-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

I'm on a highway to hell!

Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 11:00 + в цитатник
Inferno.JPG

Есть такая улица!


Улица Ада, если кто не. Есть мнение, что название связано с плохим освещением, и никакого антисемитизма. Ну хрен его знает..

Карта гетто в Болонье.JPG Мухобойка.jpg

https://anchoret.livejournal.com/532323.html


Метки:  

Без заголовка

Суббота, 02 Ноября 2019 г. 15:29 + в цитатник
Детективная история. Установлены автор, место и время написания "Слова о полку Игореве".

https://anchoret.livejournal.com/532015.html


Madonna della Bruna

Суббота, 02 Ноября 2019 г. 08:37 + в цитатник

Метки:  

Новый тэг: детали

Пятница, 01 Ноября 2019 г. 07:35 + в цитатник
Сижу, курю..

Ангел с сигарой.jpg

На самом деле это не сигара, конечно, а клав (clavus) хитона - нашивная вертикальная полоса, свидетельствующая о благородном происхождении римлянина. И это не дым, а растительность на заднем плане. Но что действительно смешно - это размер ног у ангелов. Присмотритесь, как они расположены под столом, сопоставьте с размером столешницы и сделайте самостоятельный вывод (кликабельно).

Жертва Авраама.jpg

"Гостеприимство Авраама" впоследствии редуцировалось до т.н. образа "Ветхозаветной Троицы".

В сцене жертвоприношения Авраама занятен нож для закалания - сейчас бы такой ни в жизнь бы не изобразили, а это, судя по гарде и навершию, типичный меровингский меч (или спата - тут пусть специалисты на них рубятся), что и понятно в реалиях VI в. от РХ. И агнец с ярко выраженными первичными половыми признаками просто классный. Его хвосту даже сивка-бурка позавидует. И он тянет за край гиматия Авраама: алё, я, меня, сюда, алё.

Авраам с мечом.jpg

То есть сверху глаголет Господь непосредственно, а снизу через своего агента. Ибо сказано: Бог устроил так, чтобы люди получали вразумление от других людей. Или других животных.
(У Исаака отсутствующий вид, см. выше. Такое впечатление, что он в уме перемножает дроби, чтобы как-то отвлечься).

https://anchoret.livejournal.com/531704.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 31 Октября 2019 г. 19:35 + в цитатник
Сегодня в Ватикане подписали против эвтаназии какую-то бумагу от имени всех авраамических религий: ничего нового, те же замшелые бредни про ценность цепляния за жизнь (ценность жизни, то есть), ценность наркотического дурмана (ценность паллиативной медицины это называется), ценность профессиональных клириков (ценность незаменимой духовной помощи, оказанной профессионалами).
А моя позиция нисколько не изменилась за прошедшие годы.

https://anchoret.livejournal.com/531210.html


Кое-что о гольфе

Четверг, 31 Октября 2019 г. 08:12 + в цитатник
На Корфу есть парочка гольф-клубов, и я думаю, что эта икона могла бы стать их покровительницей.


Спиридон побивающий беса.jpg

https://anchoret.livejournal.com/531109.html


Метки:  

Из вчерашнего

Среда, 30 Октября 2019 г. 07:57 + в цитатник
- Возник тут спор у отцов, как правильно благословлять Агнец во время евхаристического канона. Одни говорят только агнец, другие - дискос, третьи - нельзя прикасаться к агнцу, четвертые - какой фалангой пальца нужно прикасаться. Как правильно?

- История ... напомнила мне одну головоломку, придуманную Авраамом Линкольном. Если собачью ногу считать хвостом, то сколько ног будет у собаки? Ответ самого Авраама Линкольна гласил: "Четыре. Чем бы и как вы ни пересчитывали ноги собаки, даже собачьим хвостом, их все равно четыре".

https://anchoret.livejournal.com/530505.html


Метки:  

Без заголовка

Вторник, 29 Октября 2019 г. 09:13 + в цитатник
В Равенне (и не только) очень много переделанных и вовсе новодельных мозаик, особенно что касается фрагментов. Иногда работа реставраторов гениальна, иногда топорна. Относительно этой ублюдочной работы судите сами: ап. Петр из Аполлинаре-ин-Классе.

