-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Воскресенье, 24 Апреля 2022 г. 12:13 + в цитатник

Без заголовка

Среда, 02 Марта 2022 г. 13:29 + в цитатник
На днях стало опубликовано Открытое письмо котов ученых столицы, выдержки из которого мы приводим ниже:

...Мы оказываемся в ситуации, когда агрессивное наступление Великого Поста прекращает нашу Масленицу.
...
Пост может окончательно вытеснить сметану из нашего культурного пространства. Ограничение в поставках Вискаса отбросит нас во времена тоталитаризма, когда нам приходилось ловить мышей, а без поставок Катсана каждый снова сможет ткнуть кота носом в его дерьмо. Мы призываем хозяев одуматься и остановить Великопостное безумие!
...
Многие из нас и без того лишены возможности лизать себе яйца, а Великий пост и вовсе нанесёт непоправимый вред нашим международным половым связям, что особенно прискорбно в эти мартовские дни.

...подтверждая свою гражданскую позицию, мы продолжим гадить мимо лотков и вынудим хозяев убирать за нами!
...
Не желая терять своих златых цепей, мы, коты ученые, выражаем свою непреклонную волю кататься в масле вместе со всем цивилизованным сыром.

Нет Посту!

к.Баюн
к.Бегемот
к.Дорофей
к.Кокос
к.Барсик
к.Марсик
к.Бублик
к.Леопольд
к.Маркиз
к.Васька
к.Паштет
к.Дымок
к-к Гав

Коллегам-котегам, которые хотят пописать это обращение, просьба пометить свои углы.

https://t.me/counterfort/638

https://anchoret.livejournal.com/561615.html


Без заголовка

Воскресенье, 13 Февраля 2022 г. 18:54 + в цитатник
Когда я писал эту беззубую хрень про Ангела, возмущавшего воду в купели, то честно не подозревал, что упоминание о нём считается сомнительным с текстологической точки зрения. Оказывается, есть древние рукописи, которые обошлись в данном эпизоде без упоминания небесных сил бесплодных.

https://anchoret.livejournal.com/561296.html


Метки:  

О якобы посмертном изображении Феодоры

Пятница, 11 Февраля 2022 г. 14:12 + в цитатник
Феодора обрамлена примечательным образом. Она стоит на фоне экседры (полукруглой ниши с конхой), обрамлённой колонками. Это может напоминать эдикулу (две колонки с крышей), какими обычно оформляют надгробия. Плюс конха отчётливо воспроизводит форму раковины, а она связана с заупокойным культом. Поэтому кто-то предположил, что это посмертное изображение императрицы. И тут понеслось: и черный фон за откинутым пологом - это вход в царство мертвых, и фонтанчик де напоминает о водах Стикса и воде жизни вечной.


Феодора  Сан-Витале.JPG

Я в эту версию не очень верю. И надгробные эдикулы обычно плоскостные, а не объемные, и такие же конхи в Равенне встречаются в разных местах, то есть это просто декорация (само слово конха, которым называют полукупол, с греческого буквально и переводится как раковина), и сюжет там иной (я о нём писал) - скорее всего, показан переход процессии из нартекса в гинеконитис. Кроме того, есть большая вероятность, что эта часть мозаик была закончена до 548 года, когда Феодора умерла. В общем, чего только не навыдумывают.

https://anchoret.livejournal.com/561046.html


Метки:  

Кое-что о мощах свт.Спиридона

Понедельник, 08 Ноября 2021 г. 16:57 + в цитатник
Каноничная версия происхождения его мощей на Корфу известна: в VII веке их эвакуировали с Кипра в Константинополь, откуда в 1453 по причине падения города "служащий священник храма Георгий Калохетерес взял честные мощи святителя Спиридона и перенёс их через Фракию и Македонию в Эпир. Там Георгий находился два года, а затем в 1456 году ради большей безопасности переправился на остров Корфу".

По официальной версии мощи никогда не разделялись за исключением случая, когда владевшие островом венецианцы отчекрыжили и утащили себе десницу. На Корфу её вернули из Рима только в 1984 г. Все существующие в мире частицы мощей святого, по преданию, происходят от этой самой десницы. Ну, так-то вроде гладкая история.

Но в самом Константинополе, оказывается, мощи уже пребывали разделёнными. Как писал, например, Добрыня Ядрейкович, ставший впоследствии новгородским архиепископом Антонием, "тут же в церкви [свв.Апостолов] святаго Спиридона глава, а рука его и мощи у святии Богородици у Одигитреа в манастыри". Наш паломник был в Новом Риме в 1200 году и составил подробный перечень тамошних храмов и святынь, которые ему удалось повидать.

