-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Кое-что о кладке

Среда, 16 Октября 2019 г. 08:46 + в цитатник
Проходя в Равенне мимо церкви, имени которой я не запомнил, заметил ранее не виданный мною способ кладки. Наверху, под самой крышей.

Вот так выглядит фасад базилики. Дальше отойти нельзя, улочки не такие уж широкие.

Кладка раз.jpg

Вот так выглядит позабавившая меня кладка, если приглядеться поближе.

Кладка два.jpg

Или совсем близко, если изострить зрение.

Кладка три.jpg

История, видимо, была такая: "Хорош бухать! Чтоб сегодня закончили, меня не волнует как!". Но что это за прикол на самом деле, я не знаю.

https://anchoret.livejournal.com/527078.html


Метки:  

Про торпеды

Вторник, 15 Октября 2019 г. 09:53 + в цитатник

Метки:  

Кое-что об октагоне

Понедельник, 14 Октября 2019 г. 12:20 + в цитатник
Когда я прочитал о том, что равеннские баптистерии в плане имеют восьмиугольную форму ради символики цифры "восемь", прямо указывающей на восьмой день недели, последний и бесконечный, когда свершится пришествие Господне и все соединятся с Ним в радости жизни вечной (ну, не все, а кому положено), а крещение лишь первый шаг на пути к этому светлому соединению, я не поверил. Да ну, думаю, фигня какая. Это экскурсоводы придумали, а римляне и раньше строили свои восьмистенки на виллах, в банях и даже надгробных сооружениях. И полез разбираться.

Баптистерий Неона.jpg

Кирпичи, как оказалось, бывшие в употреблении, это не первая постройка из них, а здание ушло в землю на три метра. Сейчас мы можем видеть только два баптистерия в Равенне: этот (православный, им.тов.Неона) и другой (арианский, а потом тоже православный, ессно). Но их там было больше, минимум ещё три.

В IV-V вв., когда это всё в основном строилось, народ предпочитал сначала пожить в своё удовольствие, а креститься уже ближе к концу жизненного пути. Наиболее сознательные граждане желали прожить в качестве христиан подольше, но всё равно крестились лишь во взрослом состоянии: все литургические тексты той эпохи говорят о крещении взрослых, а не младенцев. Таинство крещения совершалось только раз в год перед Пасхой. Потом стали крестить ещё на Богоявление, а потом перестали заморачиваться насчёт чисел и крестили, когда придётся, уж слишком много развелось христиан. А пока нас было немного, каждое крещение возглавлял епископ. Он и ноги всем мыл, и маслом мазал, и руки возлагал (сейчас вместо возложения рук существует миропомазание); нынче ни одного нормального архиерея на такой трудовой подвиг не подбить.

Подобное мероприятие требовало отдельного здания рядом с кафедральным собором (где служит епископ), потому что согласно чину все новокрещённые идут на литургию причащаться. Логика очевидна: с одной стороны, не имеет смысла устраивать бассейн в самом соборе ради службы, которая совершается раз в году. С другой стороны, бассейн нужен, и нужен где-то рядом с собором. Их так и устраивали сначала - во внешнем дворике-атриуме (где бассейн и был в каждом приличном доме, только во внутреннем дворике), а потом удобства ради (вдруг дождь, холод, голод и всё такое) быстро сообразили накрывать крышей и ставить отдельно, чтоб не мешалось весь остальной год.

Но каким должно быть здание? Сам чин требовал небольшого помещения (зашёл, крестился, вышел, следующий), чтоб всё компактненько и под рукой. Их такими и делали: круглыми, квадратными, многоугольными, с купелью посредине. И вот мы, наконец, вышли к теме много- восьмиугольника.

