудникам он пояснял:
Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым. Это как бы инстинкт слабой натуры.

Павлов с коллегами.jpg

Все сотрудники его слушали, но не все соглашались.

Однокашник Ивана Петровича как-то спросил, что он думает о существовании Бога. Вполне атеистический по содержанию ответ Павлова так потряс коллегу, что тот ушёл с работы и спустя пару дней покончил с собой. Великий физиолог совершил страшную ошибку: он не учёл состояния своего сотрудника, незадолго до того перенёсшего тяжёлую душевную травму. После того трагического случая он взял за правило ни в коем случае не разрушать чужую веру и предостерегал от этого других.

Таким образом, не являясь верующим человеком, академик Павлов был против гонений на церковь, признавал необходимость и пользу религии для тех людей, которые в ней нуждаются. И тогда, и сейчас многим не хватает его деликатности в данном вопросе.

А что с той историей, где Павлов якобы крестился на храмы? Точных свидетельств нет, но знавшие его люди вполне допускали, что иногда он мог так поступать. Просто в знак протеста против ограничения свободы совести, такой уж он был человек.

Павлов 2.jpg

https://anchoret.livejournal.com/549972.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 13 Апреля 2020 г. 01:41 + в цитатник
Вот не знал, так не знал. Есть существенный фрагмент равеннских мозаик, вывезенных в позапрошлом веке в Германию. Но вот смотрю на них так и сяк, и понимаю: ну и хрен с ними. Вот честно не жалко. Какие-то они плоские, не знаю.

https://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_San_Michele_in_Africisco

https://anchoret.livejournal.com/549784.html


Базилика Сан-Джованни-Эванджелиста (ок. 430 г.)

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 12:01 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о новом способе решения проблем

Понедельник, 30 Марта 2020 г. 12:15 + в цитатник
И о хорошем. Раньше мировые кризисы решались мировыми войнами. Наконец найден менее болезненный способ. Накопившиеся проблемы мировой экономики теперь будут списаны на вирус: и волки по-прежнему бодры, и тощие овцы целы, разве что чисто выбриты.

Уже неважно, с чего начался нынешний тотальный пандемиотизм (а с чего обычно начинались войны? - какие-то жалкие искорки, вовремя попавшие на разложенную солому). Важно, что он многим пришёлся ко двору и по вкусу. Подключились силы, участие которых никак не предполагает решение подобных санитарных проблем. Единственно важно, что сейчас происходят глобальные глубинные процессы, последствия которых нам станут понятны несколько или много позже.

А в ближайшем будущем нас ожидают бравурные реляции о победе над страшным противником. Будут слёзы радости, цветы врачам, выплаты учителям, медали силовикам. Проигравших не будет: каждое государство получит свою маленькую победоносную войну.

Неважно, что вирус сам загнётся по извечному принципу: месяц роста, месяц спада. Главное - вовремя приписать эту заслугу себе.

https://anchoret.livejournal.com/548888.html


Кое-что о будущем после настоящего

Понедельник, 30 Марта 2020 г. 01:27 + в цитатник
Самое интересное не то, что происходит сейчас, а то, что случится потом, когда истерия с вирусом выдохнется. Уже сейчас, в общем-то, понятно, что статистика заболеваемости и смертности не превосходит обычную статистику сезонных вирусных инфекций: гриппов, ОРВИ и т.п. Не превосходит, а то и значительно уступает.

В какой-то момент кто-то прокричит, что «король-то голый» и, поскольку этот крик уже будет санкционирован, его наконец услышат. Ограничения снимут, но произойдёт так же, как обычно бывает со скачками цен: на волне паники они взлетают, потом отыгрывают назад, однако фиксируются на новом уровне, более высоком, чем был прежний. То же самое произойдёт с гражданскими правами и свободами, к гадалке не ходи. Снова позволят всё (или почти всё) из того, чего нас лишили сейчас, но станет понятно, насколько легко снова оказаться под домашним арестом. Обществом станет легче манипулировать, отдельных людей станет проще отслеживать, ограничивать и изолировать — будут наработаны более эффективные способы, соответствующие процедуры, и т.п.

Весь этот цирк с конями: распыление могущественных дезинфекторов на улицах и в помещениях, маски, перчатки и наводящие ужас гриппонепробиваемые костюмы, закрытие присутственных мест и богоугодных заведений — всё это лишь тренировка новых способов подавления в людях воли и способности размышлять.

Однако меня больше всего занимает другое: они что же, теперь каждый год будут так над нами измываться? Ведь сезонные вирусные обострения случаются каждый или почти каждый год! И чисто статистически, как я уже заметил, они ничем не хуже и не лучше нынешнего.