Петр.jpg

Очень хорошо видно, где в мозаике лежит старая смальта, и где поновление из камня. Как говорил Остап Ибрагимович: "Низкий сорт. Нечистая работа."

https://anchoret.livejournal.com/530345.html


Метки:  

Санта Мария Арабона

Понедельник, 28 Октября 2019 г. 08:44 + в цитатник
После Вольто Санто (святого убруса) мы заехали в Санта Мариа Арабона. Интересный собор (XIII в.), большой и как бы пустоватый, но кто сказал, что это плохо.

Санта Мария Арабона.jpg

Какие-то чокнутые собачники его курировали на протяжении веков. "Мама, купи собачку!"

Мама купи собачку.jpg

Не, эта фреска из совсем-совсем другого места. Но вообще как-то перекликается, ещё этот Иосиф с фуганком, ни дать ни взять приквел Каштанки.

И мама такая: "Ну ладно".

Ну ладно.jpg

Не спрашивайте меня, почему Иисус одет как девочка.

Щенок выглядел довольно неожиданно. Был даже соблазн решить, что когда художник срисовывал с оригинала, то сослепу принял агнца за собаку. Но там ещё в паре мест фигурировали собаки. Например, на этом пасхальном подсвечнике.

Подсвечник.jpg

Внизу несколько кобельков неистово трутся об него. Тьфу, пропасть.

Но мне всё равно понравилось. Там ещё гробница динозавра была, ну круто же.

Гробница Динозавра.jpg

https://anchoret.livejournal.com/530028.html


Метки:  

Кое-что о св. Виталии

Воскресенье, 27 Октября 2019 г. 12:50 + в цитатник
Сегодня совершается память свв. Гервасия и Протасия, отцом которых был муч.Виталий Миланский, и я решил немного приоткрыть тайну его отцовства.

Св.Виталий Миланский.jpg

Мозаика конхи апсиды в Сан-Витале, Равенна. Крайняя слева фигура - это он, св. Виталий.

Святой Виталий был некогда назначен главным святым мучеником Равенны. Его особое почитание определенно связано с конкуренцией между Миланом и Равенной (напомню, что однажды на какое-то время из Милана в Равенну была перенесена столица Западной Римской империи, что покоробило миланцев). Но прежде того Амвросий, епископ М(ед)и(о)ланский, с большой помпой обрёл сначала мощи свв. Гервасия и Протасия у себя в Милане в 386 году и поместил их большой базилике. Потом мощи св. Назария. Потом в Болонье перезахоронил только-только обретённые мощи Агриколы и его раба Виталия. (При этом перезахоронении часть мощей оказалась в Милане. Сюрприз!) Всё это сплошь мученики, которые никакого отношения к Равенне не имели. Я это к тому, что авторитет св.Амвросия очень тесно сопрягается с почитанием данных святых, и кого же ещё могли тогда считать специалистом в вопросе их почитания, как не его.

И вот в один прекрасный день (в нач.VI в., точнее сказать нельзя) в Равенне появился текст, приписанный Амвросию: "Страдание святых мучеников Гервасия и Протасия". Согласно изложенной в нем истории родителями мучеников были некая Валерия и муж ея Виталий - знатный вельможа и воин, не путать с вышеупомянутым рабом Виталием (хотя есть мнение, что в древности их всё таки попутали). Этот Виталий был умучен в Равенне вслед за одним врачом, которого он подбадривал в его христианском исповедании, а за ними по той же дорожке пошла вся семья: Валерия, Гервасий и Протасий.

Смысл истории вымышленной, по всей видимости, чуть больше, чем полностью, заключён в следующих словах, написанных кем-то от лица Миланского епископа: "Святой Виталий, славный мученик Христов, вслед за градом Равенной дарует щедроты всем верующим в Иисуса Христа своим молитвенным ходатайством до нынешнего дня". Кем был этот Виталий на самом деле (и был ли он вообще; даже на сей счёт есть разные мнения) здесь не так важно. Но то, что он был отцом Гервасия и Протасия, сразу ставит его в предложенной системе координат выше миланских мучеников, как и Равенну выше Милана. Тем более, что сам Амвросий так сказал.

А почти все помянутые здесь мученики стали активно почитаться и в Равенне, чтобы и в их почитании не уступить Милану пальмы первенства.

https://anchoret.livejournal.com/529877.html


Метки:  

Кое-что о Volto Santo

Пятница, 25 Октября 2019 г. 08:53 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о лабиринте

Четверг, 24 Октября 2019 г. 11:52 + в цитатник
Раньше в метро на входных дверях с внутренней стороны была надпись "выхода нет". Потом кто-то решил, что если она попадётся на глаза человеку в депрессии, то он на себя, пожалуй, и руки наложит после таких-то слов. И надпись поменяли.