Во-первых, это красиво. Теоретический базис действительно был, и его подвёл Амвросий Медиоланский. Во всяком случае, именно ему атрибутируется текст, основные тезисы которого (про восьмой день Воскресения Христова) я привёл в самом начале. Хотя там есть и другой смысл, если копнуть глубже. Октагональными были не только римские бани, но и мавзолеи, где лежат покойники. А погружение в воду при крещении символизирует смерть (для прежней греховной жизни). Круто? Круто. Видимо, получилось так, что совпали архитектурные наработки, практический смысл и богословское истолкование. Истолкование, конечно, по времени идёт последним, но по смыслу первым. А так всегда и бывает, а то вы не знали.

https://anchoret.livejournal.com/526533.html


Метки:  

Кое-что об аканте

Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 12:04 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 12 Октября 2019 г. 13:40 + в цитатник
Вроде бы Элладская церковь признала сегодня ПЦУ. Если так, то следующий логичный шаг развития истории - приостановка евхаристического общения между Москвой и Афинами. Пока нет официальных заявлений - продолжаем сослужить, но любая совместная служба здесь на Корфу может оказаться для нас последней.

https://anchoret.livejournal.com/525953.html


Метки:  

Кое-что о баптистерии Неона

Суббота, 12 Октября 2019 г. 12:07 + в цитатник
При описании баптистерия православных в Равенне авторы обычно тратят весь порох на подробности мозаик первых трёх ярусов, и совершенно обходят вниманием самый нижний ярус, а там в четырёх арках выложены примечательные письмена. Авторов можно понять, потому что действительно есть о чём поговорить, пока шаришь глазами по куполу, и зритель (читатель) оказывается так перегружен впечатлениями и информацией, что нижний этаж баптистерия оглядывает довольно бегло и вопросов не задаёт.

Буду краток и не стану приводить все четыре текста целиком на языке оригинала и в переводе, это действительно лишнее на таком популярном уровне изложения. Достаточно знать, что два отрывка взяты из Псалтири и два из Евангелия. Евангельские повествуют о хождении Петра по воде и омовении ног учеников. Люди входили в крещальную купель (там по пояс даже если налить до краёв), как и Петр ходил по волнам. И умовение ног епископом было частью древнего чина крещения.

Баптистерий православных 1.jpg

Отрывок о хождении по воде, причём это не точная цитата, а краткий пересказ.

Отрывки из Псалтири тоже касаются водной темы. "На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя" (Пс 22:2).

Баптистерий православных 2.jpg

Воспитание здесь не при чём, конечно, это неудачный перевод. (Как педагог в оригинале это не воспитатель, а детоводитель). "(Господь) покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим".

Совершенно логично, что именно в баптистерии вокруг водной купели приведены тексты, где вода поминается в каком-то важном значении. Но второй псаломский отрывок вдруг ничего о воде не говорит! Смотрим текст: "Блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси" - Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! (Пс 31:1). Что за фигня? Где про воду-то? А этот Псалом, люди добрые, читается при совершении таинства крещения как минимум с IV века и доныне. Вы его обычно не слышите, потому что орёт младенец, которого только что достали из купели и отдали восприемнику. А всё его содержание сводится к первой строчке: как мы знаем, в крещении человек очищается от всех прежде бывших грехов.

Последний вопрос тогда: а что это за закорючки посреди каждого текста? Это монограммы трёх епископов Равенны, занимавших её кафедру в 449-458 гг. (Петр Хрисолог, рис.1), в 546-556 (Максимиан - тот суровый дядя на мозаике рядом с Юстинианом, рис.2), и в V веке (точные даты неизвестны) Неон - тот самый епископ, который украсил настоящий баптистерий мозаиками и в чью честь он назван: баптистерий Неона. Надписание с его вензелем я взял из чужого журнала, по клику можно посмотреть много других хороших фотографий.

https://anchoret.livejournal.com/525718.html


Метки:  

Кое-что о портретном сходстве

Пятница, 11 Октября 2019 г. 06:34 + в цитатник
Ещё несколько слов в жанре "Изложение по картинке". На сей раз о мозаике напротив Юстиниана, где изображена, по всей видимости, его августейшая супруга.

В античном изобразительном искусстве у портретного сходства была особая роль. Не так важно было походить на далёкий оригинал (кто его видел, в конце концов? газет и интернета тогда не было), сколько передавать яркие индивидуальные черты персонажа. Чем больше индивидуальности у изображённого лица, чем оно живее, тем оно важнее в иерархии прочих изображений. То есть для изображения отвлечённого ангела или фигуры из массовки достаточно каких-то общих черт (массовка часто вся на одно лицо). А для значимых личностей художники пользовались моделями. Всё это хорошо прослеживается и на мозаике с императрицей Феодорой.

