-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

А ты не лётчик...

Понедельник, 30 Декабря 2019 г. 07:59 + в цитатник
И не охотник. Потому что каждый охотник знает, как выглядит радуга. А этот мозаичист не знал.

Верхом на радуге.jpg

Церквушка преп.Давида в Салониках. Мозаика типа V века. Верю.

Даже не знаю, как назвать использованные цвета и как художник объяснял заказчику своё видение предмета.

Радуга-дуга.jpg

https://anchoret.livejournal.com/544358.html


Метки:  

У нашего протодиакона опять своя история

Воскресенье, 29 Декабря 2019 г. 10:21 + в цитатник
О.Кураев обстебал патриарха по делу, спору нет. Но несколько его пассажей меня слегка вызверили.

Уместно ли говорить об "освобождении" Корфу - вопрос отдельный. Вряд ли им так плохо жилось под французскими республиканцами.

"Так" плохо - это как? О.Андрею недостаточно знать, что корфиоты сотни лет были поражены в правах, особенно в религиозных, что сразу по занятии Корфу русским флотом там прошли выборы чаемого митрополита, которого не было уже полтыщи лет благодаря итало-французским оккупантам? Что вылазки наших морпехов со стороны суши проходили при поддержке местного населения? Что женщины от радости целовали двуглавых орлов на солдатских подсумках? Надо же хотя бы немножко знать историю вопроса и протодиаконам, прежде, чем высказывать свои суждения, правильно?

И совсем отдельный вопрос - какого черта вообще Ушаков и Суворов потеряли в такой дали от России.

Почему-то у о.Андрея не возникает вопрос, что в такой дали от Англии потерял Нельсон, и я почему-то этому не удивлён. Вот ряд островов Средиземного моря до сих пор остаётся английскими военно-морскими базами, не говоря о сохраняющемся культурно-политическом влиянии англо-саксов. Продолжать или уже понятно?

На самом деле Россия не поддержала греков в их войне за независимость в 1821-м. Несогласный с этим русский министр иностранных дел и этнический грек граф Каподистрия в 1822 году уходит в бессрочный отпуск и уезжает в Швейцарию.

На самом деле Россия по ряду причин не могла поддержать греков точно так же, как сейчас не может открыто поддержать ЛДНР. И всё-таки поддержала их по схожему принципу. А Каподистрия согласованно ушёл в отставку именно для того, чтобы заняться процессом, не компрометируя русского царя.

В Женеве через Женевский Филэллинистический комитет он в течение нескольких лет оказывает восставшей Греции помощь деньгами и оружием.

Гм. А откуда у него брались деньги и оружие, батюшка не задавался вопросом? А ведь это по имперской традиции "северным ветром" надуло. Происходящее с ЛДНР местами очень напоминает греческое восстание 1821 г.

Поднявшиеся против турецкого засилия греки возлагали на Россию огромную надежду. С самого начала они ждали прямого военного вмешательства русской армии и флота.

Но хотя из Российской империи на поддержку восставших шли довольно большие деньги, во многом собранные греческой диаспорой в России и русскими симпатизантами, участие военных специалистов было ограниченным и осуществлялось на добровольных началах. С русской военной и государственной службы увольнялись греки и русские, чтобы на свой страх и риск воевать в Греции с турками и строить новое государство.

Восстание было с восторгом встречено российским обществом, но российское правительство, тайно оказывая повстанцам значительную моральную и существенную материальную поддержку, действовало с оглядкой на европейские монархии и не выходило из рамок "приличия", внешне демонстрируя максимальную отчужденность. Дело отчасти было в том, что греки не планировали восстанавливать византийскую монархию, они изучали опыт французской революции, и их целью была республика. Не секрет, что сегодняшний Донбасс изначально тоже во многом ориентировался на советское идеологическое и политическое наследие.

