-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Пятница, 07 Июня 2019 г. 15:10 + в цитатник
Первый раз в жизни узнал о существовании слов «никоншанец», «никоншанка». Скорее, догадался, чем понял (поскольку вне контекста), что речь о никонианах. Больше того: спеллчекер подчеркивает никониан, но благостно воспринимает никоншан. Странное дело.

https://anchoret.livejournal.com/515521.html


Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 4

Пятница, 07 Июня 2019 г. 07:00 + в цитатник
Наконец, нужно сказать о самом главном прототипе посоха - жезле вестника древних богов. Как вы понимаете, речь о кадуцее, который является привычным атрибутом Гермеса (Меркурия).



Вообще забавно, конечно, что в античности Гермеса считали своим покровителем торговцы и мошенники. Но православный архиерей, берясь за свой жезл, вряд ли об этом думает.

Главное в кадуцее ясно из его названия. Caduceator означает на латыни переговорщика. Якобы в Древнем мире с кадуцеями ходили парламентёры в стан врага, и этот знак обеспечивал их неприкосновенность (что также забавно в нашем контексте). Как несложно догадаться, для торговца главное - это прибыль. Поэтому он нейтрален, нравственно гибок и готов торговать со всеми воюющими сторонами. Отсюда кадуцей как символ всяких торговых палат (и в нашем случае это тоже забавно).

Будучи посланцем богов, Гермес выступает в роли посредника между ними и миром людей. Согласно толкованию жезл между двумя змеями разделяет и примиряет их. Тяжело представить, что хоть одно значение кадуцея может быть усвоено православному архиерейскому посоху.



Можно ли отрицать родственную связь при наличии столь явного сходства?
Знаете, в мире встречаются двойники, но они не обязательно родственники.


Итак, если вы помните, этот жезл становится у нас традиционным где-то с начала XVII столетия. Скорее всего, здесь действительно сказалось влияние латинского Запада, поскольку именно в ту эпоху греческое духовенство, утесняемое турецким султанатом, окончательно лишилось собственной образовательной базы. Оно вынужденно училось в европейских школах и переносило в православную среду многие католические заморочки (впрочем, это влияние было взаимным).

Очевидно, что змей с латинского посоха был просто перенесён на традиционно двурогий посох православных святителей (Ctrl+C -> Ctrl+V). Не исключено, что новая мода быстро распространилась благодаря Чипровской ювелирной школе в Болгарии, которая в больших количествах производила архиерейскую атрибутику для всего православного Востока, и которая активно заимствовала западно-европейский зооморфный декор. Разумеется, они с готовностью ухватились за древний образ кадуцея и развернули головы драконов друг ко другу.

Возможно, что ещё тогда православный мир пытался осознать новый атрибут в собственном ключе. Например, кто-то сравнивал змей с двумя херувимами на крышке Ковчега Завета. Однако эти попытки так и не получили окончательного и всеобщего признания. Да, христианство заимствует и переосмысляет чужие символы, но, к сожалению, в данном случае такого переосмысления не произошло.

Если помните, в самой первой части я перечислял, что символизируют змеи и драконы. Так вот иногда они ничего не символизируют. Как в известном анекдоте про Фрейда "иногда банан - это просто банан". Иногда это просто декоративный элемент, у которого нет никакой смысловой нагрузки. Предметы быта, ювелирного и изобразительного искусства, элементы декора в одежде и утвари в виде всяких змеек не поддаются исчислению с самых древних времён, и чем ближе к нашему времени, тем меньше в них скрытого смысла, за ними остаётся лишь эстетическая роль.

Да, в нашем случае на декор оказали влияние и библейская традиция, и западное христианство, и мифические стражи мифического древа жизни, и пресловутый кадуцей, но конкретного ответа на конкретный вопрос «кого (или что) символизируют змеи на жезле» просто не существует. Просто эти драконы постоянно мозолят глаза, они заняли неподобающе видное место, отчего возникла нужда в их каком-то вразумительном истолковании. Вот и повторяются уныло-безысходные басни про «символ мудрости». А почему эта мудрость представлена в виде двухголового дракона, никто не объясняет, потому что объяснить это, как мы видели, практически невозможно.