Лично я не знаю прецедентов, когда уже почитаемые мощи собирали бы по частям из разных мест и хранили как одно целое. Затрудняюсь представить также, чтобы у "служащего священника" достало полномочий на подобное деяние, но допустим, ему правда это удалось, тогда всё равно неясно, какой смысл выдавать реликвию за единое тело. Что-то тут не так.

https://anchoret.livejournal.com/560780.html


Метки:  

Кое-что об "Иконографическом беспределе"

Воскресенье, 07 Ноября 2021 г. 17:17 + в цитатник
Домучал наконец эту книжку. Автор прежде успешно поучаствовал в издании "Страдающего Средневековья", и на волне успеха той книги издательство поддержало ряд похожих проектов, вроде настоящего.


Иконографический беспредел.jpg

Книжка нормальная, но поскольку автор, видимо, не особо связан с православной традицией, то у него встречаются небольшие ляпы. Это нормально, у кого их не бывает. Один из них, однако, напомнил мне незадачливого экскурсовода: "Перед нами храм Трёх Святителей - Отца, Сына и Святого Духа".

Речь вот об этой иконе:

Димитрий Солунский.jpeg

Албания, Берат, XVIII в.

Автор пишет, что на ней "св. Димитрий Солунский побеждает Диоклетиана, нарисованного в образе царя-мусульманина". Что тут можно увидеть такого мусульманского - непонятно, потому что в таком же византийском доспехе изображаются любые воины. Но, главное, изображённый здесь "Диоклетиан" - это болгарский царь Калоян, по своему воспитанию самый что ни на есть византиец.

У этого сюжета парадоксальная история. Калоян (если переводить его имя на русский, то "Иван Добрый" - Калос Иоанн) регулярно выписывал люлей крестоносцам, захватившим Константинополь (1204). За этим занятием он добрался до Фессалоник (Солуни) и осадил город, за стенами которого засел гарнизон добрых католиков и их коллаборантов из числа местных православных греков. К несчастью, Калоян внезапно умер (1207) и осаду пришлось снять. Скорее всего, причиной смерти послужила болезнь - быстро развившееся воспаление или что-то вроде того. Есть версия, что его убили свои же заговорщики, но последующие события на это не указывают. Однако греки потом придумали, что Калояна поразил копьём явившийся с того света св.Димитрий - небесный покровитель Солуни, и вписали историю в житие святого.

На самом деле она была сочинена гораздо позже смерти болгарского царя, когда у греков возникло серьёзное опасение, что болгары экспроприируют Димитрия и сделают его своим национальным святым (Солунь была наполовину славянским городом, из неё вышли основатели славянской письменности, так что почему нет). Поэтому греки учинили форменный иконографический беспредел и отвели Димитрию роль нового болгаробойцы, хотя Калоян был его почитателем и даже изображал на своих печатях.

https://anchoret.livejournal.com/560601.html


Метки:  

Нужна помощь клуба

Среда, 20 Октября 2021 г. 11:27 + в цитатник

Без заголовка

Суббота, 02 Октября 2021 г. 23:42 + в цитатник
Заморочился вопросом монограмм на капителях колонн. Насколько я понимаю, явление существовало только в VI веке. Есть ли какая-то монография по этому вопросу?

Монограмма Теодориха.jpg

https://anchoret.livejournal.com/560125.html


Кое-что о Парме

Суббота, 25 Сентября 2021 г. 23:48 + в цитатник
Теоретически в Парме есть что посмотреть. Но у меня осталось одно впечатление, которым я хочу поделиться: будете проезжать - так проезжайте.
Был даже некий промыслительный момент, когда музейная тётка заартачилась, будто пцр-тест действителен только 48, а не 72 часа. Она упрямо стояла на своём, пытаясь (как я скоро осознал) сэкономить нам по €12. Мы этого не поняли и разыграли комедию "ах да, это правда, это точно загоскина, а есть другой «юрий милославский», так тот уж мой" - типа "а вот нам только что прислали по имейлу сегодняшний утренний тест вот только сейчас, да, а тот уж старый бог бы с ним". Просто у нас этих "тестов" было заготовлено, как у дурака фантиков. И что? Три бутылки просекко и одна кампари коту под хвост, получается.

https://anchoret.livejournal.com/559834.html


Кое-что о латыни

Среда, 22 Сентября 2021 г. 14:21 + в цитатник
В квартале Генуи, где мы останавливались, у архитекторов была занятная повадка украшать входные порталы жилых домов краткими латинскими изречениями, смысл которых от меня ускользает.