Эллинские затеи через сеть масонских лож развивали и пропагандировали в российском обществе политические маргиналы той поры – декабристы. В отношении ЛДНР чем-то подобным были заняты нацболы и люди, исповедующие коммунистическую идеологию или симпатизирующие ей (и обоснованно видящие в "официальных" коммунистах КПРФ ничтожную пародию на большевиков ВКПб).

Государство же тогда и сейчас занималось большой, взрослой и респектабельной политикой. Оно не могло позволить себе мечтательного легкомыслия. Незадолго до того оно присоединило Крым и интегрировало тамошние элиты – вполне достаточное приобретение на юго-западном направлении.

Сейчас Греция член НАТО и Россия её интересует только как рынок сбыта сельхозпродукции и поставщик туристов. (А турки так и гадят и русским и грекам.) Если бы император не сдал по Тильзитскому договору Корфу французам тогда, у благочестивых протодиаконов не возникали бы вопросы «какого чёрта» и сейчас.

Александр Ипсиланти.jpg

На снимке: русский генерал и греческий революционер Александр Ипсиланти произносит речь с броневика на Финском вокзале.

https://anchoret.livejournal.com/543527.html


Метки:  

Кое-что о Гарпократе

Суббота, 28 Декабря 2019 г. 09:08 + в цитатник
Я уже упоминал жест с пальцем у лица: в античной традиции он является знаком внимательного слушателя. Иногда его путают с международным жестом молчания, где палец поверх губ, и сегодняшний случай, с одной стороны, является иллюстрацией всеобщего заблуждения, а с другой стороны рвёт шаблон.

Если вам интересен Гарпократ, то о нём подробно расскажет википедия, а здесь достаточно знать, что в греческую мифологию он перекочевал из египетской, где был известен как Хор (в старом написании Гор) - сын Осириса и Исиды. В древнеегипетском искусстве тоже были свои стандарты, согласно которым палец во рту (а чаще возле рта) обозначал ребёнка. Даже во взрослом состоянии Хор иногда изображался с таким пальцем ради того, чтобы подчеркнуть его сыновство по отношению к главным божествам египетского пантеона.

Хорус с пальцем.jpg

И вот когда Хор стяжал себе почитателей на древней земле Эллады, то стал изображаться в согласии с египетским каноном, но смысл его жеста был эллинам уже непонятен и интерпретирован по своему, как жест молчания.

Гарпократ с пальцем.jpg

Поэтому Гарпократа назначили покровителем и хранителем всяких тайн, а ему что? Главное, чтоб жертвы приносили вовремя. Вот и вы не заморачивайтесь на том, что говорят у вас за спиной, лишь бы зарплату платили как положено.

https://anchoret.livejournal.com/543398.html


Метки:  

Закрывая тему квадратных нимбов в базилике св.Димитрия

Пятница, 27 Декабря 2019 г. 07:06 + в цитатник
Мне ещё несколько раз попалось упоминание "квадратных нимбов" в мозаиках базилики св. Димитрия Солунского, так что не удержался от того, чтобы высказаться о них более чётко. Предыстория такая, что все принялись считать, будто квадратный нимб - признак прижизненного изображения. Реальность такова, что никаких квадратных нимбов здесь просто нет.

На всех этих мозаиках изображены донаторы - жертвователи и благоукрасители святаго храма сего. Понятно, что на момент изображения они живы: им приятнее увидеть себя на "фото" со св.Димитрием ещё при своей жизни, раз уж уплочено.

Агиос Димитриос раз.jpg

Агиос Димитриос трис.jpg

Агиос Димитриос двас.jpg

(Посмотреть мозаики в более полном объёме, если есть желание, можно здесь.)

Святой Димитрий Солунский почитался в качестве главного защитника и покровителя Солуни (Фессалоник). Однако главной реальной защитой города были его стены. Вот эти:

Стена Солунская.jpg

Соответственно, донаторы изображены вкупе с духовной и материальной защитой Салоник, и негоже винить художника, подгадавшего ритм зубцов крепостной стены к расположению человеческих фигур. Всё правильно сделал: их нельзя изобразить ни выше, ни ниже, ни смещёнными относительно голов без ущерба для композиции и смысла иконы. Там местами даже драпировка присутствует, подсказывающая, что это материальный объект, а не мистическое гало.