Ну и ладно. Теперь мы знаем, откуда змеи пришли (или приползли), и что значат на самом деле. Ничего они не значат. Что-то значит только крест между ними, декоративным обрамлением которого они служат.

https://anchoret.livejournal.com/515158.html


Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 3

Четверг, 06 Июня 2019 г. 10:00 + в цитатник

Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 2

Среда, 05 Июня 2019 г. 10:30 + в цитатник
Мне попалась англоязычная статья, где автор пытался на одном примере показать, будто в западной церковной традиции тоже был пастырский жезл о двух змеях.

Жезл Гериберта, архиепископа Кёльнского (+1021). Кость, серебро.

Во-первых, на рукояти точно не змеи, а какие-то медведи. Во-вторых, судя по износу поверхности, на эту трость опирались сверху при ходьбе, то есть (как минимум изначально) она была невысока (старое навершие часто приделывается к новым жезлам, высота которых может быть другой), но здесь я могу ошибаться. Так или иначе, теперь с этого образца пытаются делать реплики, но я не знаю, польстился ли кто-то из епископов на данное изделие:


Серебро, современная работа. Ну, по-моему, довольно очевидно, что это не змеи.

У медведя есть, конечно, своё символическое значение, но ясно, что здесь это просто украшение.

Справка: в Западном христианстве медведь обычно символизировал похоть, необузданность и чревоугодие. При этом медведь в ошейнике (часто виден на гербах немецких городов) служил образом язычества, покорённого христианством. Ещё позже придумали, что поскольку медвежонок появляется на свет бесформенным клубком, а медведица долго его вылизывает, приводя в "божеский вид", то медведь символизирует христианство, которое преображает язычника.

Традиционный жезл епископа в западной традиции гораздо больше похож на свой прототип - обычный пастуший посох.


Едва овца отбилась от стада, пастух этим крюком моментально цепляет её за шею и притягивает обратно. В переносном смысле так же должен поступать и духовный пастырь.

В Священном Писании так часто упоминается пастушеский посох и змеи, что они были обречены временами пересекаться. Вот сцена, где Господь даёт Моисею знамение у Неопалимой купины:

И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его (за хвост); и он стал жезлом в руке его. (Исх 4:2-4)

В том или ином виде связка палка-змея-палка в Писании будет воспроизведена ещё не раз. К слову, вряд ли найдёшь человека, который бывал в южных краях, богатых змеями, и никогда не принимал лежащую на земле палку за какую-нибудь гадюку.


Италия, XIV век, слоновая кость. Посох указывает одновременно и на жезл Моисея, превратившегося в змея, и на жезл его брата Аарона, который за одну ночь "расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали" (Чис 17:8). Лев к нашей теме не относится - с нимбом и крестом он явно указывает на евангелиста Марка.

Есть обоснованное мнение, что подобная форма была окончательна усвоена епископами западной церкви в XI веке, и восходит она не только к пастушескому посоху, но и жезлу авгуров - древнеримских жрецов, толковавших волю богов по разным знамениям. Разумеется, змей или дракон является только одним из многих вариантов украшения их жезла. Это отнюдь не обязательный декоративный элемент. Нередкий, но совсем не обязательный. Чего не скажешь о православных архиерейских жезлах.


Возможно, лев в центре волютообразного навершия также символизирует евангелиста Марка, а возможно, вкупе со змеем он указывает на слова 90-го Псалма "попереши льва и змия" - в русском переводе "попирать будешь льва и дракона".

Но знаете, что интересно? Такой однорогий посох именно со змеей проник с Запада в сирийскую монофизитскую церковь тоже в XVII веке! То есть ровно тогда же, когда двурогий посох со змеями появился в православии. Что же такого случилось в XVII веке? Вот ведь интрига.

