Вообще-то заметку правильнее было назвать не «Кое-что», а «Всё, что достаточно знать о мавзолее Теодориха».
Сегодня первая часть, вид снаружи.
В Равенне можно бывать снова и снова, там всегда можно найти что-то, чего не видел раньше, можно многократно приходить любоваться мозаиками храмов, но с мавзолея Теодориха (520 г.) хватит одного раза. Однако этот один раз должен состояться обязательно. Достаточно сказать, что некоторые современники уподобляли его мавзолею в Галикарнасе, а тот числился одним из семи чудес света, так что взглянуть точно стоит.
Во-первых, стоит эта пятнадцатиметровая махина на невидимом кирпичном фундаменте. Тот уходит минимум на полтора метра вглубь и почти на восемь метров в стороны. Почему так много? А там вокруг ещё ограда была: металлическая решётка на частых мраморных столбах выше двух метров высотой, и она отстояла от стен на расстоянии около пяти метров – ей тоже была нужна прочная основа.
Откос, зеленеющий с правой (южной) стороны, лишь отчасти даёт понять, насколько ушёл вглубь культурный слой мавзолея.В отличие от своего фундамента мавзолей сложен без строительного раствора. Известняк привезли из Истрии (Хорватия, на другом берегу Адриатики), обтесали на месте и подогнали блоки друг ко другу с ювелирной точностью по той же технике, что соединяет блоки колонн.
Эта техника называется «анатироз». У соединяемых поверхностей немного выбирают середину, оставляя лишь гладкую каёмку по периметру. В результате верхний блок давит своим весом не на всю поверхность нижнего, а только на такую же кайму. Это увеличивает прочность соединения? Нет, просто сильно экономит время подгонки поверхностей друг ко другу.У мавзолея два хорошо различимых этажа. Скорее всего, нижний служил часовней для поминовений, а верхний – той самой усыпальницей, где ненадолго почил король готов. Планировка центральная, согласная с традицией римской элиты. Но от современных ему мавзолеев римских императоров склеп Теодориха имел некоторые важные отличия. Например, у него было два этажа, тогда как в Риме от них давно отказались, и он стоял обособленно, а римляне пристраивали их к церквям.
Потом, если хорошо приглядеться, то у нижнего этажа обнаружится десять граней, тогда как римляне использовали восьмигранник или круг. Да, десять граней – это не круг, но круглое число! Современник Теодориха, известный философ и богослов Боэций считал его совершенным числом и символом неба. Может, дело и не в Боэции, но другого объяснения такой оригинальной затее пока никто не нашёл.
При строительстве усыпальница была расположена сразу за тогдашней городской стеной, согласно античной традиции - возле дороги. Здесь же было и готское кладбище, место которого видно на снимке за мавзолеем.А вот на крыше мавзолея видны выступающие уголками отроги, которых не десять, как следовало бы ожидать симметричности ради, а двенадцать. Здесь значение числа не вызывает сомнения, поскольку на каждом отроге написано имя апостола. Правда, и тут есть небольшая загадка. Это не совсем те двенадцать апостолов, что ходили вслед за Христом, но это бы ладно. В конце концов, в той же Равенне есть подобные списки, воплощённые в изображениях, и там всегда присутствует апостол Павел, например, который ну никак не может быть отнесён к числу Двенадцати (к слову, лично он и Иисуса-то в глаза не видел, если исключить его видения). Но здесь есть ещё евангелисты Марк и Лука, и в таком виде список является традиционным для Восточного Средиземноморья той эпохи, а никак не для Запада. Этот ребус дал учёным возможность предположить, что для соответствующих работ привлекались мастера с Востока.
На этих отрогах имена апостолов Иакова и Иоанна.И ещё одна интересная аллюзия: к тому времени в Константинополе уже вторую сотню лет хоронили всех императоров, начиная с Константина Великого, только в храме Святых Апостолов. Возможно, считавший себя повелителем Запада Теодорих тоже нашёл упокоение в апостольском кругу, чтобы уподобить себя императорам Востока.
Вообще крыша мавзолея – едва ли не самая примечательная его деталь. При собственной высоте три метра и диаметре почти в одиннадцать метров она абсолютно монолитна, сделана целиком из одной каменной глыбы. (Вот где слово «монолит»: «монос» – один, и «литос» – камень, оправдано полностью!) Весит больше трёхсот тонн. Единственный способ, которым её могли поставить наверх – это метод ещё древнеегипетских строителей. Постройка полностью засыпалась песком, по которому глыбу волокли на катках, после чего песок убирали. А отроги на крыше были вполне функциональными проушинами, за которые её и тащили. Купол имеет заметную трещину. Скорее всего, она образовалась на этапе установки. Хорошо видно, что проушины с именами апостолов сориентированы не очень правильно относительно входа в мавзолей. Вероятно, получив трещину, строители решили больше не двигать гигантский камень, а оставить его как он уже лёг.
Трещина видна справа на фото. И орнамент Zangenfriese хорошо различим.Ещё обратим внимание на один загадочный орнамент под самым куполом по всему периметру усыпальницы. Учёные условно назвали узор «щипчиками», а загадка в том, что у него нет аналогов. Ну то есть нашли какое-то сходство с парой образцов ювелирного искусства на севере древней Европы, но это не выходит за рамки случайного совпадения. А ведь каждая архитектурная деталь, даже малейшая, обычно имеет своё обоснование и аналогии. Здесь мы этого не видим. Поэтому кое-кто даже осмелился сделать экзотичное предположение, что своей формой мавзолей обыгрывает шатёр кочевников (коими прежде были готы), выступающие отроги – это колышки внутренних подпорок, а узор – застёжки. Без комментариев.
Продолжение завтра.
https://anchoret.livejournal.com/528753.html