Наконец, существует реконструкция по фотографиям и акварелям нач.ХХ века мозаик, утраченных в результате пожара 1917 года.

После пожара 1917 г..jpg

Базилика после пожара. Тогда треть города сгорела. Как уцелела хотя бы часть мозаик - тоже своего рода чудо.

Источники и реконструкция показывают, что были и другие изображения живых донаторов, и там, где нет крепостной стены, они видны без "квадратных нимбов", и даже с подобием обычного круглого, хотя его расположение тоже чётко показывает, что это НЕ нимб.

Базилика Св. Дмитрия в Салониках. Мозаика акварель.jpg

Вот здесь крупнее, хотя и более размыто: видать, в музее они специально забабахали туман ушедшего под флёром романтической тоски об утраченном.

Реконструкция мозаик св.Димитрия.JPG

Соответственно, если где увидите очередное повторение легенды о квадратном нимбе живого спонсора, то просто знайте, что ваш информатор честно заблуждается.

https://anchoret.livejournal.com/543060.html


Метки:  

Как это делалось в Солуни

Четверг, 26 Декабря 2019 г. 09:08 + в цитатник

Метки:  

Кое-что об анаксиридах

Среда, 25 Декабря 2019 г. 05:09 + в цитатник
Когда люди видят известную мозаику со сценой поклонения волхвов в равеннской Сант-Аполлинаре-Нуово, то их вниманием целиком овладевают роскошные лосины. Многие удивляются, насколько похожи они на некоторые современные безвкусные шмотки.

Волхвы в Сант Аполлинаре Нуово.jpg

Такие штаны носились скифами, и анаксириды - их греческое название. Богато расшитые - значит, носители являются представителями высшей знати. Штанины завязывались у щиколоток, и эти завязки изображены здесь довольно дотошно. Римляне порток не признавали, только кавалеристы позже оценили их практичность, а так если изображённый персонаж носит штаны, значит, он варвар.

Волхвы в Санта Мария Маджоре.jpg

Весьма схожим образом выглядят волхвы в римской Санта-Мария-Маджоре, там вообще какой-то цирк бродячий. Фригийский колпак, штаны, плащ и короткая туника под ним - якобы так одевались скифы. Не сомневаюсь, что представление римлян об одеянии варварских народов сильно корреспондировало с тем, как в нынешнем Голливуде изображают русских. Весь "цивилизованный" мир уверен, что именно так русские и выглядят, а те себя решительно не узнают. Этот прикид да и сама композиция, положение фигур придуманы гораздо раньше: ещё лет за двести до этих мозаик так изображали волхвов в римских катакомбах.

Катакомбы св.Присциллы.jpg

Катакомбы Марка и Марцеллиана.jpg

Конечно, никто не имел в виду, что волхвы были именно именно скифами. Просто скифы отождествлялись с восточными варварскими народами вообще, кто их там разберёт. У нас в просторечьи, например, все револьверы назывались наганами, а копировальные машины - ксероксами. Но точно так же, как скифы, одеты и готы на Саркофаге Людовизи:



Хочется предположить, что готам, которые правили Равенной и кем были созданы те мозаики, хотелось через них указать именно на свою сопричастность евангельской истории, но вряд ли это было так. Это всего лишь следование тогда актуальной, а ныне оставленной иконографической традиции.

https://anchoret.livejournal.com/542643.html


Метки:  

Открытка на всякий праздник

Вторник, 24 Декабря 2019 г. 03:23 + в цитатник
В преддверии Рождества в храме Николая Орфаноса шла уборка. Пара трудолюбивых тёток намывала и натирала. Я что-то лениво пощёлкал, без особого энтузиазма, поскольку "всё давно придумано" и, если нужны фотки фресок оттуда, то идите по ссылке выше, там несколько постов с ними.
На выходе за мной погналась одна из тех гречанок. Оказывается, она заметила, что я обделил вниманием одну из важных (по её мнению) фресок. Пришлось вернуться, повосхищаться и сделать фото. Вот везде бы так, дай им Боженька здоровьичка.
В ряду святых я ненадолго озадачился, что за святой у нас называется странноприимцем (ксенодохос) - имя есть, уверенности нет. Потом считываю весь ряд, а они там идут прямо как в молитве елеосвящения: "Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида...". Сампсон, конечно, ёлкин болт.