Продолжение.

https://anchoret.livejournal.com/514809.html


Метки:  

Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 1

Вторник, 04 Июня 2019 г. 10:30 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 03 Июня 2019 г. 20:00 + в цитатник
Ну вы представляете себе, книга каким-то образом оказалась в сети. Ума не приложу, как это могло случиться. Ай-яй-яй. Я тут не при чём, конечно.

https://anchoret.livejournal.com/514175.html


Читаю Крэйга Эванса. «Иисус против священников»

Понедельник, 03 Июня 2019 г. 11:30 + в цитатник
Главный пафос книги мне не совсем понятен. Автор как бы спорит с кем-то, кто будто бы считает, что Иисус намеревался основать некую новую церковь, оторванную от иудейской традиции. Я не знаю, в чьём воспалённом мозгу могла появиться такая идея, поэтому все его как бы споры с неведомым оппонентом выглядят довольно никчемно.
Главный путь или инструмент, как хотите, который автор избрал для отстаивания своей точки зрения – это история противостояния в середине I-го столетия двух семей – иерусалимских первосвященников, и семьи Иисуса. Да, именно так. (Звук первого выстрела в голову)
Автор вроде как признанный специалист по кумранским свиткам. С этими свитками он и носится, как с писаной торбой. Всё по ним сверяет, всё с ними сравнивает, ни к селу, ни к городу поминает их там, где никому до них и дела бы быть не могло. Что-то интересное есть, правда, но немного. В целом написал он, на мой взгляд, совершенно ничтожную книгу. Возможно, эта заметка сэкономит вам время, если вы планировали его потратить на чтение данной книги.
Этимология слова ecclesia, по-гречески собрание, по-нашему церковь. Это перевод еврейского слова qahal. Я так давно читал об этом, что уже забыл. А смешно. Русский Православный Кагал, например. «Мы всем кагалом молились о его вразумлении».
Эванс считает, что пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима не являются позднейшей интерполяцией (vaticinia ex eventu – пророчество после события – запомню и буду потом щеголять, как он щегольнул), потому что а) не вполне буквально воспроизводят детали его гибели – например, нет ни слова о большом пожаре, охватившем город, а Флавий о нём пишет, б) были и другие авторы, пророчествовавшие о его разрушении. Ну ок. Правда, ничего не доказывает и остаётся предметом веры, но ок.

Крейг Эванс - Иисус против священников.jpg

Сначала проводит аналогию между порядками в кумранской секте и кругом учеников Иисуса, и когда ты начинаешь закипать, типа, да это же обычные принципы для любой иудейской общины, он внезапно соглашается, да, мол, это свидетельствует лишь об общих культурных корнях. Ну и на хрен было об этом заговаривать тогда?
Проводит аналогии между лексиконом Павла и кумранскими уставами. Та же история. Что ты мне в морду этими свитками тычешь? Да, Павел был иудеем, а не эллином, а то мы не знали.
Считает послания Иакова и Петра подлинными и написанными в 40-50-х (Петр) и нач.60-х (Иаков). (Контрольный выстрел). В принципе, на этом месте уже можно оставить чтение, но мы продолжаем жрать кактус.
Зациклился на «типологии двенадцати колен». Понятно, что для иудеев это важное число, но к чему ажиотаж? В позднейших раввинистических преданиях говорится о суде двенадцати старейшин над язычниками, а не коленами Израиля. Ну, дурь, понятно, к чему было и упоминать.
Приводит пару историй о каких-то фриках, пытавшихся увлечь за собой евреев в I-м веке. Один изображал нового Моисея и обещал всех перевести через расступившийся Иордан, другой косплеил Навина под Иерихоном и намеревался разрушить словом стены Иерусалима. Оказывается, это брат «реставрационное богословие» у нас называется. Основанное брат на «типологии исхода/завоевания». Я думал, они проходимцы, а они брат богословы-реставраторы, значит. Ладно.
Предполагает, что Предтеча, когда говорил «Бог из этих камней может сделать детей Аврааму» указывал на конкретные двенадцать камней, которые были сложены на берегу Иордана людьми Иисуса Навина в память о форсировании водной преграды (Нав 4). Красиво придумано, но ничего не добавляет к существующей традиции раз, и не выдерживает критики два. Вообще все его предположения до оскомины напоминают недавние «хайли лайкли» - такие же частые, тенденциозные и бездоказательные.