Мир положительно сошёл с ума. Ещё недавно некоторые могли переехать в другую страну, если своя совсем переставала устраивать, а теперь никуда не денешься. Кажется, фраза «остановите планету, я сойду» ещё никогда не звучала так актуально.

https://anchoret.livejournal.com/548794.html


Метки:  

Кое-что о новых церковных самоограничениях

Воскресенье, 29 Марта 2020 г. 23:09 + в цитатник
Ну просто странно как-то, что патриарх в своей апологии отказа от посещения церкви счёл возможным сослаться только на пример литературного, в общем-то, персонажа - Марии Египетской. Жидковато для таких революционных заявлений.
Но его зам по связям с ойкуменой прежде удивил не меньше своей апологией новой гигиены.



Мы, дескать, "изучили опыт церкви". Ну-ка, ну-ка, и что же там? Там комментарий Никодима Святогорца на 28 Пр. VI Вс.собора.

2020-03-29_22-18-56.jpg

Насколько я понимаю, речь идёт о разовой дезинфекции сосудов после причащения всех больных.

Это, значит, и есть кладезь церковного опыта? Тот самый Никодим, покупавший себе индульгенции и прививавший католический духовный опыт на православную почву, вся святость которого сводится к его чрезвычайной плодовитости как церковного писателя? Хм. Ну, вообще-то, у нас принято ссылаться не на отдельных авторов, которые могут ошибаться, а на совокупность мнений авторитетных для церкви личностей, consensus patrum. Нет его? Ну, ладно. Что-то ещё?

Да, ещё "Настольная книга" им. Булгакова. Там со ссылкой на Таврические епархиальные ведомости рекомендуется причащать больных после здоровых, и лжицу после них вытереть отдельным куском ткани, который потом следует сжечь.

2020-03-29_22-34-58.jpg

Речь опять идёт о заведомо больных людях и разовой "дезинфекции" после них ради священнослужителя, потребляющего Дары после всех причастников. При этом Харьковские духовные власти количество служб (сюрприз!) рекомендуют увеличить.

Это как-то соотносится с нынешней ситуацией? Мне показалось, что никак. У нас сейчас решено проще: болеешь - сиди дома. В общем, странно это всё.

https://anchoret.livejournal.com/548399.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 27 Февраля 2020 г. 22:27 + в цитатник
В РПЦ довольны итогами межправославной встречи в Аммане

Послушал я тут "великаго господина и отца нашего" на полуцерковной тусовке в Иордании. Ну, не знаю, может он при смерти и грех говорить что-то плохое, но таких вяложующих ораторов я не помню со времён полураспада советской империи. Бубнит по бумажке какие-то трафаретные трюизмы, срамота.
Можно предположить, что самое главное и интересное происходило в кулуарах, но не можно в это поверить. Судя по итоговому пресс-релизу, все просто отбывали номер.
Оно, может, и правильно: или слон сдохнет, или падишах, или я, и само как-то рассосётся (Деян 5:38-39), но видеть это было неловко.

https://anchoret.livejournal.com/548024.html


Метки:  

Кое-что об украшениях

Вторник, 25 Февраля 2020 г. 16:34 + в цитатник
В сюжете сватовства к Ревекке синодальный перевод гласит: «И дал я серьги ей и запястья на руки ее». (Быт 24:47). Хотя чуть раньше говорилось об одной серьге с браслетами. Почему так, прояснит перевод архим. Макария (Глухарёва), менее подверженный культурологической полировке: «Тогда я вдел кольцо в ноздри ея, и запястья надел на руки ея». То есть да – «серьга» была одна, потому что носилась в носу. Весом в полсикля, чё. (Сикль - это шекель, и на самом деле никто точно не знает, сколько он весил. Но судя по тому, с каким тщанием в тексте упоминается вес "серьги", чувствуется, что немало).

https://anchoret.livejournal.com/547606.html


Метки:  

Кое-что о других птичках

Вторник, 25 Февраля 2020 г. 13:04 + в цитатник
В описании золотого солида (313 г., имп. Константин, монетный двор в Арле) сказано, что на колонне сидит сова.

