-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237614


Музей М.А. Булгакова"Нехорошая квартира"

Понедельник, 30 Января 2023 г. 07:26 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Музей Михаила Булгакова — государственный музей в Москве, посвящённый жизни и деятельности писателя Михаила Булгакова. Открытие состоялось в 2007 году в пространстве легендарной коммунальной квартиры № 50 в доме 10 на Большой Садовой улице, в одной из комнат которой Булгаков проживал с 1921 по 1924 год.

Михаил Булгаков

Эта квартира стала прообразом «нехорошей квартиры», описанной в романе «Мастер и Маргарита». По состоянию на 2018-й, в коллекцию музея входят более трёх тысяч экспонатов: личные вещи писателя, фотографии, документы и антикварная мебель

Мемориальная доска Михаилу Булгакову, 2009 год
Дом Пигита
Дом № 10 по Большой Садовой улице был построен в стиле модерн в 1902—1903 годах архитекторами Эдмундом Юдицким и Антонином Милковым по заказу московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. В честь него дом получил народное название «Дом Пигита». Изначально предприниматель планировал строительство производственного корпуса фабрики, однако правительство Москвы запретило возведение фабричных корпусов внутри Садового кольца.

стены подъезда

Из-за этого дом был построен как доходный, а в квартирах селилась творческая интеллигенция Москвы: художники Пётр Кончаловский, Георгий Якулов, Василий Суриков, писатель Михаил Булгаков, меценат Николай Рябушинский и другие. Именно на одной из вечеринок, устроенной в студии Георгия Якулова, поэт Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан.

 Интерес к первому московскому адресу М.А. Булгакова появился сразу после публикации романа "Мастер и Маргарита". Поклонники писателя стали приходить в 6-й подъезд дома номер 10 по Большой Садовой с 1970-х годов. Стены, лестница, дверь знаменитой "Нехорошей" квартиры № 50, описанной Булгаковым в романе, постепенно покрылись несколькими слоями иллюстраций к произведению, любимыми цитатами и обращениями к персонажам. Здесь возник настоящий "народный музей" со своими традициями, героями, своей жизнью. В подъезде снимались фильмы, устраивались концерты, спектакли.

В 1990-е годы сама квартира № 50, где с 1921 по 1924 гг. М.А. Булгаков жил со своей женой Т.Н. Лаппа, открылась для посетителей. Ее 10 комнат стали площадкой для общения и творческих экспериментов многочисленных поклонников. В марте 2007 года знаменитая "Нехорошая квартира" получила статус единственного в России государственного музея М.А. Булгакова..Музей был создан на основе полученной от Международного представительства Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова (президент В.Ф. Дименко) коллекции мемориальных предметов и документов, связанных с жизнью и творчеством писателя, в количестве 517 ед. хр.

Построенное в форме трапеции здание состояло из трёх жилых корпусов и секции художественных мастерских. В центре дома находился внутренний двор с фонтаном и палисадником, не сохранившимся до наших дней.

Все квартиры имели расширенную планировку и состояли из четырёх-пяти комнат. Исключение составил только шестой подъезд, квартиры которого были в последний момент перепланированы под общежитие Высших женских курсов

До революции квартиры в доме арендовали довольно обеспеченные москвичи. В центральной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Мастерскую № 38 некоторое время арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский.

С 1910 года в этой мастерской работал художник Пётр Кончаловский, пока в 1917 году не переехал в мастерскую No 40, в которой сначала Пётр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую No 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль

В 1918 году дом был национализирован и стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. Начиная с 1919-го в доме стали появляться первые коммунальные квартиры, созданные в результате политики уплотнения и заселённые рабочими с фабрики «Дукат»

В одной из таких квартир Фанни Каплан остановилась в ночь перед покушением на Ленина в 1918 году. Известно, что она вышла рано утром из дома на Садовой и направилась на завод Михельсона, где произвела два выстрела.