Я вот не знаю, имеет смысл продолжать это описывать, или вам уже хватило? Думаю, хватило. )))

https://anchoret.livejournal.com/513878.html


Метки:  

Кое-что о самиздате

Воскресенье, 02 Июня 2019 г. 18:23 + в цитатник
Ну поскольку, как я понял, никому до переведённой книги дела нет, а книга, образно говоря, стоит той бумаги, на которой написана (на мой взгляд, по крайней мере), я решил её самостоятельно отформатировать и выложить в открытый доступ.
Видимо, для этого мне понадобится помощь клуба. Книга вылизана и теперь конвертнуть её в epub можно через онлайн-сервисы, но я хотел бы сделать и приклеить к файлу годную обложку.
Вот такая обложка у оригинального издания:

Барт Эрман - Проблема Бога.jpg

Если кто-то может с лёгкостию сделать русскоязычный вариант (да хотя бы и с другой картинкой, да хотя бы вообще с другим дизайном), то я с благосклонностию прииму его помощь.
Если кто-то умеет (а я так понял, что это какая-то не совсем простая история) приклеивать обложки, то и его труд не останется без достойной награды у Отца нашего Небесного, видящего тайное и воздающего яве.
Поскольку всё это несколько противоречит действующему законодательству в части авторских прав (то есть я даже не могу переводить ничего, если не куплю у автора соответствующие права на перевод, не говоря о большем), то по окончании работы снесу этот пост и замету следы - знать ничего не знаю. Мышка бежала, хвостиком махнула, конец истории вам известен.

Как я и говорил, за гонорарами я не гоняюсь (тем более, что они и так оскорбительно невелики), слава переводчика, у которого там сколько-то изданных книг, мне тоже ни к чему, так что пусть книга живёт своей жизнью в русскоязычном сегменте. I've made it just for fun, your amusement and other people awareness. ))

https://anchoret.livejournal.com/513626.html


Выдумки о Серафиме Саровском, в которые все верят

Пятница, 31 Мая 2019 г. 11:40 + в цитатник
Первые жизнеописания Саровского подвижника вышли в свет сразу после его кончины в 1833 г. Уже в тогда в них были сомнительные сведения, а со временем ранее неизвестных подробностей, вызывающих скепсис, становилось всё больше. Когда в наше время взялись за архивные материалы о преподобном Серафиме, стало очевидно, что его биография требует тщательного изучения, пересмотра и приведения к исторической точности.

Здесь я скажу лишь о паре-тройке сюжетов, традиционно связанных с именем святого, которые в действительности отличались от известных нам версий, или же которых не было вовсе.

Начнём с наперсного креста. У преп. Серафима был медный крест, подаренный ему матерью, но то был тельный крест (носится на груди под одеждой), а не наперсный, который носится поверх одежд. В то время правом ношения наперсного креста обладали только протоиереи, получившие такую награду (почти полностью идентичную современному протоиерейскому кресту). Тот крест был серебряным золочёным. Простые священники крестов не носили.


"Павловский" крест. Введён указом императора Павла I в 1797 г. Есть исторический анекдот, что императрица ошибочно подошла под благословение к диакону, который на вид ничем не отличался от священника. Чтобы таких конфузов не было впредь, придворные протоиереи получили внешний знак отличия. Конечно, это лишь анекдот.

Но после изгнания Наполеона из России император Александр I распорядился о награждении за молитвенные труды всех иереев без исключения, кто пребывал в священном сане во время Отечественной войны 1812 года. В их числе находился и Серафим, сохранилась грамота о его награждении. Это был вот такой крест:



Он носился не на цепи, а на Владимирской орденской ленте красно-черного цвета. В действительности он в два с половиной раза меньше того креста, что мы видим на иконе ниже.



Это могло бы показаться не очень важным, если бы не одно но. Крест на иконе - это классический тяжёлый литой медный крест, распространённый в старообрядческой среде. Он настолько тесно ассоциируется именно с ней (хотя и не является исключительно её атрибутом) что многие заподозрили Серафима в симпатиях к старообрядчеству. Эту темы подогревали и сами староверы, смущая простых людей: дескать, батюшка Серафим был за них, просто не мог говорить об этом открыто.