А в Сан-Витале на полу выложена очень антидепрессивная мозаика: лабиринт, в котором выход не просто есть, а который отыскивается в один приём безошибочно (потому что альтернативных развилок в нём нет). Приходит человек в церковь, грустный такой, глаза в пол. И шарит глазами в поисках опоры. А тут лабиринт. Человечек такой глазками по стрелочкам-треугольничкам идёт-идёт, и сразу становится понятно: выход есть! И человеческая душа спасена.

Лабиринт.jpg

Это не очень старая мозаика, не старше века XVI-го.

Ну понятно, что лабиринт вообще символизирует человеческую жизнь и всё такое. Меня здесь только одно смущает.
Выход указан не в сторону алтаря, а в сторону настоящего выхода из церкви. Идеологическая диверсия вольнодумцев эпохи Возрождения!

https://anchoret.livejournal.com/529177.html


Метки:  

Кое-что о мавзолее Теодориха, (ч.2, интерьер)

Среда, 23 Октября 2019 г. 08:30 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о мавзолее Теодориха (ч.1, экстерьер)

Вторник, 22 Октября 2019 г. 09:30 + в цитатник
Вообще-то заметку правильнее было назвать не «Кое-что», а «Всё, что достаточно знать о мавзолее Теодориха».
Сегодня первая часть, вид снаружи.

В Равенне можно бывать снова и снова, там всегда можно найти что-то, чего не видел раньше, можно многократно приходить любоваться мозаиками храмов, но с мавзолея Теодориха (520 г.) хватит одного раза. Однако этот один раз должен состояться обязательно. Достаточно сказать, что некоторые современники уподобляли его мавзолею в Галикарнасе, а тот числился одним из семи чудес света, так что взглянуть точно стоит.

Во-первых, стоит эта пятнадцатиметровая махина на невидимом кирпичном фундаменте. Тот уходит минимум на полтора метра вглубь и почти на восемь метров в стороны. Почему так много? А там вокруг ещё ограда была: металлическая решётка на частых мраморных столбах выше двух метров высотой, и она отстояла от стен на расстоянии около пяти метров – ей тоже была нужна прочная основа.

Мавзолей Теодориха.jpg

Откос, зеленеющий с правой (южной) стороны, лишь отчасти даёт понять, насколько ушёл вглубь культурный слой мавзолея.

В отличие от своего фундамента мавзолей сложен без строительного раствора. Известняк привезли из Истрии (Хорватия, на другом берегу Адриатики), обтесали на месте и подогнали блоки друг ко другу с ювелирной точностью по той же технике, что соединяет блоки колонн.

Эта техника называется «анатироз». У соединяемых поверхностей немного выбирают середину, оставляя лишь гладкую каёмку по периметру. В результате верхний блок давит своим весом не на всю поверхность нижнего, а только на такую же кайму. Это увеличивает прочность соединения? Нет, просто сильно экономит время подгонки поверхностей друг ко другу.

У мавзолея два хорошо различимых этажа. Скорее всего, нижний служил часовней для поминовений, а верхний – той самой усыпальницей, где ненадолго почил король готов. Планировка центральная, согласная с традицией римской элиты. Но от современных ему мавзолеев римских императоров склеп Теодориха имел некоторые важные отличия. Например, у него было два этажа, тогда как в Риме от них давно отказались, и он стоял обособленно, а римляне пристраивали их к церквям.

Потом, если хорошо приглядеться, то у нижнего этажа обнаружится десять граней, тогда как римляне использовали восьмигранник или круг. Да, десять граней – это не круг, но круглое число! Современник Теодориха, известный философ и богослов Боэций считал его совершенным числом и символом неба. Может, дело и не в Боэции, но другого объяснения такой оригинальной затее пока никто не нашёл.

Мавзолей Теодориха вид с южной стороны.JPG

При строительстве усыпальница была расположена сразу за тогдашней городской стеной, согласно античной традиции - возле дороги. Здесь же было и готское кладбище, место которого видно на снимке за мавзолеем.