В 1920-е годы в коммунальные квартиры дома заселяли рабочих, в первую очередь сотрудников московских типографий, а также работников фабрики «Дукат», продавцов, уборщиков, портних, слесарей и других.

В 1920 году мастерскую No 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов. На одном из вечеров в его мастерской Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дунка.

В 1960-е годы началось массовое расселение коммунальных квартир. Если в 1944 году в доме проживали 767 человек, то в 1978 году — уже 355.

В 1970-е годы дом на Садовой улице стал одним из неофициальных московских центров нонкоформистского искусства. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома расселили, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности свободные помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей домовладельческой квартире No 5, они организовали сквот, просуществовавший до 1996 года

Татьяна Лаппа в 1910-е гг
Михаил Булгаков оказался в доме № 10 на Большой Садовой осенью 1921 года — вместе со своей первой супругой Татьяной Николаевной Булгаковой (в девичестве — Лаппа) он поселился в одной из комнат коммунальной квартиры № 50 и прожил до осени 1924 года[2]. В этот период Булгаков написал роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», «Записки на манжетах», рассказы, фельетоны и очерки («Красная корона», «Столица в блокноте», «Киев-город», «Бенефис лорда Керзона» и другие).

Сама же коммунальная квартира № 50 послужила одним из прототипов «нехорошей квартиры» в романе «Мастер и Маргарита». Обстоятельства жизни Булгаковых в квартире могли отразиться в рассказах «Самогонное озеро», «Три вида свинства», «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» и других произведениях

Открытие музея
В 1983 году в квартиру 50 въехал проектный институт «Гипротехмонтаж». Его сотрудница, Наталья Романова, вдохновившись историей квартиры, устроила в одной из комнат импровизированную булгаковскую экспозицию. В это же время начинается настоящий булгаковский бум в прессе.

Стол из квартиры в Нащокинском переулке, где был написан роман «Мастер и Маргарита», 2016 год
Vadim Indeikin

Один за другим самые разные люди выступают за создание музея Булгакова на Большой Садовой и за булгаковские праздники на Патриарших прудах. Первый такой праздник состоялся в сентябре 1989 года.

Накануне 100-летия М. А. Булгакова, в 1990-м году был создан Фонд Михаила Булгакова под руководством Мариэтты Чудаковой, который также взял на себя заботу о квартире писателя. В 1994-м помещения официально передали в ведение фонда. Открытие музея состоялось 15 мая 2007 года.

Первым директором стала Инна Мишина, контракт с которой продлился до 2012 года. В июне того же года был объявлен конкурс на создание новой концепции музея, который выиграло итальянское бюро Габриеле Филиппини совместно с командой литературоведа Мариэтты Чудаковой. Впоследствии новым директором музея стал Пётр Мансилья-Круз.

В настоящее время администрация планирует расширение из-за недостатка пространства для проведения культурно-просветительских мероприятий. В 2015 году в состав музея вошла мемориальная мастерская Петра Кончаловского, с 2018-го находящаяся на реконструкции

Музей планирует открытие филиала в квартире на Большой Пироговской улице, где Булгаков проживал с 1927 по 1934 год. Там он снимал три комнаты, в которых были написаны «Бег», «Кабала святош», а также «Мастер и Маргарита». С 2018-го помещения находятся на реконструкции.

Книги из личной библиотеки писателя, 2014 год

При учреждении действует театр «КомедиантЪ», постановки которого проходят в общественных пространствах музея.
Основу коллекции составляют экспонаты, переданные в дар родственниками и друзьями писателя: филологом Еленой Земской, В. М. Светлаевой, а также президентом Фонда имени Булгакова В. Ф. Дименко.

Инсталляция коммунальной кухни, 2014 год

Основная экспозиция разделена на две части: историческую и литературную. Коридор является промежуточным пространством, для мистификации которого используются визуальные спецэффекты и компьютерные технологии. По состоянию на 2018-й, в коллекцию музея входят более трёх тысяч предметов.