Кроме того, место подобных крестов - на стене или на полке среди икон, а на шее его носили разве что юродивые. На православном монахе он немыслим. Зачем зачислять преподобного в юродивые?

Когда Серафим был ещё ребёнком и звался Прохором, с ним произошёл случай, о котором говорят, как о падении с колокольни, после которого мальчик чудесным образом остался невредим. А что там было на самом деле?

Инцидент вышел при строительстве нового храма. (Существенный момент: сначала всегда строился храм, колокольня уже потом). Процесс постройки курировала мать Прохора. Иногда она брала его с собой "на объект". Вот что говорит самое первое сказание:

Во время строения сего храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собой и сына своего, которому было тогда около семи лет, - и как взошла на здание, то он, отлучась от нея, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю.

С высоты недостроенного здания - это откуда? С двух метров, трёх, выше?То есть понятно, что повезло, понятно, что Бог его сохранил, но даже самым большим любителям сказок тогда не приходило в голову говорить о колокольне. Впервые её упомянули в житии 1863 года, через сто лет после происшествия. А потом понеслось - в устных преданиях Серафим падал и в зрелом возрасте с колокольни Саровского монастыря.


Со скверным качеством предания может соревноваться только скверное качество его лубочных изображений.

Обязательно упоминают историю нападения кучки злодеев на Серафима. Даже точную дату называют: 12 сентября 1804 г. Оставим детали, речь идёт о зверском избиении с попыткой грабежа. Со свойственным праведникам великодушием монах не оказал сопротивления, не сообщил "в органы" и вообще всех простил. Преступников потом всё равно нашли - они оказались крестьянами ближайшего села - и те покаялись. История задумана как умилительная и поучительная.

Но откуда она взята? Монастырские дела того времени пестрят сообщениями о нападениях крестьян на монахов и на владения Саровской пустыни, но нет ни одного, где упоминался бы наш старец.

Ну, а самый известный сюжет - это прикормленный медведь. Даже серьёзные богословы используют его сейчас в качестве иллюстрации тезиса: когда человек достигает высших степеней святости, он находится в гармоничных отношениях с внешним миром, он живёт как Адам в раю до своего грехопадения, когда дикие хищники не нападали на первого человека, а служили ему.


Забейте в поисковике "Серафим и медведь" - сотни разных картинок, некоторые очень смешные: там карликовый медведь со странными лапами.

История с медведем зафиксирована в источниках как "Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой". Если верить рассказу, то старица неоднократно видела, как Серафим кормил медведя с рук и даже сама его кормила по благословению преподобного. Но финал у истории довольно конфузный.

В фонде московского святителя митрополита Филарета (рукописный отдел РГБ) нашли дело, где есть сведения о кончине Матроны. Умирала она тяжело и была уверена, что Бог не посылает ей смерть, пока она не вспомнит и не исповедует забытый грех. В присутствии свидетелей она сделал признание, что выдумала всю историю, после чего скончалась. Да того и быть не могло - когда Серафим жил в дальней пустыньке, где медведь якобы повадился на пасеку, она была ещё слишком мала.

Английский философ и писатель, а также католический святой Томас Мор (+1535) некогда сказал:

Чего же удивляться, если те, которые поражают своими выдумками невежественных людей, полагают, будто они совершают великое дело, думают, что Христос пребудет с ними навечно, если их басня о каком-нибудь святом или трагедия о преисподней разжалобят или ужаснут какую-нибудь старушонку, безумную или трусиху. Поэтому они не оставляют в покое почти что ни одного мученика, ни одной девственницы, чтобы не добавить какой-нибудь ещё большей лжи в свои рассказы об их жизни. Они делают это, разумеется, благочестиво.

Вышесказанное, увы, в равной степени относится и к православной агиографической традиции.

Ну и, конечно, как не сказать о знаменитых "сухариках". Расфасованные в пакетики мелко нарезанные и высушенные кубики черного хлеба якобы из чугунка преподобного Серафима продаются не только в связанных с его именем местах паломничества, но и чуть не в любой уважающей себя церковной лавке. То есть существует некий конвейер, где сухари засыпают в чугунок, вытряхивают, расфасовывают и отправляют на продажу. Зачем?? Ну, для продавца смысл понятен, а покупателю это зачем?