А вот на крыше мавзолея видны выступающие уголками отроги, которых не десять, как следовало бы ожидать симметричности ради, а двенадцать. Здесь значение числа не вызывает сомнения, поскольку на каждом отроге написано имя апостола. Правда, и тут есть небольшая загадка. Это не совсем те двенадцать апостолов, что ходили вслед за Христом, но это бы ладно. В конце концов, в той же Равенне есть подобные списки, воплощённые в изображениях, и там всегда присутствует апостол Павел, например, который ну никак не может быть отнесён к числу Двенадцати (к слову, лично он и Иисуса-то в глаза не видел, если исключить его видения). Но здесь есть ещё евангелисты Марк и Лука, и в таком виде список является традиционным для Восточного Средиземноморья той эпохи, а никак не для Запада. Этот ребус дал учёным возможность предположить, что для соответствующих работ привлекались мастера с Востока.

Мавзолей Теодориха отроги купола.jpg

На этих отрогах имена апостолов Иакова и Иоанна.

И ещё одна интересная аллюзия: к тому времени в Константинополе уже вторую сотню лет хоронили всех императоров, начиная с Константина Великого, только в храме Святых Апостолов. Возможно, считавший себя повелителем Запада Теодорих тоже нашёл упокоение в апостольском кругу, чтобы уподобить себя императорам Востока.

Вообще крыша мавзолея – едва ли не самая примечательная его деталь. При собственной высоте три метра и диаметре почти в одиннадцать метров она абсолютно монолитна, сделана целиком из одной каменной глыбы. (Вот где слово «монолит»: «монос» – один, и «литос» – камень, оправдано полностью!) Весит больше трёхсот тонн. Единственный способ, которым её могли поставить наверх – это метод ещё древнеегипетских строителей. Постройка полностью засыпалась песком, по которому глыбу волокли на катках, после чего песок убирали. А отроги на крыше были вполне функциональными проушинами, за которые её и тащили. Купол имеет заметную трещину. Скорее всего, она образовалась на этапе установки. Хорошо видно, что проушины с именами апостолов сориентированы не очень правильно относительно входа в мавзолей. Вероятно, получив трещину, строители решили больше не двигать гигантский камень, а оставить его как он уже лёг.

Мавзолей Теодориха купол.jpg

Трещина видна справа на фото. И орнамент Zangenfriese хорошо различим.

Ещё обратим внимание на один загадочный орнамент под самым куполом по всему периметру усыпальницы. Учёные условно назвали узор «щипчиками», а загадка в том, что у него нет аналогов. Ну то есть нашли какое-то сходство с парой образцов ювелирного искусства на севере древней Европы, но это не выходит за рамки случайного совпадения. А ведь каждая архитектурная деталь, даже малейшая, обычно имеет своё обоснование и аналогии. Здесь мы этого не видим. Поэтому кое-кто даже осмелился сделать экзотичное предположение, что своей формой мавзолей обыгрывает шатёр кочевников (коими прежде были готы), выступающие отроги – это колышки внутренних подпорок, а узор – застёжки. Без комментариев.

Продолжение завтра.

https://anchoret.livejournal.com/528753.html


Метки:  

Кое-что о Cappella Arcivescovile

Понедельник, 21 Октября 2019 г. 08:35 + в цитатник
Забавно. Не первый раз попадаю на сетевые ресурсы, которые при описании Равенны бездумно цитируют какие-то искусствоведческие источники, опирающиеся на публикации XIX века. Конкретно в Архиепископской капелле была проведена масштабная реставрация в нач. ХХ в. Так что эта фигня "Конха апсиды капеллы расписана темперной краской, главным изображением является крест на фоне звёздного неба" уже вторую сотню лет не соответствует действительности. Мозаику восстановили, и как именно, я упомяну отдельно, когда соберусь написать про капеллу. А так-то смотрите, какая красота.

Архиепископская капелла Конха апсиды.jpg

https://anchoret.livejournal.com/528439.html


Метки:  

Про безоар

Воскресенье, 20 Октября 2019 г. 09:35 + в цитатник

Безоар — это инородное тело, которое образуется в желудке из всякой фигни, которую невозможно переварить. В основном у жвачных, но крайне редко и у человека. На пике своих возможностей безоар превращается в камень. Средневековые обалдуи, которые лечились ртутью, порошком из мумий и серой из ушей, считали его дико целебным, особенно по части профилактики отравлений. (Сейчас-то совсем другое дело — можно лечиться фольгой и биотоками, например).






Слева уже камень, справа ещё волосяной шар (трихобезоар). Фото из аптечного музея в Сан-Лео. Витрина бликует, не взыщите.

Слева уже камень, справа ещё волосяной шар (трихобезоар). Фото из аптечного музея в Сан-Лео. Витрина бликует, не взыщите.



Я об этом теперь вспоминаю всякой раз, когда вижу на пляже вот такие шарики:





Эти маленькие, а бывают чуть не с куриное яйцо.