_arles_RIC_VII_001.jpg

Как тут было не вспомнить:



Или по ссылке прямо на 1:39 - https://youtu.be/pXtUqlTBU_8?t=99

На самом деле всё правильно, конечно. Надписание колонны SAPIENTIA не оставляет вариантов.

https://anchoret.livejournal.com/547441.html


Метки:  

Кое-что о червяках

Понедельник, 24 Февраля 2020 г. 15:02 + в цитатник
В "Новом папе" присутствует странная тема сороконожки, которую молодой Джон Бреннокс называет Богом. Я не нашёл другого объяснения, кроме аллюзии на слова Псевдо-Дионисия в "Небесной иерархии": "...сведущие в божественном передают, что Богоначалие себе даже вид червя приписывает", причём в комментированных переводах есть ссылка на Пс 21:7 - "аз же червь есмь, а не человек". Однако при чём здесь псалом, мне не очень понятно, он звучит от имени человека, а не Божества, и что же имел в виду Дионисий, так и не ясно.

https://anchoret.livejournal.com/547259.html


Метки:  

Кое-что о петухах

Понедельник, 24 Февраля 2020 г. 02:32 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 04 Февраля 2020 г. 02:13 + в цитатник
Давно не заходил в соцсети, а тут смотрю - о.М.Желтов публикует свой разбор молитв из вечернего правила (это 4-я, но там и другие есть). Машинально хотел положить закладку, чтобы потом прочитать, но вдруг (любимое словечко Пушкина, Достоевского, и теперь, видимо, моё) устало понял, что мне глубоко пофиг, чем православный люд занимает себя по вечерам. "Пора, прощайте, ждут постели. Приятный сон".

https://anchoret.livejournal.com/546741.html


Кое-что о Евфимии Великом

Воскресенье, 02 Февраля 2020 г. 00:31 + в цитатник
Его же память ныне совершаем. Читал давеча его житие, и не мог не отметить одной странности. Вот он говорит инокам, которые планировали улизнуть из его монастыря:

«Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов».

Маладэц. При этом сам столько раз бегал с одного места на другое, что я сбился со счёта ещё где-то на середине повествования. Где логика?? Не, я понимаю, что часть биографических сведений, как и сама пространная цитата, могут быть неисторичны. Потом, я сам могу сочинить пару экзегез относительно этого "небольшого несоответствия". Но где были глаза и мозги составителей жития? Непонятно.

https://anchoret.livejournal.com/546116.html


Метки:  

Святые, которых не было: Сидония и Вероника

Четверг, 09 Января 2020 г. 23:19 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о куполе мавзолея Плацидии

Среда, 08 Января 2020 г. 07:38 + в цитатник
Купол изображает тёмно-синий небосвод, усеянный золотыми восьмиконечными звёздами. Нашлись неленивые звездочёты, насчитавшие их 567 штук. В центральной верхней точке – т.н. латинский, то есть вытянутый крест, указывающий своей вершиной в сторону востока. Звёзды расходятся от него концентрическими окружностями, но если приглядеться, то в непосредственной близости от креста есть несколько звёздочек, выпадающих из общего рисунка. По три звезды в нижних четвертях поля вокруг креста и одна звезда в левом верхнем поле. Правое верхнее поле зияет несимметричной пустотой. Вряд ли оно случайно, эти семь звёзд что-то значат.

Купол мавзолея Галлы Плацидии.jpg

Скорее всего, это семь звёзд апокалипсиса, которые держит в руке Своей Сын Человеческий (Откр 1:16). Данное предположение наиболее логично, и вот почему. Прежде всего, апокалиптическая тема поддерживается изображением четырёх животных в нижних углах купола (Откр 4:6-8). Обычно они символизируют евангелистов, но здесь мы не видим при них никаких Евангелий, что подчёркивает связь скорее с книгой Откровения, нежели с христианской символической традицией вообще.

Ну и сам крест символически изображает Иисуса Христа: подобное мы увидим ещё не раз в других храмах Равенны. Соответственно, только расположив звёзды в непосредственной близости от креста, мы можем показать, что Сын Человеческий держит их. Заметим, что и Он, и Его благовестники-евангелисты изображены символически: это характерная черта древнехристианского искусства. Если центральная фигура подана через символ, то и ассистирующие фигуры обязательно будут символическими.

Кстати, Евангелия из их рук (когтей и лап) никуда не делись – они переместились в книжный шкафчик на соседней мозаике. Там на полочках они лежат ровно в том порядке (Марк, Лука, Матфей, Иоанн), в каком здесь расположены соответствующие им символы (лев, телец, человек, орёл), как они перечислены в Апокалипсисе.

Лаврентий.jpg

Тоже кликабельно.

https://anchoret.livejournal.com/545369.html


Метки:  

Кое-что о колядках

Вторник, 07 Января 2020 г. 05:08 + в цитатник

Метки:  

Кое-что про козу 2

Вторник, 31 Декабря 2019 г. 05:33 + в цитатник
Апотропей - то же самое, что амулет. Это предмет, который должен отвести действие злых сил и привлечь удачу, помощь богов и т.п. Существуют и так называемые апотропеические действия. У девачек при пожелании удачи принято говорить, что "я буду держать за тебя кулачки". Более широко известна повадка "держать пальцы крестиком", но у этого жеста есть и другой смысл - якобы он даёт возможность врать безнаказанно. Но если сейчас эти манеры присущи разве что школоте, то в античности всё было куда серьёзнее.