Масло в лампаду, траву ... хм, заварить в воде, сухарики к ... чаю, наверное, а землю? Землю - крестьянам.

Якобы так делал сам Серафим. В чугунке у него были сухарики, которыми он наделял своих посетителей. Ну, во-первых, никакого чугунка у него не было. "Чугуны" (именно так они назывались в XIX веке, а никакие не "чугунки") появились в обиходе позже, когда преподобный уже покинул наш мир. И в глиняном горшке он держал высушенные кусочки просфор, а не чёрный хлеб! Одаривать просфорами, вкушать их с утра со святой водой (для чего им и был сделан запас) - это всё известные и благочестивые традиции, а ржаные сухарики - это из какого-то другого контекста, ближе к сушёной рыбке с пивом. Ещё один коммерческий культ, в общем.

https://anchoret.livejournal.com/513430.html


Метки:  

Расшифровка греческой Голгофы

Вторник, 28 Мая 2019 г. 10:37 + в цитатник

Метки:  

Кое-что о церковной истории

Вторник, 28 Мая 2019 г. 05:43 + в цитатник
Для освежения памяти взялся слушать на ходу лекции по истории Русской Церкви профессора питерской академии Нетужилова. Кажется, это не мне её нужно освежать, а лектору. Так-то он вроде адекватный дядька, только чувствуется, что церковная история — ни разу не его специализация. Мужик перевирает все мыслимые ударения в специфически церковной терминологии и собственных именах. Умудряется за всю отдельную лекцию ни слова не сказать собственно о церкви, путает исторические события. Там в Питере вообще чтоль кадровый голод, или это сейчас нормально, что люди занимаются не своим делом?

https://anchoret.livejournal.com/512750.html


Кое-что о проклятиях

Понедельник, 27 Мая 2019 г. 10:00 + в цитатник
Написал заметку в Яндекс-Дзен. Но поскольку для многих, как выяснилось, этот формат не вполне удобен, а на Украине зайти в Яндекс вообще теперь возможно только через VPN, я больше не стану ограничиваться ссылками, а буду размещать здесь материал полностью.

Как правильно проклинать. Древние знали в этом толк.

Письменные послания на тот свет хорошо известны нашей христианской культуре. Даже если опустить всякие игрища с нечистой силой и говорить только об общении с Богом и Его святыми, то достаточно вспомнить записки с пожеланиями, которые люди суют под чудотворные иконы и в щели между камнями православных культовых сооружений. Да-да, последнее встречается не только у Стены Плача, я повидал много таких записок и граффити и у нас, в том числе у надгробий ещё непрославленных святых.

Впрочем, почему только надгробий. Угловая башня Новодевичьего монастыря в Москве до текущего ремонта постоянно подвергалась таким атакам суеверов. Они совали записки между кирпичами кладки и писали прямо на стене «Софьюшка, помоги», поскольку в их представлении именно в этой башне была заточена старшая сестра Петра I, которую они сочли какой-то святой мученицей. Там живого места не было от их творчества.

Но это всё околоцерковные манипуляции, - скажете вы, - они не имеют отношения к законным и каноническим церковным действиям. Хорошо, а что насчёт разрешительной молитвы, которую священник, прочитав над телом, вкладывает в руку покойника? Конечно, никто не думает, что на том свете будет актуальна именно материальная сущность такого послания (бумага и краска), а не сообщаемая через неё идея, но и в дохристианские времена никто так не думал.

Я вспомнил об этом, потому что на днях побывал в археологическом музее, где любовался интереснейшими артефактами. В физическом плане они представляют собой тонкие свинцовые пластины. На пластинах царапали текст, сворачивали в трубочку, немного плющили и пробивали железным гвоздём. Было это две тысячи лет назад, плюс минус несколько веков.


Свет там в музее выставлен жуткий. В общем то, что белое - это свинец, а тёмные плюшки - шляпки ржавых античных гвоздей. Видно, что пластины справа даже не сворачивали.