Инсталляция коммунальной кухни, 2014 год

керогазы

В Гардеробной находится собрание саквояжей, чемоданов, шляп и зонтов, символизирующих странствия писателя. Из прихожей можно попасть в Синий кабинет — восстановленный по воспоминаниям близких и друзей кабинет писателя из квартиры в Нащокинском переулке, где Булгаков прожил последние годы жизни.

Восстановленный кабинет Булгакова, 2014 год

В комнате представлена часть оригинальной мебели. На столе лежит издание единственного сохранившегося до наших дней труда на латинском языке «Золотой осёл», автором которого был древнеримский писатель Апулей. Многие исследователи предполагают, что именно этой работой вдохновлялся Булгаков перед написанием «Мастера и Маргариты».

В углу кабинета представлен гардероб, ранее принадлежащий супруге писателя, и секретер Булгакова, за которым он работал в последние годы жизни. Также в кабинете располагаются фортепьяно и шкаф-бюро, прозванный семьёй литератора «пузатиком».

синий кабтнет

Отдельная комната посвящена истории дома Пигита и экспонирует документы, фотографии и чертежи здания.

В комнате Булгакова хранится часть личной библиотеки писателя, машинопись пьесы «Мольер» с его автографом, псише, а также резной стол. Последний предмет не принадлежал писателю, однако стоял в квартире дяди Булгакова, врача Н. Покровского.

Инсталляция Кухня символизирует социальные перемены 1920 годов и представляет собой экспозицию, моделирующую коммунальную кухню того времени. Рядом представлены оригинальный буфет из Нащокинской квартиры писателя, никелированная пожарная каска, а также примус

Гостиная, 2014 год

. Гостиная является общественным пространством, в котором музей проводит спектакли и музыкальные концерты.

В комнате хранятся антикварная мебель, фотографии, гравюры, а также фортепьяно XIX века и журнальный столик Н. Покровского. В Белом зале действует выставочное пространство, где проводятся лекции и концерты

   

Нехорошая квартира — квартира, в которой происходило действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в том числе проходил «бал сатаны». Адрес, указанный в романе — Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50.

Согласно «Булгаковской энциклопедии» Бориса Соколова, возможным прообразом нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921—1924 годах.

Квартира эта представляла собой коммунальную квартиру коридорного типа и состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Некоторые черты планировки сходны с квартирой № 34 в этом доме, где писатель проживал в августе-ноябре 1924 года. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире № 50 жила женщина, которая была прототипом Аннушки из романа.

Квартира № 50 также упоминается в других произведениях писателя: «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро», «Воспоминание…».

В 2004 году передана фонду Булгакова. Теперь там находится музей.

Описанный в романе «бал сатаны», по мнению Бориса Соколова, мог быть списан с пьяных оргий в «Дачной коммуне» Кучино, которые устраивал начальник Спецотдела ВЧК Глеб Бокийю

За два года до начала действия романа из «нехорошей квартиры» за неделю загадочным образом исчезли пять жильцов и «корректный милиционер в белых перчатках», зашедший за одним из квартиросъёмщиков. Прочие жильцы дома ещё долго рассказывали невероятные легенды о произошедшем, но уже через неделю в эту квартиру вселяются директор Театра Варьете Степан Лиходеев и председатель МАССОЛИТа Михаил Берлиоз с супругами. Вскоре жёны обоих исчезают, но на этот раз не бесследно.

В книге подробное описание вышеназванных событий занимает целую страницу 7-й главы, а в сериале Владимира Бортко пьяный Лиходеев лично рассказывает эту историю какой-то женщине на ужине в «Доме Грибоедова»

С появлением Воланда в Москве Берлиоз погибает под колёсами трамвая, Лиходеева «нечистой силой» забрасывает в Ялту, а в Нехорошей квартире селится свита сатаны, и из-за этого за квартирой окончательно закрепляется плохая репутация.

В 27-й главе кот Бегемот устраивает в Нехорошей квартире пожар, из-за которого сгорает весь дом. На этом история «Нехорошей квартиры» заканчивается.


1915 год, дом, где находится «нехорошая квартира».