Св.Сампсон.JPG

Считайте это открыткой на всякий праздник "Не вижу повода не выпить": святой благословляет графин полезного напитка.

https://anchoret.livejournal.com/542265.html


Кое-что о Салониках

Воскресенье, 22 Декабря 2019 г. 21:58 + в цитатник
Сегодня пробрался в солунской базилике св.Димитрия наверх и резвился: никого там больше не было.

В конце сообразил снять маленькое видео.

В принципе, если не медитировать перед каждым кирпичом, то все городские музеи и заслуживающие внимания храмы реально обойти за два неполных дня. Поскольку в сети полно информации и фотоматериалов о христианских (и дохристианских) святынях и памятниках города, то при предварительном знакомстве с ними мне показалось достаточно визуализировать накопленные сведения с тем, чтобы потом в дальнейшем спокойно к ним обращаться при каждом нужном случае.

https://anchoret.livejournal.com/542064.html


Без заголовка

Пятница, 20 Декабря 2019 г. 23:15 + в цитатник
Где можно "чрезвычайно интересно и с пользой" провести субботний вечер в Салониках? Музеи до 16.00, рассматривать в темноте архитектурные памятники непродуктивно.

https://anchoret.livejournal.com/541888.html


Кое-что о полудне

Четверг, 19 Декабря 2019 г. 23:49 + в цитатник

Неизвестный портрет Ушакова: продолжение истории

Среда, 18 Декабря 2019 г. 07:08 + в цитатник
Здесь начало истории. Накануне был в том монастыре и узнал хорошие новости. Портрет Ушакова профессионально отреставрирован русским специалистом и перемещён из архондарика во внутреннее помещение, более пригодное для хранения. При реставрации вскрылось несколько интересных деталей.
Например, холстом послужила ткань, очень похожая на материал, использовавшийся для корабельных парусов.

Ушаков до реставрации.jpeg

Это картина на просвет. Если бы не срочная реставрация, скоро спасать было бы нечего.

Технические приёмы и красочные материалы позволяют предположить, что картина писалась на корабле. Если во флоте был какой-то человек, типа нынешнего фотокорреспондента, только с палитрой вместо камеры, то его имя, возможно, получится выяснить в архивах.

Ушаков после реставрации.jpeg

Теперь портрет выглядит так. Пока что сильно бликует, но лак, мне сказали, скоро потеряет глянец.

В архондарике для всеобщего доступа помещена копия картина - её шелкография, между нами говоря, не вполне адекватного качества: как минимум, искажена цветопередача. Но это издержки - надеюсь, временные.

https://anchoret.livejournal.com/541412.html


Небесные покровители пожарных

Вторник, 17 Декабря 2019 г. 14:47 + в цитатник

Метки:  

Про вазы

Воскресенье, 15 Декабря 2019 г. 13:50 + в цитатник
В Греции вообще и на Корфу в частности нередко по церквям попадаются такие вазы:

A60E32DF-09F2-408B-A4FC-1350CF51AEB9.jpeg

Бывают и побольше, это маленькая.

Они украшены тиснением, но форма всегда строго цилиндрическая, и, я думаю, вы уже поняли, почему.


0A19C20A-C7F8-4BDE-8868-7C3449C10B6B.jpeg

Гильза от 47 мм снаряда. Скорее всего, итальянское производство, я не специалист. Капсюль вроде целый, так что никто от него не пострадал.