Царица Феодора.jpg

Как и в случае с Юстинианом, мы не можем судить, насколько похожи портреты. Но чем ближе члены свиты к главной фигуре, тем больше у них индивидуальных черт.

Чтобы не было недопониманий: речь идёт именно о лицах государственных, церковных деятелей, донаторов, святых, которые отстоят от своего изображения очень далеко в пространстве и во времени. С местными и современными личностями другое дело, здесь достигали максимально возможного сходства. А можно было даже кого-то из них изобразить не в собственном виде, а нарочито представить в образе какого-то святого, чтобы польстить или отблагодарить за спонсорскую поддержку.

Итак, что же мы видим на картинке. Оставим пространные описания одежд. Патриции в общих чертах такие же, как в свите Юстиниана. Некоторые считают по крайней мере одного из них евнухом, однако допущение чисто теоретическое. Ну разве что с особым цинизмом уподобить количество персонажей на мозаике десяти разумным девам из притчи (восемь плюс два евнуха), но это вряд ли. Августа в хламиде на фоне экседры с конхой украшенной ниши напомнила мне Madonna di Loreto. Фигурки на её подоле косплеят императрицу. Как она приносит дар к алтарю, так и вышитые волхвы приносят свои дары младенцу Иисусу.

Фонтанчик на переднем плане - вполне живая деталь интерьера. Добропорядочные католики до сих пор, минуя церковные двери, омакивают персты в святой воде прежде чем перекреститься ими. Художник здорово прикрыл им зияющий дверной проём, как мы бы прикрыли ободранные обои картиной или буфетом.

В руках у Феодоры чаша. Мы можем предполагать, что евхаристическая, поскольку изображение находится в алтарной части и там рядом ещё, на той же стороне, известная мозаика с Авелем и Мелхиседеком, совершающими ветхозаветный прообраз евхаристической жертвы. Царица несет изукрашенный сосуд в качестве апокомбия так же, как и её августейший супруг, но ирония в том, что об участии императрицы в данном чине мы не знаем ровным счётом ни хрена. То есть соответствующее описание церемонии молчит об императрице так, будто император был холостяком.

И тут, о чудо, мозаика рассказывает нам то, о чём молчат письменные источники. Крайний патриций отодвигает завесу входа, ведущего наверх, в верхнюю галерею: "Вам сюда, гражданочка". То есть из нартекса св.Софии царица поднималась на верхнюю галерею, где испокон века уготовано место женщинам что в церкви, что в синагоге. Эта галерея (или балкончик, при более скромных размерах) в греческих храмах и сейчас называется гинеконитисом, то есть местом для женщин, негров и собак.

Что может показаться необычным? Феодора изображена на южной, в нашем представлении традиционно мужской стороне храма, а Юстиниан на северной. Для сравнения - в Сан-Аполлинаре-Нуово процессия мучеников и мучениц расположена более кошерно, в четком соответствии с сохранявшимися до недавнего времени представлениями, когда женщины становились в храме на молитву слева, напротив иконы Богородицы, а мужики справа - созерцая икону Христа. Однако иконостасов с иконами тогда не было, и икон перед собой, на уровне глаз, соответственно, люди не имели тоже. И кто-то предположил, что здесь, в Сан-Витале, стоящие справа мужики, почёсываясь и озираясь по сторонам, видят на противоположной стене мужика-императора (ведь мозаику прямо над собой особо и не видно), а бабы наоборот - не заглядываются на святых мужчинок, а любуются царицей, но это такой бред, что я уже пожалел, что повторил его здесь.

Ну, что ещё сказать? Основываясь на том, что рядом с императорской четой должны быть изображены самые важные лица (как это представляли в Равенне), делалось предположение, что одесную Юстиниана стоит Велизарий, маршал победы над остготскими захватчиками, а ошуюю Феодоры - евонная жена Антонина, закадычный партнёр Феодоры по всяким дворцовым интригам. Но это чистая теория, она ни на чём не основана.