Понятно, что это игра слов, но из-за тонкой нюансировки с ней не справляется и онлайн-переводчик (я пытался переводить на три понятных мне языка).
Не сразу сообразил фоткать их все подряд, поэтому сохранилось только три надписи:

SIC NOS NON NOBIS
NON OMNIA SED BONA ET BENE
и на Palazzo Cambiaso, где мы жили:
NON DOMO DOMINUS SED DOMINO DOMUS

E5761B4A-112A-42FE-9F73-D27EF798264A.jpeg

4D956162-0706-4E8C-9BB8-96ED49BD041C.jpeg

https://anchoret.livejournal.com/559510.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 24 Мая 2021 г. 23:54 + в цитатник
Встретил упоминание "каравана слепых мулов", везущих с копий мраморные блоки. Озадачился, почему они были слепыми. Стал искать. Много узнал про то, что blind mules - это перевозчики наркоты, которых используют вслепую: они не знают, что везут. Но на хрена для перевозки мрамора в античности использовали именно слепых мулов, так и не понял.
Может, это про шоры на глазах?

https://anchoret.livejournal.com/559278.html


Кое-что о Закхее

Суббота, 22 Мая 2021 г. 20:24 + в цитатник
Мне кажется, что в некотором роде я уникален и в этом ракурсе Притчу о Закхее ещё никто не рассматривал.

https://t.me/counterfort/352

https://anchoret.livejournal.com/559080.html


Метки:  

Кое-что о Дне Победы

Понедельник, 10 Мая 2021 г. 19:38 + в цитатник
Мне самому не очень нравится околопраздничная истерия вокруг Дня Победы, хотя я по убеждениям совок, ватник и великодержавный шовинист. Но всё же, всё же..

С одной стороны, «при Сталине такой херни не было», в том смысле, что не накручивали нас никогда так при советской власти.
С другой стороны, может, потому всё и рухнуло, что не накручивали?

С одной стороны, мне не нравится, что из каждого утюга про войну и про победу. И не потому, что я против Победы, не ценю её и т.д. Меня скорее раздражает профанность языка, на котором о ней говорится, как раздражают, скажем, эти поганые киноподелки на военную тему и сотрудники супермаркета в военных пилотках. Это святое, нельзя с этим так.
С другой стороны, народ — дурак. (Любой народ, ничего личного. Потому и методы пропаганды универсальны для всех времён и народов). И чем народу проще и прямолинейнее (чтоб не сказать «тупее»), тем ему доступнее и понятней. Поэтому так и надо обрабатывать — тотально и беспощадно. А недовольные всегда будут. Зато народ выживет.

Подумалось: ну, а сколько так можно? На сколько вас (или нас) хватит?Настанет ли момент, когда можно будет сказать: ну всё, достаточно, вы всё поняли, дальше давайте сами? Вы уже типа прониклись, что это взаправду великий день и праздник, и будете отдавать ему должное по личной инициативе, а не по распоряжению начальства, подсказке СМИ или согласно выделенному на праздник бюджету. Или эта накачка будет повторяться из года в год?
Знаете, я ведь не верю этим людям, которые сейчас ходят с портретами ветеранов. Ну, то есть, я верю, что они искренне и от души. Но я не верю, что изменись условия, они всё равно будут так делать всегда. Таких мало.
У православных есть Пасха и крестный ход при ней. Спустя несколько десятилетий советской власти вместо миллионов на него ходило только незначительное количество тёмных бабок и фриков из числа вечно томящейся по запретному и духовному интеллигенции, и то лишь те, кто ничем не рисковал, кто мог себе позволить такое хобби. Спрашивается: под угрозой социальных последствий вы по-прежнему будете ходить на «бессмертный полк»? Не спешите с ответом, подумайте. А следующее поколение, которое пока не успело втянуться?

Нет, пожалуй, здесь только отпусти вожжи — всё снова пойдёт вразнос. Стоит прекратить «политико-воспитательную работу», хо-хо, свято место пусто не бывает: тут же появятся другие «воспитатели». Да они и сейчас есть, им только волю дай.