Никто ни разу не смог мне объяснить историю этой традиции. Но, насколько я могу судить, их распространение по храмам было каким-то разовым явлением. Вероятно, гильзы остались после Второй Мировой, и таким символическим образом их утилизировали.

https://anchoret.livejournal.com/540787.html


Метки:  

Что общего между Чапаевым и императором Феодосием

Воскресенье, 08 Декабря 2019 г. 06:19 + в цитатник
В самом деле, что общего? Вот знаменитый диалог из фильма, где Фурманов немного потроллил комдива:

- Василий Иваныч, а ты за какой, за второй или за третий?
- Чего за второй?
- Интернационал?
- Ну за тот, за который нужно, за тот и стою.
- Ну а все-таки, за второй или за третий?
- А Ленин в каком?
- В третьем. Он его и создал, третий большевистский.
- Ну и я за третий.

Фурманов.jpeg

Ну и император Феодосий I точно так же определил православную веру. Когда в 381 году он признал христианство в качестве официальной религии империи, то ему потребовалось уточнить, какую именно версию этой веры следует считать правильной. Как и сейчас, их тогда до фига было. Только все считали себя ортодоксами и часто занимали важные, а то и ключевые позиции в одной и той же церкви.

Феодосий решил этот вопрос так: это та вера, которой следуют в Риме и Александрии. Дескать, христианство Рима сложилось еще во времена апостола Петра, а теперь его исповедуют Дамас и Петр, епископы Рима и Александрии.

Почему я об этом вспомнил? На глаза попалась «оналитика» на церковно-государственную тему, неуёмный Клим Саныч Жуков опять осрамился. Автор заявил, что православным может считаться только тот, кто знает и осознанно исповедует Символ веры, Декалог, ещё там что-то, и регулярно причащается-исповедуется. Чушь какая.

По факту достаточно сознавать, например, что «моя вера такая же, как у нашего батюшки» и идите все на хер со своими предъявами. Никогда и нигде по-другому не было, будь то церковь времён отцов-каппадокийцев, или компартия эпохи «развитого социализма».

У обычного человека ведь как? Если знание о предмете не касается его основного рода деятельности или хобби, то он полагается на специалистов. А ему самому достаточно приблизительного представления. Как правило, это касается всего, как бы жизненно важно оно ни было, с чем он сталкивается в повседневной жизни: с медициной, физиологией, педагогикой, кулинарией — список бесконечен, и не говорите только, будто у вас не так.

https://anchoret.livejournal.com/540413.html


Без заголовка

Пятница, 06 Декабря 2019 г. 18:33 + в цитатник
Я немного намудрил с публикацией заметки о Брешианской ставротеке, поэтому она могла уйти в вашей ленте вниз и пропасть. Не пропустите!

https://anchoret.livejournal.com/539821.html

https://anchoret.livejournal.com/539995.html


Брешианская ставротека

Пятница, 06 Декабря 2019 г. 01:59 + в цитатник

Без заголовка

Среда, 04 Декабря 2019 г. 11:32 + в цитатник
"Слушай, ну ты привыкай уже ко мне: если израильская - то военщина, если советское - то шампанское, а если запускай - то космонавта".
"Вчера мой 12-летний сын участвовал в Рождественском школьном спектакле. Он заранее объявил, что ему досталась роль Иосифа Сталина, который что-то сообщает какой-то женщине".
Говорят, что старый баян, но я первый раз.

https://anchoret.livejournal.com/539516.html


Метки:  

Праздники, которых не было: Введение во храм

Среда, 04 Декабря 2019 г. 06:14 + в цитатник
Праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы был установлен не ранее VIII столетия, а попал в число самых важных, двунадесятых праздников, ещё через полтыщи лет, в XIII веке. Суть праздника в том, что маленькую деву Марию родители сдают в интернат для девочек при Иерусалимском храме. Празднуемое событие описано в апокрифическом Протоевангелии Иакова.
Это "благовестие" было сочинено относительно рано, во второй половине II века, и посвящено событиям предъевангельской истории, отсюда его название "протоевангелия". Автор был абсолютно незнаком с реалиями иудейского мира времён Рождества Христова, поэтому у него там сплошные фантазии и ляпы, так что в V веке книга наконец-то попала в список запрещённых. Ну то есть вдумайтесь: были и другие апокрифические тексты, они жили своей жизнью на периферии церковного официоза, всегда пользовались популярностью у простых людей, оказывали определенное воздействие на церковное искусство, хотя и в них тоже, конечно, хватало всякой бредятины. Но как нужно было отличиться, чтобы угодить под запрет!