Про мозаики в Сан-Витале пока всё, хотя о самом храме, предполагаю, ещё придётся упомянуть.

https://anchoret.livejournal.com/525319.html


Метки:  

Помощь клуба

Четверг, 10 Октября 2019 г. 21:05 + в цитатник
Начисто вылетели из головы два названия, а здесь много умных и знающих людей бывает. Я прям извёлся весь!
Как называются сосуд для св.воды при входе в католический храм и скамеечка для коленопреклонённой молитвы?

https://anchoret.livejournal.com/525276.html


Кое-что об апокомбии

Среда, 09 Октября 2019 г. 13:06 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о скрыне

Вторник, 08 Октября 2019 г. 14:03 + в цитатник
Неизменную иронию вызывают разговоры о засилье иностранных слов в русском языке. Самое смешное, что если разобрать фразы, из которых построены аргументы ревнителей старины, то они состоят из некогда иностранных слов чуть больше, чем наполовину. Но сейчас все они выглядят совершенно родными, а некоторые, уходя из живой и письменной речи в словари устаревших слов, воспринимаются как чистейшие образцы исконно-русского языка.
Я об этом вспомнил из-за вчерашней фотки с мозаикой, вот она ещё раз:

Лаврентий.jpg

Обратите внимание на шкафчик с книгами в левом углу. Педанты могут спорить, как он назывался, но в конце концов, скорее всего, сойдутся на армарии. Армарий, судя по названию, изначально был оружейным шкафом, но Слово Божие - наше духовное оружие, так что всё нормально (на мозаике там видны Евангелия). Сейчас в католической традиции армарием называется шкафчик для запасных даров, освященного елея и т.п.

Но использовалось и другое название - скриний, хотя правильнее скринием называть только переносные (в т.ч. дорожные) ящики для книг (старые модификации предназначались для свитков и представляли собой круглую коробку с крышкой). А прежде на Руси тоже использовались переносные ящички или ларцы, которые назывались скрынями, и теперь будет несложно сообразить, откуда взялось это имя. Так что можете попробовать вернуть скрыню в оборот, чтобы поддержать великий и могучий на плаву в меру сил своего собственного языка.

https://anchoret.livejournal.com/524347.html


Метки:  

Кое-что о св. Лаврентии

Понедельник, 07 Октября 2019 г. 20:34 + в цитатник

Метки:  

Ещё несколько мозаик

Суббота, 05 Октября 2019 г. 23:09 + в цитатник
Ещё несколько примечательных моментов в мозаиках Сан-Аполлинаре-Нуово, и закончим об этой базилике.

В шествии мучеников из 25+1 фигур только две отличаются от остальных своим облачением, это Мартин Турский и Архидиакон Лаврентий.

Шествие мучеников.jpg

На всех белые хитоны снизу и белые же паллии сверху. Но у Мартина, самого первого в строю, паллий пурпурного цвета. (Паллий - это такой сложносочинённый плащ. Название латинское, а по-гречески его именуют гиматием). Пришлось как-то объяснять его отличие от прочих: типа после изгнания ариан базилику назвали в его честь (во имя св. Аполлинария её переназвали лишь в IX в.) При своей жизни этот Мартин был сильно против ариан, так что ему первая честь. Но почему на нём императорский плащ всё равно не очень понятно, а пурпур - это цвет только царской фамилии. На самом деле переодели его в XIX веке. Если приглядеться, то видно, что и лицо у него вовсе не в стиле прочих мучеников за веру, и границы фона можно проследить: там только ноги старые остались, а как он выглядел и во что был одет, сейчас можно только гадать.
Про Лаврентия я обязательно скажу отдельно.

Подобная история случилась с мозаикой, сюжет которой не вполне понятен. Вы сможете определить, что на ней изображено, не заглядывая в дальнейший текст?



Если кликнуть на фото, будет ещё куча замечательных фотографий оттуда, куда лучше моих.

Есть разные мнения относительно толкования данной сцены. Сейчас принято считать, что это собирание остатков трапезы после чудесного насыщения тысяч народа несколькими хлебами и рыбами. В одном случае, когда народ нажрался до отвала, собрали 12 корзин объедков (я до сих пор не понимаю, зачем), в другом случае семь корзин.