Полученный «свиток» обычно закапывали на кладбище. Почему там? Ну очевидно же, что там открывается путь в преисподнюю, мрачное царство соответствующих богов. Чаще всего текст предназначался Плутону, Харону, Персефоне и Гекате. Что это были за тексты? Проклятия, конечно! Причём проклинали люди не умерших, а своих живых врагов и конкурентов.

Вообще это был неплохой бизнес: пластины изготавливали профессиональные колдуны, заказчику нужно было только сказать имя, которое тут же и вносилось в заготовку. Совершался колдовской обряд и клиенту оставалось только отнести свинцовую плюху в место её последнего упокоения. Можете не сомневаться, что для вящей эффективности это делалось по ночам. А вот один типичный римский образец такого текста:

Я проклинаю Тертию Марию и ее жизнь, и ум, и память, и печень вперемешку с лёгкими, и слова, и мысли, и воспоминания; пусть потеряет она дар речи и не сможет говорить о том, что скрыто.

Иногда колдуны вставляли всякие бессмысленные «волшебные» слова, чтобы придать своему труду оттенок эзотеричности. Да, и надо заметить, что это феномен греко-римского мира: всего найдено около полутора тысяч таких проклятий, по большей части в Италии, очень много в Греции и чуть-чуть по окраинам Римской империи. В античности весьма боялись проклятий и такая магия считалась довольно эффективной.


На самом деле иногда делались и магические заклинания другого сорта. Они были призваны помочь родственникам, чья загробная участь вызывала скепсис. Это вообще большой пласт субкультуры со множеством интересных деталей.

Но если люди верили в силу магических проклятий, то почему о них сохранилось так мало материальных свидетельств? Надо заметить, что писались проклятия и на дешёвых вощаных табличках, и на папирусе с пергаменом, но понятно, что до наших времён дошёл только дорогой свинец. Вы представляете себе, как люди друг друга достали, что они так старались?? А вы ничего больше придумать не можете, кроме как подать в церкви на живого человека заупокойную записку. Уже давно нет тех людей и даже тех богов, а свинцовые пластины всё ещё хранят нацарапанные на них проклятия.

https://anchoret.livejournal.com/512451.html


Метки:  

Про музей археологии

Воскресенье, 26 Мая 2019 г. 13:27 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 20 Мая 2019 г. 09:18 + в цитатник
Это я про вчерашний евангельский отрывок:
Что за «Ангел» мутил воду в Овчей купели.

https://anchoret.livejournal.com/511746.html


Метки:  

Кое-что о губке с оцтом

Суббота, 18 Мая 2019 г. 01:48 + в цитатник
Внезапно напоролся на новую для меня версию касательно той самой губки с уксусом, которой солдаты у Креста пытались напоить распятого Иисуса. Привычное толкование говорит о некоем сострадании, проявленном солдатами вермахта кесаря. Типа они использовали "поску" - обычный для солдат напиток из воды с добавлением уксуса. Но с чего вдруг взяться состраданию, когда там происходило беспредельное и бесконечное измывательство?
Оказывается, губка использовалась римлянами для подтирания после дефекации. Не у каждого солдата была своя, а была общая, которая прополаскивалась в уксусе после каждого использования, причем бралась она для этого на конец палки. Отсюда "трость", а не копие, ведь в первом случае было бы проще поддеть губку на конец копья, зачем ещё какая-то палка.
Это куда лучше вписывается в контекст "Страстей Господних". Но возникают вопросы: солдаты попёрлись на Голгофу за город с ведром уксуса и губкой на палке? Ерунда какая-то. Потом, это были не вполне римляне. Ауксилиарии - это вспомогательные войска, типа сирийцы какие-нибудь, у них могло и не быть римских гигиенических традиций.
Проблема в том, что ни один из евангелистов не был очевидцем описываемых событий, но писал с чужих слов спустя много лет, и у каждого был свой месседж. То есть вопрос не к историчности, а к тому, что хотел сказать конкретный евангелист.
Всё это интересно, но не более.

https://anchoret.livejournal.com/511498.html


Без заголовка

Пятница, 17 Мая 2019 г. 11:44 + в цитатник

Метки:  