1912 год, Толстовский дом (Доходный дом графа М. П. Толстого), где находится вторая «нехорошая квартира».
История дома
Дом построен в 1902—1903 годах в стиле модерн. Архитекторы — Э. С. Юдицкий и А. А. Милков. Хозяин участка — меценат, владелец табачной фабрики «Дукат» Илья Давыдович Пигит. Комнаты сдавались МВЖК, а также врачам, деятелям искусства. В доме была оборудована художественная мастерская.

Государственный музей М.А. Булгакова

АДРЕС 1: Москва, ул. Большая Садовая, дом 10 (проход через арку), 6-й подъезд, 4-й этаж, квартира 50.

Серия сообщений "БУЛГАКОВ":
Часть 1 - Киев. Музей Пушкина в доме, в котором жил Булгаков.
Часть 2 - Михаил Булгаков: «Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре»
...
Часть 11 - 3 секрета романа «Мастер и Маргарита»
Часть 12 - Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита»
Часть 13 - Музей М.А. Булгакова"Нехорошая квартира"
Часть 14 - Один из самых таинственных романов ХХ века. Музыкальные интерпретации
Часть 15 - Один из самых таинственных романов ХХ века в хореографии
Часть 16 - В Петербургской филармонии - один из самых таинственных романов ХХ века