Но дело в том (и это хорошо заметно), что мозаика была положена заново, а от прежней остались только рожки да ножки: изменена вся нижняя часть (в т.ч. служитель и корзины). Есть основательное предположение, что там было чудо претворения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Или, что ещё круче, Иисус восседал на ослике, а порывистый чувак напротив постилал пред ним свои одежды. Ну да неважно.

Гораздо занимательнее, что за предмет держит Вседержитель.

Вседержитель с фонариком.jpg

Вот крупнее:

Фонарег.jpg

Вседержитель держит в руке какую-то хрень. Одни считают это скипетром, другие светильником (азъ есмь светъ мiру), третьи честно называют загадочным предметом. Я назвал его хренью, потому что по сравнению с Евангелием это действительно хрень, а изначально там было именно Евангелие, и даже известно, с каким текстом: азъ есмь царь славы. Как и ряд других мозаик, она была переложена в XIX веке. Тогда к реставрации относились куда как свободнее: арфы нет - возьмите бубен.
Собственно, это пока всё, что я хотел сказать конкретно об этой базилике, но какое-то время меня ещё будет тошнить равеннскими мозаиками, вы уж потерпите. Впечатлений передоз, надо выговориться.

https://anchoret.livejournal.com/523550.html


Метки:  

Кое-что о курьёзном призвании

Четверг, 03 Октября 2019 г. 21:37 + в цитатник
Википедия, конечно, это очень крутая и полезная вещь, но слишком часто приходится читать её с недоумением, а то и не без содрогания. В статье про Сан-Аполлинаре-Нуово довольно бестолковые замечания о мозаиках, некоторые из которых почему-то названы курьёзными, но по-настоящему курьёзную штуку там пропустили.

Призвание апостолов.jpg

Практически на всех мозаиках евангельского цикла (что на северной стороне храма) Иисуса сопровождает фигура апостола. Он безымянен, иногда с бородкой, иногда без. Есть он и на этой иконе. Но возникает вопрос, откуда он взялся именно здесь, представляясь свидетелем призвания самых первых апостолов - Петра и Андрея. Если Андрей не был Первозванным, то кто был??

Правда, можно отмазаться, что речь идёт о чудесном улове (Лк 5:4-11). Но тогда возникнет другой курьёз, поскольку в том сюжете Иисус находился в лодке, а не на берегу.

https://anchoret.livejournal.com/523365.html


Метки:  

Кое-что о цвете ангелов

Среда, 02 Октября 2019 г. 22:17 + в цитатник
Один из минусов старых книг по церковному искусству в том, что авторы пользовались чёрти какими иллюстрациями. Из-за этого у Редина ("Мозаики Равеннских церквей", СПб, 1896) много забавных недоразумений.
При описании мозаики со сценой отделения овец от козлищ он говорит, что Христос стоит, что козлища слева от него - чёрные, и что ангел на стороне праведных - голубого цвета, а стоящий на стороне грешных, как повинных геенне огненной - красного, огненного цвета.

Цветные ангелы.jpg

На самом деле, как мы видим, всё ровно наоборот.

Далее он замечает, что "с такого рода окраскою ангелов для лучшего определения" мы встречаемся позже и в других памятниках византийского искусства, но не смеет сказать, что эта окраска ровным счётом ни черта не значит. Ангелы бывают красные, синие, белые, зелёные, золотые, просто разноцветные, и каждому цвету можно придумать (и придумывается) какое-то своё объяснение. А это просто красивое такое разнообразие, приличествующее случаю. Мы же одеваемся по-разному, идя в гости или в лес. Ну и ангел может принарядиться, чтобы лучше проиллюстрировать мысль художника.

https://anchoret.livejournal.com/523058.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 30 Сентября 2019 г. 22:30 + в цитатник
Я извиняюсь за молчание, пока что ежедневно отбрёхиваюсь в фейсбуке по итальянской поездке. Всё ещё будет, много занятного.
(Машину сдавать нужно помытой! Я такого дурдома ещё нигде не видывал. Что следующее? Мыть за собой посуду в ресторане??)

https://anchoret.livejournal.com/522794.html


Кое-что о Халкин-Голе

Среда, 25 Сентября 2019 г. 11:15 + в цитатник
Как бы совсем не моя тема, но так совпало, что я послушал довольно интересную передачу с Ходарёнком, где он пытается распутать историю с нашими победами на Халкин-Голе: какую реальную роль играл там Жуков, кто на самом деле обеспечивал военный успех, и т.д.
А незадолго до этого, так совпало, я ознакомился с будто бы уникальным документом из частной коллекции, который, может быть, будет кому-то интересен.

