liudmila_letoвсе записи автора
В Санкт-Петербурге ушел из жизни художественный руководитель филармонии имени Д.Д. Шостаковича, дирижер, народный артист СССР Юрий Темирканов. 10 декабря ему должно было исполниться 85 лет.
Ушел хранитель великой традиции, подлинный Мастер, обладающий уникальным даром проникать в глубину авторского замысла. Он умел дать слушателям ключ к тайнам искусства великих композиторов. В суете современного мира Юрий Хатуевич Темирканов оставался оплотом истинных ценностей и высоких идеалов дирижерского искусства.
«Руки Темирканова — уникальное явление русской культуры.
Руки — оркестр, руки — театр, руки — полет.
Горько, что они опустились. Прощайте, маэстро!»
Глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская
Бизе-Щедрин
Кармен Сюита.
Дир. Ю. Темирканов(1973)
Сергей Прокофьев. Александр Невский, соч.78
Юрий Темирканов / Санкт-Петербургский филармонический оркестр
Сергей Рахманинов - Симфонические танцы, соч. 45
Юрий Темирканов, оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах П.Чайковского по одноименному роману А.Пушкина в постановке Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова.(1984)
Музыкальный руководитель, дирижер и режиссер-постановщик -
Юрий Хатуевич Темирканов
Актер - Евгения Гороховская (Ларина)
Актер - Лариса Дядькова (Ольга)
Актер - Юрий Марусин (Ленский)
Актер - Сергей Лейферкус (Евгений Онегин)
Актер - Татьяна Новикова (Татьяна)
Актер - Николай Охотников (Князь Гремин)
Актер - Людмила Филатова (Няня)
Актер - Андрей Храмцов (Ротный Зарецкий)
Актер - Михаил Егоров (Трике)
Актер - Владимир Трушин (Запевала)
Главная редакция музыкальных программ, 1984
Выдающийся дирижер долго болел. В январе 2022 года он оставил пост главного дирижера Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии. Но Юрий Хатуевич оставался не только художественным руководителем Санкт-Петербургской филармонии, эту должность он занимал с 1988 года, но и камертоном интеллигентности и подлинно высокого искусства.
Юрий Темирканов родом из Нальчика. Однако он давно стал одним из самых знаменитых петербуржцев. В 1962 году окончил оркестровый факультет, в 1965-м - класс оперно-симфонического дирижирования Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова).
О выборе жизненного пути Юрий Темирканов так говорил в нашем первом интервью:
- То, что я стал дирижером - это результат стечения множества обстоятельств. За редким исключением с детства всерьез намечаешь себе профессию. Я в детстве очень много рисовал и хотел быть художником, потом собирался стать скрипачом, а в итоге превратился в дирижера. Когда я был молод, то ко всем наставлениям старших относился снисходительно. Оказалось, что если даже ты и умен от Бога, то по-настоящему что-то понимать в жизни, в профессии, в людях начинаешь только во второй половине жизни.
Его профессиональный дебют состоялся в Малом оперном (ныне Михайловском) театре. Особая часть его жизни была связана с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он прослужил с 1966 по 1988 год. Его оперные постановки неизменно становились событием, а "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", где он выступил и в качестве режиссера, вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства.
Вспоминая о своих годах в Кировском театре в одном из наших интервью, Юрий Хатуевич признался:
- Я не тоскую по театру, а с огромным удовольствием вспоминаю то время. Но что сейчас происходит в его стенах, я не очень знаю. На мой взгляд, колоссальное достоинство русского театра всегда было в том, что он имел постоянную труппу и огромный репертуар. Мы никогда не выпускали "бройлеров" - каждый месяц по премьере, которые исчезают с афиши так же быстро, как и появились. Это не в характере русского театра. У нас ставился спектакль, который мог идти десятилетиями - до тех пор, пока он морально не устаревал. Русский театр был хранителем традиций и духа всей русской культуры. Конечно, театр не может обойтись только русскими названиями. Это было бы абсурдно. И все-таки фундаментом русского театра должна быть русская классика. А "конвейерный" подход - это самое плохое, что мы сегодня пытаемся заимствовать у западного театра. При том, что ни миланский "Ла Скала", ни Венская Государственная опера так не делают.
Юрий Темирканов сотрудничал с самыми известными музыкальными коллективами мира. Дебютировав в 1977 году с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Темирканов в 1979-м стал главным приглашенным дирижером этого коллектива, а также Филадельфийского оркестра; с 1992 по 1998 год являлся главным дирижером Лондонского Королевского оркестра. В разные годы также был приглашен дирижировать в Германии и в Дании. Подписав контракт с оркестром Датского радио, полушутя-полусерьезно сказал в интервью:
- Я очень люблю Данию. Там очень хорошо лечить нервы, особенно после Америки. А если бы у меня не было никаких обязанностей, я бы жил на природе - дышал свежим воздухом и слушал тишину.
Юрий Темирканов - полный кавалер российского ордена "За заслуги перед Отечеством", удостоен звания народного артиста СССР. Он дважды лауреат Государственной премии СССР и еще дважды Государственной премии России за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры. И полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", командор ордена Звезды Италии, кавалер японского ордена Восходящего солнца. Его записи музыки Сергея Прокофьева к фильму "Александр Невский" (1996) и Седьмой симфонии были номинированы на премию Grammy.
Юрий Темирканов без кокетства замечал:
- Очень часто люди снисходительно говорят о наградах. Я думаю, они лгут. Прекрасно презирать награды, как и деньги, только имея их. Хотя, конечно, с другой стороны, когда ты молод, каждая награда чрезвычайно радостна. И сейчас приятно получать награды, но того естественного восторга, который был бы у меня лет тридцать или сорок назад, я уже не испытываю. Я постарел, поумнел, поуспокоился.