Эти маленькие, а бывают чуть не с куриное яйцо.



Я так и не понял до конца, что это. Сначала думал, что какие-то плоды или семена водорослей, но они внутри такие же, как снаружи. И находятся всегда на берегу, причём там, где песчаное дно.


И как-то раз проплывая, увидел в глубине под собою такой шарик, который катался туда-сюда в песчаной ложбинке на дне, слегка колышимый прибоем. Возникла догадка, что они образуются из мелких остатков тех же водорослей, перемолотых прибоем. Схема та же, что при катании снежных шаров — налипает постепенно. Но это только догадка.


А сегодня домой, «в родные снега».

https://anchoret.livejournal.com/528335.html


Метки:  

Кое-что о бане-ванне-саркофаге

Суббота, 19 Октября 2019 г. 12:13 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о метанойе

Суббота, 19 Октября 2019 г. 07:46 + в цитатник
Ну а теперь, после красот Равенны, самое время поговорить о нынешних эстетических и идеологических предпочтениях самой консервативной части русского православия. Есть такое словечко - метанойя - которым обычно обозначают покаяние, а буквально переводят как перемена (сознания). Что же переменилось в сознании русского православного зарубежья?
Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) всегда расценивалась в России как оплот старорежимного консерватизма. Впрочем, самоощущение там тоже было всегда именно таким. Что же происходит с ней сейчас, если в своём главном помещении, здании Синода в Нью-Йорке, она устраивает такие странные росписи?

Лестница не в небо.JPG

Это "лицо" Синода. Можно сказать, это первое, что вы видите, входя в Синодальное здание.

Из маленького вестибюля лестница ведёт наверх к главному храму и прочим помещениям: залам, кельям, кабинетам. До недавнего времени никакой росписи на этой стене не было. Теперь есть то, что мы видим, и непонятно, в чьём нездоровом воображении возникла эта идея.

Да, я понимаю, что авторы обеих цитат - величайшие женщины в представлении американцев, в некотором смысле их иконы. Я не отрицаю заслуг Склодовской-Кюри перед наукой а Рузвельтши - перед ... да хрен его знает перед чем, но американцы её весьма чтят. Но почему в православном русском церковном помещении?? WTF???

Элеонора Рузвельт топила за свободу СМИ, эмансипацию и немного за лесбиянок, всякие неоднозначные политико-экономические реформы. Здесь она говорит: You must do the thing you think you cannot do - Ты должен делать то, что как тебе кажется, тебе не под силу. Или, переводя менее литературно, "чего ты делать не можешь". Если прихожанка Синода не может заниматься проституцией, то ей следует ею заняться, да? Рузвельтша была в 1957 в СССР (или, скажем правильнее, в Москве она была), после чего написала: "Я бы умерла, если бы мне пришлось жить там". Ну так и поселилась бы на Плющихе, раз нужно делать то, что тебе не под силу.

Мария Склодовская-Кюри завещает: You cannot hope to build a better world without improving the individuals. To that end, each of us must work for our own improvement. - Нельзя надеяться устроить лучший мир без того, чтобы сами люди не стали лучше. Для этого каждый из нас должен работать над собой. Это имеет какое-то отношение к христианству, которое учит работать над собой, чтобы соответствовать Царству Небесному, а не улучшать нынешний мир, об обречённости которого оно хорошо осведомлено? Это я уже не говорю о том, что мадам Склодовская, мягко говоря, не питала никаких тёплых чувств к России и не отличалась религиозностью настолько, что демонстративно отказалась от церковного венчания, вступив в брак с Пьером Кюри.

Говорят, что это какая-то частная школа виновата, которая у них арендует помещения. И что? И что?? Если у меня квартирант начнёт всякую "славуукраине" по стенкам развешивать, я это терпеть должен? Что у вас там происходит, ау? Пожалуйста, сделайте так, чтобы к моему следующему приезду там этого не было.

https://anchoret.livejournal.com/527731.html


Метки:  

Про более крепкие напитки

Пятница, 18 Октября 2019 г. 13:30 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о сетках

Четверг, 17 Октября 2019 г. 09:06 + в цитатник
Возможно, в старину противомоскитные сетки были не так эффективны, как современные. А возможно, тогдашние москиты были не чета нынешним.

Противомоскитная сетка.jpg

https://anchoret.livejournal.com/527359.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 ... 22 21 [20] 19 18 ..
.. 1 Календарь