Коза рогатая.jpg

Надгробная стела Кая Попилия (ок. 50 г.н.э.)

Покойный хозяин восседает в кресле, а его раб делает ему жест "ша, креветка". Вот более крупно:

Коза рогатая 2.jpg

Можно истолковать его как ораторский жест, типа слуга открытым текстом желает своему господину всего самого хорошего и давай-до-свидания. Тем более, что надписание стелы и содержит краткий диалог подобного содержания. Но, скорее всего, этот жест является апотропеическим и призван не на словах, а на деле оградить хозяина от действия злых духов.

Вот надгробие Луция Корнелия Неона. Здесь покойный стоит, а жена, что характерно, складывает пальцы козой втихаря, так что мужу не особо-то и видно. Напрасно думать, что она ему так рога ставит. Нет, это тот же самый жест-заговор "на удачу".

Коза рогатая 3.jpg

Опять крупнее:

Коза рогатая 4.jpg

Всем людям доброй воли удачи в наступающем Новом Году, и да пребудет с вами козлина сила.

Десница 5.jpg

https://anchoret.livejournal.com/544774.html


Метки:  

Святые, которых не было: Ифигения, дочь Эгиппа

Понедельник, 30 Декабря 2019 г. 11:52 + в цитатник
Мало кто подозревает о существовании такой святой, даже Православная Энциклопедия считает, будто бы она почитается лишь в католицизме. Однако в 1956 году Элладская церковь, не говоря худого слова, просто включила её в список святых, празднуемых 16 ноября н.ст. Просто выпустила новый Служебник с Ифигенией в месяцеслове, и не сказала не только худого, но и доброго слова, вообще никакого - что хочешь, то и думай. Естественно, я подумал, что речь идёт о крестнице ап.Матфея.

Есть такой сборник латинских апокрифических текстов "История апостолов" псевдо-Авдия. Написан он был во Франции не раньше VI века, и в средневековой Европе стал весьма популярен. Среди его текстов есть "Мученичество ап.Матфея" - единственный источник сведений об Ифигении. Согласно повествованию, Матфей 23 года проповедовал в Эфиопии, обратил в христианство тамошнего царя Эгиппа и, конечно, всю его семью.

Крещение царя Эгиппа.jpg

Второе по древности известное изображение Ифигении - мозаика Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) Матфей крестит Эгиппа, ждущие своей очереди женщины - царица Эвфенисса и царевна Ифигения.

Потом Эгипп умер, его племянник захватил власть и захотел жениться на Ифигении, но она под покровительством апостола приняла обет девства и эстафету христианской проповеди. Пережила своих недоброжелателей, кучу чудесных событий и, наконец, померла. Попытки позднейших исследователей вывести хотя бы крупицы исторической правды из эпической истории не увенчались успехом.

В основном сошлись на том, что это компиляция разных текстов, причём биография самой Ифигении имеет смутное сходство с её мифической тёзкой - самой красивой дочерью Агамемнона. Обеим светила сомнительная перспектива брака, вместо обеих совершается заместительная жертва (там коза, здесь апостол), да и само имя претендента на руку девы было Гиртак - в точности как у троадского царя в том же мифе о троянской войне, тоже имевшего матримониальные претензии.

Века с XVI-го, когда Европа стала активно осваивать колонии, Ифигения сменила цвет кожи и стала в ряд покровительниц чернокожего меньшинства. Так её католики с тех пор в основном и изображают, но у греков теперь есть собственное видение вопроса.

Ифигения.jpg

Греческий вариант жития не имеет ничего общего с римо-католическим, но не менее фантастичен, хотя и гораздо более кровожаден (там лютый треш, не завидую, кто по-гречески читает). Он со вкусом описывает те мучения, которым в гонение Нерона якобы подвергли в Назарете 15-ти летнюю девушку принуждая её отказаться от Христовой веры. Кажется, житие списано сразу отовсюду, автор будто бы просто прикалывался, но пусть его подвергают критическому анализу другие поколения, нам и так всё ясно.

Теперь самое главное то - что можно дочку Ифигенией назвать (См. журнал 165). Не знаю, правда, как оно звучит "уменьшительно-ласкательно": не Фигушка же.

https://anchoret.livejournal.com/544530.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 ... 25 24 [23] 22 21 ..
.. 1 Календарь