Вот у нас под боком есть Украина. Это наш народ, это мы сами, только там нам мозги промывают в другом направлении. Уже сейчас там у людей крыша поехала (у большинства или пока нет — не могу судить). Но точно знаю, что их с каждым годом становится больше даже в таких скверных экономических условиях, как сейчас. А если б их экономика рванула вверх, как в Третьем рейхе? Уже сейчас бы в Киеве зиговала не пара сотен гастролёров «iз заходу», а десятки тысяч своих, местных. И почему я должен быть уверен, что у нас по-другому? Ещё раз: они — это мы. Просто там государственный строй отличается. (Ау, «патриоты», «любящие свою страну, но ненавидящие своё государство» — не станет государства, исчезнет и страна ваша, как не стало Византии с её ромеями, зато появились патриоты-греки и патриоты-турки, регулярно получающие пиздюлей от тех, кто лучше понимает важность сохранения империи).

В общем, не всё мне нравится, но пусть уж лучше так, как есть. А ещё лучше — чтобы лучше, чем есть.

https://anchoret.livejournal.com/558606.html


Святые, которых не было: Филомена

Суббота, 08 Мая 2021 г. 16:32 + в цитатник
Житие святой гласит, что она была дочерью правителя маленького греческого города-государства, пострадавшей в гонение Диоклетиана (303-313 гг.) Папа отправился в Рим убалтывать императора, чтобы тот не затевал войны с его полисом, и зачем-то взял с собою несовершеннолетнюю дочку.

В позднейшей литературе говорится, что она была с Керкиры (принцесса Корфу, так сказать), но в первоисточнике этого нет. Да и с чего бы Диоклетиан стал воевать с Керкирой, которая к тому моменту была в составе его империи уже полтысячи лет?

Императору малолетка приглянулась, но на его сватовство она ответила отказом, потому что ранее (в 11 лет) дала христианский обет девства. Тогда император приложил максимум усилий, чтобы понравиться будущей святой. Её бросили в тюрьму, бичевали, топили в реке и расстреливали из луков. Процесс ухаживаний сопровождался обычными в таких случаях чудесами: благодаря ночным визитам ангелов Филомене всё было как с гуся вода и на каждый следующий день она была как новая. С её чудесной неуязвимостью покончили, как в "Горце", то есть отрубив голову. Теперь вопрос: как вышло, что до XIX века об этом не было известно ровным счётом ничего?

В 1802 году при раскопках в катакомбах Прискиллы обнаружили захоронение. Костные останки принадлежали девочке 13-15 лет, надгробные таблички содержали символы (пальма, якорь и стрелы, которые сочли знаками мученичества), а также надпись "PAX TECVM FILVMENA", т.е. "Мир с тобой, Филомена". Осадок на дне погребального сосуда почему-то приняли за высохшую кровь. Надо заметить, что тогда вообще было принято считать наличие таких сосудов знаком мученичества. Археологи расстались с этим заблуждением чуть позже.

Philomena plates.jpg

При обнаружении могилы таблички были в другом порядке: lumena paxte cumfi. Среди археологов считается, что их изначальный порядок менялся намеренно в случаях, когда в нишу хоронили кого-то другого, к кому прежняя надпись не имела отношения.

В 1805 году останки поместили в часовню как святые мощи, в 1827 к ним приложили те самые таблички, в 1833 монахине Марии Луизе ди Джезу Филомена (сама!) подробно рассказала ту историю, что вкратце изложена выше, и в 1837 году папа Григорий XVI авторизовал её местное почитание в качестве святой после случая исцеления по молитвам к ней.

Проблемы начались в ХХ веке, когда при написании статей для Католической Энциклопедии учёные взялись за изучение вопроса. Конечно, рассказ монахини, которой по ночам являлась святая и рассказывала свою биографию, весьма занимателен, хотя и содержит некоторые странности, начиная с латинского имени греческой девочки. Однако проверить его было нечем, да и, что уж там, признаемся откровенно, он очевидно представляет собой вторичную компиляцию уже известных и вполне традиционных сюжетов, не приправленных ни одной характерной исторической подробностью. Беспристрастный анализ истории не оставляет сомнений, что она фиктивна.

Потом, как удалось установить, таблички относятся к середине или второй половине II столетия, а само тело принадлежит к тому периоду IV столетия, когда гонения уже прекратились.

saint-philomena.jpg

Якорь с табличек, древнейший христианский символ надежды для корабля церкви среди бушующего моря житейских невзгод, перекочевал на икону как орудие страстей и знак неудачного утопления мученицы в Тибре.

Папский престол формально сослался на то, что канонизации Филомены никогда не было - это сложная процедура, так что одного разрешения к почитанию со стороны папы Григория XVI тут недостаточно, и быстренько изъял Филомену изо всех календарей и списков (хотя в самый главный официальный канон святых её никогда и не включали). Но беда в том, что к тому времени уже установилось сильное и повсеместное почитание святой Филомены! Было построено несколько церквей в её честь, написано много благочестивых книжек, описаны чудеса, нашла спрос религиозная атрибутика с её именем. Больше того - несколько известных католиков, способствовавших распространению её почитания, уже сами стали святыми!