День памяти святителя Афанасия (Пателлария)

Среда, 15 Мая 2019 г. 01:27 + в цитатник
Афанасий патриарх Цареградский (+1654). Его предшественником на патриаршей кафедре был его покровитель Кирилл (Лукарис), который то ли выражал, то ли не выражал кальвинистские взгляды (показания разнятся). Во всяком случае католическое лобби при дворе султана решило заменить его своим. Выбрали Афанасия, за которого французский посол заплатил Порте 60 тыс. талеров (1634). (Думаете, французы за православие топили? Конечно, почему нет.) Через несколько дней голландские протестанты перебили мазу французским католикам, заплатив 70 тыс. талеров за возвращение Лукариса.
Тогда Афанасий свалил в Италию (1635), где папа Римский сначала предложил ему стать кардиналом, а потом изучил личное дело и решил, что ну его на фиг. Согласно православному преданию Афанасий сам отказался от такой чести.
В ожидании лучших времён бывший патриарх переместился на Афон. Лучшие времена скоро наступили, и в 1652 он снова занял Царьградский престол. Снова на несколько дней. После чего свалил в Московию, уже навсегда, но он этого ещё не знал.
Был принят московским государем, активно пытался натравить его на турок. Поучаствовал в никоновской книжной справе, икающейся нам до сих пор. Напечатал в московских типографиях полтыщи индульгенций, чтобы отбить обратную поездку. Не доехал, помер в Лубнах.
Отпевали и хоронили его по греческому чину - сидящим на троне. Местные были так впечатлены диковинным обрядом, что поминали его как "Афанасий сидящий". Через восемь лет (1662) с подачи известного проходимца Паисия Лигарида, митрополита Газского, состоялось открытие мощей, признанных нетленными.

Афанасий Пателларий.jpg

До конца непонятно, когда и как его канонизировали. Видимо, толком никогда и никак. Но поскольку почитание его у мощелюбивого рода нашего было, то явочным порядком имя патриарха включили в святцы в конце XIX века.
Мощи его ныне хранятся в Благовещенском соборе богоспасаемого града Харькова.
Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас.

PS А потом подумал, и сделал чуть более полную историю на Дзене: https://zen.yandex.ru/media/id/5cafb3106257ee00b3c6abc7/nesviatye-sviatye-patriarh-afanasii-patellarii-5cdbe4564b212200b3a2d716

https://anchoret.livejournal.com/511036.html


Метки:  

Без заголовка

Вторник, 14 Мая 2019 г. 11:35 + в цитатник
Вообще на эту и близкие темы написаны десятки книг, из самых популярных авторов выделю Шкаровского и Кострюкова. Но книгами по такой узкой теме мало кто интересуется, в то время как в интернетах этих ваших мозги моют с порошком. Кого ни спроси - любой скажет, что РПЦЗ запятнала себя коллаборационизмом с Третьим рейхом.

Была ли РПЦЗ на стороне Власова и Гитлера

https://anchoret.livejournal.com/510948.html


Метки:  

Кое-что о танчиках

Пятница, 10 Мая 2019 г. 12:32 + в цитатник
Распечатал упаковку с георгиевской бутоньеркой и пригляделся к карточке вкладышу.


В правом верхнем углу американский танк М26 "Першинг". Да, они воевали в Европе, в самом конце войны, в 1945. Но нам они никогда по ленд-лизу не поставлялись и, соответственно, нет никакой логики в их участии на коллаже, посвящённом нашей Победе. Хорошо хоть, что не "Тигр" и не "Фердинанд". Распространяет те бутоньерки сайт za-pobedu.ru, который топит за патриотизм. Они не за американский патриотизм, конечно (предполагаю, они вообще за деньги, а не за патриотические идеи), это просто обычная безграмотность нынешней школоты.
Если что, в танчики я не играю и специалистом в них не являюсь.

https://anchoret.livejournal.com/510489.html


Без заголовка

Пятница, 10 Мая 2019 г. 12:18 + в цитатник

Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 ... 19 18 [17] 16 15 ..
.. 1 Календарь