180E7BF8-E6B8-42ED-8E27-8C5A0A98AC1F.jpeg E16D72F7-B051-4DCF-8C38-180F1DEC65DC.jpeg

Издание Генштаба РККА 1938 года с экслибрисом одного будущего маршала.

571DEE32-C730-4085-887D-B1F2D523F6F6.jpeg A0EB8291-4BAE-43D5-B9B7-454FE1873099.jpeg

Можно решить, что воевал Жуков буквально "по глобусу".

Но самое интересное здесь - это дарственная надпись. В 1944 году Атлас был зачем-то подарен Жуковым Рокоссовскому.

F96149AE-63E8-49CD-9534-9135C3E1E653.jpeg

Ниже экслибрис другого маршала и нового владельца - К.Рокоссовского.

"Дорогой мой друг, Костя!
Дарю тебе этот сборник карт,
который для меня был надёжным другом
и помощником в самые трудные годы.
Я получил его 1 июня 1939 года,
отправляясь в Тамцак-Булак на Халкин-Голе,
и много ночей провёл с ним, когда
ты был в грустных местах.
Позже, под Ельней и под Истрой в 16-й
армии мы с тобой обсуждали горячие
наши дела у этих карт.
Посылаю его тебе в знак нашей дружбы,
в которой было всякое.
Крепко тебя обнимаю и поздравляю.
Твой Жуков"

Конечно, я посмотрел страницы с европейской частью РСФСР, где Ельня и Истра - они девственно чисты и действительно странно, если у командиров такого уровня не было под рукой более подробных карт нашей собственной территории. Возможно, это фальшивка, не знаю.

https://anchoret.livejournal.com/522745.html


Метки:  

Кое-что об этимасии

Вторник, 24 Сентября 2019 г. 10:25 + в цитатник
Или вот ещё пример, когда богословие оказывается в роли телеги впереди лошади. Этимасия - это от греч.слова "готовность", по-русски обычно называется "престол уготованный". Традиционно это символическое изображение престола, приготовленного для Второго Пришествия Господня, когда Иисус во славе Своей приидет и, стало быть, воссядет. Ну там судить всех, царствовать, всё такое. Отсюда понятно, почему седалище с подушечкой, почему Евангелие и даже крест, пожалуй. Но откуда там орудия страстей?? А ведь они являются обязательным атрибутом этимасии.


Этимасия икона.jpg Этимасия фреска.jpg Этимасия мозаика.jpg

Икона, фреска и мозаика.

Само изображение возникло в поздней античности и довольно быстро нашло своё место среди других символических изображений, которых в Древней церкви было не в пример как больше, нежели в нынешней. Но фишка в том, что изначально это изображение вовсе не было символическим. Оно тупо изображало то, что видели все паломники на Страстной седмице в Иерусалиме.
Старые тексты святых и не очень отцов рассказывают, что в храме Гроба Господня первой, т.н. константиновской постройки, вокруг кувуклии было подобие галереи, где в каждой экседре (так называются полукруглые ниши-углубления в стене) на особых возвышениях (престолах; ну, чисто технически, покрой красивой тканью табуретку - получится такой себе престол) выставлялись для поклонения орудия страстей Господних. Понятно, что это были не оригинальные артефакты, но простецы об этом не догадывались, а авторы инсталляций особо не распространялись - а смысл? Ну образы орудий страстей, ну какая разница, если почитание образа восходит к первообразу, так?
Так или иначе, зрелище производило должное впечатление и, в силу отсутствия инстаграмма, народ на различных поверхностях (бумаге, дереве и штукатурке) запечатлевал увиденное вручную всеми доступными способами - рисовал, записывал, выкладывал мозаику и вырезал в камне.
Однако в самом Иерусалиме что-то поменялось, там нашли другие способы воздействия на воображение молитвенников (заменив инсталляцию перформансом, евпочя), и память о прежних выставках поистёрлась. Да, честно говоря, и с самого-то начала далеко не все изографы в разных частях империи могли о них знать. Художники нередко довольно изящно изображают то, о чём не имеют понятия, как и богословы успешно изъясняют и толкуют предметы, недоступные человеческому уму.

https://anchoret.livejournal.com/522353.html


Метки:  

Кое-что о монетах

Понедельник, 23 Сентября 2019 г. 12:58 + в цитатник
Захотел получше рассмотреть этот солид - качество картинки в книжке было так себе. Ну и по запросу повылезало ещё много других - не оторваться.