Занятно, что под запрет оно угодило у латынян в V веке, хотя на латынь было переведено только в XVI-м. Просто в первые века, когда культурные связи с Востоком были ещё тесны, на Западе многие умели читать по-гречески. В Западной церкви праздник появился столетием позже, чем у Восточной. На его возникновение повлиял не только пример греков, но и собственный, латинский текст Евангелия псевдо-Матфея, написанного по мотивам эллинского псевдо-Иакова. Я бы не исключил, что самой причиной появления версии "Матфея" в VI-VII вв. был запрет бестселлера "Иакова" в V-м, обходить запреты умели всегда.

Введение во храм Пресвятыя Богородицы.jpg

В православной иконографии маленькая Мария традиционно изображается в мафории, то есть одетая как взрослая замужняя женщина, что продолжает традицию пренебрежения исторической реальностью, но соответствует тексту псевдо-Матфея: "В три года она ... не походила на младенца, а казалась уже взрослой и исполненной лет."

Что касается нашей темы, то автор придумал некий институт дев, занимающихся пряжей при храме Соломонове, обеты девства и т.п. Конечно же это заимствовано из языческой культуры с их жрицами-весталками, а для иудеев обет девства был нонсенсом, потому что он бы нарушал заповедь плодиться и размножаться, и вытекающая из него бездетность была проклятием, помимо прочего потому, что все ждали Мессию, которого могла родить каждая женщина из колена Давидова, и если бы кто отказался от брака и родов под предлогом сохранения девственной чистоты, это вызвало бы, мягко говоря, непонимание.

Вряд ли кто из вас слышал (это не очень популярное знание), но число 15 считается богородичным. Я об этом тоже знаю только из книжек, и на практике это может выражаться разве что в том, что кто-то повесит над успенской плащаницей или богородичной иконой пятнадцать лампад. Ну, а что ещё можно придумать к этой искусственной сакрализации пятнашки? И пришло это число оттуда же: согласно повествованию псевдо-Матфея маленькая Маша сама, без оглядки и помощи взрослых, бегом преодолела 15 ступеней храма. К чему обязывает это знание? Правильно, ни к чему, так просто к слову пришлось.

Чима да Конельяно, 1496-97.jpg

Тинторетто, 1555.jpg

Ни на одной каноничной иконе Введения вы не насчитаете пятнадцати ступенек. А вот у итальянских художников - пожалуйста.

Что вызывает недоумение? Можно понять социумы, которые придумывают для своей истории небывалые события, чтобы потом их пышно праздновать и превозноситься от сознания собственной неимоверности. Это случается даже с государствами (или в основном с государствами), если есть ощутимый дефицит героических свершений, а на чём-то патриотизм воспитывать надо. Тогда мелкие стычки подаются историками как судьбоносные сражения, поражения оборачиваются победами, случайные персонажи делаются национальными лидерами, а то и вовсе творится миф с чистого листа.

Но зачем этим заниматься Православной Церкви, у которой и так в достатке обретаются свои герои и свои победы? Впрочем, теперь уже поздно отыгрывать назад, да и никто не станет этим заниматься, себе дороже выйдет. С праздником, в общем.

https://anchoret.livejournal.com/539183.html


Метки:  

Кое-что об альтернативной истории

Вторник, 03 Декабря 2019 г. 23:51 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о Чиновнике

Вторник, 03 Декабря 2019 г. 07:36 + в цитатник

Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 ... 24 23 [22] 21 20 ..
.. 1 Календарь