И проблема существует поныне: практическое почитание св. Филомены есть - храмы остались, и литании с её мощами совершаются, и иконы продаются, в общем, всё как у нормальных святых. А официального благословения на всё это нет. В свете изложенного ясно, что в православной церкви культа Филомены не существовало никогда, однако неофициально и в частном порядке кое-где в Греции появляются её иконы и частицы мощей. Ведь Мария Луиза сказала, что Филомена была из Греции, а для греков это важно.

St-Philomena.jpg

А эта икона красивая. Но только на ней какая-то взрослая тётка, а не девочка подросток. В сети, кстати, масса изображений Филомены с отчётливо педофильским привкусом. Может, оно и ненарочно, просто эротичная чувственность католической живописи так сочетается с изображением ребёнка... всё равно брр.

https://anchoret.livejournal.com/558449.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 05 Мая 2021 г. 17:38 + в цитатник
22 мая планирую оказаться в богоспасаемом граде святого Франциска, так что если кому-то это в чём-то может помочь, то благоволите сообщить.
И, кстати, что там стоит посмотреть по дороге до NY?

https://anchoret.livejournal.com/558097.html


Без заголовка

Воскресенье, 02 Мая 2021 г. 06:41 + в цитатник

Без заголовка

Воскресенье, 28 Февраля 2021 г. 23:24 + в цитатник
Если не знать заранее, то сколько ни вглядывайся, всё равно невозможно понять, что это за здание. А здание хорошо известно всем, кто там бывал. Так оно выглядело до реставрации XIX-XX вв.

F46EAABD-53B5-49A7-B6D0-A24391541B20.jpeg

А так оно выглядит сейчас и близко к тому, как выглядело изначально.

FE056302-7B75-44FC-9106-99D99B0B20E1.jpeg

Баптистерий ариан, конечно.

https://anchoret.livejournal.com/557578.html


Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 00:47 + в цитатник
Обеспокоенность католического архиерея вызывает и то, что пандемия задела церковную жизнь на базовом уровне: возможность совершать богослужения была или сильно ограничена, или совсем отменена во время локдауна. В этой связи кардинал поставил под сомнение то, что все прихожане вернутся в храмы после отмены ограничений.

Не, а чего вы хотели-то? Сами позакрывали церкви по первому свистку, сами учили по интернету куличи освящать (это я уже про наших, да оно и без разницы), сами ввели какие-то позорные псевдосанитарные меры, напялили маски на служащее духовенство, и чего вы ожидаете теперь? Что к вам народ попрёт?? Как есть дебилы.

https://anchoret.livejournal.com/557554.html


Метки:  

В этот день 15 лет назад

Четверг, 11 Февраля 2021 г. 12:41 + в цитатник
Вот сейчас читаю, что ты там 15-20-25 лет назад понакупал. Как один из примеров, мне тогда византинистика была вот вообще никак, меня больше занимала Др.церковь, церковная история XIX-XX вв., а сейчас только в путь. И мало покупал! Чего тогда "Алексиаду" не взял? Ведь мог же. Она сейчас полторы штуки стоит.

https://anchoret.livejournal.com/557072.html


Метки:  

Как римская мозаика стала равеннской

Среда, 10 Февраля 2021 г. 14:26 + в цитатник
Мне в сети случайно попалась якобы равеннская мозаика. Но это точно не Равенна, и по стилю видно, и не знаю я такой (да, я знаю все равеннские мозаики, чего такого ))). Но что самое удивительное, поиск по картинке не дал результатов ни в Яндексе, ни в Гугле. Как всегда в подобных случаях, на подмогу пришли добрые люди, больше знающие и лучше умеющие обращаться с поиском.

Ravenna-02800-L.jpg


Благодаря spbreader стало понятно не только откуда мозаика (а она из Санта-Мария-Маджоре в Риме; я там был и мозаику видел, конечно, но она оказалась погребена под грузом прочих впечатлений и бесследно растворилась в памяти),
см. Apse mosaic, window level: 5. Dormition
но и каким образом она попала в равеннские: в настройках фотоаппарата одного незадачливого путешественника оказалась сбита дата, и по ней он решил, что делал снимок в Равенне, а не в Риме. Видимо, с его подачи снимок и пошёл гулять по сети, как равеннский.

https://anchoret.livejournal.com/557012.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: 28 27 26 [25] 24 23 ..
.. 1 Календарь