Солид Галлы Плацидии.jpg

Вот интересно, когда забирают домой очередного проворовавшегося губернатора (а таковых дом тюрьма), то после них остаются всякие глупые часы и ювелирные ручки с золотыми перьями на какие-то безумные суммы. И никому из этих любителей дензнаков не пришло в голову заказать лучшему медальеру и начеканить без счёту золотых монет со своим профилем. Это же так прикольно.

https://anchoret.livejournal.com/522230.html


Метки:  

Кое-что о взлызлости

Воскресенье, 22 Сентября 2019 г. 19:21 + в цитатник
Стал умнее на одно новое слово: "взлызлый". Поскольку (если верить Гуглу) в русском языке оно употреблялось только Кондаковым (и, видимо, с его подачи Рединым, где оно мне и попалось) и только при описании икон, то его смело можно отнести к иконописной или искусствоведческой терминологии, хотя ничего особо иконописного в нем нет.

Павел избранный апостол.jpg

На этой иконе повышенная взлызлость? Или обычная?

Редин пишет, что на мозаике у евангелиста Луки взлызлый лоб. То же самое говорит Кондаков об ап.Павле. Но места у меня "на диске" уже мало, поэтому когда втискиваешь туда одно новое слово, то вылетает какое-то одно старое. Никто не напомнит, как называются уникальные слова, встречающиеся лишь единожды? Скажем, в Библии таким словом было "гофер" - название дерева для постройки Ноева ковчега - никто не знает, что это за хрень и больше нигде оно никогда никем не использовалось. Я помню, что есть термин для обозначения таких слов, но забыл, как он звучит.

PS Напомнили! Это гапакс.

https://anchoret.livejournal.com/521732.html


Метки:  

Про Палеокастрицу

Пятница, 20 Сентября 2019 г. 01:18 + в цитатник
Обычно все обращают внимание на пушку перед входом в монастырь (патентованный путеводитель на многих языках сообщает, что она французская; конечно, именно так и выглядит французский герб)

Палеокастрица пушка.jpg

Я так понимаю, это 12-фунтовое орудие из числа тех, что в 1799-м г. Ушаков оставил на берегу, обновив свой артиллерийский парк за счёт трофейной французской артиллерии.

Но практически никто, оказавшись во дворе монастыря, не обращает внимания на декоративные позолоченные навершия никчемных стелл. А это, между прочим, настоящие ядра от той самой пушки. Я бы сам никогда не заметил, если бы последнее ядро в том ряду не оказалось на земле. По традиции подобными деталями я при случае расширяю кругозор местных гидов.

Палеокастрица двор.jpg

Мене текел фарес - ядро я тогда подобрал, измерил и взвесил на глаз, но сейчас оно куда-то делось, а я не успел зафиксировать полученный результат.

Зато все обращают внимание на "колодец" во дворе. Это цистерна для собирания дождевой воды, такие есть в любом монастыре или нормальной деревне (не говоря о городе).

Палеокастрица цистерна.jpg

Мозаика современная, конечно.

Стоило мне вслух объяснить нашему гостю, что монеты в неё кидают не просто так, а с нескольких шагов через плечо, повернувшись спиной, и попадание означает исполнение загаданного желания, как к ней моментально потянулись бывшие там русские туристы, услышавшие родную речь. У нас очень любопытный и деятельный народ, что бы там ни говорили классики ("Русский человек ленив и нелюбопытен", Пушкин), в основном, правда, когда дело касается какой-то фигни.

https://anchoret.livejournal.com/521718.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 ... 21 20 [19] 18 17 ..
.. 1 Календарь