Рубрики:  история/Музеи
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 22 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 30 Января 2023 г. 10:38 (ссылка)
Майя_Пешкова, Посмотрела музей Булгакова. Спасибо, Майя. Читала "Мастер..." и Собачье сердце".Бесподобные романы. Как он умел тонко и с юмором подметить и написать о недостатках людских. Такому писателю стоит музей открыть.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Января 2023 г. 21:55ссылка
Михаил Булгаков за годы жизни написал немало произведений, хотя самыми известными и знаменитыми из них, бесспорно, можно назвать «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце». Конечно, этими шедеврами список творчества великого писателя не ограничивается, но именно эти произведения принесли Булгакову посмертную славу.
Пьеса Булгакова «Дни Турбиных» с успехом шла во МХАТе около 15 лет, до начала очередной войны. Постановку несколько раз запрещали, но Сталин лично потребовал вернуть ее на сцену, так как вождю пьеса нравилась. По неподтвержденным данным, Сталин смотрел «Дни Турбиных» не менее 15 раз.
Спасибо,Нина за комментарий
yuriy_iWowWe   обратиться по имени Понедельник, 30 Января 2023 г. 15:17 (ссылка)
Картинка сегодня будем праздновать день деда мороза и снегурочки
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Понедельник, 30 Января 2023 г. 17:02 (ссылка)
Благодарю Майя за очередной интересный "музейный" пост! Булгаков несомненно заслуживает музея и огромного интереса к нему.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Января 2023 г. 21:56ссылка
Спасибо,Лиз
Интересно,что советская пресса последовательно и жестко критиковала как творчество Булгакова, так и его самого. По подсчетам самого писателя, за 10 лет в различных газетах и журналах вышло 298 разгромных рецензий на его произведения и только 3 положительных.
ГалКон   обратиться по имени Понедельник, 30 Января 2023 г. 21:24 (ссылка)
Спасибо, Майя, большое, за интересный пост о музее Михаила Булгакова на Садовом. Вот ведь любовь народная не умирает к самому писателю и его бессмертным произведениям. Если театр начинается с вешалки, то музей Булгакова начинается с подъезда, в котором находится "нехорошая квартира" №50 и стены которого превращены в своеобразную книгу отзывов о творчестве писателя и посещении музея. Очень интересны экспозиции музея, состоящие из вещей и мебели, которыми писатель с семьей пользовался при жизни в этой квартире и других, которые он снимал позже. Экспозиции кухни, кабинета, гостиной и др. являются также иллюстрациями в натуре книги " Мастер и Маргарита". Да и показывают в каких условиях и как жила творческая интеллигенция того времени. Прекрасный музей!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Января 2023 г. 22:01ссылка
Спасибо,Галя
Самые большие склоки были среди творческой интеллигенции)))
В 1930 году положение Булгакова стало отчаянным – его книги не печатались, а пьесы одну за другой изымали из репертуара театров. Доведенный до крайности писатель написал обращение в правительство СССР с просьбой либо разрешить ему уехать за границу, либо дать возможность работать в театре. Вскоре Булгакову позвонил Сталин и посоветовал драматургу устроиться во МХАТ.
Работа над «Мастером и Маргаритой» началась еще в 1920-х годах и продолжалась до смерти Булгакова, но этот труд так и не был завершен. Сведением воедино разрозненных черновиков и записей занималась уже вдова писателя Елена. Первоначально этот роман предполагалось назвать «Черный маг» или «Копыто инженера».
Ни Мастера, ни Маргариты в первом варианте знаменитого романа не было – автор книги о Понтии Пилате и его возлюбленная родились в воображении Булгакова только через 10 лет работы над романом.
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Января 2023 г. 22:21ссылка
То, что у Булгакова были сложности с творческой интеллигенцией неудивительно. Самый склочный и завистливый народец, возомнившей себя вершителями судеб. И сейчас полно этих дрязг в их среде. А насчет звонка Сталина писателю, я думаю, что он посоветовал Булгакову обратится во МХАТ, предварительно позвонив или указав в соответствующие инстанции. И спасибо Елене Булгаковой, что не оставила без внимания этот роман в черновиках и записях, а довела до читателей.
izogradinka   обратиться по имени Понедельник, 30 Января 2023 г. 21:51 (ссылка)
Сложным человеком был Михаил Афанасьевич Булгаков...
Очень жаль его первую жену, на долю которой достались все невзгоды.
Сколько пришлось терпеть несправедливостей от него.
---
Но у больших писателей главное - творчество и всё для него. И не стоит гениев судить как соседей по коммуналке. Все гении - индивидуалисты, иначе у нас не было бы гениальных произведений.
---
Благодарю, Майя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Января 2023 г. 22:17ссылка
Кроме сложностей в характере Булгаков проявил еще с детства гениальные способности
Согласно воспоминаниям сестры Михаила Афанасьевича полюбил литературу писатель еще с детства и что самое удивительное практически все, что ему удалось прочесть, запоминал наизусть. В семь лет Михаил Булгаков написал первый рассказ, который назвал «Похождения Светлана». К сожалению, современникам не удастся прочитать первое произведение литературного гения, но точно известно, что его героями были феи, принцессы и короли. В 9 лет Михаил прочитал «Собор Парижской Богоматери» и был настолько поражен прочитанным, что порой читал наизусть целые страницы романа
Спасибо,Из за внимание
Лулу_Прада   обратиться по имени Вторник, 31 Января 2023 г. 00:43 (ссылка)
Как же я люблю такие квартиры-музеи!

Они "дышат" к люди, "играют" с посетителями, не отпускают тебя еще долгое время...
Была только в музее Киева - ощущения те еще..., наверное, где бы Булгаков не был - там оставил свою тень, поэтому мистика есть - подтверждаю)))

А еще он играл великолепно на фортепиано, поначалу подрабатывая этим в театре.
А вот пьесу "Бег" Сталин не разрешил, в отличие от "Белой гвардии", поставили, но после смерти обоих...

Удивительное наследие - и как хорошо что оценка только повышается.
Спасибо, спасибо, спасибо, Майя!
(...эх, все сложнее заходить на ресурсы с .RU.....)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 31 Января 2023 г. 07:40ссылка
Ах,Лу.....Ты прорвалась к нам....не смотря и вопреки.Спасибо тебе огромное,выше тысячи слов.Держись и дай,Бог,удачи и здоровья.Мы любим тебя и ждем...Спасибо за добрые слова.
зуева_татьяна   обратиться по имени Вторник, 31 Января 2023 г. 12:31 (ссылка)
Спасибо! Интересный музейный экскурс!! Столько впервые узнанных биографических деталей нашего любимого писателя!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку